21.11.2024

Нарисуйте лошадь…

Сборник критических статей «ПрОклЯтые критики», изданный в 2021 г. по инициативе Ю.М. Полякова, уже больше года остаётся одной из самых обсуждаемых книг. Само по себе это прекрасно. Но кое-что в обсуждении откровенно удручает. Создаётся впечатление, что участники дискуссии ходят по кругу с завязанными глазами.

Вот и статьи о книге в «Литературной России» в который уже раз возвращают обсуждение к одним и тем же темам: а зачем вы обсмеиваете писателей, а зачем столько политики… Ну и т.д. Вообще-то, в целом о книге – о том, ради чего она издавалась и почему вышла именно в таком виде, о пафосе этой книги – исчерпывающе сказано в предисловии Юрия Полякова. Эта книга – не случайный набор весёлых или не очень статей. Она скомпонована так, чтобы обозначить проблему и попытаться ответить на вопрос: «почему эта проблема существует?». Несложно заметить, что в статьях рассматривается так называемая премиальная литература, то есть книги, номинированные на самые заметные литературные премии или уже премированные. А это не просто престиж или солидная финансовая поддержка. Это своего рода ярлык, знак качества, признание авторов лучшими в стране, это делегирование права представлять страну за границей, что-то вроде включения в Олимпийскую сборную.

Поинтересуйтесь в провинциальных библиотеках, на что там ориентируются при закупке новых книг. Вам ответят: на премии. Что купит в магазине доверчивый читатель – сочинение неизвестного автора или книгу, отмеченную престижной премией? Ответ очевиден. Вроде бы ничего плохого тут нет – нужны же, в самом деле, какие-то ориентиры. Да, только стоит воспользоваться этими ориентирами, как немедленно угодишь в болото. При ближайшем и внимательном рассмотрении оказывается, что премиальный процесс – это отрицательный отбор и откровенное мошенничество. В самом деле, никто же в здравом уме не назовёт книгу о приключениях Зулейхи лучшим произведением отечественной литературы. Но ведь именно об этом говорят все навешанные на неё регалии. И повисает вопрос: кому это нужно и зачем?

Пусть будет много писателей – хороших и разных. В отличие от Антона Красовского, мы не предлагаем никого жечь или топить. Но хотелось бы понять: для чего, с какой целью люди, курирующие литературный процесс, навязывают в качестве лучших писателей откровенно далёких от литературы деятелей, вдобавок ко всему ещё и ненавидящих нашу страну. Что это: профессиональная непригодность тех, кто опекает книгоиздание, или, быть может, интеллектуальная диверсия, преследующая те же цели, что и реформы образования, а иными словами – нашу с вами деградацию? И если вы что-то слышали об информационной или ментальной войне, такое допущение не вызовет у вас удивления.

Книга «ПрОклЯтые критики» выстроена именно таким образом, чтобы показать нищету премиальной литературы, мошенничество критики, обслуживающей премиальный процесс, и высказать ряд предположений: почему всё так происходит, откуда торчат эти уши?

Критик Анастасия Сухарева, чей отзыв о «ПрОклЯтых критиках» опубликован в № 39 «Литературной России», считает, что в моих статьях, вошедших в сборник, слишком много общих рассуждений и мало конкретики. Но такой взгляд сродни претензиям к актёру, сыгравшему Герасима немым. Дескать, мог бы и высказать барыне всё, что о ней думает. «Неизвестно, – пишет Анастасия, – почему хотя бы трети подобного (материалов, посвящённых чисто литературной составляющей – С.З.) нет в большей части статей Замлеловой из сборников “Проклятые критики” и “В переплёте”)». Охотно отвечу Анастасии. Просто потому, что у меня была другая роль – не писать литературные портреты, а выдвинуть версии происходящего, сделать хотя бы попытку ответить на вопрос: кому всё это нужно, кто и зачем занимается отрицательной селекцией в современной российской литературе? Кроме того, упомянутая Анастасией статья о Вячеславе Богданове, а равно статьи о творчестве Валентина Распутина, Василия Белова, Виктора Перегудова, Камиля Зиганшина, Ивана Зорина и других современных писателей, публиковались в к???? ?ниге «…Ибо абсурдно».

Но раз уж зашла речь о вопросах и ответах, постараюсь прокомментировать недоумение Анастасии и по другим пунктам. В 2016 г. вышла моя статья «В переплёте», где я писала, что не стоит обвинять государство в недостаточном финансировании культуры и, в частности, литературы. Государство выделяет немалые средства на литературу – и Роспечать тому подтверждение. Другой вопрос, на что расходуются эти финансы. Но потом я, к удивлению своему, обнаружила, что некоторые писатели расценили моё высказывание как поддержку той самой Роспечати. Но если в этом случае можно было посмеяться и забыть, то применительно к критике хотелось бы достичь с коллегами уж если не единомыслия, то хотя бы взаимопонимания. Иначе никогда ничего не изменится.

Только сразу хочу сказать: автобиографий (как утверждается в статье) ни для Эдуарда Стрельцова, ни тем более для Александра Алёхина мне писать не доводилось. Уверена: они прекрасно обходились без моего участия. Кстати, упомянутые книги – это даже не столько биографии, сколько литературные расследования. Ну да ладно, мне бы хотелось ответить Анастасии по поводу политизированности статей. Отчасти об этом я написала выше. Добавлю несколько слов о статьях, посвящённых Светлане Алексиевич. Во-первых, я нигде не утверждаю, что она бездарный писатель. А во-вторых, речь идёт о Нобелевской премии, полученной Светланой Александровной в 2015 г. Полученной, заметьте, за документальную прозу, за политическую публицистику. Но было бы странно рассматривать политическую публицистику исключительно с точки зрения стилевых красот. Сам жанр предполагает интерес к позиции автора, к высказанным идеям, к последовательности суждений и, конечно же, к исследовательской порядочности. И вот тут-то начинается самое интересное, поскольку Светлана Александровна – живущая, кстати, в Германии, а не в Белоруссии или России, о которых пишет, – оказалась феерической лгуньей. Увы, вся её публицистика с некоторых пор – это предельно политизированная, ангажированная ложь. Именно эта ложь (а вовсе не стилевые изыски) снискала ей Нобелевскую премию. Что отчасти отображает ситуацию и внутри нашей страны – чем более лжива книга о России, тем больше у неё шансов попасть в премиальные списки или быть «раскрученной» всеми возможными средствами.

Кстати, по поводу «раскрутки». Анастасия в своей статье упомянула Галину Юзефович как литературного критика. Сложно пройти мимо этого утверждения, поскольку оно не соответствует действительности. Все пользователи интернета наверняка слышали о биржах вечных ссылок. Это когда один сайт на неких условиях размещает у себя статьи, рекламирующие другие сайты. Такие статьи пишутся по-разному, но попадаются и настоящие шедевры. К примеру, такая цитата: «…Мы живём себе, взрослеем, стареем, влюбляемся, создаём семьи, ходим на работу – а в это время где-то совсем рядом, за стенкой, трепещут томительной дрожью Трубы водогазопроводные (ВГП) ГОСТ 3262-75. И бежит по ним газ или струится вода. А нам и невдомёк; мы ленивы и нелюбопытны…»  Так вот, Галина Юзефович – это не литературный критик, а рекламный агент крупных издательств. Только рекламирует она не трубы и не черепицу, а книги. В этом вся разница.

Не так давно в своём телеграмм-канале она сообщила, что писателя нельзя назначить или «раскрутить», имея в виду творчество Гузели Яхиной. Тиражи у Яхиной приближаются к миллиону, попробуйте, мол, напишите лучше. Но это лукавство, потому что такое количество рекламы, какое получил роман о похождениях Зулейхи, не имело, наверное, ни одно произведение в нашей стране. По словам Юзефович, чуть ли не первая книга никому не известной писательницы в мгновенье ока стала бестселлером. Сначала нас уверяли, что книга – товар и в сфере её продаж действуют законы рынка. Теперь же оказывается, что законы эти не действуют. Получается, нас считают за идиотов. И опять у меня вопрос: зачем так упорно продвигали именно Зулейху? Учитывая её содержание, можно это истолковать как-то вне политики?

К сожалению, очень многие явления нашей жизни объяснить без отсылки к политике попросту не получится. Вот Ельцин-центр, курирующий литературный процесс в России… Разве это не политика? А Л.Е. Улицкая, выпускающая книги для детей о педерастии, никак не связана с политикой? Кстати, за что Людмила Евгеньевна получила в 2014 г. Орден Почётного Легиона – высший знак отличия, почёта и официального признания особых заслуг во Франции? Награда, заметьте, не литературная. А внезапно проснувшийся интерес книгоиздателя к ЛГБТ-теме – в гомофобной-то стране – да неужто без политики обошлось? А когда главный редактор одного московского либерального литературного журнала, не глядя в предложенные тексты, сказал мне: «Вы публикуетесь в “Москве”, в “Нашем Современнике”… Зачем вы к нам пришли? У вас своё, у нас – своё», это не было политикой?

В статьях о творчестве В.А. Кочетова и А.И. Солженицына я хотела показать, как сопоставимых по дарованию писателей можно превратить, при помощи политики, одного – в изгоя, другого – в гения. Так что, отмахнувшись от политики, вы просто ничего не поймёте вокруг.

И последнее. Обвиняющим «Проклятых критиков» в верхоглядстве, выискивании «блох» и высмеивании стилевых ляпов, хочется напомнить, как И.Е. Репин предлагал любителям абстракций нарисовать лошадь, прозревая за оригинальностью отсутствие элементарных навыков, а то и обычную бездарность. То же самое можно отнести к любой сфере человеческой деятельности. Если вы не владеете азами, то анализировать попытки создать шедевр просто не имеет никакого смысла. Если, увешавшись наградами, вы так и продолжаете писать «бесчисленный пот», то о чём говорить…

Светлана ЗАМЛЕЛОВА

9 комментариев к «Нарисуйте лошадь…»

  1. Цитирую:
    » При ближайшем и внимательном рассмотрении оказывается, что премиальный процесс – это отрицательный отбор и откровенное мошенничество. В самом деле, никто же в здравом уме не назовёт книгу о приключениях Зулейхи лучшим произведением отечественной литературы. Но ведь именно об этом говорят все навешанные на неё регалии. И повисает вопрос: кому это нужно и зачем?»
    Как кому… — Ответ содержится в этом же материале: тем, кто считает прогрессивные левые силы общества «за идиотов», ну а зачем, понятно: чтобы и дальше главной духовной составляющей жизни населения были деньги. Деньги и только деньги! Человек — ничто, деньги — всё! — Такова политика нашего антинародного государства, это касается буквально всех областей общественной жизни — кому-то это ещё не ясно и не понятно!? Сегодня даже на убийстве людей можно зарабатывать 200-300 тысяч рублей в месяц — пожалуйста, если вам уже 18, но не больше 60-ти.

    1. ну, с Зулейхи началась реконкиста либералов, постмодернистов, антисоветчиков на книжном рынке (отсюда такой апломб)- которых заметно потеснили новые реалисты в 00-х, и вот в десятых, после «болотных баталий» вообще убивших всякое инакомыслие — полезли всходы, что засевались ельцинисткой Еленой Шубиной ещё в 90-х (Пелевина тоже она раскручивала, кстати)) . помните, какая книга была до Зулейхи переломной в идеологической плоскости? «Русский садизм» — попавший не в худ.лит, а в публу… он забыт, зато продолжил дорогу авторам «помягче». про Шубину у меня была злющая передовица в 2016-м

      1. Самым актуальным моментом в этой публикации С. Замлеловой мне представляется суждение о том, на что ориентируются библиотеки страны, пополняя свои фонды… — действительно, на эти мошеннические премии и этих липовых лауреатов, ложных мастеров современного художественного слова. Это просто бедствие, пагуба читательства.
        Во всей централизованной библиотечной системе Владивостока — на весь город! — всего одна книга Юрия Козлова («Белая вода»), зато О. Славниковой в каждой библиотеке по три-четыре издания. Я взял посмотреть, что же это за проза — роман «2017» (кстати, заведующая редакцией, написано, Е. Шубина), привлекли слова в аннотации о том, что автор описывает политический переворот, приуроченный к 100-летию Октября…
        Конечно, и названная книга Ю. Козлова (других не читал) своим художественным уровнем не блещет — достаточно в ней длиннот, порой откровенного словоблудия (чувствуется, что — в авторской редакции), действие — на грани отсутствия, образы главных героев с многочисленными наслоениями одних и тех же свойств и характеристик, некоторые места представляют собой некий отчёт о тех или иных понятиях персонажей… — но она по большей части читабельна, местами даже глубока в своём содержании, а названную книгу О. Славниковой читать вообще невозможно. Что это такое?!.. По-моему, не то что к художеству, а даже просто к прозе, к повествовательной словесности это не имеет ни малейшего отношения — автор не изображает в действии персонажей, а отчитывается перед нами в своём понимании их сути. Какая-то чушь… Нужно нам это авторское понимание человеческих отношений? Да как собаке пятая нога! Ты покажи нам, изобрази — вот задача художника (а мы уж там сами разберёмся, на то мы и читатели, для того и читаем)! Весь текст сплошняком состоит из сравнений — сравнение на сравнении и сравнением погоняет. — Какая-то дичь изощрённости! Изощрённости, за которой вообще не видать ни образа героя, ни различия типов и социальных характеров. Половину книги пришлось просто пролистать, чертыхаясь и отплёвываясь.
        Ну а с политическим переворотом мне эти ушлые девицы, предпринимательницы от литературы (вероятно, «дочери лейтенанта Шмидта») — Е. Шубина и О. Славникова, — просто натянули нос: кроме каких-то косвенных свидетельств о том, что в городе кто-то переворачивает и сжигает автомобили, ничего не имеется.
        Короче, позор! Но дело не в том, что позор, а в том, что именно эта халтура, выдаваемая за образцы, за перлы создания, потребляется читателями библиотек, конечно же, не в их читательскую пользу. — Ну как тут не разделить эту гражданскую боль Светланы Замлеловой…

        «И это — жисть,
        Земной наш рай?!
        Нет, хоть ложись
        И помирай!»

  2. Хотелось бы видеть практику переложений — как устранить или хотя бы уменьшить эти недостатки. Ведь просто указывая на то, что сейчас не так хорошо мы лишь формируем нелюбовь к своему народу. А указывая на эту же проблему, но с целью объяснить почему я предлагаю сделать так, либо иначе — мы поселяем в голове людей мысль о выходе. О том, что можно и нужно улучшать ситуацию. И самое важное — спокойно, мирно и созидательно, без революций и крови. Причем на вполне законных началах.

    Мое предложение — думаю, что награды за творчество лучше бы присуждал народ. А интеллигенция лишь подавала бы на народный суд свои предложения объясняя свои действия. Думаю, что было бы больше кандидатов (не проплаченных) и намного более честное решение в итоге. Народ был и есть и будет за справедливость. Более честного судьи трудно найти.

    1. А вы знаете, что такое маниловщина?..
      И второе. «Причем на вполне законных началах», — говорите вы. Это какие законы вы имеете в виду? Законы нашего сегодняшнего антинародного государства? Ха-ха-ха-ха-ха…
      Можете не отвечать, вопросы мои риторические, — не для вас комментирую, с вами говорить бесполезно…

      1. Маниловщина — это сидеть в дерьме опущенным, мечтая, что придет дядя Сэм, достанет из дерьма, помоет, оденет и жвачки подарит. А говорить о том, что есть и необходимость и возможность сделать жизнь лучше — это нормальная и ЗАКОННАЯ гражданская позиция. Сегодня в вашей стране настолько говенная интеллигенция, что она может либо гадить на свою родину, либо холуйски плебействовать перед властью. Мне искренне жалко русский народ.

        Тут кто-то говорит об оппозиции ориентируясь на скоморохов с болотной площади. Настоящая оппозиция народу это нынешние официальные патриоты живущие с приклеенной к стулу патриотической задницей. Которые продолжают упорно бездействовать, представляя собой не великую страну, а богатую, но бесхозную территорию, населенную блаженными идиотами. И вас всегда будут долбить с запада. И всегда будут презирать с востока. Потому, что это позиция не сильного народа, а кучки петухов опущенных на международной зоне. И сейчас вся страна, вместе с главным идеологом, своей вечной пассивностью и трусостью вызывает в мире лишь отвращение и негодование. Европейцы, американцы, китайцы не могут понять, ну что там опять вякают эти опущенные?

        Все это надо исправлять. Спокойно, внимательно, расчетливо и с военной дисциплиной. Надо учиться во всем постоянно перехватывать инициативу. А для этого надо думать, обсуждать, искать варианты умных решений и залечивать, исправлять и двигаться вперед.

  3. Давайте уже делать форум тут и собирать важные вопросы накапливая возможные решения. Постепенно будет расти квалификация и опыт. Кое кто из политиков не имея своих хороших вариантов вполне могут позаимствовать отсюда. Выдать за свои мысли, но главное = сделать что наконец полезное. Время пришло использовать информационные технологии для позитивных процессов. Наша задача -просто начать. И постепенно поддерживая дружественную атмосферу дать возможность заботиться о своем народе каждому.

    Лично проверено, что большинство оппозиционеров и предателей, если их попросить внятно сформулировать свои претензии к родине, сделать это не в состоянии. И как только они начинают пытаться перечислять по пунктам свои хотелки, то с этого момента у них вдруг появляется искра в мозгу. И они сами начинают понимать, что деятельность их вовсе не созидательная. При этом мерзавцами считать они себя не хотят. И некоторых просто пропадает пыл. А кое кто начинает в уже шевелить волосами над мозгом. Понимая что его просто использовали против его народа.

    Давайте уже делать форум. Хватит бояться — Сталина давно нет. Администрация ресурса таки проснитесь уже. Пора быть умным и активным патриотом.

  4. Попалась на глаза, ещё раз перечитал эту статью, — привет Светлане Замлеловой!
    Хорошая публицистика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...