23.02.2025

Сталин в живописи

Помните, как сказал о живописи русский поэтический гений Николай Заболоцкий?

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Это стихотворение Заболоцкого посвящено совершенно конкретному историческому персонажу, женщине, и даже не только и не столько самой женщине, сколько её портрету, который в ХVIII веке написал художник Фёдор Рокотов. Ключевыми являются две последние строки процитированной строфы. И сквозь эти строки мы вполне можем посмотреть на два представленных здесь портрета молодого Сталина.

К сожалению, не знаю, кто автор одной из двух картин, в сети никаких сведений о ней не нашёл. Однако начну именно с неё. Изображённый на данном портрете не бледный юноша (грузин по определению не может быть бледным) с горящим взором пока ещё не Сталин, а Джугашвили. В его левой руке – две книги. Одна из них – книга Ленина «Что делать» (всмотритесь в инициал: был у Ленина и такой псевдоним – Николай Ленин). Название второй написано на грузинском языке. Поскольку я не знаком с грузинской письменностью, то могу высказать всего лишь предположение. Точнее озвучить своё желание, а совпадёт ли оно с действительностью, мне неведомо.

Так вот, мне хочется, чтобы второй книгой была великая поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Поскольку я достоверно знаю, что эта поэма являлась одним из любимейших литературных произведений Сталина – всю его жизнь, от юности до старости. И более того, сегодня вполне широко известен факт, что Сталин уже в зрелые годы, в конце тридцатых двадцатого века, принял участие в переводе любимой поэмы на русский язык. Он не просто заменил в этом переводе несколько строф, которые ему не понравились, на свои варианты, кои и вошли в каноническое издание «Витязя». Он восстановил отброшенный переводчиком присущий грузинской поэзии акцент на повторение одного и того же звука. То есть он поступил как настоящий поэт, которым и был в юности, да и, пожалуй, всю жизнь. Потому что бывших поэтов не бывает.

Теперь обратимся ко второй картине. Её создал грузинский художник Ираклий Тоидзе. И назвал незатейливо «И. В. Сталин читает книгу Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»».

Сталин на картине Ираклия Тоидзе – молодой. А написана картина в 1949 году, когда Сталину исполнилось 70 лет. Видимо, художник хотел передать чувства юноши, совершающего великие открытия в литературе. Такие открытия, которые формируют дальнейшую жизнь человека. На мой взгляд, это художнику удалось.

Должен также заметить, что фон на обеих картинах одинаковый – белоснежные горы и облака. Да и черты лица схожи. А любители портретной живописи хорошо знают, что разные художники иногда изображают одного и того же человека так, что трудно предположить, что на картинах – один и тот же герой. Вот эти два сходства – черт лица и фона позволяют мне предположить, что, возможно, автором обоих портретов является Ираклий Тоидзе. Впрочем, не утверждаю, а всего лишь, повторяю, предполагаю.  

Также попытаюсь предположить о том, чем вызвана многолетняя стойкая любовь Сталина к великой поэме. В её основе лежит идея освобождения человека из царства тьмы, рабства и угнетения. Произведение повествует о победоносной борьбе трёх друзей-витязей – Тариэла, Автандила и Фридона за освобождение пленённой каджами (это в грузинской мифологии – духи, антропоморфные существа отталкивающего вида) прекрасной Нестан-Дареджан, возлюбленной Тариэла, томившейся в суровой и мрачной крепости Каджети.

Понятно, что Сталин как гениальный политик и государственник – прагматик. Но душа его не была лишена романтизма. Иначе откуда взялись бы написанные им в молодости стихи? И разве я не могу предположить, что, возможно, он казался себе одним из трёх друзей-витязей, например, Тариэлом, чья возлюбленная томилась в крепости? И разве я не могу далее предположить, что прекрасная Нестан-Дареджан была для него символом России, которую он должен освободить и освободил из мрачной крепости царизма?

Тем, кто пожелает опровергнуть меня, напомню, что никогда не надо забывать о глубинной связи Сталина с великой русской литературой и культурой в целом. Именно Сталин восстановил в советских школах преподавание литературы, истории и других предметов в объёме классической гимназии Российской империи. Только гимназия была абсолютно недоступна большинству российских детей, а средняя школа в СССР была открыта практически для всех, кто стремился к знаниям.    

И опять придётся употребить слово «именно». Именно Сталин создал в СССР то образование, о котором в 1961 году, в день полёта в космос Юрия Гагарин, Джон Кеннеди сказал: русские обогнали нас за школьной партой. (Сталина не было на свете уже восемь лет, а Хрущёв, слава Богу, не успел изгадить всё созданное им).

А ещё, размышляя о любви Сталина к России и её культуре, надо помнить, что он во второй половине сороковых годов, в одном из интервью, назвал себя «старым русским». На уточняющий вопрос: что такое – старый русский? – ответил: это человек, чьи убеждения сформировались в дореволюционной России и в ней же он получил образование.

И ведь действительно семинария давала великолепное и всестороннее образование. Никто не сможет опровергнуть это утверждение, подкреплённое широко известным фактом: из семинарии вышел высокообразованный марксист, к тому же всю жизнь совершенствующий, расширяющий и углубляющий свои знания самообразованием. Ведь если не все, то многие помнят его слова: моя норма чтения 500 страниц в день.

Зная это, мы можем утверждать, что Сталин был настоящим витязем в овладении знаниями. Только вот был ли витязь в тексте поэмы? Такой вопрос возникает, поскольку в названии книги его нет. Дословно название с грузинского переводится как «Нéкто, тигровую шкуру носящий», что по-русски звучит как-то нескладно. Но поскольку главный герой – отважный воин благородного происхождения, то в русских переводах появилось слово «витязь», а в европейских – «рыцарь».

Однако вернёмся к портрету неизвестного художника. Правая рука молодого Сталина сжата в кулак. Это кулак бойца за справедливость. За освобождение России.

В первой половине сороковых годов Сталин стал витязем в маршальском мундире. И десятью сталинскими ударами своего кулака превратил физиономию Гитлера в кровавую смятку. А во второй половине – этим же кулаком поставил на место бывшего союзника Черчилля, по чьей указке была разработана операция «Немыслимое», окончательной целью которой являлось уничтожение Советского Союза.

Такие вот портреты молодого Сталина. Поэта и романтика, прагматика-государственника и политического гиганта, освободившего Россию и превратившего Советский Союз в сильнейшую державу на планете Земля.

Иосиф КУРАЛОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...