18.05.2025

Каким станциям метро ещё нужна ресталинизация

Станция «Таганская»-кольцевая открылась 1 января 1950 года. При открытии торец станции украшала скульптурная композиция «Сталин и молодёжь», на которой И.В. Сталин был изображён среди счастливого советского народа на фоне кремлёвских башен и знамени с профилем В.И.Ленина. Скульпторы: Е.П.Блинова и П.А.Баландин. (Первоначально композиция была выполнена из гипса, но потом её переделали основательно, в керамике, в стиле оформления всей станции).

Под этой скульптурной группой располагались 4 мраморные таблички с изображениями городов-героев: Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и Одессы. Именно эти города назвал героями И.В.Сталин в Приказе Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года. В 1956 году, по причине развенчания «культа личности», скульптуру Сталина решили не заменять целиком, а заменить лишь голову и, по изъятии оной, получился этакий «солдат-победитель». Грубее и неуместнее редакции нельзя было и придумать, но испуг Хрущёва, а точнее переложенная целиком на Сталина ответственность перед современниками за им же, Хрущёвым, в Москве и области курируемые репрессии 1935-38 годов (списки составлял ОН, Никита) — преподносила и не такие сюрпризы…

После превращения Сталина в абстрактного солдата, панно стало называться «Салют Победы на Красной площади». В 1958 году фотограф Джон Шульц запечатлел «обновлённый вариант» (см. выше). В 1966 году торец станции прорубили для организации перехода на «Таганскую радиальную», и даже это, «абстрагированное», с лицом не Сталина, а «солдата Победы», панно было утрачено.

Панно в исходном виде 1950-го года

Как нетрудно заметить, керамическая, то есть по замыслу Блиновой и Баландина — постоянная, — версия (даже если вообразить там лицо Сталина) имела изъяны по сравнению с гипсовым исходником. Отражающая способность керамики исключала подсветку. Полностью терялся второй план, который подсвечивался в гипсовой версии — видный слева храм Василия Блаженного и видная правее Сталина Спасская башня Кремля. Их присутствие на панно даёт чёткость хронотопа — это Красная площадь, 1945-й, весна, ликование народа-победителя — всех поколений, и особенно молодёжи. И кто же может быть в центре, если не генералиссимус Сталин?

Очень корректно соблюдено гендерное равенство, то есть отражено/выражено этим достигнутое в СССР равноправие мальчиков и девочек с малых лет, — слева с краю девушка, справа юноша. Это яркое произведение отражало реальные настроения масс Советской страны, выдержавшей испытание невиданной в мире войной, но продолжающей строительство коммунизма. Портретная точность на исходнике, конечно, куда вернее ухватывает черты семидесятилетнего тогда уже вождя советского народа, чем сейчас они воспроизведены. Но и в этом — особенности времени. Если при истеричном Хрущёве вообще изымали облик Сталина, теперь его приходится припоминать, потому черты его лица выглядят как бы абстрактнее, обобщённее…

Сталин как первый борец с мифологизацией своего образа

«Киевская» Арбатско-Покровской линии, торец, до 1956-го

Хрущёв, поскольку проводил со Сталиным на кунцевской даче и в Кремле достаточно времени, чтобы улавливать многое на лету, даже борьбу с «культом личности» не сам придумал. Это отдельная тема, которой я давно задумал посвятить книгу, однако достойных соавторов (историков) пока не сыскалось, — но проговоримся «оттуда»… В 1930-х, после громадных успехов индустриализации и коллективизации, после возникновения вообще с нуля новых отраслей промышленности — уже наметились примитивные контуры того, что Хрущёв безграмотно обозвал в 1956-м «культом личности» (термин этот изначально о другом — см. БСЭ, — об индивидуализме, культе единоличника, противопоставляющего себя обществу). Здесь же было наоборот: именно восходящие волны общественного восторга от своих трудовых успехов воплощались в образе «товарища Сталина». В «Сталинской конституции» (1936) и т.д.

Конечно, усилия миллионов строителей социализма, успехи преобразования общества всего за 20 лет в бесклассовое — легче всего было ленивым пропагандистам связывать с именем Сталина. Это было отчасти верно — руководство играет важную роль в таком масштабном строительстве, причём никакая большевистская скромность не спасала и от потоков подарков товарищу Сталину. Когда чудеса мастерства Левши повторялись в масштабах ячменного зёрнышка («письмо товарищу Сталину»)! Много рукотворных социалистических чудес тогда текло дарами, как знаки благодарности за верность курсу, в Москву, и сами они выражали тот творческий подъём, который доказывал позитивные, коммунистические изменения в обществе… И вот здесь Коба, не без свойственной ему кавказской иронии, отметил (когда из подарков рабочих коллективов набрался целый музей): «Это всё не мне — это Товарищу Сталину».

Чётко им самим была обозначена черта, за которой личное отмирало напрочь, и марксист-ленинец обязан был это понимать, всю «обличённую» (Сталиным же) условность этого поклонения, в котором на самом-то деле была очень важная, необходимая на этом этапе движения к коммунизму вера в собственные силы мирового рабочего класса, — частично-символично персонифицированные силы, — но всё ведь развивается и отмирает постепенно (поклонение личному внутри общественного), — диалектика природы в этом по Энгельсу, и только революции — сугубо человеческое в ней. Потому-то и было не просто глупо, а предательски подло, примитивно называть это всё после смерти Иосифа Джугашвили «культом личности»…

«Киевская» Арбатско-Покровской линии сегодня, то есть после хрущёвской редакции

Самокритику Сталина Хрущёв обратил против него же, грубо, не по-марксистски отринув диалектический подход к весьма интимному и неизученному явлению взаимоотношений прогрессивного класса и его вождя на стадии бурного социалистического развития. По этой же причине (борьба его собственная с «культом») по приказу Сталина рассыпали однажды набор детской книги о нём — написанной в таком наклонении писательницей, что получался прилизанный миф, а не реальность. И он же на съездах ВКП(б) поправлял славословия: «Клянитесь не мне, не кому-то лично, — вожди приходят и уходят, — клянитесь в верности революционному делу рабочего класса» (не дословно, смысл цитирую)…

Однако целые отрасли упорно связывались с именем Сталина, и названия трактора «Сталинец», «медали» с профилем Сталина на первых послевоенных дизельных локомотивах, «сталинское воздухоплавание», «лучший друг физкультурников» — чего только тут не было, за всем не уследишь. Важно, что шло это снизу, поэтому и говорить о «насаждении культа сверху» — ложно (хотя, отчасти Хрущёв-то, — в своём примитивном понимании, — этим и занимался ранее, в силу своего слабого культурного развития). Такие, как это панно, возникавшие после войны отражения тёплых взаимоотношений советского народа со Сталиным, — невозможно тоже признать чем-то низменным, рабским, либо же «насаждённым сверху». В них ощущается неподдельный восторг от Великой Победы и, ею определённого, мирного созидания, от начатых уже громадных, меняющих природу под нужды Нового человека строек коммунизма (озеленение пустынных земель, орошение под нужды посева новых земель, цепь ГРЭС — продолжение ГОЭЛРО, мирный атом). Ощущается недостижимый ныне уровень взаимопонимания руководства страны со становым классом общества, который стал классом-творцом своей судьбы, образцом в мировых масштабах…

Вот всё это — как стереть? Как вырвать вместе с головой Сталина из «керамики», из кирпичиков истории СССР?.. Дурак Хрущёв себя лишь опозорил.

Панно, воспроизведённое не вполне точно (уже отметили неправильную осанку Сталина), но по-своему всё же хорошо (хоть и без торжественной подсветки)

Когда возник термин «десталинизация» — кто автор?

В новостях, когда описывалось место на «Таганской», панно и его история, мелькнул неверный термин — «в ходе десталинизации после ХХ съезда КПСС»… Не было и не могло быть тогда такого термина — «десталинизация». Хрущёв прекрасно понимал, насколько серьёзный вызов бросает обществу, которое вчера с именем Сталина шло в атаку и совершало трудовые подвиги — отсюда округлые формулировки в «его» докладе (который писало несколько человек, включая идеолога ЦК Ильичёва, а так же молодых Федю Бурлацкого и будущего поклонника стриптиза Бовина), приемлемые с точки зрения ортодоксального марксизма — культ личности, индивидуализм это же плохо? Вот так и назовём…

Должны были пройти десятилетия, должна была поработать в 70-80-х диссидА, чтобы образ Сталина, светлый и победный, сделать к разгару перестройки (с подачи Хрущёва, подхваченной Горбачёвым, огульной, слепой реабилитации — вплоть до Бухарина) стопроцентным синонимом врага народа, чудищем-вурдалаком, единолично виновным в репрессиях (а все репрессированные поголовно невиновны же), создании ГУЛАГа (инициатива ленинградского чекиста-троцкиста Медведя, подхваченная и реализованная до конца нижегородским москвичом Ягодой) и «казарменного социализма», который и стал тупиком СССР (а не введение им, Горби, деструктивных элементов капитализма в плановую экономику).

И вот тогда-то уловил сии флюиды позже пребывавший в образе системного либерала сменщик Путина Медведев. И занялся «десталинизацией» в конце нулевых — да-да! У нас-то все ходы записаны, и как бы ни пижонил милитаристским трёпом нынешний, вновь вернувшийся (медийность — определяет!) в фавориты «неДимон», а мы-то, коммунисты и советские патриоты, помним всё. И в Кремле посиделки его с нынешними «иноагентами» по теме десталинизации — тоже… Так что никто иной, как нынешний куратор производства танков и орудий «для денацификации» связан исторически с паскудным термином «десталинизация» — уже не выкинешь слов из песенки, как и выданных им, Медведевым, государственных миллионов «Мемориалу» и прочей либерал-подтанцовке силовигархии…

Впрочем, если бы таким дурачкам подчинялись и культурные слои общества (а не старая диссидентская тусовка Алексеевой и прочие реликты Московской Хельсинкской группы), возможно, разыменование Большой Коммунистической, преобразование её в улицу Солженицына, — было бы не последним актом декоммунизации при Медведеве. Впрочем, он-то только улицу переименовал, а работодатель его — памятник Солженицыну там открыл лично в 2018-м, это тоже памятно. Спешащие целовать обувь начальству просто за то, что оно начальство — не забывайте этих эпизодиков, не падайте ниц, то есть вниз, хоть вам это право дано, среди прочих «прав человека»…

Станция «Краснопресненская»-кольцевая, исходник, — до 1956-го и до строительства перехода на «Баррикадную»

Однако чуть ранее, что для нас очень важно, именно с московского метро началась (выражаясь подобно кремлёвской либерде) ресталинизация. Во второй половине нулевых. Занимался ею глава метрополитена, чеченец Гаев — начал он с вестибюля «Курской» кольцевой, где под потолок были возвращены слова первого гимна СССР с упоминанием вождя: «Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил». Всё исторически верно (хотя, лакейский стиль С.Михалкова ощущается даже в этой краткой формулировке — его, а не Эль-Регистана). Уже тогда поднялся вой громогласных системных и оппозиционных либералов — так громко, что Лужкову пришлось Гаева убрать с поста, как бы назначив виновным за «сталинизм».

Надпись, однако, осталась. И с этой «бегущей строки» началось возвращение имени Сталина в большой эфир — обитая лишь в оппозиционных газетках (разных диванных компартий и некоторых национал-патриотов) ранее, Коба стал возвращаться в пространства, которые создавались при нём и часто по им одобренным проектам…

И живые цветы москвичей — свидетельство того, что жива и добрая память о Сталине. Память не только поколения созидателей социализма, но их внуков! Вот этот феномен мы наблюдали уже в нулевых — правда, и это требовало определённых агитационных усилий (но нынче не о том).

Станция «Сталинская» и другие изъятия

Многие уже знают, что «Семёновская» была изначально «Сталинской» — причём оформлялась она в контексте Победы в Великой Отечественной. И тут уже Сталина не спрашивали (он был только против того, чтоб шли подряд «Сталинская» и «Стадион имени Сталина» — ныне «Партизанская»)… До сих пор на торце слова его красуются под лепными знамёнами «Нашей Красной армии — слава!»…

Всё оформление станции, колоннада в два ряда, напоминающие средневеково-замковые (словно трофейные, тевтонские!) светильники — намекает на особенность её, какую-то ценность музейную — как место силы и военной славы, в сравнении с другими станциями. Так вот — если присмотреться к тому же, ныне лишь знамённому торцу, к верхней его части, то отчётливо видно даже круглое место портрета Сталина, который был оттуда убран после февраля 1956 года. Эдакий рубец виден. По идее, если следовать исторической реставрации Московского метрополитена к 80-летию Победы, — то именно туда и надо было вернуть образ вождя первым делом…

«Киевская»-кольцевая, копия (не мозаика, живопись) — в Киеве на станции «Вокзальная» была1939-й год, присоединение Львова и Западной Украины согласно пакту Молотова-Риббентропа

Но мы-то понимаем, что политический постмодернизм правящего режима — использует даже «сталинизм» инструментально, подходя с количественными мерками. Достаточно подлили «позитива» в эту «колбочку», чтобы граждане приняли Внутриотечественную, самоистребительную войну как далёкую родственницу Великой Отечественной? Уже не такую сильную классовую ненависть испытывают граждане к силовигархии, как в нулевых, когда образ безсеребреника Сталина был аргументом в устах оппозиции? Немного примирились с приватизацией через это? Вот и славненько… Тогда «ресталинизацию» на этом и остановим.

Манипуляторы кремлёвские не знают смысловой прямоты и идентичности идейной. Позавчера и вчера они проводят ультралиберальные реформы (монетизацию ветеранских льгот, пенсионную реформу, которая «ударно» довела численность пенсионеров до 40 миллионов), завтра — начинают войну в надежде под своё аферистское начинание, под казённый триколорный патриотизм созвать вчерашних противников. Чтоб идейно полонить вчерашнюю непримиримую несистемную оппозицию с красным знаменем сопротивления классовому реваншу тех врагов народа, которых Сталин проводил через показательные процессы… Впрочем, «съесть-то он съесть — да хто ж ему дасть?» — как в том украинском анекдоте.

Надо использовать шаги классового врага — для вытеснения его, по-пролетарски, из смысловых пространств побед Красной Армии, с поля советского патриотизма и вообще — вон из героики строительства коммунизма!.. И ирония новейшей истории в том, что ненавистный стоящему выше памятником Солженицыну (чья улица почти над этим переходом находится) Сталин оказался там как раз, где имеется распространяющий культ диссидентщины и антисоветчины Дом русского зарубежья (на госфинансировании учреждение!). Контраст уже есть? Надо его усиливать, переводя исторический классовый конфликт из скрыто-подземельного, на уровне символов, в очевидный, реальный!

Вестибюль «Курской»-кольцевой

Кстати, обратите внимание, как бурно отреагировали москвичи (приношением цветов — см. фото выше) на появление даже такого небольшого скульптурного изображения Сталина! Неужели коммунистам надо отвернуться от этого явления, утешая себя сектантскими цитатами и борьбой «с любым культом любой личности»?.. Вам открылся новый участок для агитации — враг отступает, наступайте! Или здесь, даже при самой верной научно-коммунистической мотивации, уместна идеологическая брезгливость?

Нет, надо и у врага уметь учиться! Антисоветчики планомерно били «Лениным по Сталину, Плехановым по Ленину…» — мы же будем бить по абстрактному царизму (и образу «красного императора», который устраивает силовигархию) в его нынешнем виде — идеей логичной реставрации московского метрополитена им. Лазаря Кагановича в том виде, который при Сталине был. Сталин-революционер, шедший в числе прочих большевиков ПРОТИВ монархии и побеждавший её вместе с партией большевиков — вот такой образ стоит отвоёвывать у буржуазии и её политического постмодернизма.

И «Сталинская» с «Курской» не единственные станции, требующие этой реставрации (на «Курской»-кольцевой — вытравлены буквы на серебряном мече справа у входа в вестибюль, имя города-героя «Сталинград» таким образом неуклюже подчёркнуто — буквы «СТАЛИН» чернее прочих). Сюда, кстати, в вестибюль, над которым красуются слова гимна СССР — так и не вернули небольшую статую Сталина, хотя ниша-то остаётся. И выглядит пустой довольно глупо. Логично было бы к 80-летию Победы и 90-летию метро провести тут ресталинизацию, вернуть изъятое, украденное у советского народа. Только, как говорил товарищ Сухов, «это вряд ли» — это покажется силовигархии too much.

В переходе с «Новокузнецкой» на «Третьяковскую» тоже торцевая каменная мозаика претерпевала редакции после 1956-го (сиротливо в своём квадрате выглядящий Ленин, создающий даже асимметрию — конечно, имел рядом с собой, справа Сталина). А уж как на «Площади революции» (выход к Никольской) коверкали гимн СССР тот же самый, что на «Курской» процитирован!..

«Новокузнецкая», дальний переход на «Третьяковскую»

А станция «Киевская» тёмно-синей линии (Арбатско-Покровской), живописное панно на которой тоже претерпевало редакции после хрущёвского поворота спиной к Сталину? Но там можно было просто закрасить вождя на знамени…

А громадный портрет И.В. Сталина на самой «Арбатской», венчающий эскалаторный тоннель? Ныне он просто закрашен белой краской, хотя его раму отчётливо видно… А ведь это — почти чрево Министерства обороны нынче. И вот громко празднующие 80-летие его (под командованием Сталина одержанной) Победы господа продолжают скрывать отображения в искусстве подлинного отношения к нему народа-победителя?

Да кто они такие вообще, чтобы наше же достояние прятать от нас, как и Мавзолей Ленина 9 мая? Кто уполномочивал их на эти сокрытия и изъятия?!

Это мы поговорили только про московское метро. А есть ещё и ленинградское, где тоже есть, что «ресталинизировать». А ещё — есть не возвращённые этим городам-героям триколорными властителями-миллионерами долларовыми имена, завоёванные миллионами в военном противостоянии с интервентами Антанты в Гражданскую, и потом с 3-м рейхом: Ленинград, Сталинград…

В общем, господам, сказавшим «а», придётся и прочие буквы алфавита советского вспомнить. Не захотят — напомним!

«Арбатская» Арбатско-Покровской линии, вестибюль, фото 1952-го года

Дмитрий ЧЁРНЫЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...