«Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его», – утверждал сатанист и наркоман Зигмунд Фрейд. За что и поплатился реальным одиночеством и страшной смертью от рака полости рта. Без Бога человек и вправду одинок, сколько бы людей его ни окружало. И уж как не знать об этом поэту Сергею Арутюнову, прошедшему в молодости через превратности и авантюры, в поисках себя и смысла жизни он пробовал себя на разных поприщах, в том числе контрактником в «горячих точках»… Но по-настоящему стал самим собой и большим поэтом, когда пришёл к Богу: «Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне» (Псалтирь, 67:7).
А как я? Да никак. Полено. Столп В разодранном белье с Гербом советским, – Висишь такой, запутан между строп, И, кроме Бога, выплакаться не с кем. («Войд», с. 7)
Новая книга стихотворений поэта, вышедшая в 2023 году, называется «Войд». Название очень необычное и интригующее. В первоначальном варианте войд (англ. void) – это пустынная местность, где нет поселений. С конца XX века – это пустоты, обширные области во Вселенной между галактическими нитями, в которых отсутствуют или почти отсутствуют галактики и скопления. Этим словом также называют идеологическую и культурную пустоту (вакуум), которые образовываются в процессе распада современных цивилизаций (прежде всего, западных, а ранее – советской). Начиная со Средних веков «войд» в Англии – это имя, которое затем получило распространение по всему миру. Оно ассоциируется с силой, мужеством и решительностью. Войдом могут назвать мальчика, который родился в семье военного, а во взрослом возрасте это имя (позывной) берут себе те, кто проявляет особую силу характера. Войд – это одинокий рыцарь или волк-одиночка на охоте.
Посреди краткосрочных аренд – Буйной юности чёрная месса – Нарисуется автопортрет: Волчий взгляд, седина ирокеза. («Войд», с. 45)
Книга «Войд» была написана, составлена и передана в издательство «Стеклограф» в уже позабытом пандемийном 2020 году, однако из-за финансово-экономических причин она увидела свет лишь в апреле 2023 года. Но самое интересное, что взгляд с расстояния трёх лет на опубликованные стихи только подтверждает их глубину и прозорливость автора.
Вспомним, что пандемия ковида загнала всю страну в малогабаритные ячейки бетонных «человейников», непригодные ни для отдыха, ни для работы, и только дух, обращённый ввысь, спасал поэта от волчьей тоски. Линейная безликость советской застройки «спальных районов» не только угнетает, но и пробуждает в душе воспоминания о родителях, в чьих многоэтажках («хрущёвках» и «брежневках») мы сейчас живём. Именно та, советская, страна отняла Бога у наших дедов и родителей, но – увлекла, очаровала и мобилизовала их на величайшие свершения во имя торжества справедливости и победы разума над природой и силами зла, подарила им смысл жизни.
Поколение 1960–1970-х искренне и самозабвенно стремилось к солнцу, но вместо обещанного коммунизма – рая на Земле – получило закат Советской Империи в нищете духа и бытия. Ностальгия об исчезнувшей стране в стихах Сергея Арутюнова – это не привычка жаловаться, а сознательные и подсознательные чувства, терзающие нас: и гнев, и печаль, и гордость, и любовь – к той великой кумачовой стране, выжимавшей соки из наших отцов и дедов, потому что ТАК БЫЛО НАДО для страны и потому что они – люди такие – СОВЕТСКИЕ, рвущиеся за горизонт бытия.
Плохо знающая, где бездна, Мясорубками строек славна, Чем самой ты себе интересна, Восходящая к Солнцу страна? Ты, уже не стеснённая в средствах, Не скорбящая из-за благ, Помнишь лыжников тех воскресных, Навострившихся в лесопарк? Так их лица восторгом горели, Словно заживо пеленал Кубок Солнца за покоренье, А не дятловский перевал. Помня счастье, свободу помня, Веки зимние увлажню, Рассекая препоны полдня, Заклиная: «Лыжню, лыжню!» («Войд», с. 88)
«Восходящая к Солнцу страна» – это не столько о наших родителях, сколько о нас – нынешних, – какими мы должны быть! И сказано это намного ярче запомнившихся мне из семидесятых годов строк Евгения Евтушенко: «И верить хочется бессонными ночами, / что в человечестве мы – утренний народ».
Да, в конце восьмидесятых – начале девяностых мы предали не только страну, но и самих себя. И тем упорнее мы должны рваться к Кубку Солнца – Святому Русскому Граалю, в котором громокипит кровь наших славных предков!
«Жизнь и время не нужны друг другу», – неустанно повторял мой учитель, поэт Лев Котюков. Сергею Арутюнову не довелось с ним встретиться, но он самостоятельно прозрел, что «время – лестница под облака», – путь от земных богатств, коими не насытишься и в могилу не возьмёшь, – к небесным сокровищам. И не случайно в цитируемом ниже стихотворении земное время, ведущее человека к Вечности, отсчитывается от апреля – месяца, в котором чаще всего мы празднуем Воскресение Христово.
Я порой бываю занят, Вроде бы, ничем таким – Верой в то, что снег растает, От лучей не утаим, Как уже бывало в прошлом – Выпустив с десяток стрел, Чтоб апрель зерном проросшим Воссиял и не тускнел. И покажется, что время – Не будильника блоха, А алмаз из ожерелья, Лестница под облака, И по каменным ступеням Ходят с крыльями и без Беспорядочным скопленьем Не достигшие небес. («Войд», с. 100)
Книга «Войд» эпохи ковидной пандемии получилась у Арутюнова несколько декадентской. А впрочем, о чём это я?..
Книга, и вправду, словно опоздала к изданию не на три года, а на век с лихвой, будто готовилась к печати перед Первой мировой войной.
Словно колоса сок на серпе, Возлегаешь под ангельской стражей, Если слыша, – то плач по себе, Безутешный, на век запоздавший. («Войд», с. 45)
Лев Котюков не стеснялся называть себя «последним поэтом Серебряного века». Но когда я в середине 2022 года, за несколько месяцев до кончины, познакомил его с творчеством Сергея Арутюнова, то Лев Константинович оптимистично сказал: «Нет! Я – предпоследний поэт Серебряного века, а последним будет – Арутюнов!»
И в самом деле, стихи Арутюнова следуют лучшим традициям поэтов Серебряного века: блоковский мятежный символизм русского интеллигента; есенинская феерия образов, корневая русскость, разухабистость и открытость; гиперболизация, пульс эпохи, бунтарство, новаторство и словотворчество на грани дозволенного, как у Маяковского; конкретность, внимание к деталям, сбалансированность лиризма и воспевание мужественности героизма в традициях Гумилёва; трагизм разорванного сознания, поиски утраченной внутренней цельности и ностальгия по счастливому прошлому, как у Георгия Иванова, только у Арутюнова – по уничтоженной «восходящей к Солнцу стране».
Ну а рифмы Сергея Арутюнова – это предмет отдельного обстоятельного разговора. В каждом (подчеркну – КАЖДОМ!) стихотворении он являет миру новые, ранее не известные миру рифмы! В этом он – прямой продолжатель дела Маяковского. И тот, кто возьмётся составить словарь новых рифм Сергея Арутюнова, впишет своё имя в русское литературоведение XXI века.
Вобрав в себя опыт гениев Серебряного века и обогатив его собственным талантом, обращённым к Богу (в отличие от большинства поэтов и Серебряного века, и советского периода), Арутюнов стал достоин того, чтобы называть его последним поэтом Серебряного века.
И, кстати, опять же, в традициях вековой давности, декадентство сменилось бурей: в нынешнем веке Специальная военная операция высветила новые грани творчества поэта, но об этом нужно продолжать разговор, читая его книги последних двух лет – «Иннеида» и «Zvon».
Игорь ВИТЮК,
Секретарь Союза писателей России,
Заслуженный работник культуры Российской Федерации,
полковник запаса, ветеран боевых действий
Сергей Арутюнов. Войд. Стихи. – М.: Стеклограф, 2021. – 116 с.
Все книги Сергея Арутюнова можно бесплатно прочесть на его авторской странице сайта «Самиздат»
Ну, до серебряного, так скажем, ему (С.Арутюнову), как медному котелку служить и шагать. тогда, может быть, что-нибудь и получится. Если, конечно, он научится говорить просто, как мой кот, например.
Хвалю ль кота, мораль читаю –
В ответ лишь «мяу»получаю,
Немногословна животина,
Но я, представьте, понимаю.
А стихотвор иной, бывает,
Мудрёных слов насобирает
И выдаёт своё творенье,
Но что сказал – и сам не знает.
да, некоторая сложность в подобной периодизации наблюдается. ведь и Бронзовый век уже отзвенел (Губанов и далее)… а представитель Серебра — вполне неархаично выглядит)