09.05.2025

Припрятанный Первомай (ч.1)

Мне есть, что вспомнить в связи с этой датой, с этим праздником: участвовал аж в 1989-го года первомайской демонстрации. Ещё по старым традициям, когда в колоннах шли предприятия, НИИ, вузы… Собирались мы, чтоб идти к Кремлю, чуть ли не у Новодевичьего монастыря. Сам процесс сбора — праздник общения, узнавания, любопытства…

Был я в скроенных из «варёнки» дома штанах а ля «бананы» и чёрной, отечественной вельветовой куртке фирмы «Старт», и главным «агитматериалом» на ней был голубой выпуклый значок Warlock (западногерманской группы, которой я не слыхивал тогда, но смотрелась Дороти Пэш впечатляюще в окружении её музыкантов). В нашей колонне ГЕОХИ шла интересная мне черносмольная голубоглазая веснушчатая брюнетка Настя, ещё несколько детей сотрудников института, с которыми мы были либо на Селигере на турбазе ГЕОХИ, либо в экспедициях. Конечно, мы стали как бы кружком внутри всей демонстрации, обсуждали своё — отдельное от этого течения, а в чём-то даже противоположное ему… Да и течение было инерционным, что греха таить.

Красных знамён было так много, что их смысл терялся. Транспаранты — тоже на красном фоне (белые буквы). Важно однако помнить, что это многолюдье, заполняющее собой проезжую часть, — как норма и как материальный факт, — выражало сущность праздника, показывало, насколько рабочий класс явление массовое и разнообразное. (Сейчас мы это разнообразие разучились видеть — и это важная отдельная тема)… И поздравления институтам нашим научным с попутных невысоких, в три ступеньки, трибун («Приветствуем советских геологов» — на Кропоткинской улице звучало, нынешней Пречистенке) — на равных, без какого-либо пафоса…

Первомай-2025 — начиная с восточных меридианов. Малазийский транспарант внизу: «Помни, не босс тебе платит зарплату, а ты — ему»

Потом, отстояв долгую очередь у библиотеки Ленина, мы видели, прошагивая быстро вдоль ГУМа, на мавзолее Горбачёва, Рыжкова, Гришина, и радовались, махали, как полагается… Разок Первомай застал мою семью в Ленинграде, я был дошкольником и помню буквально одним кадром: Исаакий, колонна со знамёнами ярко и мелко выглядит на фоне его колонн, прохожие как бы стремятся к ней — и мы среди прохожих…

У каждого класса имеются свои излюбленные праздники. Дворяне завели свои праздники, и на них они провозглашают «право» обирания крестьян. Буржуа имеют свои, и на них они «оправдывают» «право» эксплуатации рабочих. Есть праздники и у попов, и на них они восхваляют существующие порядки, где труженики гибнут в нищете, а тунеядцы утопают в роскоши.

Должен быть свой праздник и у рабочих, и на нем они должны провозгласить: всеобщий труд, всеобщую свободу, всеобщее равенство всех людей. Этот праздник — праздник Первого мая.

Так решили рабочие еще в 1889 году. С тех пор боевой клич рабочего социализма все сильнее раздается на митингах и демонстрациях в день Первого мая. Все шире разливается океан рабочего движения, захватывая новые страны и государства от Европы и Америки до Азии, Африки и Австралии. Слабый когда-то международный союз рабочих вырос в продолжение всего нескольких десятков лет в грандиозное интернациональное братство, имеющее регулярные конгрессы и объединяющее миллионы рабочих всех концов мира…

И.Сталин, 1912 г.

Думаю, в нынешнем году никаких отвлекающих сил не было брошено на имитацию демонстраций со стороны правящего класса по простой причине: лучше праздник такой вообще не вспоминать. Потому что где «голубые» профсоюзы да бюджетники, где былые лужковские шествия, отвлекавшие в боевых нулевых от большущих, хоть и разрозненных, шествий коммунистов и леворадикалов, — там, как правило, и упоминания о «меньшинствах» с их революционной повесткой, а даже это в эфире госканалов — не ведёт к добру, по мнению господ миллиардеров…

Ежегодно перед 1 Мая проникаются трепетом наши враги, начиная с мелких фабрикантов и кончая могущественными царями… Они чувствуют, что ежегодные празднования 1 Мая есть смотр и манёвры рабочих батальонов. Это удары топора, подрубающие сук, на котором они сидят, это стук молота, заколачивающего крышку их гроба.

В.Ленин, 1896 г.
Малайзия, Индонезия, Индия, КНР — главные «потогонки» в мировой системе распределения труда, ТНК из США и ЕС туда перенесли производства в 1990-х и 00-х

Приехав в Ленинград уже 30 апреля, я имел возможность оценить нулевую подготовку триколорных властей к пролетарскому празднику. Из хорошего (но не к 1 мая, а к 9-му) — правильного цвета, без оранжево-кубических добавлений, как в Москве, знамёна на мостах. Видел ещё в Ленинградской области. Алого, немного в бордовый, цвета… В остальном — праздника как нет. Не то, что Пасха, верно?.. Всё строго — по Ленину, по Сталину, цитаты сверху не случайны.

Праздники, помогающие держать буржуям созидательный рабочий класс в узде предрассудков и «страхов божьих» — конечно, стали государственными. А вот собственные праздники этого, угнетаемого, класса, который в СССР всё тут своими руками и создал — вычеркнуты из календаря Эрэфии, либо игнорируются под «синонимами». Нет ни 7 ноября, ни 1 мая — именно как государственного праздника. Есть выходной…

Тем, как я уже писал в анонсе фестиваля, ценнее было то начинание, которое (что теперь греха таить?) наша юная партия РКП(и) при поддержке единомышленников осмелилась противопоставить этому государственному игнору. Фестиваль начался заблаговременно, и являл собой этакий аппендикс студенческой жизни, не прекращавшейся ни 30-го, ни 1-го. Где именно происходило — не суть, однако именно с попаданием в место, так сказать — надо поздравить однопартийцев моих в первую очередь.

Представьте, если бы Хеймаркетская бойня произошла в 1886 году не в мае, не в Чикаго, а вообще лютой зимой. А в 1890 году Парижский конгресс 2-го Интернационала объявил бы Днём солидарности рабочих всего мира, например, 7 января, с предложением отметить его массовыми демонстрациями за 8-часовой рабочий день. В память о рабочих, казненных после трагедии. И через 130 лет политтехнологи РФ назвали бы его Днем Зимы и труда? Или зимы и непонятно чего? Ведь они не изменяют названия только «духоскрепных», средневековых религиозных праздников, а в отношении красных дат календаря бубнят: «их смысл потерял свое первоначальное значение». Главное — увести внимание пролетариата от классового противостояния с капиталом и сместить фокус трудящихся на цветы, время года, шашлыки, зрелища и тд.

Ведь этот День может быть праздником только когда нет эксплуататоров, готовых для пополнения своих банковских счетов в любой момент пролить кровь пролетариата. Поэтому пока он по-прежнему остается Днем борьбы и солидарности трудящихся. Придет время и абсолютно каждому из нас придется решить, за чей класс он выступит. Многие наши современники и собратья по классу посчитали, что время пришло солидаризироваться с хозяевами жизни и… жестоко ошиблись, доверяя и отдавая этим хозяевам свою собственную жизнь.

Да-да, если ты не за один, то, значит, ты за другой. К чему мы? Ах, да, с Красным вас Первомаем!

Александр Кубалов, ALERTA, Московская рок-коммуна

Как говорил Мао в таких случаях: «Враг наступает, мы отступаем». Объективно обстановка сейчас весьма не в пользу широкого и громкого празднования Первомая. Однако собрав актив — товарищей, которых я знаю и по 20 лет (некоторых), — ленинградцам удалось охватить целевую аудиторию. И на пике, уже 1 мая, было порядка 60 человек. Для столь скромного помещения, уверен я, совсем неплохо.

Былинные богатыри припадали к земле, когда им требовались силы, мы, марксисты-ленинцы — к студенчеству припадаем, отчасти по-родительски, отчасти по-товарищески наблюдая бодрость и пульсацию свежей крови (но об этом — во второй части авторепортажа).

Конечно, я в перерыве выбегал, и по краешку Васильевского острова, мимо ростральных колонн добегал до недалёкого Зимнего и набережной Мойки, чтобы сопоставить миры, так сказать. Увы, наблюдалось только праздношатание, каковое наблюдается в обычные выходные. Никакой нигде сплочённости, никакой первомайскости… И — подготовка сцены на Дворцовой к 9 мая…

Нам же пришлось масштабироваться, как бы ни пела душа и каких бы ни хотелось по случаю праздника чудес до небес. Рутинная во многом работа. Раздача агитматериала, продажа попутных ему носителей информации/идей — Первомай в формате городской маёвки, как это было более века назад, ибо социальный регресс откатил нас как раз на столько назад…

Вот так выглядело присутствие эшелонской «делегации» Московской рок-коммуны в первый день фестиваля, исполненный документального кино и прекрасного, жесточайшего и подлаженного, точно подогнанного в гитарности своей олдскул-рока Ивана Туриста (экс-«НОМ»). Однако подробнее обо всём — в сопоставлении с празднованием 1 Мая во всём мире, — уже в части №2.

Кстати, такой же столик будет 9 мая в Москве на выступлении ораторов и музыкантов «Не пряча лиц-2025. Ни шагу назад!» — следите за анонсами

Дмитрий ЧЁРНЫЙ

Окончание следует

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...