Чтя Красной Армии победы
Председатель Союза писателей России Николай Иванов принял участие в ряде мероприятий в рамках международной конференции «Это нужно – не мёртвым! Это надо – живым: Буйничское поле – поле памяти».
Старт программе, организованной Могилёвским областным отделением Союза писателей Беларуси в сотрудничестве с Союзом писателей России, был дан на легендарном месте. Здесь, на Буйничском поле, в честь героев возведён мемориал – к нему, а также к камню памяти Константина Симонова (писатель завещал развеять свой прах именно над этим полем) возложили цветы и венки гости из России и Белоруссии. Среди них были: руководитель Представительства Постоянного Комитета Союзного Государства в Минске Марианна Щёткина, руководитель Представительства Россотрудничества в Республике Беларусь Юрий Макушин, председатель правления Белорусского фонда мира Максим Мисько, председатель правления Союза писателей России Николай Иванов, председатель Союза писателей Беларуси Александр Карлюкевич, представители Могилевского облисполкома и другие.
Делегации из России и Беларуси также побывали в деревне Борки Кировского района – на мемориальном комплексе, посвящённом памяти советских граждан и деревень Могилевской области, сожжённых немецко-фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны, в музеях и других знаковых местах.
Завершилась встреча пленарным заседанием и подписанием Меморандума о сотрудничестве между Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, по гуманитарному сотрудничеству и Могилёвским областным исполкомом. В 2023 году запланировано 33 союзных мероприятия, из которых двадцать одно имеет социальную направленность. Около половины всех мероприятий направлено на работу с молодёжью и детьми.
![](https://litrussia.su/wp-content/uploads/2023/02/literaturnyi-muzei-dostoevskogo-v-omske_27b.jpeg)
К сорокалетию омского музея Достоевского
Власти Омской области передали два здания площадью 400 кв. метров Омскому литературному музею им. Достоевского. Об этом сообщает ТАСС.
Благодаря юбилейному прибавлению площадь музея, расположенного в центре Омска в небольшом доме комендантов Омской крепости, увеличится более чем в два раза. В настоящий момент она составляет чуть более 300 кв. м. При этом в архивах музея хранится более 25 тысяч экспонатов. Основная экспозиция музея посвящена Фёдору Михайловичу Достоевскому, его творчеству и омскому периоду его жизни. Другие экспозиции рассказывают о развитии литературы в Омской области и об известных писателях, связанных с сибирским регионом: Леониде Мартынове, Тимофее Белозерове, Роберте Рождественском и других.
«В этом году мы сделаем проектно-сметную документацию и экспертизу для капитального ремонта, затем предстоит сам капитальный ремонт с полным оснащением всем музейным оборудованием, с необходимыми инженерными сетями, подключениями, удобными площадками для экспозиции, общения и хранения экспонатов», — сообщил министр культуры региона Юрий Трофимов.
Открытие новых корпусов, здания которых расположены в непосредственной близости от музея, запланировано на 2024 год.
Литературному музею имени Ф.М.Достоевского в 2023 году исполнилось 40 лет. Музей был открыт 28 января 1983 года. Он расположен в одном из старейших зданий Омска, построенном в 1799 году для комендантов Омской крепости. В июле 1859 года в этом доме, в гостях у последнего коменданта А. Ф. де Граве, побывал молодой писатель Достоевский. Осужденный за участие в демократическом кружке Петрашевского, Фёдор Михайлович четыре года провёл в Омском каторжном остроге (см. «Записки из мёртвого дома»). В цокольном помещении музея воспроизведена обстановка камеры Омского острога середины XIX века. Интерьер арестантской казармы даёт так же представление об условиях каторги времён самодержавия.
![](https://litrussia.su/wp-content/uploads/2023/02/aleksandr-ostrovskii_48a.jpg)
Навстречу двухсотлетию со дня рождения А.Н.Островского
Несколько театральных фестивалей, выставки и авторские экскурсии пройдут в регионе течение 2023 года в связи с юбилеем великого драматурга. Александр Островский (1823–1886) большую часть жизни провел в усадьбе Щелыково под Кинешмой. Материалы кинешемского суда и наблюдения за провинциальным бытом легли в основу многих его пьес.
К 200-му дню рождения писателя – по новому стилю это 12 апреля – в городе приурочили международный фестиваль «Горячее сердце». За полторы недели в Кинешме покажут серию спектаклей, на открытие привезут популярных «Шутников» от московского «Сатирикона». В музее местного театра развернется новая экспозиция, подготовленная совместно с Государственным центральным театральным музеем имени А. Бахрушина.
В августе в Кинешме по традиции пройдет международный фестиваль камерных театральных форм «Островский – FEST». Новый сезон здесь откроют премьерной постановкой не самой известной пьесы «Козьма Захарьич Минин-Сухорук». Для молодежи подготовят специальный туристический проект в рамках программы «Пушкинская карта» – авторские экскурсии по Кинешме с показом спектаклей по произведениям Островского.
В октябре в Ивановской области состоятся фестивали «Театральные встречи в провинции» и «Волшебный мир театра», которые также будут посвящены творчеству драматурга-юбиляра. На первом соберутся самодеятельные коллективы, на втором – детские.
В течение года местные театры проедут с гастролями по районам области. Кинешемские артисты также побывают в Костроме и Ульяновске.
Крупные музеи региона готовят к 200-летию Островского тематические проекты. Выставки развернутся в Иванове (в историко-краеведческом музее Д. Бурылина и Госархиве), Палехе и Кинешме. Экспонаты для одной из них предоставит музей-заповедник «Щелыково».
Центральная универсальная научная библиотека в Иванове запустила межрегиональный конкурс «Цитата от Островского: о нас и нашем времени».
Напомним, Александр Островский родился в Замоскворечье, с 1867 года жил в отцовской усадьбе Щелыково в 20 верстах от Кинешмы. Он охотно посещал местные ярмарки и собрания купечества, 12 лет был почетным мировым судьей по Кинешемскому округу Костромской губернии и шесть лет – гласным земского собрания в Кинешме. Здесь он черпал и сюжеты, и детали для своих произведений. Драматург приложил руку к строительству школ, дороги, почтовой конторы с телеграфом, организации медицинской помощи местному населению. Когда Петербургский клуб художников устроил подписку для создания ученической стипендии имени Островского (к 25-летию его творческой деятельности), Александр Николаевич просил передать собранные 1010 рублей земской управе. На эти деньги купили участок в сельце Панарьино для постройки «училищного дома». Еще 516 рублей писатель пожертвовал лично – на достройку училища.
![](https://litrussia.su/wp-content/uploads/2023/02/chteniya_yunost-dumaet-o-buduschem_a68.jpg)
Яснополянские детские чтения приглашают школьников 6–11 классов
Музей-усадьба «Ясная Поляна» начинает прием заявок на участие в XXII Яснополянских детских чтениях «Юность думает о будущем…». В этом году чтения будут посвящены 195-летию со дня рождения Л. Н. Толстого и пройдут в Ясной Поляне 24 и 25 апреля.
В рамках Яснополянских чтений участники исследуют жизнь и творчество Льва Толстого и историю Ясной Поляны.
Для исследования школьникам предлагаются следующие направления:
«Творческая лаборатория писателя» — изучение особенностей мастерства писателя, процесса творчества.
«В кругу семьи Толстых» — изучение традиций воспитания в семье Толстых, интересов членов семьи, влияния родителей на судьбы и характеры детей.
«Актуальность взглядов Л. Н. Толстого в начале XXI века» — исследование и анализ публицистических статей писателя в контексте современности.
«Проба пера» — возможность попробовать свои силы в литературном творчестве: придумать свой вариант окончания произведения, представить, как выглядела бы страничка в социальной сети или блог известного литературного персонажа.
Авторы лучших работ выступят с докладами в музее-усадьбе Л. Н. Толстого «Ясная Поляна». Принять участие в чтениях могут учащиеся 6–11 классов школ, гимназий, лицеев. Заявки принимаются до 22 февраля по электронной почте pedotdel@yandex.ru.
На что я жизнь свою потратил…
Порой бывает страшно мне.
От званья скверного — писатель —
Держусь невольно в стороне.
Сегодня каждый третий пишет
И даже первый, и второй,
Земли не чуя под собой.
У многих просто едет крыша.
И армия макулатурщиков
Под общей вывеской давно
Поэзию трясут, как грушу,
И прозу заодно.
Всему же должен быть предел,
Бумагу всех переводящих
Пора бы начинать отстрел,
Как осенью собак бродячих.
Немало их передавил
Я на своём пути по шалости,
Немало я перетопил
Их, как котят слепых, из жалости.
Как ни старался я, бывало,
Их только больше в мире стало…
Не от войны наш мир погибнет,
От катаклизмов иль чумы,
Всё зримое накроют книги,
Которые напишем мы.
в пункты приёма макулатуры
следует вечная литература
Сергею Шаргунову,
Владеющему словом.
Ждала Россия Шаргунова —
И он нагрянул в Дом Ростовых,
И не полез в карман за словом…
ТОЧКИ НАД i
ПЕРВАЯ,
НЕМНОГО НЕРВНАЯ
В те дни, когда я брал Москву,
пусть не большой, но малой кровью,
трудами подавив тоску,
и с вечной головною болью..,
зачем все это было нужно?..
Жить и в Москве довольно скучно…
Мои друзья-провинциалы,
в Москве тусуются порой,
мне предъявляя счет не малый;
как сговорились меж собой.
Не признают, скажу короче,
но как-то суетятся очень…
Провинция во всем мне видится:
будь-то Москва иль град Ковров…
Да что Париж! Земля — провинция,
затерянная средь миров…
И, помня пращуров родных,
порой я думаю о них:
там и проблемы не стояло,
чтобы Россия погибала…
Все больше пишущих на свете…
Зачем писать — и так все ясно.
У нас писатель — каждый третий,
но оттого, что Русь несчастна…
Мне лично это не обидно;
у нас кто пишет — тот читает,
и этому конца не видно…
Мне лично это не мешает.
В поводыри я не гожусь,
а надо бы совсем немного,
и в этом честно признаюсь:
пить начинать нам с полшестого…
Но мы другого не видали,
других писателей здесь «нэт»,
(как гаварил адын паэт,
точней сказать, товарищ Сталин),
чтоб с полвторого не бухали…
У каждого есть свой изъян,
и каждый перманентно пьян…
ВТОРАЯ
Устроен зримо мир и грубо,
все сводится к простейшим формам:
к шару и конусу, и к кубу;
вся живопись — в квадрате черном.
Хоть делать этого не надо,
пошел и я кругами ада,
чтобы достичь цель жизни всей
на свете: наливай да пей…
Кто знает что-нибудь другое —
пусть первым плюнет в рожу мне,
но истина — она в вине,
точнее в водке. Пусть иное
приходит время, век другой..,
теперь, я говорю, он мой…
Но жить не хочется, к несчастью,
не хочется и помирать все чаще…
Милов с улыбкой замечал:
пошел ты дальше моего.
(Он детективы лишь читал —
я не читаю ничего…).
Зачем читать? И так все ясно:
богата Русь, но Русь — несчастна…
ТОЧКА ТРЕТЬЯ,
ВТОРОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТЬЕ,
как нынче говорят, Миллениум.
Оставил в прошлом я друзей.
Милов был настоящий медиум
и Челобанов не слабей.
Один погиб по доброй воле,
но кувыркается другой,
век добивая трудный свой
в родной украинской неволе…
Он в Малороссии живет,
но так, как пил, давно не пьет…
Мы волей судеб разошлись
и по России разбежались,
по дальним весям разбрелись,
и… в разных странах оказались…
Но я писал о Челобанове,
истории его романа,
где лишь субстанция его,
и больше нету ничего…
Он иногда в Москве бывает;
свой мелкий бизнес развивает…
Бывало, рассуждаю я,
чем бы таким и мне заняться,
не то, что б дети и семья,
а просто некуда деваться…
Но это тема для романа,
когда в мозгу сквозная рана…
Но жить не хочется (серьезно!),
и помирать уже мне поздно…
Духовность мира исчерпав,
исполнив миссию свою,
на остальное наплевав
у вечной бездны на краю,
народ наш русский погибает,
преодолев пространство-время,
и равнодушно покидает
Россию, родину и Землю…
Но это предстоит, конечно,
и остальным, ничто не вечно…
Все это общая дорога…
Раз вечно рушатся миры,
и нету ничего другого —
пусть все летит в тартарары…
Бьют током мировые нервы…
Мама — Америка, Израиль — папа.
Русский народ уходит первым
по Млечного Пути этапу…
Что скажет Челобанов Дмитрий?..
Уж эти мне провинциалы!..
Мы (каждый) выпили по литру —
проблемы как и не бывало…
Но так живет весь мир наш бренный
в своей заброшенной вселенной…
Коран — мура, Чечня — фигня…
Но женщина ль поймет меня?..
Я от нее всегда в отпаде,
везде она, она одна,
в моем потустороннем взгляде,
и вместо вечности — она…
И за России униженье,
за ощущение вины,
как у Руси, прошу прощенья —
у матери и у жены…
Как Божий день, теперь мне ясно:
бедна Россия — но прекрасна…
…И ПОСЛЕДНЯЯ,
ПОБЕДНАЯ
Чем больше в дебри проникаешь —
тем меньше в целом понимаешь…
Иной трибун, что — член-оратор:
встал, багровеет и молчит…
И, если вдуматься.., зарплату
народу можно не платить…
Зачем платить? И так все ясно,
коль гаснет новая звезда
и нарождается напрасно,
вновь исчезая в никуда…
Народ — как вечный перегной —
питается самим собой…
Живет, как бы окутан сном,
не зная о себе самом…
И, будто в Луже стадион,
Россия — вечный лохотрон;
или я в Думе не бывал?.,
или я Кафку не читал?..
Пусть все кончается скорее —
и я тогда продам идею…
Жизнь несерьезна в подоплеке:
наш общий мир — ведет в тупик,
но и война в тупик глубокий
заводит, только напрямик.
И, кажется, наверняка
не вырваться из тупика…
И я, законченный эмпирик,
порядок чувствую земной:
война всегда приводит к миру,
а мир венчается войной…
Себя в таком круговороте
на вечном поприще труда
и ощущаешь патриотом
и… идиотом, как всегда…
И я лирические слюни
не в силах больше разводить,
и говорю себе: раз плюнуть —
сей русский узел разрубить…
Но это родина моя,
и за нее свои сто грамм,
быть может, я не раз поддам…
Но неужели я — есть я?..
—
Николай Сербовеликов
Это был аванс АСПИРу.
С советской властью ещё можно было договориться, с нынешней — нет.
тем более что она и сама ни с кем из «низших», коими считает литераторов — договариваться не планирует, она самодостаточна, герметична
ТОЧКИ НАД i были написаны после распада СССР, войны на Кавказе…
ТОЧКИ НАД i были написаны вскоре после распада СССР и войны на Кавказе…
ЗАКРЫТЫЙ КЛУБ
В клуб заходил, бывало,
Счастливый просто так.
Кому это мешало,
В толк не возьмёшь никак.
Бывал я в клубе счастлив
И от забвенья спасся,
Уходя в астрал
Такое выдавал…
Весёлые минуты
Помню, как на грех,
Одного Шавкуты
Хватило бы на всех.
Без рубля в кармане
Не подыхал я тут,
По трезвому ль, по пьяни,
Родные графоманы
Всегда тебе нальют.
У каждого свой пунктик,
У всякого свой бзик,
И это кроме шуток.
А ещё звёздный миг…
Но рухнула компартия
Под мировой облом,
Закрытый клуб писателей
Стал проходным двором.
Хотя жива империя,
Как воздух и вода,
Как вечная материя
Жива всегда.
И думаешь всечасно,
Молись иль не молись,
Пусть жизнь была напрасной,
Зато какая жизнь!..
В бессмысленности мира
Своя есть красота,
Поэтому и лира
Не смолкнет никогда.
В пункты приёма макулатуры
следует вечная литература…