26.04.2024

Утверждая общечеловеческие ценности

На основании результатов референдума, проведённого в Назрановском, Сунженском и Малгобекском районах Чечено-Ингушетии, 4 июня 1992 года Верховным Советом России был принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации», а 10 декабря 1992 года Съезд народных депутатов Российской Федерации утвердил образование Ингушской Республики и внёс соответствующую поправку в Конституцию Российской Федерации – России (РСФСР) 1978 года.

Перед ингушским народом встала задача создания министерств, предприятий и учреждений всех уровней, а также общественных организаций. В том числе и восстановление Союза писателей Ингушетии.

25 декабря 1992 года на Учредительном съезде ингушских писателей было провозглашено создание Союза писателей Ингушской Республики, который является наследником Ингушского Литературного Общества, созданного в 1924 во Владикавказе, и одним из правопреемников Союза писателей Чечено-Ингушетии, существовавшего с 1937 по 1992 годы (с перерывом в связи с высылкой чеченского и ингушского народов в 1944 г.). Председателем правления созданного в 1992 году Союза писателей Ингушетии был избран М. Вышегуров.

К тому времени ингушская литература прошла большой путь от зарождения письменных традиций в начале ХӀХ века (фольклорные тексты ингушского народа, записанные переводчиком и лингвистом Иваном Цискаровым, этнографические сведения и исследования, выполненные Чахом Ахриевым, Асламбеком Базоркиным, Албастом Тутаевым, и др.) до зрелых эпических произведений, созданных во второй половине ХХ века (романы А. Бокова, И. Базоркина, С. Чахкиева, М-С. Плиева, повести и рассказы Б. Зязикова, Х. Осмиева, поэмы и стихи А. Озиева, С. Озиева, Дж. Яндиева, К. Чахкиева, А. Хашагульгова, и мн. др.). Во весь голос заявили о себе и талантливые поэты и прозаики третьей волны, такие, как Иса Кодзоев, Гирихан Гагиев, Башир Тимурзиев, Борис Шадыжев, Амир Плиев, Магомед Вышегуров, Сали Арчаков, Бадрудин Горчханов, Марьям Льянова, Рамазан Цуров, Джабраил Албаков, Ибрагим Торшхоев, Доухан Балаева, и мн. др.

Воодушевление, как результат политической самостоятельности народа вследствие возрождения своей государственности, всколыхнуло общество, и  мы сегодня можем констатировать определённый всплеск творческой активности ингушской интеллигенции, в том числе и художников слова. Количество людей, так или иначе причастных к литературной деятельности, резко возросло.

Но при этом необходимо подчеркнуть, что политические события и социально-экономические условия последнего десятилетия минувшего века привели к значительному снижению роли литературы в общественной жизни республики, а перевод литературного процесса на «самоокупаемость» не самым лучшим образом сказался на развитии и становлении ингушской литературы. Духовный потенциал писателей и поэтов по сегодняшний день зачастую расходуется на решение нелитературных (или окололитературных) задач, и в первую очередь, на решение экономических проблем. Из-за отсутствия в республике книжного издательства поэты и писатели вынуждены для публикации своих книг искать спонсоров, что тоже не способствует развитию литературы и повышению художественного уровня произведений.

Однако писатели и поэты Ингушетии продолжают писать и издавать свои произведения, радуя своих читателей. На сегодняшний день в республике в той или иной мере увлекающихся литературным творчеством более полутора сотен человек.

Художественные произведения современных ингушских писателей печатаются в периодических изданиях республики: журнале «Литературная Ингушетия», детском журнале «Радуга», на страницах республиканских и районных газет, ведомственного издания «Культура Ингушетии». А авторы, пишущие на русском языке (Раиса Дидигова, Марьям Льянова, Хусейн Плиев, Борис Шадыжев, Якуб Патиев, и др.), публикуются также на страницах периодических изданий Юга России.

Развитию ингушской литературы способствуют различные федеральные проекты, которые позволяют нашим авторам выходить на русскоязычного читателя. К примеру, это Просветительский проект народного единства «Белые журавли России» «Поэзия многоязыкой России», в рамках которого был издан поэтический сборник «Ингушская лира. Современная поэзия Ингушетии в литературных переводах на русский язык» (объём – 7 п.л., тираж – 500 экз.). В данный сборник вошло более полутора сотен стихов 57 поэтов.

Также большой интерес вызвал у ингушских авторов и ещё один федеральный проект – «Программа поддержки национальных литератур народов Российской Федерации», в рамках которого уже издана целая серия антологий «Современная литература народов России». Проект не завершён, идёт подготовка очередной антологии «Народная мудрость».

В последние десятилетия в ингушской литературе появились новые имена, проявившие незаурядные способности к литературной деятельности. Это Доухан Балаева, Ашат Кодзоева, Макка Наурузова, Аза Евлоева, Малика Сагова, Дауд Хамхоев, Тамара Чаниева, и мн. др.

В настоящее время в жанрах прозы и поэзии успешно реализуют свой творческий потенциал Муса Хадзиев, Берс Евлоев, Алий Котиев, Эсет Газдиева, Хусен Плиев, Молтхан Бузуртанова, Раиса Чемхильгова, и мн. др. Всё настойчивее заявляют о себе и литераторы новой волны: Зейнап Албогачиева, Марет Картоева, Инга Кузигова, Рукият Махлоева, Амина Хамхоева, Жимсари Хамхоева, Руслан Паров, Исрапил Татриев, Микаил Сапралиев, Эсет Теркакиева, Алаудин Эсмурзиев, и т.д.

В последнее время переживает расцвет литература для детей. Здесь, наряду с такими известными мастерами, как Иса Кодзоев, Нурдин Кодзоев, Бадрудин Горчханов, уверенно заявили о себе и более молодые авторы – Али Албаков, Макка Наурузова, Дауд Хамхоев, Лида Евкурова, и другие.

Главной темой ингушской поэзии является тема родной земли, тема патриотизма, любви к родине.

Серьёзную работу выполняют и переводчики, среди которых хотелось бы назвать Розу Келигову, Ибрагима Ваделова, Мусу Яндиева. Перу последнего принадлежат переводы произведений У. Шекспира и романа И. Базоркина «Из тьмы веков». Недавно завершена работа над книгой «Кавказа иллеш» («Песни Кавказа»), в которую вошло более трёхсот стихотворений поэтов – представителей народов Северного Кавказа в переводе на ингушский язык. В данном сборнике представлено 18 языков. Поэтом Даудом Хамхоевым переведены на ингушский язык стихотворения балкарского поэта. Данный сборник (10 п. л.) готовится к печати.  

Художественная литература способствует развитию других видов искусства. По произведениям как известных, так и начинающих писателей и поэтов снимаются художественные и документальные фильмы, в театрах осуществляются постановки спектаклей, написаны песни.

Поэты и писатели республики принимают самое активное участие в общественной жизни Ингушетии.

Современные ингушские авторы тяготеют в своём творчестве, в первую очередь, к развитию «вечных» тем: мира, дружбы, любви, патриотизма и подлинного интернационализма.

Ингушская литература прошла длинный путь от декларативности первых произведений к художественному анализу и решению мировоззренческих проблем и во многих произведениях (в первую очередь, в поэзии А. Хашагульгова, Р. Цурова, А. Кодзоевой, З. Богатырёвой, в прозе Р. Парова) поднимается до философского осмысления главной задачи литературы – гуманизации человека.

При этом ингушские писатели и поэты используют самые разнообразные методы художественного осмысления действительности. Также многообразны и объекты художественного исследования: от принципов ингушского мировоззрения (в поэзии Р. Дидиговой, М. Бузуртановой, в прозе Д. Балаевой, В. Хамхоева, Р. Парова, Б. Евлоева) до основных идей и положений философии экзистенциализма (в поэзии Р. Цурова, Т. Чаниевой).

Очень тепло приняты читателями произведения И. Кодзоева, пропагандирующие патриотизм и мужество, поэзия А. Кодзоевой, сочетающая гомеровскую страстность мировоззрения с эпически невозмутимой уравновешенностью изложения, драматические произведения Э. Теркакиевой, направленные на осмысление проблем современности. Удивительный сплав лиричности и публицистичности являет собой поэзия Н. Кодзоева. Во многих сатирических произведениях Б. Горчханов поднимается до классического гротеска в лучших традициях А. Гофмана или Дж. Свифта. Писатели Ингушетии всегда были ориентированы на воспитание подрастающего поколения в духе интернационализма и патриотизма, на пропаганду общечеловеческих ценностей. Эта традиция утверждения идеалов добра и справедливости не прерывается и в наше время, несмотря на все трудности.

Хаваш НАКОСТОЕВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...