19.05.2024

Время пятидесятилетних

Стандартного пути в литературу нет. В неё люди приходят разными дорогами и в разном возрасте. Виталий Дорофеев (литературное имя – Вит Дорофеев) пришел пятидесятилетним. И как должно в этом возрасте, имея богатый житейский опыт. А также опыт работы, в том числе руководящей, в самых разнообразных предпринимательских структурах. Карьера была успешной и устойчивой. Чему в немалой степени способствовало образование, если не сказать, обязывало: Московский государственный университет – финансовый менеджмент, антикризисное управление. А предпринимательский талант, в сочетании с образованием, являлся тем мощным двигателем, который вёл обладателя этих двух ценностей – природной и приобретённой – вперёд и вверх.

И можно ли было предположить, что успешный предприниматель внезапно почувствует себя поэтом, в один момент бросит карьеру и всё своё время станет посвящать стихосложению? Вряд ли. Но это произошло. Что же такое случилось с предпринимателем? А случилось то же самое, что и со всей страной – специальная военная операция.

Но ведь далеко не все с началом СВО столь кардинально изменили себя и свою жизнь. А в жизнь Виталия вошли не только стихи, которые, в большинстве, были посвящены СВО, её событиям, её героям, солдатам, офицерам, русским людям той территории, которая пока ещё называется «украина». В неё вошли многочисленные волонтёрские поездки в зону проведения СВО.

Дорофеев в 2022 и 2023 годах побывал ДНР и ЛНР. В Донецке, принял участие в концерте, который проходил в пункте постоянной дислокации Отдельного разведывательного батальона специального назначения морской пехоты «Спарта» (отдельное подразделение Сухопутных войск Российской Федерации). Провёл творческую встречу с бойцами «Спарты» на передовой, на территории Донецкого аэропорта «Грозный». В Пантелеймоновке (ДНР) встретился с бойцами Отдельной гвардейской артиллерийской бригады особого назначения «Кальмиус» (тактическое соединение Сухопутных войск Российской Федерации). Провёл встречу с бойцами ОГАБон «Кальмиус» на их передовой позиции в Ясиноватой. Организовал и провёл концерт для раненых военнослужащих и добровольцев РФ в военном госпитале города Кременная (ЛНР).

Организовал и провёл творческие встречи с учащимися школ, техникумов и лицеев, кадетами, а также с ветеранами боевых действий в городах Кузбасса и других регионов: Кемерово, Новокузнецк, Юрга, Прокопьевск, Новосибирск, Чик, Электросталь (Московская обл.), Альметьевск (Татарстан), Новоуральск (Свердловская обл.), Екатеринбург, Омск. Организовал и провёл два волонтёрских концерта в Филиале № 4425 Военного госпиталя МО РФ (г. Юрга). Выступал в военных госпиталях Самары и Смоленска. И это далеко не весь перечень волонтёрских дел Виталия Дорофеева.

И, конечно, Дорофеев, как человек трезвомыслящий, умеющий реально оценивать результаты любого своего труда, в том числе и литературного, понимал, что стихи его не вполне совершенны. Это понимание привело его в литературную студию «Свой голос», которую возглавляет автор этих строк. В студии состоялось несколько слушаний и обсуждений его творчества, в том числе с большим и подробным  разбором текстов, проведённым Алексеем Поселеновым, который пришёл в «Свой голос» на год раньше Дорофеева. Что-то добавили другие студийцы и руководитель. Это обсуждение зримо показало эффект реальной литературной учёбы: качество стихотворений Дорофеева начало стремительно расти.

Уже после памятного многим студийцам обсуждения, в 2023 году, Дорофеев написал пьесу о солдатах специальной военной операции. В ней были не только стихи, но и проза. Помог ему в осуществлении замысла уже названный здесь наш общий товарищ, талантливый прозаик, поэт и аналитик литературного творчества самых разных авторов (от малоизвестных до классиков) Алексей Поселенов. Однако летом 2023 года, уже после создания произведения, случились события, которые отменили актуальность первоначального варианта пьесы.

И пусть в меня бросит камень тот, кто считает, что литературное произведение не должно учитывать особенности времени и событий, которые в это время происходят. Считать-то так можно, можно и камень бросить, но произведение, в котором игнорируются названные особенности, неизбежно превращается в пшик, в лучшем случае – в материал для мемуаров со слезами о несостоявшемся достижении, чему свидетельств в истории литературы немало. А вот если своевременно принять меры и, учитывая произошедшие перемены, создать новый текст, то и глава в мемуарах будет выглядеть оптимистичнее, и первый вариант можно опубликовать для сравнения с основным и как учебный материал для молодых литераторов.  

Приведённые выше мысли возникли у меня, потому что я был знаком с первоначальным текстом пьесы. И увидел в нём немалый потенциал для совершенно иного варианта, в котором должна не только идти речь о героизме воинов, но и звучать наша малая Родина – Кузбасс. При этом звучать она должна, по моему убеждению, в самом названии произведения. Мне, в качестве названия, увиделось словосочетание: боец Кузбасс. Эти два слова, казалось, должны были не только представить читателю воина – главного героя пьесы, но и показать, что весь наш Кузбасс – боец большой Родины, боец СВО.

Собрались втроём: кроме меня, Дорофеев и Поселенов, поскольку писать-то им. И оба они отвергли слово «боец». К согласию пришли на слове «позывной». Все трое. Причина согласия, думаю, понятна: именно слово позывной звучит всегда, когда речь идет о воинах спецоперации. Их не называют по именам. Только по позывным. Я согласился, поскольку считаю, что читателю и зрителю будет понятно: Кузбасс – позывной не только главного героя, но и всей нашей малой Родины. И Кузбасс – имя нашей малой Родины. И это имя достойно прозвучит и представит нашу Родину везде, где будет прочитана пьеса или увиден поставленный по ней спектакль – у нас на Кузнецкой земле, на новых территориях, в любом уголке великой России.

Понятно, что ставить задачу мне было намного проще, чем моим друзьям её выполнять. Но они справились. Предложенный мной вариант пьесы написали. Пожалуй, особенно сложно пришлось Виталию. Он, перед тем как начать писать новый вариант, уже заключил контракт об участии в СВО как доброволец и купил билет до города, где расположен учебный полигон.

Решение участвовать в спецоперации и заключение контракта стали для Дорофеева началом третьего шага, изменившего его жизнь уже окончательно и бесповоротно. Первый – рождение в предпринимателе поэта, написанные стихи, пьеса, постоянная литературная учёба. Второй – многочисленные волонтёрские поездки. Третий – контракт, воинская учёба, участие в войне.

Сегодня мне сложно даже представить, что происходило в душе Виталия, когда он работал над новым текстом. Сравнения и предположения далеко не всегда точны, но, думаю, Дорофеев в пьесе написал себя. И, написав, по следам собственного героя, ушёл на СВО.

Там он был принят в состав диверсионно-разведывательного отряда «Родня», где стал заместителем командира, что лишний раз подтверждает известную истину: талантливый человек талантлив во всём – может и стихи писать, и решения принимать в критических ситуациях, и людьми руководить.

Перед уходом Дорофеева на СВО, я предложил ему написать заявление о приёме в Союз писателей России, сказав, что гарантировать не могу, но предприму все необходимые усилия для успешного завершения весьма растянутой во времени процедуры вступления в СП. Кроме того, пообещал, что пьеса будет опубликована.    

Когда Виталий занимался ратным трудом  на  СВО, мы с Алексеем Поселеновым сформировали и издали первый номер альманаха «Иная среда», в котором были опубликованы стихи и проза известных и молодых кузбасских авторов. Гвоздём номера стала пьеса «Позывной «Кузбасс»». После выхода альманаха, пьесой заинтересовалось телевидение Кузбасса, а следом – Кемеровский областной театр драмы имени А. В. Луначарского. Результат интереса – одноименный спектакль по пьесе Дорофеева и Поселенова. Премьера запланирована на 17 мая 2024 года.

Небольшое отступление во времени: в конце января 2024 года Дорофеев вернулся со спецоперации. Наша студия встретила его в полном составе. Организовать встречу, наполнить ей теплом и душевностью помогла Кемеровская муниципальная информационно-библиотечная система. Она же помогла и достойно отпраздновать пятидесятилетие Виталия. Главным подарком в день празднования для юбиляра стал билет члена Союза писателей России.

Новая книга Виталия – «Родина-Дочь» – сильно отличается от первой («Боги переднего края»). Прежде всего, качеством стихотворений. А качество – это наше всё. Как сказал классик: неважно о чем, важно как. Стихи, как, впрочем и проза, должны сочетать в себе красоту слова, его точность, образность, глубину мысли, силу чувства. Дорофеев это понимает. Темы его стихотворений остаются прежними. Но в них теперь острее звучит трагическая нота.

Я – древо, опалённое войной.
Когда-то здесь шумел и грезил лес.
В нём птицы с растревоженных небес
гнездили малахитовый покой.

И я ветвями небо обнимал,
а рядом подрастали дуб и клён.
Им ветер колыбельную шептал,
а дождь поил... Забытый счастья сон...

Теперь не лес, а кладбище жердей,
обугленных, порубленных бедой.
Растяжки, мины и тела людей...
стрельба, разрывов гром и минный вой...

Я – древо, убиенное войной.
Серебряным был лес, но чёрен век.
Когда-нибудь мы обретём с тобой:
вселес – листву, любовь – всечеловек.

В чём-то эти стихи перекликаются с известными строками Давида Самойлова:

Они шумели буйным лесом,

В них были вера и доверье.

А их повыбило железом,

И леса нет — одни деревья.

Как было сказано в начале, Дорофеев пришёл в литературу пятидесятилетним. И не один он. Их немало. Например, уже названный здесь Алексей Поселенов. Правда, ему было чуть больше пятидесяти. Но два-три года, даже пять лет разницы в возрасте не имеют серьёзного значения. Когда говорю о том, что сегодня – время пятидесятилетних, я имею в виду людей в диапазоне, примерно, от 45 до 55 лет. Это возраст окончательной, полной зрелости человека.

В этом возрасте предприниматель или правоохранитель или чиновник может осознать себя поэтом, прозаиком,  художником, музыкантом, артистом. И научиться писать стихи, прозу, картины, музыку, играть на сцене. Поэт, художник, артист может ощутить потребность защищать Родину и даже в этом, далеко не юном возрасте, стать воином. Потому что эти не юные годы – 45-55 лет – время осознания человеком ответственности за всё, что происходит не только в его семье, но и в его стране. И самое главное: в этом возрасте ещё ничего не поздно, можно научиться всему и во всём достигнуть высочайших результатов.

И ещё одна мысль, которой хочу поделиться. Даже на самых суровых фотографиях Виталия отчётливо просматривается лицо интеллигента не в первом поколении. Так оно и оказалось: родители его – умные, душевные, интеллигентные люди. Предполагаю, что такое лицо, какое дали ему и с каким вырастили его родители, трудно сохранить на войне. Дорофееву удалось. Поэтому я имею полное право сказать о нём так: воин с лицом интеллигента не в первом поколении.

В январе, в день его торжественной встречи после возвращения со спецоперации, Виталий сделал мне подарок, который для меня не менее ценен, чем для него – писательский билет. Он, заместитель командира диверсионно-разведывательного отряда «Родня», подарил мне шеврон своего отряда. На нём по кругу красными буквами написано: «Родина. Отвага. Долг. Народность. Ярость». Чуть ниже – красная пятиконечная звезда. Под звездой – крупными буквами – «РОДНЯ». Чуть ниже – крест-накрест – АКМ и меч. Не менее, чем шеврон «Родни» я ценю отношение Виталия к моему участию в его судьбе. Он считает меня своим наставником. Для меня это значит немало. Прежде всего, то, что я не зря работаю и помогаю новым, пусть не самым юным, но талантливым авторам. И один из самых талантливых среди них – поэт и воин Виталий Дорофеев.

Иосиф КУРАЛОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...