Журналистам, которые освещают военные учения, иногда выпадает шанс самим в них поучаствовать. Дело было в Черном море в начале 2000-х, в ходе морских учений проходили стрельбы в открытом море. С борта корабля нужно было поразить из крупнокалиберного пулемета «Утес» бочки с краской. Рядом мы поставили камеру и снимали стрельбу. Матрос никак не мог попасть по бочкам. Он явно нервничал от того, что его неудачу снимала наша камера. Мой оператор долго держал в кадре неуязвимые бочки, и вдруг сказал в сердцах: «Ну, ты чего брат? Леша, мне надо снять попадание, давай ты!»
Матрос молча уступил мне место у пулемета. Я прицелился, дал короткую очередь, понял, что главное здесь — взять в расчет медленную качку тяжелого корабля, что называется «попасть в ее фазу». Дал вторую очередь, казалось бы, в молоко, но корабль стал опускаться моим бортом, и я попал. Яркая зеленая краска брызнула из бочки, окрасив волны. Со второй целью произошло тоже самое. На третью, дальнюю, пришлось потратить две очереди, но я снова попал. Оператор махнул рукой – снято. Матрос занял свое место у пулемета.
По громкой связи объявили отбой учений, корабль пошел на разворот в сторону Севастополя. На обратной дороге командир корабля подошел к нашей пулеметной точке. Обернулся к нам: «Сняли поражение мишеней?» — «Так точно, товарищ капитан, сняли!»
Капитан пожал руку матросу-пулеметчику: «Молодец, хорошо стрелял, точно!» Матрос смутился, пожимая руку командиру корабля: «Так это не я попал, это журналисты попросили для кадра…»
Капитан с удивлением взглянул на нас: «Где научились обращаться с «Утесом»?»
— В Чечне, товарищ капитан. Вы матроса не наказывайте, нам для работы было надо.
— Жду всех вас у себя в кают-компании, друзья-журналисты, на обед!
Были традиционные черноморские макароны по-флотски, очень вкусные. Надышавшись морским бризом, мы, голодные, съели по две порции, запив все это грушевым компотом из сухофруктов.
— А это опытному стрелку-пулеметчику, — сказал капитан корабля и протянув мне бутылку коньяка. – Ваш приз.
Все это происходило на борту черноморского крейсера «Москва», того самого, который потом в ходе СВО затонул в море между Одессой и Севастополем. Того самого, который опекал бывший мэр Москвы Юрий Лужков, взяв его в те смутные годы на полное обеспечение города.
ЦЕНА НА БЕНЗИН
Пресс-конференции бывают интересные, а бывают пустые, когда не знаешь, что с их содержанием делать, что выбрать в качестве основной идеи. Это была пресс-конференция руководителя ассоциации бензозаправочных станций. Человек долго и нудно пытался донести до журналистов мысль о том, что это не заправки повышают цены на бензин, а увеличиваются налоги, которые бедным владельцам заправок приходится выплачивать в бюджет. Было видно, что пресс-конференция проводилась «для галочки», по указанию свыше. Скучавшие журналисты начали дремать, опустив свои блокноты.
На 45-ой минуте прозвучала знакомая фраза: «Ну, а теперь ваши вопросы!» Я сразу поднял руку…
За пару дней до этого я встречался со старинным приятелем, который был владельцем нескольких бензозаправок на окраине города. Это было в ресторане Домжура, на столе стояли блюда, недоступные рядовым журналистам – куропатки в винном соусе, заливная осетрина, черная икра и бутылка Хеннеси каких-то умопомрачительных годов выдержки.
Приятель попросил совета. Он намеревался купить престижную машину – старенький «Ролс-Ройс», или подержанный «Бентли», но боялся водить ее сам. Хотел нанять водителя за 40-50 тыс в месяц. Мой совет – купить что-нибудь новое, попроще и научиться водить самому – он не принял. Человек жил уже в других категориях достатка…
Я решил оживить сонное царство пресс-конференции.
— Есть три вида бизнеса в мире, которые дают прибыль больше 300 процентов. Это торговля наркотиками, оружием и рабами. На четвертом месте – розничная продажа бензина. Расскажите нам, пожалуйста, по какой цене за литр вы покупаете бензин на Московском нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ), каковы налоги с одного бензовоза, и сколько рублей вы кладете в карман с каждого литра проданного бензина? И второй вопрос: при какой цене на бензин вам начнут жечь бензоколонки?
На первый вопрос естественно я четкого ответа в цифрах так и не получил, прозвучала всем знакомая и ничего не содержащая фраза «коммерческая тайна». На второй был дан ясный ответ: 45 рублей за литр 95-го бензина. Журналисты оживились и стали задавать многочисленные вопросы, по сути, о том же. Ведь у многих в кармане лежали ключи от машины.
Прошли годы, цена на топливо перешагнула названную отметку, и мы заправляем машины по растущим ценам.
Но я сейчас вспоминаю предвоенный Багдад, где бензин стоил сущие копейки. Что такое сущие копейки, спросите вы? Это сколько? Как-то при Саддаме Хусейне я заправлял в древнем городе арендованную старую экспедиционную «Тойоту» с двумя бензобаками по 40 литров каждый. Мне залили их «экстрой» до горлышка. Я спросил сопровождавшего «товарища» из министерства информации Ирака: «Сколько заплатить за бензин?» Он ответил следующее: «Дай заправщику банку пепси-колы, этого хватит».
Увидев удивление в моих глазах, он пояснил: «На мировом рынке мы продаем бензин по западным ценам, а внутри страны поднимать цены не можем, так сказал Саддам Хусейн, ведь иракская нефть – это достояние всех наших граждан, это дар аллаха им всем».
Похожие «сущие копейки» стоил бензин и у Муаммара Каддафи в Ливии. За это оба лидера были убиты – Саддам повешен, Муаммар – растерзан толпой. Запад во главе с США не мог мириться с тем, что в этих нефтедобывающих странах проводилась независимая политика, и жители платили за топливо «сущие копейки».
Алексей БОРЗЕНКО