Одним из участников двухдневного ленинградского фестиваля «Пролеткульт» был Йоэль Матвеев. Вообще, нужно отметить хорошую работу организаторов фестиваля (оргкомитета) в этом направлении: ни малейшего намёка на эйджизм и вкусовщину при отборе участников поэтической части не замечалось. Безбород и бородат — оказывались рядом, друг за другом. А юный поэт Львовский (псевдоним — Кот, не путать со Станиславом Львовским) — так и вовсе держался в первый день словно сын или ученик Йоэля, сам же выступил только на второй день, и очень хорошо выступил…
И таким образом все поколения, думающие сейчас о социализме (по-разному, но думающие!), оказывались на невысокой сцене «Пролеткульта» рядом. В первый день я и увидел товарища Матвеева. Его стихи поразили сугубо питерской (для меня) ясностью, при богатой эрудиции в отсылках — без сугубо эстетических («ради искусства») витиеватостей. Причём при привыкании к стилю первой ассоциацией был (да простит меня Йоэль, если это пальцем в небо) Виктор Цой. Вот его мрачноватая простота и прямота, урбанистический пессимизм и фатализм — как бы послужили подсказками для первичного, «с воздуха» понимания, первой стилевой аналогией…
Впрочем, уверен, что здесь будет не единственной публикация стихов этого автора, и читатель сам легко составит представление о смысловых полях — для меня всё же связанных с топосом в первую очередь. Особенно когда о крышах…
Д.Ч.
* * * Сегодня дурной день, Но скоро придет ночь. Осенних дождей сень Смывает печаль прочь. Мерцает ночной бар, В кармане — один цент. Под грохот лихих фар Заснул постовой мент. Бетонный круши рай, Стальную разбей тишь, В запретный иди край По звездным лучам крыш! Стараясь пройти над злом По краю войны миров, Я снова найду свой дом На свалке разбитых снов. Инь и Ян Здесь тонут в космосе дома. Едино, пусто и темно: Икринка зимнего сома И камень, брошенный в окно. Там, в глубине закрытых глаз, Таится море и любовь. Но камень видит только раз Паденья кровь, и бунт (да, вновь)... А сом молчит, от всех таясь. Он потерял явлений связь. Мятеж и звезды, инь и ян, Смешались в облаке ночном. От полусмерти зимней пьян, По дну усталый бродит сом. Найдя на дне явлений нить, Он вдруг поймет, как странно жить. * * * Потухшее лето, обрубленный сон, Изъедены ветви как нервы, Там где-то в корнях шелестел Авалон, Там в клевере имя Гвиневры. А мне говорили, что время река, Что дважды войти невозможно. О, милая память, как ты далека — И как до беспамятства ложна. * * * Станция цвета беж, скорый билет во тьму. Ты пересек рубеж: я тебе ни к чему. Слышал Кассандры вой? Снова потерян друг. Мир этот, думал, твой? Opera rotas – круг. Пропито много слов, прожито мало зим, Как диогенов кров, твой антураж лишь грим. В жизнь оформляли бронь, ждали от ней депеш. Сам себе всадник конь, может прийти и пеш. Веруй, что я дурак. Знай: у меня депра. Всаднику скажешь так: умер еще вчера. * * * You think it was suicide? (John Varley) Я лечу к вам валькирией фатума, Но тебя не любить позволь: Я племянница мирного атома — Мышь летучая, черная моль. Ты не рыбка и, рамсы путая, Все равно не дойдешь до дна: Человек – это тварь чеканутая, Человеку нужна война. Снят куар. В небесах затишье. В трубах варится нефть и дрянь. Не забудь дописать свои вирши. Спи, Форт-Детрик. И ты, Ухань. * * * Где хмель стелился по земле, Бродили звери кругом, кругом, Был шорохом напуган леший — Печальный повелитель птиц. Жил гуманоидом в дупле, Служил ветрам грибной депешей, Он с листопадом падал ниц И был синице верным другом. Он думал о речной тоске, Где берегини, берегини; Катализатор вдохновений, Он был практически нигде. Он жил, наверное, в строке, Где тугоплавок был как рений, Но растворялся в кислоте... Не от того ль рассветы сини? Он знал, какая благодать — Уйти с корнями в логос, в логос, От сокрушительного слова В многозначительный побег. Чем взять, не проще ли отдать, Чем строить замки из былого? Он лишь забытый имярек — Вы не судите его строго-с. * * * Город спал. Домовые в грядке Сплетали травку на День сурка. Кони на небе играли в прятки, Ведь ангелов сны — и есть облака. Плавно летели по асимптоте, Мечтая построить домик котам; Создал Бог имитацию плоти Тем, кто не ходит за Ним по пятам. — Мяу! — позвал капитан котовий. Лаял в домах суррогат любви. Рифмой банальной, нахмурив брови, Замер упырь. Город спал в крови. * * * «Нашли его через два дня — лыжники, по торчащему из снега красному носку» В. Пелевин В открытое окно ворвутся звуки рая, Мелодии играют, забытые давно. Сгорел окурок жизни, настроена волна: Лети стрелою к тризне, парабола-струна! Собака околела и выброшен мешок: Асфальт, вороны, тело – да вздрогнет в лампе ток! * * * В мире этом нет меня И дорог не дорог след, Свечку дай мне, дай огня - Пригласи в костер, сгораю. Что же, ночка, дорогая, Сам таким же мотыльком, Пеплом выгореть желая, Я лечу в твой черный дом. Заалеет мир фарфором, Наготой утра взирая. Что же, мир, не твой я, знаю, И, рождаясь мертвым, верю: Что утратил, потеряю. Я блуждаю, нет меня. Все, что ценно, догорая, Что потеряно — лишь дом, Погорелище у края. (авторский перевод с идиша) * * * Из тени в день, из мира в миг, Где каждый вздох и стих банален. Угрюмой вечности лесник, Стоишь как пень среди развалин. * * * Пока еще не Хиросима, лишь игры пряников и розг, А жизнь бывает выносима, когда другим выносишь мозг. * * * Подбирая пароль противления злу, Мы все делим на ноль и ступаем во мглу. * * * Саламандры из костра разослали телеграммы. Я — такой же пироман, заклинающий вчера. Саламандры по ночам оживляют манускрипты. Мы — такие же реликты странных слов и совьих стран. Постучу тебе в окно, несмотря на шум Мидгарда. Ночь, соловушки, мансарда… это было так давно. Ты права, что здесь вокруг у помоек манекены. Суета, заборы, стены и предатель — бывший друг. Но у нас еще коты, хоть они и не суккубы... Всё, пока! Целую в губы. Твой, пора уже на "ты".
Фото Сантери Матяша