В искусстве, если оно не «ради искусства», всегда кроется та сила, что выражает и этим заставляет отзываться сущностно-человеческое, с большой буквы которое. Искусство как коммуникация с современниками, прежде всего, всегда является не только окном в чей-то внутренний мир (в индивидуальное), но, диалектически, одновременно является и окном из индивидуального в мир, во всеобщее, в Человеческое. И, конечно, окном в то общественное состояние, где произведение порождается. Этим объясним как эпатаж, так и лоялизм в любых его формах…
Впрочем, нет! Если, как поздний Гегель, человек считает всё действительное разумным, — ему вряд ли понадобится искусство как форма приложения своих творческих сил. Да и слово «искусство» не всегда объясняет арт-отношения индивида с социумом (действительностью) — оно не всегда искусно в исходном понимании, может быть проще и грубее в разные времена, и это будет даже лучше, адекватнее восприниматься. Когда общество накопило в себе противоречия и его пора будить — пусть даже индивидуальным эпатажем… Но если человек, наоборот, доволен состоянием общества (а как представитель своего класса — неизбежно он выражает не только своё мнение), ему незачем изощряться, быть искусным, чтобы искать созвучий в умах современников. Ему достаточно жить и молчать.
Однако можно ли считать состояние нынешнего российского общества нормальным, подходящим для такого «попутного» бытия? Даже сугубо формальные показатели — вымирание народонаселения РФ более чем по миллиону в год, — заставляют задуматься, что нечто в обществе устроено не так, как надо материально воспроизводящему это общество трудящемуся большинству. Когда оно работает «себе в убыток» в демографическом измерении, — наверное, что-то в нём самым принципиальным образом функционирует неправильно, не в пользу большинства. Наверное, правящее меньшинство, сжирающее в своей роскоши то, что могло быть обобществлено и служить миллионам (в том числе и чисто физическому воспроизводству себя по формуле «один к одному» хотя бы) — устроило так бытие не случайно?
Но это — самый поверхностный взгляд, конечно. Важно не только количество, но и качество народонаселения. А качество определяется самосознанием (классовым), культурой (в том числе и политической). И вот тут всё, увы, не в пользу трудящихся — буржуазная мораль в доступном массам виде забила все поры общества. Как в активной форме весьма условного и «прикладного» буржуазного патриотизма (условного прежде всего для класса, которому выгоден такой патриотизм — гарантирующий ему неприкосновенность и командное положение), так и в пассивной форме индивидуализма (цинизма, отчуждённости, монетаризма во взгляде на мир).
Не как пошлость или чёрный юмор, а как «новая нормальность» звучит с билбордов словосочетание «Контракт с родиной»… Ценники на человеческую жизнь сопровождают наш путь в общественном транспорте, и это не «1984-й» Оруэлла, это путинская Россия. Причём, если покупка жизни в её здоровом состоянии — сопровождается буржуазным государством, его гарантиями, то вот лечение заболеваний детей в этом же обществе — уже проблема не государства, а общества, индивидуумов-родителей, их личная проблема.
Потому государственные теле- и радиоканалы пестрят объявлениями и шокирующими сюжетами о детях, нуждающихся в дорогостоящих операциях, за которые государство-Труба, возглавляемое миллиардерами — не может заплатить. Купить жизнь контрактника за 5 миллионов, обеспечить его семью льготами (ипотекой почему-то) — это легко. А вот лечить детей — нет! На это в казне и здравоохранении, переведённом на американскую страховую систему — нет денег… Мерзотные ролики эти на радио «Звезда» идут вообще встык: сперва радио Минобороны клянчит у пенсионеров на лечение детей, и тут же — получи «налик» (эти же 5 миллионов), продав свою жизнь государству, чтоб богатые стали ещё богаче, а бедные…

Вот о них и речь. Бедность не в области материальной, а ментальной, духовной — бессилие пострашнее всяких прочих недугов. Нечего возразить господской морали? Нечем окликнуть братьев по классу, сбить их с гибельного пути?
Если иммунитет самосознания деятелей искусства («инженеров» душ) падает, то и лезут уже поверх их произведений, поверх их «нерва», в область общественных норм — такие вот явления. И вроде как — только так теперь и надо, свыкаются… На лечение тяжело больных детей собирать миллионы «всем миром» через мутный фонд World Vita (даже название патриотическое — кстати, сколько англоязыкий фонд платит «Звезде» за эфирное время?), а государственные миллионы, из налогов наших слагаемые, — платить, чтобы в итоге обогащать правящий класс новыми километрами соседней земли и, главное, моральной силой, моральным правом и далее столь же эффективно править нищебродами. Чьими телами можно закидать любого врага — как это делается, смело демонстрировал в своих роликах пару лет назад удачливый предприниматель-ресторатор, а ранее, в СССР, питерский уличный вор Евгений Пригожин.
Вот именно в такой обстановке и по этим причинам — наверху вы видите картинку Первомая в СССР. Так он должен выглядеть в Ленинграде (которому даже имя вернуть буржуи могут лишь на время, вроде как из их ломбарда выкупить). Но так он выглядеть нынче не будет, а потому пролетарское (по направленности, не всегда по происхождению) искусство занимает в масштабах этого прославленного революционного города пространство скромное, двухдневное, на «Ваське»…
Но ценна сама возможность мыслящим о социализме творческим единицам вместе собраться. Сама возможность звучать альтернативой капиталистическому регрессу — дорога как прецедент. Ранее здесь же, в Доме Плеханова проводил Александр Бузгалин по примеру московских «недель социализма» похожие мероприятия, но то были боевые нулевые и немного десятые были…
Д.Ч.
***
Приглашаем всех, кто верит: культура должна говорить голосом труда, а не капитала. «ПролетКульт» — это пространство, где музыка, кино, поэзия и живопись становятся орудием борьбы против эксплуатации и отчуждения.
Почему это важно?
Мы объединяем тех, кто создаёт и ценит искусство с «человеческим лицом» — честное, бунтарское, свободное от навязанных стандартов. Здесь нет места конвейерному гламуру — только искренность, солидарность и поиск новых форм.
В программе:
— Кинопоказ социально-политического кино
— Музыкальные выступления: Эшелон, Иван Турист, Porvata, Сирень-12, Социопати, Николай Бурый и др.
— Социальные инициативы: спортивные кружки, танцы
— Дискуссия «Политика и Искусство»
— Поэтический блок
Как присоединиться?
Место и время — станет известно после заполнения анкеты
Заполните анкету гостя
Билеты: 300 ₽ за один день, 500 ₽ за два дня