Я так виноват перед Тобой. Я плохо и неправильно живу, я знаю. Но я в душе не хочу ничего мерзкого, честное слово. <…> Я просто хочу быть счастливым, а у меня никак не получается. Может, так мне и надо. Я ведь ничего больше не умею, кроме как писать плохие слоганы. Но Тебе, Господи, я напишу хороший — честное слово. Они ведь Тебя совершенно неправильно позиционируют. Они вообще не въезжают.
(«Generation П», В. Пелевин)
Что сказать о новом романе Пелевина «Круть»?
В детстве я очень любил футбольный симулятор FIFA. Если кто-то не знает, это такая игра. FIFA сформировала мою личность: расшатала психику, закалила характер и показала априорное неравенство между людьми. Её создатели придумали очень хитрую штуку: каждый год они выпускали новую часть и продавали её за полную стоимость. Очень часто из нового в ней были разве что числа (FIFA 15, FIFA 16), составы и озвучка комментаторов. При чём-то тут должен быть Виктор Пелевин… не могу сообразить…
Но вот настал день «икс». Мне 18 лет, и я купил новую «двадцатую» ФИФу. Что-то не так… не наступает радости, мир как был серым, так и остался. Что-то изменилось… издалека отчетливо послышался стук колёс. Как это я раньше его не замечал? Кажется, все дело в том, что в этот раз я купил игру за свои деньги.
Шучу, конечно. На самом деле я очень хочу познакомиться с Виктором Олеговичем. Мне кажется, мы с ним очень похожи. Я отчетливо представляю, с каким удовольствием он открывает в Word’e рукопись новой книги, выделяет весь текст и ставит 16 кегль, полуторный интервал… рукопись увеличивается в 2 раза… требования соблюдены, можно отправлять текст преподавателю редактору и закрывать ChatGPT.
Мы встретимся где-нибудь в Азии, в душном жёлтом поезде, и заведем беседу.
«Виктор Олегович, а что вы сегодня ели на завтрак?» — «Человеческое сознание — это сад, который мы можем перекроить, используя технологии как лопатки воображения».
«Виктор Олегович, а почему вы занимаете сразу три сидения?» — «Каждый день — шрам на плотности иллюзий, и, если нам удастся сохранить каналы коммуникации открытыми между реальностями, мы станем Буддами в эру кибер-запредельного».
Отлично поговорим, думаю.
Кстати, о Буддах. Когда Будда Анагама указывает мизинцем правой руки на последние книги Виктора Олеговича, они — проявляя свою истинную природу — не исчезают. Потому что они на контракте с ЭКСМО.
Последние 4 года (начиная с «Transhumanism inc.») Виктор Олегович разрабатывает свою собственную вселенную победившего киберпанка: самые богатые и влиятельные люди поместили свои мозги в банки (чем богаче и влиятельнее мозги — тем глубже под землю), простые люди (сердоболы) продолжают жить на поверхности (в Добром государстве), а управляет всем корпорация «Трансгуманизм инк.», интересы которой обслуживает множество сотрудников, в числе которых и Маркус Зоргенфрей — «лучший баночный оперативник» и главный герой последних двух книг («Путешествия в Элевсин» и «Крути»). Начальник Маркуса — адмирал-епископ Ломас. Он отвечает за внутреннюю безопасность корпорации. Здесь притормозим. Как сказал Армен Захарян: «Пересказывать Пелевина — это то же самое, что пересказывать собственные сны: вам кажется, что это очень интересно, но все остальные думают о том, когда же вы наконец закончите».
Итак. Новая книга Виктора Олеговича (являющаяся прямым продолжением предыдущей) начинается очень сильными страницами: император Порфирий (герой прошлой книги) убит в результате заговора, адмирал-епископ Ломас рассказывает Маркусу, что Великий Дух Зла (по имени Ахилл) проник в наш мир и грозит уничтожить всю планету. Так как мы говорим о «новом» Пелевине, тезис о сильных страницах нужно, наверное, доказать:
«Император лежал на плитах сенатской курии.
Темная кровь из пронзенного сердца и пурпур плаща сливались в полутьме — глядя на августейший силуэт с высоты, можно было подумать, что принцепс быстро набирает корпулентность. Вокруг, подобно хору в греческой драме, выли и бормотали сенаторы с кинжалами в руках.
Среди них — et tu, Brute! — был и преемник, усыновленный божественным и принявший его славное имя».
Чувствуется даже некоторый реверанс в сторону Булгакова. В целом, Пелевину, как мне кажется, очень комфортно в древнеримских декорациях. Или вот еще:
«Но как следствие может предшествовать причине?
— Маркус, — ответил Ломас, — когда я был епископом, у нас в баночной епархии подвизалась одна молельница по имени сестра Клептина. Однажды она медитировала на тему сотворения мира — и пережила божественное откровение. Оказалось, мир возник по ее молитве!»
Разбудите меня через сто лет и спросите, что сейчас делает Виктор Пелевин, и я отвечу, что он придумывает очередную интерпретацию притчи о Чжуан-цзы и бабочке.
Вернемся к «сюжету»: чтобы противостоять Ахиллу, Маркус должен «подняться» на поверхность. Здесь мы получаем шанс поговорить о мире, в котором разворачивается действие романа. Обратимся к тексту на заднем форзаце книги:
«Идет третий век Зеленой Эры. Имплант-коррекция «Открытого Мозга» превратила женщин в доминантный гендер, и в уголовной иерархии изменился баланс сил. На ее вершину поднялся фем-блатняк — безжалостные куры-заточницы. Противостоять им не может никто из биологических мужчин…»
Потрясающе: фем-блатняк и куры-заточницы. Петух-отступник Кукер противостоит Дарье Троедыркиной. Да. Знаете, Анне Ахматовой мешал писать Блок, а Блоку — Лев Толстой. Хорошо, что Пелевину писать никто не мешает.
В целом, не вижу ничего странного, актуальнее этой темы действительно сейчас представить сложно. Настоящий контр-тренд и попадание в самый нерв. «Сумасшедшие адепты демпартии США, поддерживаемые корпорациями, навязывают свою систему ценностей остальным людям. Но меня не прогнуть! Всё, я занят, подите прочь!» Виктор Олегович, но вы же сами позвонили…
К слову об этом: Галина Юзефович, когда разбирала пелевинское «Непобедимое солнце», похихикала на тему того, что героиня романа покупает авиабилеты по телефону. Помимо того, что смеяться над Пелевиным — кощунство, хочется отметить и непростительную близорукость литературоведки. Очевидно, что Виктор Олегович создает особый «телефонный текст» — очень смелый шаг в эпоху экспансии мессенджеров. Вот, смотрите на цитату:
«И вдруг страшное подозрение мелькнуло в моей душе. Я схватил свой хуайвэй и залез в notes».
Вот именно так: «хуайвэй» и «notes». (Немного удивляет и локализация сомнения — но душа по-устало-пелевински, наверное, и есть сознание? — прим. ред.)
Всё та же Галина Юзефович очень радовалась, когда в «Путешествии в Элевсин» Пелевин изобразил её в образе Рыбы:
«Самый нежный и волнующий для меня факт — в «Путешествии в Элевсин» есть я, выведенная в образе баночной литературоведки, глубоководной рыбы, похожей скорее на медузу. И в отличие от прочих случаев портретирования критиков, Виктор Олегович не только не топит меня в деревенском сортире, как это случилось с Павлом Басинским в 1999 году, но и дарит мне чуть ли не самые лучшие реплики в романе».
Галина Леонидовна, бойтесь данайцев, дары приносящих…
Уже в «Крути» оказывается, что Рыба раньше звалась Ры и была любовницей Шарабан-Махлюева — главного писателя карбоновой эры (то есть нашего времени), которого непросвещенные постоянно обвиняют в… самоповторе. Отношения Ры и Шарабан-Махлюева были сложными (она — феминистка, он — консерватор). Неспособность по-настоящему сблизиться приводит к поиску более извращённых способов коммуникации. Во время одного из таких коммуникационных актов Шарабан-Махлюев забывает «стоп-слово» Ры и наносит ей психологическую травму.
Да, тяжело быть критиком Пелевина. Именно поэтому я выбираю быть его фанатом.
В романе также есть уже традиционная для последних работ Пелевина рефлексия. Вот, например, Шарабан-Махлюев вспоминает:
«В одной из своих статей она [прим. Ры. — Г.Ч.] обвинила меня в том, что в моих романах «везде одно и то же». Никогда не мог понять смысла этой инвективы — имеются в виду буквы? Слова? Знаки препинания? Или так метит само себя кривое недоразвитое сознание, превращающее любой мой шедевр в свой тухлый ментальный форшмак?»
Скажите им, Виктор Олегович!
«Я прибил двадцать пять книг к стенам в полуметре от пола, натер их луком, колбасой или чесноком, и заставил ее изображать собаку. Водя Ры на поводке, я принуждал ее нюхать книги.
— Одно и то же, сука? А? Вот так одно и то же? И вот так? А? А так? А вот? А вот? А так? А? Вот так?»
Очень сильные страницы. Но меня не покидает чувство, что «император устал» и императору пора отдохнуть. Пропустить пару лет, расслабиться.
В «Чапаеве и Пустоте» Пелевин писал, что единственная настоящая свобода — это «не знаю». А в «Крути» — что «единственная настоящая человеческая свобода — это умереть раньше срока».
Честно говоря, я начинаю беспокоиться.
Григорий ЧИЖОВ, выпускник филологического факультета МГУ,
учитель русского языка и литературы, Артель вольных критиков филфака МГУ
От редакции: В былые времена, во второй половинке «десятых» редакция, посовещавшись, решила бы, что публиковать здесь нечего. Ну, новая книга, ну, беглый отклик — мы же не интернет-форум при издательстве… Однако в данном случае, улавливая не только мысль рецензента, но как бы воздушную подушку его иронии (иронизировать над императором Иронии — это надо суметь), хочется добавить пару слов… благодарности!
Да, классик русского постмодернизма, возведённый на пустовавший тогда трон Вячеславом Курицыным на наших глазах в 1997-м примерно — давний враг и поневоле оппонент новых реалистов, но… Но и не в этом дело.
Поражает мелкотемье. Настолько узкоаудитОрное это речение, весь этот язык, который скорее уже сленг — о чём он? О каких явлениях? Нет ли тут бездны взаимонепонимания, объемлющей очень узкий островок очень узеньких (изначально — уровня анекдотов о Петьке, Анке и Василь Иваныче) шуточек? Причём бездна-то эта (социальная, актуальная) растёт, хоть пустота — неизмеримая величина…
Это он же, Пелевин же изобрёл слово «Уркаина», разок опечатавшись, но и это посчитав инсайтом?.. Это вот «круть»?
Очень хорошо про контракт, Григорий, метко! Невозможно в таком ритме, задаваемом капиталистическими нормами книгоиздания, «спросом/предложением», «насыщением книжного рынка» — не скатиться к сужению до змеиной исхудалости языка (и охвата им событий действительности, которые являются поводом для диалога с читателем в том или ином стиле). Братковский буддизм в обществе и стране, выстроенной научным коммунизмом — как это интересно, какой оригинальный угол зрения!..
Хорошо, что такое писать никто действительно не мешает. Ни какие-либо форсмажоры, ни «тоталитаризАм» как пел Летов, невольно подаривший Пелевину вечность, пахнущую нефтью (из чего он раздул множество страниц, хоть образок-то умещался в припеве, последнем в «Русском поле экспериментов»). И всё у него — так…
Пусть испишется сам, пусть. Хоть и удалось слегка взбодрить язычок постмодернизма в «десятых» (новое поколение постмодернят, включая Елизарова, конечно, помогло — перенастроило читателя из реализма обратно к «подземному хохоту»), а всё же — иссякает само «литвещество». Закономерно иссякает, потому что ничего не объясняет и ничего уникального не создаёт, лишь расщепляя историческую и мировоззренческую данность на всё меньшие участки пустоты. Только конвульсивно, уже опустошёнными давно лёгкими выкашливает тот самый «подземный хохот» (который подхватывал «Рассказами о родине» запрещённый ныне писатель-релокантор), который тоже не Пелевин придумал…
«Чего ни хватишься — ничего у вас нет» (своего) — как М.А.Булгаков устами Воланда сказал, — вот это кредо русских постмодернистов, многословных хроникёров Небытия (движения «в никуда из ниоткуда» — тоже Летов). И не надо, Григорий, искать лёгких путей, быть не критиком, а фанатом… Это мало кому интересно было уже в серёдке 00-х.
Д.Ч.
Виктор Пелевин начинал с «Generation P», критикуя общество потребления в пошло-матерной манере:
«Человек думает, что потребляет он , а на самом деле огонь потребления сжигает его, давая ему скромные радости» А потом стал выпускать штампованное чтиво как объекты потребления. Без медийной раскрутки (где приложило руку издательство Вагриус) вес постмодерниста Пелевина на уровне менее известного постмодерниста, кровожадного поклонника Маркеса Юрия Буйды.
нет, начинал он с литературизации нарко-трипов и деструктивной критики революционной героики («Чапаев и Пустота») — и «П-женерейшн» — ну, это так себе критика-то капитализма вышла… немало таких критиков по принципу «не можешь разрушить — присоединяйся» вливались в общество не просто потребления — но производства потребностей 😉 и там как раз эта тема затронута. политический постмодернизм — это как раз итог подработки В.П. в А.П.
кстати, экранизация (2010, кажется) не имела ни малейшего успеха — поскольку любимая наркоманская тема увела вдаль от той самой вроде бы социальной критики. это ещё один симулякр — тем и обманчив постмодернизм
Вот, это уже ближе к фельетону, к сатире — смеха ещё не вызывает, но уже — улыбку. Поострее бы надо, порадикальнее, понасмешливее. — Только так следует откликаться на произведения литературы, где нет никакой литературы, сплошной эрзац, — чисто графоманский бизнес.
А то ещё постмодернизм какой-то придумали… Какой, там, пост, нет там даже и поста — макулатура!
Читать Пелевина — это по силам, по-моему, лишь особям, напрочь лишённым эстетического чувства, — лицам, которым достаточно лишь знать, что это писатель кем-то раскручиваемый — о нём говорить будут, судачить… Не отставать же от моды!