08.07.2025

Красная фантастика времён Путина

Образ коммунистического будущего продолжает волновать писателей и появляется  в телесериалах

Коммунистическое общество наши фантасты взялись описывать едва ли не с первых лет  советской  власти. У Якова  Окунева в цикле «Грядущий мир» получилось длинно и тускло, у Александра Беляева в последней главе «Прыжка в ничто» кратко и ярко, а после «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова, появились «Гость из бездны» Георгия Мартынова, трилогия «Люди как боги» Сергея Снегова, цикл «Приключения Алисы» Кира Булычева, «Девушка у обрыва» и «Лачуга должника» Вадима Шефнера и десятки менее известных утопий. Тогда же братья Стругацкие создали «Мир Полудня», охватив период от завершения перехода мира к коммунизму до выделения из человечества «люденов», стоящих на высшей ступени эволюции. 

Перестройка и распад Советского Союза, казалось, похоронили коммунистическую фантастику. Дело решили поправить левые интернет-активисты (из «поколения ютьюб», как самокритично его называет Константин Сёмин, — прим. ред.). Но их конкурсы и альманахи получились убогими совсем. Думаете, отважный звёздный капитан Иисус Гевара Ветер с космического корабля «Лев Троцкий» — персонаж пародии? Нет, это на полном серьёзе!

Подвиг атомного бульдозера

Однако не всё так плохо (за пределами кружковского «поколения ютьюб»). Иногда о светлом будущем побеждающего коммунизма пишут и популярные фантасты.  Например, Олег Дивов в рассказе «Подлинная история канала имени Москвы». Перед нами классическая бардачная советская стройка. У проклинающего начальство, смежников,  барахлящую технику и саму природу  (одних матозаменителей с корнем «ядрён» в тексте без малого сотня, не считая прочих типа «остоелозило») бригадира Базунова очередной аврал. Строители собачатся между собой, выясняют, кто окажется крайним ежели чего не так пойдёт, травят антисоветские байки и смеются над бездарной книжкой про Ленина с Крупской. На заднем плане  маячат ЦК КПСС, КГБ и Госплан, а Базунову начальство так и не даёт Героя Социалистического Труда, хоть и заслужил. Обошёлся орденом Трудового Красного Знамени.

Скажете, не похоже на светлое будущее? Так это оно самое и есть! Потому что канал имени Москвы, который копает  бригада товарища Базунова, прокладывается с помощью роботов на Марсе и наполняет водой всю марсианскую промышленную зону. До того мужики построили  корпуса гелиевого завода и трассу к космодрому на Луне. И понимаешь: такие рабочие — и кольца Сатурна перекопают. Трудовой энтузиазм заражает даже роботов: три бульдозера – большой, средний и малый, два экскаватора, четыре самосвала, укладчик покрытия, ремонтник, многоцелевой дирижабль-разведчик и маленький храбрый погрузчик. В финале большой атомный бульдозер жертвует собой  и  навсегда остаётся на дне водохранилища.

Рядом с такой великой победой все неурядицы теряются, словно тараканы возле слона, а наших заклятых партнёров и вовсе не видно. Точно также как нет России фильма Ридли Скотта «Марсианин», который  появился одновременно с рассказом Дивова в том же 2015 году. Американские покорители космоса у Скотта есть, Китай тоже космическая держава, а Россия не упоминается вообще. В рассказе наоборот: Луну с Марсом осваивает Советский Союз, про остальные страны — ни слова. Может, на Земле прозябают, или вовсе подчинены Москве. Это ещё не коммунизм: работяги ворчат, что их отвлекли для лунных работ, когда на Марсе «родной трест загребал лопатой премии и медали, да и просто было весело», но  курс очевиден.

Спор  со  Стругацкими о мещанстве

Трудовой подвиг и космическая  романтика  –  это прекрасно, но стоит ли ими злоупотреблять? Роман «Сага выходного дня» пензенских  фантастов  и одновременно врачей Александра и Людмилы Белаш своеобразный ответ «Стажёрам»  братьев Стругацких. Причём отчасти с их же  персонажами (только космонавт Владимир Юрковский и его сестра Маша тут — Юровские, а  друг Владимира и муж Маши Григорий  –  Таубе, а не Дауге). 

Схожа и политическая ситуация: социализм наступает, а капиталистический мир стремительно скукоживается. У Стругацких без подробностей, у Белашей в жанре альтернативной истории. Берия сменил Ягоду на посту наркома внутренних дел, Ежова и «большого террора» 1937-1938 гг. не было (хотя репрессии имели место), и сам Лаврентий Павлович скончался на пенсии, успев увидеть советских космонавтов на Луне. Самые зловредные  американские олигархи, и среди них Илон Маск, в бессильной злобе перешли к ядерно-космическому террору, но и они обречены.

Советский Союз столь могуч, что не боится дать людям свободный доступ даже к враждебной литературе, типа Оруэлла и Солженицына. Система остаётся однопартийной, зато в Верховном Совете несколько фракций – собственно  партия  представляет государственный сектор, а у кооперативов и коммун свои депутаты. С модной одеждой, включая джинсы,  проблем нет… Значит ли это, что в обществе всё в порядке?

Стругацкие в «Стажёрах», а потом в «Хищных вещах века» громко и пафосно обличали мещанство, предрекая, что с  погрязшими в быту обывателями коммунизм не построить и Вселенную не покорить! После чего вместе с кагалом прежних романтиков-шестидесятников разъяснили, что Советский Союз – ад на земле, а коммунизм — химера. Надежда же России – бывший завотделом экономики газеты «Правда», а затем пламенный реформатор Егор Гайдар, который случайно приходился Стругацкому-старшему любимым зятем. Отвращение же к обывателям естественным образом  превратилось у кагала в презрение к «совкам», не вписавшимся в рынок (феномен, достойный отдельной литературоведческой статьи, — прим. ред.).

О «мещанах» романтические герои «Стажёров»  говорят, не скрывая брезгливости. Почти все они – от гостеприимного западного бармена Джойса до скромного советского статистика Толи –  в лучшем случае недочеловеки, уродливые духовно, а часто и физически. Недаром, когда Маша бросает Дауге, в последних абзацах её со злорадством показывают рано состарившейся и потерявшей красоту.

В «Саге выходного дня» герои космоса таковыми и остаются, но за ними лишь половина правды. Уже не молодая, но по-прежнему прекрасная Маша – статистик (как и прибитый к позорному столбу Толя Стругацких) разъясняет бывшему мужу:  «Вы оторвётесь от людей и станете им чужими, как инопланетяне. А те, кого вы заклеймили мещанами, перенесут обиду с вас на звёзды и действительно станут мещанами, утопив в болоте коммунизм».

Никакая вершина не может существовать без прочного основания, и в этом основании обнаруживаются трещины. Пока едва заметные, но от того не менее опасные. Десятилетиями народ был нацелен на трудовые и боевые подвиги и теперь начал выдыхаться. Синдром хронической усталости разъедает людей и сестре прославленного космонавта Юровского предстоит искать выход.  

Конечно, не в одиночестве. После того, как ещё школьницей, Маша взяла интервью у легенды советской  богемы и спецслужб Лили Брик, та рекомендовала её председателю КГБ Юрию Андропову. Среди соратников Марии появляется симпатичный офицер КГБ по имени Владимир Владимирович, с женой Людмилой и двумя дочурками. Владимир прекрасно понимает, в кого могут превратиться честные советские граждане, если Союз рухнет:  «в циничных политиканов, беспринципных наёмников, продажных коррупционеров, просто бандитов».

Сериал, напугавший Эрнста

«Сага выходного дня» так и не нашла своего издателя и в итоге появилась на портале author.today. С сериалом «Обратная сторона Луны-2»  случилась похожая история. Его показ на Первом канале в 2016 году прервали по официальной версии из-за низкого рейтинга, однако затем сериал показала «Пятница», и там он внезапно вошёл в пятёрку лидеров… Очень странная история,  если знать, что перед нами единственный российский сериал, где показано общество, переходящее к коммунизму. Вопрос: насколько оно получилось привлекательным?

На первый взгляд, СССР 2011 года смотрится достаточно скромно. Автопарк почти не изменился по сравнению с 1979 годом, откуда проваливается в светлое будущее милиционер Соловьёв в исполнении Павла Деревянко (в первом сезоне он, наоборот, провалился из 2011-го в прошлое, попал в тело своего отца, рассказал о гибели страны гэбэшнику Саврасову, тот принял меры, убил Горбачёва и возглавил державу). Архаичного вида компьютеры с деревянными корпусами. Здоровенные мобильники с диском вместо кнопок… Да ещё и запреты «вредной» еды типа чипсов, а  батарейки к телефонам только по три штуки на человека можно купить. Вероятно, свинцовые рудники истощились.

И тут же лифты, управляемые голосом, электронные спальные мешки, мгновенно погружающие в здоровый сон, комбайны-роботы, огромные дирижабли-термопланы и наш космонавт на Марсе. Советский Союз поглотил Восточную Европу вместе с Финляндией  (всего в нём 26 республик, включая цыганскую) и строит мост через Берингов  пролив к отобранной у американцев Аляске. США не протестуют, поскольку развалились, а президент южных штатов  Чак Норрис (по жизни актёр — горячий сторонник независимости Техаса) зависит от советской помощи.

Прочий типа цивилизованный мир — тоже в кризисе. Израильтяне массово возвращаются в СССР, жители Французских Арабских эмиратов штурмуют советские посольства, и причины очевидны. В Союзе прекрасная медицина, даже рак практически побеждён. Преступность минимальная, отчего милиция несколько расслабилась – хотя, и не так как полиция в американской фантастической комедии «Разрушитель». С жильём, продуктами и одеждой проблем нет.  Личный автотранспорт почти отсутствует,  но зато чрезвычайно развит автокаршеринг – взять машину не сложнее, чем сейчас самокат. Детские товары и вовсе бесплатны.  

С культурой тоже всё в порядке. Официоз представлен народным артистом СССР Андреем Макаревичем, который тут не зловредно иноагентствует, а благостно распевает про русские дубравы в сопровождении детского хора. Крамольный в реальном Союзе Иосиф Бродский не запрещён. Правда, в одной из серий его стихи обнаруживаются в тайнике, но вскоре выясняется, что не из-за цензуры. Речь идёт об авторской рукописи, которую зловредный контрабандист хочет вывезти за границу. Теперь она попадёт в Литературный музей и будет доступна советским гражданам. Сравнивая с ними россиян нашей реальности, сам Соловьёв признаёт: «Мобильники лучше, люди мельче»… Ну, зачем нашим зрителям такие экстремистские сравнения?   

Сериал слетел с «Первого канала» и киношники усвоили урок. Вскоре после «Обратной стороны Луны-2» та же команда – продюсер Александр Цекало, режиссёр Александр Котт и сценарист Сергей Калужанов, – экранизировала «Лачугу должника» с тем же Павлом Деревянко в главной роли. И, в отличие от Шефнера, никаким коммунизмом на Земле и не пахнет, зато присутствуют трёхцветный флаг и крайне неприятные судьи в париках, а в эпизодах ХХ века — ещё более зловещие гэбисты. Да и в новой экранизации «Сто лет тому вперёд» Кира Булычёва в светлом будущем коммунизмом также не пахнет.

Смерть Советскому Союзу!

Второй раз уцелевший и победоносный СССР появился на экране в 2017 году. Премьера второго сезона сериала «Чернобыль. Зона отчуждения» от продюсера Ильи Куликова появилась на канале ТВ-3.  У создателя самой правдивой мыльной оперы про российских ментов – «Глухаря», — генсеком становится выходец из КГБ, но не вымышленный Саврасов, а реальный Путин. Советский Союз 2013 года тут вполне современный: с величественными небоскрёбами, навороченными тачками, смартфонами отечественной разработки «Электроника» и бесплатной сетью «Рунет».  И телеведущая программы «Время» там — модная тусовщица Ольга Бузова, а не Алла Шатилова, начавшая вести программу ещё при Хрущёве.

Америка в таком же раздрае, как и в «Обратной стороне Луны». Советские миротворцы с территории вассальной Аляски летят в охваченные гражданской войной Штаты восстанавливать власть сбежавшего на Гавайи Трампа («трампнашизм» самого его первого срока не прошёл даром! — прим. ред.). В  первом сезоне герои провалились в 1986 год, предотвратили взрыв на Чернобыльской АЭС и спровоцировали ещё более страшную аварию на американской атомной станции Калверт-Клифс в штате Мэриленд. Итог: экологическая катастрофа, мятеж против Трампа, расстрел Белого Дома в Вашингтоне и распад страны.

Однако сериал с показа не снимался. И не только потому, что он демонстрировался не на «Первом канале», где порядки строже, чем на  ТВ-3 и «Пятнице». Увидев два варианта развития событий, главный герой предпочёл   общечеловеческие  ценности, предотвратил взрыв на Калверт-Клифс и стёр из реальности альтернативный Советский Союз. Потому что там геев сажают, и вообще Штаты — жальче.

Стоит ли удивляться, что телевизионное начальство одобрило такой поворот сюжета? Ведь и правда: главный его враг не в Вашингтоне, а в Мавзолее.

Юрий НЕРСЕСОВ

16 комментариев к «Красная фантастика времён Путина»

  1. ***

    Только это на уме:
    Есть ли бог, иль нету бога
    В бесконечной вечной тьме…
    Ничего другого.
    Сводится всё к одному,
    Недоступному уму.

    1. и как успехи ума? может, что-то более благодатно поддающееся разумению всё же изберёте предметом исследований? 😉

        1. нет, ну судите сами — если бог непознаваем, — что там делать уму? только разве что молиться, но это явно не для этой «мышцы» упражнение — меж тем, столько в мире неисследованного, непонятного — не в силу непознаваемости, а в силу того, что там нужны много умов, сопряжённые отнюдь не молитвой — а НИИ, коллективом, в общем…

          1. ***

            Как известно, всё проходит,
            Миру ничего не светит,
            От того, что происходит,
            Незаметно крыша едет…
            Мир на месте не стоит,
            Кто-то же за всем стоит,
            Сумасшедший явно,
            Вот что, блин, забавно.
            И за ним есть кто-то,
            И за этим кто-то есть,
            В бездне их до чёрта,
            В бездне их, как звёзд, не счесть,
            Просто нету счёта.
            Сколько это будет длиться,
            Даже не примстится
            И во сне бредовом,
            Не то слово.
            В будущем, как и в былом,
            Всё проходит, всё путём.
            А когда наш мир пройдёт,
            В небе полоумном
            Солнце дикое взойдёт
            И зайдёт безумно.

  2. Писать на стенах туалета,
    Поверь чувак, не мудрено.
    Сойдёшь в сортире за поэта,
    Но среди поэтов ты…оно.

    1. ***

      Соперников мне нету,
      Я это знал давно.
      Среди живых поэтов
      Почти что все говно.
      Хотя так вечно было,
      И это не секрет,
      И вечно всех бесило
      Название — поэт.
      Но кто поэтов любит..,
      Я сам их не люблю,
      Всегда, бывая в клубе,
      Кого-нибудь пошлю…
      К забвенью равнодушен,
      За славой не гонюсь…
      Мной продолбили уши…
      Пойду… возьму… напьюсь…

  3. ***

    Безумны дебри мироздания,
    Не ведающие предела
    И недоступные познанию,
    Как это всё осточертело…
    О чём и мыслить невозможно,
    Легко поехать крышей можно.
    Как ни стараюсь я об этом
    Не думать никогда,
    Но снова в поисках ответа
    Гляжу на небо иногда.
    Зачем всё это было нужно,
    И главное, кому,
    Тем более, что это чуждо
    Живому под Луной всему,
    Но близко, видимо, душе,
    Что крышей съехала уже.
    Зачем Луна и Млечный путь,
    И рушащиеся миры,
    Летящие в тартарары,
    И мировой картины жуть,
    И чёрной, бог ты мой, дыры.
    Чтоб с этой темою покончить,
    Просто с собой надо покончить.
    Когда-нибудь придёт конец
    Всему, то есть пипец.
    Но тайну мира разгадать,
    Нам не дано, едрёна мать.

  4. Зачем мир так устроен,
    Так, а не иначе:
    Летит к нам астероид
    Неясно с чьей подачи,
    Луна подслеповатая,
    Сатурн и Млечный путь…
    И всё летит куда-то…
    Просто жуть…
    Луна, земля и звёзды —
    Мир строгий, как чертёж,
    Зачем таким он создан —
    Вовеки не поймёшь.
    Всё до конца продумано,
    Всё неслучайно здесь,
    Но с признаком безумия
    Средь божеских чудес.
    Бессмысленно-красиво
    В дебрях мироздания,
    В бескрайней перспективе
    За гранью понимания.
    Нет смысла никакого
    В этой красоте
    Хоть с богом, хоть без бога
    В великой пустоте.
    А может, смысл есть,
    Чем это не жесть?..
    Нас просто нет, конечно,
    Пред этой вечной вечностью,
    Пред бездной бесконечной,
    Пред пропастью беспечной…
    И для кого мир создан,
    Где никого как раз
    В мирозданье грозном
    Не встретишь, кроме нас.
    И вечно это видишь,
    Весь ужасом объят,
    Как будто ясновидец,
    Как на кресте распят.
    Когда всё видишь это,
    Подавленный совсем,
    Не понимаешь — где ты,
    А, главное, зачем…
    Когда ты это видишь,
    Само собой,
    Скорей возненавидишь
    Весь божий мир живой.
    И всё, что недоступно,
    Так сказать, уму,
    С тобою неотступно
    Движется во тьму.
    Несносно жить, не зная
    Откуда что взялось,
    Наверно, мироздание
    Дано нам в наказание,
    На этом всё сошлось.
    Но кем дано — неясно,
    И это всё ужасно,
    Чего нам не постигнуть,
    А можно лишь погибнуть.
    Ни много, блин, ни мало,
    Как это всё достало!..
    И что творится на земле под богом
    Значенья не имеет никакого.
    Чем более взираешь
    На звёзды в час ночной,
    Тем меньше понимаешь
    Башкой своей тупой.

  5. ***

    Что бы такое залудить,
    Не повторяя дважды,
    Мир надоевший пригвоздить
    Навсегда однажды.
    Чтоб было нечего отнять
    Или же добавить,
    Всё, наконец, вокруг послать,
    Точки над i расставить,
    Не прошибая стены лбом.
    Но мир непроницаем,
    Немало знаем мы о нём
    И ничего не знаем.
    Пред пропастью вселенной,
    Пред бездной мироздания
    Теряет всё значение,
    И нет тому названия.
    Чтоб не подвинуться умом,
    Не надо думать бы о том.
    Навек в слова зарыться…
    От тайны мира скрыться.

    1. Залудить бы, залудить!
      Раз навсегда бы пригвоздить!
      Но… лучше всё же поблудить…

      1. блудить всегда, блудить везде
        вот лозунг мой…
        и хрен с тобой…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...