29.04.2024

Читатель должен верить тексту

Почему и в каком возрасте вы стали писать для детей? Что послужило толчком к творчеству?

– Я не могу себя назвать детским писателем в полной мере, наоборот, я больше – для взрослых, хотя несколько рассказов и повестей у меня написаны для детей и подростков. Среди них – «Мальчик без шпаги», «Бекар», «Скинькеды», «Человек друга», «БеЗпризорный ангел», «Кафе Ля-минор» или альтист Данила», «Никита-Кожемяка», «Собачья молитва», «Первозванный»… Хотя все эти тексты, скорее, просто не имеют возрастных рамок. Тем не менее, некоторые попали в школьные хрестоматии в Югре и Тюменской области. Я не мог не написать что-то для детей, во-первых, потому что сам до сих пор во многом ребёнок; во-вторых, потому что я 15 лет проработал в школе, и она меня буквально напитала школьной темой – особенно в трудные 1990-е годы; в-третьих, потому что у меня самого есть дети; и, наконец, в-четвёртых, потому что евангелисты напоминают нам слова Спасителя: «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное…»

Для какой возрастной группы вы пишете и почему?

– Для средней и старшей группы. Писатель для самых маленьких – это высший пилотаж и особое мастерство. У нас, к сожалению, многие полагают себя детскими писателями, посыпая «детские стишки» глагольными рифмами, имитируя советскую классику, но, в итоге получаются именно детские тексты, а не тексты для детей. А я пишу потому, что получается именно для этой возрастной группы, есть обратная связь.

Если бы некая «высшая сила» поставила вас перед выбором: писать только для детей или только для взрослых, что выбрали бы вы?

– Я бы для начала попросил эту «высшую силу» осенить себя крестным знамением и громко исповедовать Иисуса Христа. А потом бы попросил эту силу запретить многим, якобы детским, писателям писать для детей, а некоторым издателям – издавать книги, чтобы не засорять души и книжные полки. Если, конечно, речь идёт о Высшем Судии…

Что вы считаете главным в детских произведениях: сюжет, героев, язык и стиль, другое?

– Правду! Читатель должен верить тексту, независимо от своего возраста. Интересный сюжет – это тоже слагаемое успеха, это возможность достучаться до сердец, возможность уронить туда толику любви, добра, сострадания… А настоящий художественный язык и стиль – это неизменные основы для любого художественного текста. Наверное, важно сказать ещё и о том, что те, кто не работал с детьми, не всегда владеют особенностями их современной разговорной речи, не знают детской психологии, да и таких важных для понимания этого мира детских тайн…

Кто из детских писателей-классиков является для вас творческим примером и почему?

– Александр Сергеевич Пушкин – как основа основ. Русские сказки. Я очень люблю тексты своего тёзки и однофамильца Сергея Григорьевича Козлова. В начальной школе я сам зачитывался циклом книг Александра Волкова о волшебнике Изумрудного города… Я читал Виталия Бианки и Михаила Пришвина, но в то же время я уже читал зарубежную фантастику и уже восхищался «Маленьким принцем» Антуана де Сент-Экзюпери. Но сначала – сказки, былины и Пушкин… У меня, кстати, есть большой материал в нашей областной газете на эту тему.

В советское время юношеская литература была бесполой, поэтому огромный резонанс и вызвала повесть Галины Щербаковой «Нам и не снилось». В условиях агрессивного насаждения Западом гендерных извращений имеет ли смысл вводить в детско-юношескую литературу тему любви?

– Повесть «Вам и не снилось» (кстати, первое название «Роман и Юлька») была написана в 1979 году, а экранизирована уже в 1981 г. Именно экранизация принесла ей такую популярность. Напомню, что задолго до этого были повести Валентины Осеевой про Динку,  «Лгунья» Сусанны Георгиевской. Вспоминаются ещё «Ключ без права передачи» Георгия Полонского, повесть тоже экранизирована… Поэтому я категорически не согласен, что советская литература для юношества была бесполой. Это как раз сейчас она становится бесполой. Чего уж там говорить о книгах, которые навязывают однополую любовь, выброшенных огромными тиражами на полки наших магазинов под видом как раз якобы бесполости и запретности темы в советской литературе. Вспомнилась почему-то фраза из фильма «Формула любви»: «Хочешь большой, но чистой любви?..» Но в том-то и вопрос, что НАСТОЯЩАЯ литература вела к большой и чистой любви… Тему надо не вводить или выводить, её надо писать так, как это делали классики русской и советской литературы.

Какими произведениями можно было бы отвлечь детей от мусорного фэнтези, заполонившего прилавки книжных магазинов?

– Меня тоже пытались отвлечь от Рэя Брэдбери, Мэри Стюарт, Роберта Шекли и Пьера Буля… Первое: надо самим писать лучше. Второе: должна, наконец, появиться политика государства в области книгоиздания. Первый шаг к этому – Указ Президента России № 35 от 25 января 2023 года о государственном заказе на творческие произведения, которые будут направлены на сохранение и продвижение традиционных российских ценностей. И, как всегда, остаётся один вопрос: когда начнёт выполняться этот Указ, и будет ли выполнен, особенно, учитывая сопротивление так называемых элит, которые элитами являются только для себя любимых.

Какое напутствие из трёх пунктов вы дадите начинающему детскому писателю?

– Прочитайте сначала Евангелие и русские сказки, оставайтесь ребёнком, и главное – не навредить, не врать и не считать себя детским писателем. Это очень высокое звание! И огромная ответственность. Можно всю жизнь писать для детей, но так и не стать детским писателем. А можно написать один рассказ, и он станет хрестоматийным.

Какие меры государственной поддержки нужны детской литературе?

– Действие и выполнение Указа, о котором я сказал выше. И не помешает хорошая цензура. Детей надо защищать. Читателя надо растить, а не растлевать. В культуру надо вкладывать средства так же, как и в оборонку. И некоторым издателям надо не просто пригрозить, а уже запретить растлевать…

О чём бы вы хотели сказать, чего мы у вас не спросили?

– А это уже – в моих книгах… В книгах. Там – все незаданные вопросы, там – все неозвученные ответы…

Сергей Сергеевич Козлов – член Союза писателей России, Союза журналистов России, прозаик, публицист, поэт. Почётный работник общего образования Российской Федерации, ветеран труда Российской Федерации, почётный работник культуры Тюменской области.

Родился 28 мая 1966 года в г. Тюмени в семье служащих. В 1990 г. окончил исторический факультет Тюменского государственного университета (ТГУ). С 1984 по 1986 г., служил в Советской Армии. Работал учителем истории в школе, затем – музыкантом, сторожем, текстовиком в рекламном агентстве. С 1998 г. работал директором средней школы в пос. Горноправдинск Ханты-Мансийского района. С 1999 года – член Союза писателей России. Преподавал на Кафедре журналистики Югорского государственного университета. С 2008 по 2010 г. – главный редактор окружной общественно-политической газеты «Новости Югры». С 2011 г. – главный редактор журнала «Югра».  

Его рассказы и повести печатались в областной периодике, в газетах «Литературная Россия», «Литературная газета», «Российский писатель», «День литературы» и др.; в журналах «Роман-газета», «Наш Современник», «Нева», «Огни Кузбасса», «Лукич», «Мир Севера», «Приключения и фантастика», «Сибирское богатство», в альманахе «Эринтур» и др. Автор тридцати книг прозы. 

По повести Сергея Козлова «Мальчик без шпаги» снят фильм «Наследники» (2008 г.). По роману «Вид из окна» в 2012 г. снят художественный фильм «Жених по объявлению». 

Проза переводилась на сербский, греческий, болгарский и азербайджанский языки. Сопредседатель общества русской культуры Тюменской области. В настоящее время – литературный редактор газеты «Тюменская область сегодня». Лауреат многих литературных премий.

Беседовал ИГОРЬ ВИТЮК,

секретарь Союза писателей России

2 комментария к «Читатель должен верить тексту»

  1. Вряд ли читатель так уж сразу и поверит  тексту писателя. Во-первых, правд бывает много: у каждого писателя и читателя. Интересно на эту тему написано стихотворение «Правда» у А. Толстого. Там семь братьев бьются насмерть между собой за свою правду. Во-вторых, читатель ничего не должен писателю. Напротив, писатель должен предоставить читателю не какой-то там текст, а художественное произведение. И опять проблема: что и как писать? Тут писателя может выручить Н. А. Некрасов:»Сейте разумное, доброе, вечное..»
    Чего вам и желаю!  Владимир.

  2. Только ленивый сочинять
    В наши дни не хочет,
    Все кинулись стихи писать
    И прозу, между прочим.
    За графоманию у нас
    Не платят ничего сейчас,
    Но всяк в писатели спешит,
    Это ж о чём-то говорит…
    Идут не в лётчики, не в испытатели,
    И это повсеместно,
    Не в бизнесмены — а в писатели,
    Вот что интересно.
    И некому работать станет,
    И станет некому читать,
    Поскольку будут все писать,
    Полный абзац тут и настанет.
    Тут и нагрянет наконец
    Всему пипец.
    …Конец всему уже настал
    Ещё в самом начале,
    И этим, кажется, достал
    В реале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...