С руководителем Совета молодых литераторов СП России Андреем Тимофеевым беседует наш корреспондент.
— Андрей, 7 февраля исполнилось 5 лет, как на секретариате СП России был официально создан Совет молодых литераторов (СМЛ). Первый юбилей. Уже «старички»?
— Думаю, мы находимся примерно в той точке развития, в которой и должны находиться в данный момент. С одной стороны – всё ещё как будто только начинается. С другой стороны – пройден большой путь, за эти пять лет мы стали взрослее и сильнее. И мы достаточно свободны в своём творчестве, в своих наработках, мероприятиях.
— Но вы ведь не просто СМЛ. Вы СМЛ при Союзе писателей России.
— Да, СМЛ структура Союза писателей России, наша деятельность регулируется специальным Положением СПР. Другое дело, что в силу возраста у нас есть своё представление о современной литературе и её организации, возможно, несколько отличающееся от «среднего» по Союзу. Но думаю, это нормально, так и должно быть. Разница во мнениях для нас не повод «смотреть в сторону», а напротив – повод отстаивать свою позицию внутри организации, бороться за то, чтобы Союз двигался в том направлении, которое нам кажется правильным.
— Это позволило председателю СПР Николаю Иванову в предыдущем номере «ЛР» утверждать, что у Союза длинная скамейка запасных.
— Назовите хоть запасными, главное – «играть» давайте. А если серьёзно, мне не очень нравится, когда писателей или организаторов делят по возрасту. Вот смотрите: средний возраст «костяка» СМЛ – тридцать лет или даже немного больше. Это взрослые состоявшиеся люди, большинство из которых имеют семьи, «основную» профессию, многолетний опыт реализации тех или иных проектов у себя в регионах. Мы «играем» одновременно с представителями других возрастов, не отсиживаемся в стороне. И мы также отвечаем за наш Союз.
РАЗ, ДВА, ТРИ — ЁЛОЧКА, ГОРИ
— Давайте вспомним, как создавался СМЛ. Ведь не по детской присказке про ёлочку, которая зажигается по команде. И это ведь тоже уже история.
— Случилось это лично для меня довольно неожиданно. В конце 2016 года умер Михаил Петрович Лобанов, у которого я учился в Литературном институте. Его выпускники в тот момент ощутили острое чувство сиротства и желание иногда собираться и обсуждать свои новые произведения, как делали во время учёбы. Соответственно – нужно было найти помещение для таких встреч, и я обратился в Союз писателей России с просьбой предоставлять нам раз в неделю Шолоховский центр на Комсомольском проспекте, 13. А в Союзе в тот момент происходили большие изменения, исполняющим обязанности стал Николай Фёдорович Иванов, и жизнь начала бурлить. И вот 7 февраля 2017 года я и двое моих коллег – Василий Попов и Сергей Бударин – были приглашены на заседание секретариата. Там присутствовал Василий Владимирович Дворцов, который давно вынашивал идею «молодёжной секции» при СПР. Обсудили её при нас, и тут же был учреждён СМЛ. Хотя, конечно, мы не до конца понимали в тот момент, на что же в итоге согласились.
Мы даже опубликовали программу действий, совершенно утопическую – будто бы авторы со всей России будут присылать нам тексты, а мы их отбирать, а потом станем проводить десятки разных мероприятий – каких, зачем, где брать ресурсы… Всё было бессознательно и наивно.
— То есть в итоге СМЛ был создан «сверху», из Москвы?
— С одной стороны – да. С другой стороны – ничего бы не получилось, если бы не было мощного запроса из регионов.
В первые месяцы на волне энтузиазма я поездил по регионам и пообщался с местными ребятами, которые занимались работой с молодыми писателями. И вот тогда я действительно увидел, что это кому-то нужно. Люди в регионах ощущали себя оторванными и от центра, и даже от соседних городов. Варились как бы в собственном соку. Были несколько центров притяжения: Челябинск, Самара, Ленинск-Кузнецкий, где много лет самостийно, но проходили молодёжные фестивали. Но общего пространства не существовало. Если бы это не нужно было множеству конкретных людей из регионов, дело заглохло бы сразу.
— Как появились Всероссийские Совещания в Химках? Почему местом проведения был выбран Московский институт культуры?
— Большое общероссийское мероприятие для молодых писателей было изначально нашей мечтой и целью. Но организация такого фестиваля требовала огромного ресурса, которого не было. И тогда всё опять-таки решила коллективная воля. Но для начала на секретариате было решено предложить каждой писательской организации делегировать на XV Съезд Союза в феврале 2018 года по одному молодому автору, который мог бы присутствовать на Съезде в качестве гостя. Кроме того, у нас были дружеские контакты с кафедрой журналистики МГИК и лично с Еленой Юрьевной Коломийцевой. Институт дал нам возможность два дня, предшествующие Съезду, проводить в своих стенах специальную молодёжную программу. Ни проживания, ни питания, ни дороги обеспечить мы не могли. Но всего на эти первые «Химки» приехало 70 участников, а это значило – есть огромный запрос и на объединение, и на творческую учёбу. Из этих 70 человек 17 были рекомендованы в Союз, а семерым билеты вручили прямо на Съезде.
— А что представляет собой «Совещание в Химках» сегодня, спустя пять лет?
— В 2021 году Всероссийское Совещание молодых литераторов СПР «в Химках» стало крупнейшим молодёжным форумом в стране – оно собрало более 300 молодых поэтов, прозаиков, критиков, организаторов и экспертов из 57 регионов России. Теперь «Химки» это не только семинары, а ряд независимых программ. Основная программа – конечно же, творческая, в которой участвуют молодые поэты, прозаики и детские писатели до 35 лет.
Для них проводятся семинары, лекции, мастер-классы, а лучших рекомендуют к публикациям в толстых журналах и к приёму в СПР. Есть отдельная студенческая программа для ребят до 22 лет, которым объективно сложно конкурировать с тридцатилетними. Мы бережно относимся к самым ранним проявлениям таланта: начинающих важно подбодрить и показать им путь развития.
Кроме того, с определённого момента мы пришли к выводу, что и вполне состоявшимся авторам, даже членам Союза, необходимы обсуждения их произведений, но уже на более высоком уровне. Так возникла ещё одна программа «Химок», которая называется Конференция СПР. В ней участвуют авторы до 45 лет и предлагают на рассмотрение не просто подборки, а книги. И обсуждения проходят не в формате обучения, а скорее – критического осмысления. На Конференцию в качестве экспертов мы приглашаем не только писателей, но и издателей, критиков и даже блоггеров. Это люди с разными взглядами на литературный процесс и вообще на «книгу».
Традиционной стала на «Химках» также программа для молодых организаторов литературного процесса. Дело в том, что организация – это работа, требующая специфических профессиональных навыков: проведение фестивалей, работа лито, издательская деятельность, взаимодействие с властью и СМИ, продвижение литературы в интернете, заполнение грантовых заявок и многое другое. А самое важное – обмен имеющимся опытом друг с другом. Всё это наши молодые организаторы получают в рамках специальной программы «Химок». И это не секрет – мы готовим кадровый резерв управленцев для Союза писателей России, разбирающихся не только в творческих, но и в прикладных вопросах организационной деятельности.
А ЗА ХИМКАМИ ЕСТЬ РОССИЯ?
— Вы сказали, что по результатам Совещаний некоторые молодые авторы получают рекомендации в Союз писателей России. Как это происходит? Неужели минуя Приёмную комиссию?
— Приём в Союз по результатам Всероссийских Совещаний регулируется специальным Положением. Рекомендованному автору не сразу выдаётся билет, его в обязательном порядке должно утвердить на правлениях региональных организаций, где он потом и станет на учёт. Мы не хотим,
чтобы наши начинающие писатели «терялись». Так что эта сфера получается двойной ответственности.
Бывает, даже с нашими рекомендациями регионы отказывают автору или откладывают вопрос приёма до следующей книги, и это нормальный здоровый процесс. За время существования СМЛ 120 писателей было рекомендовано (из них около 80 уже вступило) в наш Союз. Некоторых эта цифра пугает, но когда разделишь её на 85 субъектов федерации, то получается всего по одному человеку на регион.
Кроме того, за эти пять лет активировался процесс привлечения молодых в местные организации и обычным способом – через Приёмную комиссию. В 2018 году в Союзе было всего 4% авторов до 35 лет и (что страшнее, на мой взгляд) – всего 11% авторов от 36 до 50 лет. Перед следующим съездом через год, думаю, мы получим несколько иные цифры. И они тоже скажут о нашей работе. Причём это не приём ради приёма – мы очень внимательно относимся к профессиональному уровню рекомендованных авторов. Планка довольно высока, и это правильно.
— Совещания проходят только в Подмосковье? Что делать молодым писателям, которые живут далеко от Москвы?
— Мы сумели вовлечь в структуру СМЛ существовавшие ежегодные региональные фестивали и совещания. Это Всероссийские фестивали имени Михаила Анищенко в Самаре, Алексея Бельмасова в Кемеровской области, Александра Левитова в Липецке, Межрегиональное совещание в Челябинске, Болдинский слёт в Нижегородской области, Беловские чтения в Вологде и другие форумы отныне входят в нашу систему, внутри которой ребята могут сначала поучаствовать в мероприятии, которое для них географически близко, лучшим получить путёвку на «Химки», а там самым сильным – получить рекомендацию в Союз. Создан «лифт», позволяющий не пропустить ни одного по-настоящему талантливого автора. Ковид с одной стороны негативно сказался на нашей деятельности, а с другой стороны позволил провести большое онлайн-совещание, объединившее Центральный и Дальневосточный федеральные округа.
УСЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА
— Но совещания молодых писателей и фестивали это всё равно разовые события. Есть ли жизнь в СМЛ вне больших мероприятий?
— Собственно, авторам достаточно обсудить свои произведения раз-два в год. Остальное время для них – писать. У нас сейчас мода на различные форумы и «движуху». Думаю, бесконечные выезды и тусовки скорее вредят молодым, чем помогают.
Но деятельность в регионах не останавливается. У нас сейчас 30 молодёжных региональных команд, утверждённых правлениями местных писательских организаций, имеющих налаженные «горизонтальные связи» друг с другом. Эти команды проводят регулярные обсуждения рукописей в лито, организовывают концерты и мастер-классы, выпускают собственные толстые журналы, реализуют другие региональные проекты. Это сотни людей, вовлечённых в культурную жизнь своих городов, на волонтёрских началах выстраивающие работу с местными талантливыми ребятами. Они все находятся на разных уровнях развития, но общение со старшими коллегами и друг с другом помогает им расти и развиваться.
В этом году мы поняли, что ежегодной программы для организаторов в «Химках» нам мало, требуется больше общения для обмена опытом, и запустили онлайн-проект «Дискуссионный клуб организаторов СМЛ». Ежемесячно мы будем встречаться и обсуждать конкретный проект, который один из наших организаторов планирует осуществить. Первым состоялось обсуждение проекта размещения аудио-книг в транспорте «Говорящие книги» Анны Харлановой из Липецка. Оказалось, что сходные проекты уже были реализованы в Амурской и Ульяновских областях. Ребята из этих регионов поделились опытом, обсудили тонкости и проблемы, которые могут возникнуть. В общем – сейчас у нас создано огромное поле активных людей, горящих своим делом и способных помогать в этом друг другу.
— Какова самая сложная проблема, которая стоит сегодня перед молодыми организаторами?
— Безусловно – отсутствие читателя. Сейчас литература существует внутри замкнутого круга людей, читают современную литературу зачастую только сами писатели (а иногда даже они не читают). Особенно это касается поэзии. Требуются новые форматы привлечения к книге широкого читателя, особенно молодёжи. Мы пытаемся внести свой вклад в это дело. Еженедельно выпускаем программу о молодой литературе «Пролиткультрадио» на волнах «Литературного радио». Каждый месяц выходят новостные видео-сюжеты о самых значительных литературных событиях. Развиваем соцсети. Стараемся делать и распространять качественный «контент»: лекции, видео-ролики и т.д. Но чтобы реализовать более масштабные проекты, нужно такое финансирование, которого у нас пока нет.
МОЛОДОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ: ПРИВИЛЕГИЯ ИЛИ ИСКУШЕНИЕ?
— А существуют молодёжные премии? И нужны ли они вообще?
— Не могу сказать, что премии для молодых не нужны. Поддержка важна и полезна для любых писателей, потому что литература сейчас не позволяет добыть средства для жизни, всем приходится работать на «основной» работе. Но мы в СМЛ СПР сходимся на мысли, что для молодого писателя важнее не премии, а приобщение к среде, профессиональному сообществу. Поэтому высшей «наградой» Совещания в «Химках» является рекомендация в Союз писателей России. Творческий семинар для молодого автора полезнее премии.
Лишь в этом году «Химки» будут организованы вокруг новой премии имени Александра Ивановича Казинцева – да и то: победа в основных номинациях разыгрывается для членов СПР до 45 лет, подающих на премию книгу. То есть это уже совсем не начинающие молодые авторы.
Отдельно у нас есть конкурс для молодёжных литературных объединений «ЛИТОСфера», где мы оцениваем педагогические и методические наработки руководителей лито из разных регионов. И опять же – это делается не ради того, чтобы потешить чьё-то самолюбие или кого-то наградить, а чтобы выделить наиболее интересные наработки и обменяться ими.
Буквально пару недель назад на онлайн-дискуссии СМЛ, организованной лито «МолЛит» при Челябинской писательской организации, мы обсуждали статью Алексея Алёхина, в которой он говорит, что событием в литературе является не появление молодого поэта, а появление Поэта, зрелого и самобытного. И все мы в целом согласились с этим тезисом. А в СМЛ мы только запускаем процесс подлинного созревания.
С другой стороны – среди активных участников и авторов, прошедших через «Химки», есть и вполне состоявшиеся по всем даже «взрослым» критериям писатели (пусть они по возрасту ещё и достаточно молоды). Скажу о прозе, потому что в ней разбираюсь гораздо лучше. Это такие прозаики как Юрий Лунин, Женя Декина, Евгений Эдин, Ирина Иваськова, Алёна Белоусенко, Дмитрий Лагутин, Елена Тулушева и другие. На мой взгляд, эти авторы есть не только будущее, но и настоящее современной русской литературы и Союза писателей России.
— Писатели всё-таки эгоцентрики по натуре. Все ли молодые организаторы и авторы остаются в орбите СМЛ или кто-то со временем «отпадает»?
— Надо понимать, что организационная деятельность в условиях отсутствия ресурсов – особое дело. Это не совсем работа «обычной» фирмы или бюрократического органа. Люди отдают, пока что-то получают взамен. И это нормально. Только получают не деньги, а – принятие, профессиональное развитие, возможность организовывать большой процесс в соответствии именно со своим представлением о нём и т.д. Мы не удерживаем людей специально. Наша задача – создать большое творческое пространство, в котором хотелось бы находиться, которое бы могло дать автору или организаторы много возможностей. А те, кто хочет развиваться сам, уходят. Но мы благодарны им за посильный вклад в общее дело. И надеюсь, они благодарны нам.
Конечно, в перспективе мы хотим переходить на грантовое финансирование, потому что некоторые проекты без ресурсов реализовать просто невозможно. Недавно мы получили свой первый грант от Фонда Президентских грантов на программу для организаторов на «Химках» 2022 года. Надеемся, это только начало. Потому что это реально полезный проект, а не просто освоение бюджетных средств. Он благотворно влияет на культурную ситуацию в стране в целом.
— Спасибо, Андрей, за беседу. И от имени читателей газеты пожелаю вашей команде, всему СМЛ ловить ветер в тугие паруса, чтобы идти вперёд.
Беседовал Илья КРАСНОВ