20.04.2024

Новости нашего Союза

Чтя Красной Армии победы

Председатель Союза писателей России Николай Иванов принял участие в ряде мероприятий в рамках международной конференции «Это нужно – не мёртвым! Это надо – живым: Буйничское поле – поле памяти».

Старт программе, организованной Могилёвским областным отделением Союза писателей Беларуси в сотрудничестве с Союзом писателей России, был дан на легендарном месте. Здесь, на Буйничском поле, в честь героев возведён мемориал – к нему, а также к камню памяти Константина Симонова (писатель завещал развеять свой прах именно над этим полем) возложили цветы и венки гости из России и Белоруссии. Среди них были: руководитель Представительства Постоянного Комитета Союзного Государства в Минске Марианна Щёткина, руководитель Представительства Россотрудничества в Республике Беларусь Юрий Макушин, председатель правления Белорусского фонда мира Максим Мисько, председатель правления Союза писателей России Николай Иванов, председатель Союза писателей Беларуси Александр Карлюкевич, представители Могилевского облисполкома и другие.

Делегации из России и Беларуси также побывали в деревне Борки Кировского района – на мемориальном комплексе, посвящённом памяти советских граждан и деревень Могилевской области, сожжённых немецко-фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны, в музеях и других знаковых местах.

Завершилась встреча пленарным заседанием и подписанием Меморандума о сотрудничестве между Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, по гуманитарному сотрудничеству и Могилёвским областным исполкомом. В 2023 году запланировано 33 союзных мероприятия, из которых двадцать одно имеет социальную направленность. Около половины всех мероприятий направлено на работу с молодёжью и детьми.

К сорокалетию омского музея Достоевского

Власти Омской области передали два здания площадью 400 кв. метров Омскому литературному музею им. Достоевского. Об этом сообщает ТАСС.

Благодаря юбилейному прибавлению площадь музея, расположенного в центре Омска в небольшом доме комендантов Омской крепости, увеличится более чем в два раза. В настоящий момент она составляет чуть более 300 кв. м. При этом в архивах музея хранится более 25 тысяч экспонатов. Основная экспозиция музея посвящена Фёдору Михайловичу Достоевскому, его творчеству и омскому периоду его жизни. Другие экспозиции рассказывают о развитии литературы в Омской области и об известных писателях, связанных с сибирским регионом: Леониде Мартынове, Тимофее Белозерове, Роберте Рождественском и других.

«В этом году мы сделаем проектно-сметную документацию и экспертизу для капитального ремонта, затем предстоит сам капитальный ремонт с полным оснащением всем музейным оборудованием, с необходимыми инженерными сетями, подключениями, удобными площадками для экспозиции, общения и хранения экспонатов», — сообщил министр культуры региона Юрий Трофимов.

Открытие новых корпусов, здания которых расположены в непосредственной близости от музея, запланировано на 2024 год.

Литературному музею имени Ф.М.Достоевского в 2023 году исполнилось 40 лет. Музей был открыт 28 января 1983 года. Он расположен в одном из старейших зданий Омска, построенном в 1799 году для комендантов Омской крепости. В июле 1859 года в этом доме, в гостях у последнего коменданта А. Ф. де Граве, побывал молодой писатель Достоевский. Осужденный за участие в демократическом кружке Петрашевского, Фёдор Михайлович четыре года провёл в Омском каторжном остроге (см. «Записки из мёртвого дома»). В цокольном помещении музея воспроизведена обстановка камеры Омского острога середины XIX века. Интерьер арестантской казармы даёт так же представление об условиях каторги времён самодержавия.

Навстречу двухсотлетию со дня рождения А.Н.Островского

Несколько театральных фестивалей, выставки и авторские экскурсии пройдут в регионе течение 2023 года в связи с юбилеем великого драматурга. Александр Островский (1823–1886) большую часть жизни провел в усадьбе Щелыково под Кинешмой. Материалы кинешемского суда и наблюдения за провинциальным бытом легли в основу многих его пьес.

К 200-му дню рождения писателя – по новому стилю это 12 апреля – в городе приурочили международный фестиваль «Горячее сердце». За полторы недели в Кинешме покажут серию спектаклей, на открытие привезут популярных «Шутников» от московского «Сатирикона». В музее местного театра развернется новая экспозиция, подготовленная совместно с Государственным центральным театральным музеем имени А. Бахрушина.

В августе в Кинешме по традиции пройдет международный фестиваль камерных театральных форм «Островский – FEST». Новый сезон здесь откроют премьерной постановкой не самой известной пьесы «Козьма Захарьич Минин-Сухорук». Для молодежи подготовят специальный туристический проект в рамках программы «Пушкинская карта» – авторские экскурсии по Кинешме с показом спектаклей по произведениям Островского.

В октябре в Ивановской области состоятся фестивали «Театральные встречи в провинции» и «Волшебный мир театра», которые также будут посвящены творчеству драматурга-юбиляра. На первом соберутся самодеятельные коллективы, на втором – детские.

В течение года местные театры проедут с гастролями по районам области. Кинешемские артисты также побывают в Костроме и Ульяновске.

Крупные музеи региона готовят к 200-летию Островского тематические проекты. Выставки развернутся в Иванове (в историко-краеведческом музее Д. Бурылина и Госархиве), Палехе и Кинешме. Экспонаты для одной из них предоставит музей-заповедник «Щелыково».

Центральная универсальная научная библиотека в Иванове запустила межрегиональный конкурс «Цитата от Островского: о нас и нашем времени».

Напомним, Александр Островский родился в Замоскворечье, с 1867 года жил в отцовской усадьбе Щелыково в 20 верстах от Кинешмы. Он охотно посещал местные ярмарки и собрания купечества, 12 лет был почетным мировым судьей по Кинешемскому округу Костромской губернии и шесть лет – гласным земского собрания в Кинешме. Здесь он черпал и сюжеты, и детали для своих произведений. Драматург приложил руку к строительству школ, дороги, почтовой конторы с телеграфом, организации медицинской помощи местному населению. Когда Петербургский клуб художников устроил подписку для создания ученической стипендии имени Островского (к 25-летию его творческой деятельности), Александр Николаевич просил передать собранные 1010 рублей земской управе. На эти деньги купили участок в сельце Панарьино для постройки «училищного дома». Еще 516 рублей писатель пожертвовал лично – на достройку училища.

Яснополянские детские чтения приглашают школьников 6–11 классов

Музей-усадьба «Ясная Поляна» начинает прием заявок на участие в XXII Яснополянских детских чтениях «Юность думает о будущем…». В этом году чтения будут посвящены 195-летию со дня рождения Л. Н. Толстого и пройдут в Ясной Поляне 24 и 25 апреля.

В рамках Яснополянских чтений участники исследуют жизнь и творчество Льва Толстого и историю Ясной Поляны.

Для исследования школьникам предлагаются следующие направления:

«Творческая лаборатория писателя» — изучение особенностей мастерства писателя, процесса творчества.

«В кругу семьи Толстых» — изучение традиций воспитания в семье Толстых, интересов членов семьи, влияния родителей на судьбы и характеры детей.

«Актуальность взглядов Л. Н. Толстого в начале XXI века» — исследование и анализ публицистических статей писателя в контексте современности.

«Проба пера» — возможность попробовать свои силы в литературном творчестве: придумать свой вариант окончания произведения, представить, как выглядела бы страничка в социальной сети или блог известного литературного персонажа.

Авторы лучших работ выступят с докладами в музее-усадьбе Л. Н. Толстого «Ясная Поляна». Принять участие в чтениях могут учащиеся 6–11 классов школ, гимназий, лицеев. Заявки принимаются до 22 февраля по электронной почте pedotdel@yandex.ru.

9 комментариев к «Новости нашего Союза»

  1. На что я жизнь свою потратил…
    Порой бывает страшно мне.
    От званья скверного — писатель —
    Держусь невольно в стороне.
    Сегодня каждый третий пишет
    И даже первый, и второй,
    Земли не чуя под собой.
    У многих просто едет крыша.
    И армия макулатурщиков
    Под общей вывеской давно
    Поэзию трясут, как грушу,
    И прозу заодно.
    Всему же должен быть предел,
    Бумагу всех переводящих
    Пора бы начинать отстрел,
    Как осенью собак бродячих.
    Немало их передавил
    Я на своём пути по шалости,
    Немало я перетопил
    Их, как котят слепых, из жалости.
    Как ни старался я, бывало,
    Их только больше в мире стало…
    Не от войны наш мир погибнет,
    От катаклизмов иль чумы,
    Всё зримое накроют книги,
    Которые напишем мы.

  2. Сергею Шаргунову,
    Владеющему словом.

    Ждала Россия Шаргунова —
    И он нагрянул в Дом Ростовых,
    И не полез в карман за словом…

    ТОЧКИ НАД i

    ПЕРВАЯ,
    НЕМНОГО НЕРВНАЯ

    В те дни, когда я брал Москву,
    пусть не большой, но малой кровью,
    трудами подавив тоску,
    и с вечной головною болью..,

    зачем все это было нужно?..
    Жить и в Москве довольно скучно…

    Мои друзья-провинциалы,
    в Москве тусуются порой,
    мне предъявляя счет не малый;
    как сговорились меж собой.

    Не признают, скажу короче,
    но как-то суетятся очень…

    Провинция во всем мне видится:
    будь-то Москва иль град Ковров…
    Да что Париж! Земля — провинция,
    затерянная средь миров…
    И, помня пращуров родных,
    порой я думаю о них:
    там и проблемы не стояло,
    чтобы Россия погибала…

    Все больше пишущих на свете…
    Зачем писать — и так все ясно.
    У нас писатель — каждый третий,
    но оттого, что Русь несчастна…
    Мне лично это не обидно;
    у нас кто пишет — тот читает,
    и этому конца не видно…
    Мне лично это не мешает.

    В поводыри я не гожусь,
    а надо бы совсем немного,
    и в этом честно признаюсь:
    пить начинать нам с полшестого…
    Но мы другого не видали,
    других писателей здесь «нэт»,
    (как гаварил адын паэт,
    точней сказать, товарищ Сталин),
    чтоб с полвторого не бухали…

    У каждого есть свой изъян,
    и каждый перманентно пьян…

    ВТОРАЯ

    Устроен зримо мир и грубо,
    все сводится к простейшим формам:
    к шару и конусу, и к кубу;
    вся живопись — в квадрате черном.

    Хоть делать этого не надо,
    пошел и я кругами ада,
    чтобы достичь цель жизни всей
    на свете: наливай да пей…
    Кто знает что-нибудь другое —
    пусть первым плюнет в рожу мне,
    но истина — она в вине,
    точнее в водке. Пусть иное
    приходит время, век другой..,
    теперь, я говорю, он мой…

    Но жить не хочется, к несчастью,
    не хочется и помирать все чаще…

    Милов с улыбкой замечал:
    пошел ты дальше моего.
    (Он детективы лишь читал —
    я не читаю ничего…).

    Зачем читать? И так все ясно:
    богата Русь, но Русь — несчастна…

    ТОЧКА ТРЕТЬЯ,
    ВТОРОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТЬЕ,

    как нынче говорят, Миллениум.
    Оставил в прошлом я друзей.
    Милов был настоящий медиум
    и Челобанов не слабей.
    Один погиб по доброй воле,
    но кувыркается другой,
    век добивая трудный свой
    в родной украинской неволе…

    Он в Малороссии живет,
    но так, как пил, давно не пьет…

    Мы волей судеб разошлись
    и по России разбежались,
    по дальним весям разбрелись,
    и… в разных странах оказались…
    Но я писал о Челобанове,
    истории его романа,
    где лишь субстанция его,
    и больше нету ничего…

    Он иногда в Москве бывает;
    свой мелкий бизнес развивает…

    Бывало, рассуждаю я,
    чем бы таким и мне заняться,
    не то, что б дети и семья,
    а просто некуда деваться…

    Но это тема для романа,
    когда в мозгу сквозная рана…

    Но жить не хочется (серьезно!),
    и помирать уже мне поздно…

    Духовность мира исчерпав,
    исполнив миссию свою,
    на остальное наплевав
    у вечной бездны на краю,
    народ наш русский погибает,
    преодолев пространство-время,
    и равнодушно покидает
    Россию, родину и Землю…

    Но это предстоит, конечно,
    и остальным, ничто не вечно…

    Все это общая дорога…
    Раз вечно рушатся миры,
    и нету ничего другого —
    пусть все летит в тартарары…

    Бьют током мировые нервы…
    Мама — Америка, Израиль — папа.
    Русский народ уходит первым
    по Млечного Пути этапу…
    Что скажет Челобанов Дмитрий?..
    Уж эти мне провинциалы!..
    Мы (каждый) выпили по литру —
    проблемы как и не бывало…

    Но так живет весь мир наш бренный
    в своей заброшенной вселенной…

    Коран — мура, Чечня — фигня…
    Но женщина ль поймет меня?..
    Я от нее всегда в отпаде,
    везде она, она одна,
    в моем потустороннем взгляде,
    и вместо вечности — она…
    И за России униженье,
    за ощущение вины,
    как у Руси, прошу прощенья —
    у матери и у жены…

    Как Божий день, теперь мне ясно:
    бедна Россия — но прекрасна…

    …И ПОСЛЕДНЯЯ,
    ПОБЕДНАЯ

    Чем больше в дебри проникаешь —
    тем меньше в целом понимаешь…

    Иной трибун, что — член-оратор:
    встал, багровеет и молчит…
    И, если вдуматься.., зарплату
    народу можно не платить…
    Зачем платить? И так все ясно,
    коль гаснет новая звезда
    и нарождается напрасно,
    вновь исчезая в никуда…

    Народ — как вечный перегной —
    питается самим собой…
    Живет, как бы окутан сном,
    не зная о себе самом…

    И, будто в Луже стадион,
    Россия — вечный лохотрон;

    или я в Думе не бывал?.,
    или я Кафку не читал?..

    Пусть все кончается скорее —
    и я тогда продам идею…

    Жизнь несерьезна в подоплеке:
    наш общий мир — ведет в тупик,
    но и война в тупик глубокий
    заводит, только напрямик.
    И, кажется, наверняка
    не вырваться из тупика…
    И я, законченный эмпирик,
    порядок чувствую земной:
    война всегда приводит к миру,
    а мир венчается войной…

    Себя в таком круговороте
    на вечном поприще труда
    и ощущаешь патриотом
    и… идиотом, как всегда…
    И я лирические слюни
    не в силах больше разводить,
    и говорю себе: раз плюнуть —
    сей русский узел разрубить…

    Но это родина моя,
    и за нее свои сто грамм,
    быть может, я не раз поддам…

    Но неужели я — есть я?..


    Николай Сербовеликов

    1. Это был аванс АСПИРу.
      С советской властью ещё можно было договориться, с нынешней — нет.

      1. тем более что она и сама ни с кем из «низших», коими считает литераторов — договариваться не планирует, она самодостаточна, герметична

  3. ТОЧКИ НАД i были написаны после распада СССР, войны на Кавказе…

  4. ТОЧКИ НАД i были написаны вскоре после распада СССР и войны на Кавказе…

  5. ЗАКРЫТЫЙ КЛУБ

    В клуб заходил, бывало,
    Счастливый просто так.
    Кому это мешало,
    В толк не возьмёшь никак.
    Бывал я в клубе счастлив
    И от забвенья спасся,
    Уходя в астрал
    Такое выдавал…
    Весёлые минуты
    Помню, как на грех,
    Одного Шавкуты
    Хватило бы на всех.
    Без рубля в кармане
    Не подыхал я тут,
    По трезвому ль, по пьяни,
    Родные графоманы
    Всегда тебе нальют.
    У каждого свой пунктик,
    У всякого свой бзик,
    И это кроме шуток.
    А ещё звёздный миг…
    Но рухнула компартия
    Под мировой облом,
    Закрытый клуб писателей
    Стал проходным двором.
    Хотя жива империя,
    Как воздух и вода,
    Как вечная материя
    Жива всегда.
    И думаешь всечасно,
    Молись иль не молись,
    Пусть жизнь была напрасной,
    Зато какая жизнь!..
    В бессмысленности мира
    Своя есть красота,
    Поэтому и лира
    Не смолкнет никогда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...