Юрия Полякова по праву можно назвать классиком отечественной литературы. Живым классиком. Мало кому из писателей, учитывая современную, меняющуюся со скоростью стёклышек в калейдоскопе, действительность, удавалось остаться актуальным, востребованным. Его книги выдержали не один десяток переизданий; Юрий Поляков был и остается одним из самых многотиражных авторов. Редко какому современному автору удавалось всё вышеперечисленное.
Талант Юрия Полякова поистине многогранен. Он поэт, он драматург, он писатель-прозаик, он литературный критик и общественный деятель, к чьему слову прислушиваются в самых высоких кабинетах. Но в первую очередь он, конечно же, Русский Писатель. «Невымышленный гражданин истинный патриот своей родины — России» — так сказал о Полякове писатель-метафизик Сергей Сибирцев в беседе с писателем.
В одной из своих статей Юрий Поляков так говорит о себе:
«…Я живо откликался на все значительные события и происшествия… и всегда был искренним в своих суждениях. А искренность в писательской публицистике встречается не так уж и часто, хотя, казалось бы, именно откровенностью интересен литератор. (…) Я не боюсь предстать перед читателем в изменчивом развитии, ибо заблуждался не в поисках выгоды, а если обольщался, то от бескорыстной веры в торжество справедливости и здравого смысла. (…) Некоторыми прогнозами и оценками я горжусь, как поэт гордиться яркой и внезапной метафорой…».[1]
Вышесказанное можно отнести не только к публицистике. Возможно, именно благодаря этой своей позиции, Полякову удается и для сегодняшнего читателя оставаться актуальным и интересным.
В 2017 г. в Московском государственном областном университете (ныне – Государственный Университет просвещения) Юрием Поляковым была создана Студия литературного мастерства по нескольким направлениям, в которой желающие студенты могли попробовать себя в занятиях прозой, поэзией, публицистикой и драматургией. Место для создания Студии было выбрано не случайно – Юрий Михайлович сам учился в этом университете (тогда он назывался МОПИ им. Н.К. Крупской), и там также существовала литературная студия «Родник», занятия которой он и посещал.
![](https://litrussia.su/wp-content/uploads/2024/04/WhatsApp-Image-2024-04-01-at-18.35.21-1-1440x650.jpeg)
В год 70-летия Мастера силами студентов Государственного Университета Просвещения и при активном участии Студии Литературного Мастерства под руководством писателя и литературного критика Андрея Воронцова была проведена большая творческая встреча с Юрием Михайловичем. В ходе встречи можно было поговорить с писателем на разные темы и подписать книги. В качестве подарка студенты подготовили сценки из произведений Полякова и прочитали его стихотворения. Так как Юрий Михайлович – автор разножанровый, то в своей подборке ребята постарались отразить разные грани его художественного мира.
Юрий Поляков имел опыт работы в школе, и потому серьёзные и забавные проблемы школьной жизни знал не понаслышке. В повести 1986 года «Работа над ошибками» он исследует взаимоотношения учителей и учеников, их способность слышать и понимать друг друга, не испытывать иллюзий по поводу степени наивности и доверия каждой из сторон. Отрывок из произведения представили Виктория Шацких (Елена Павловна Казаковцева) и Макар Елисеев (Андрей Михалович Петрушов, учитель русского языка).
Поляков любит описывать, как появляется чувство, сначала несерьёзное, а потом глубокое. В его прозе очень много сцен знакомств будущих влюблённых. Их отличает парадоксальное сочетание юмора и психологически тонких наблюдений. Так, любовь Валерия Чистякова и Нади Печерниковой из повести 1989 года «Апофегей» родилась на скучнейшем заседании кафедры, где они, как аспиранты, обязаны были присутствовать. Сценку представили: Илья Плужников (Чистяков), Светлана Землянова (Надя), Макар Елисеев (Заславский), Роман Сбоев (Желябьев).
В мире кино заметили творчество Юрия Полякова ещё с середины 1980-х годов. Именно с этого периода начинается регулярная экранизация его прозы. Но и сам Юрий Михайлович любит кино, ищет среди его создателей талантливых и независимых людей, которые с любовью и уважением относятся к русской культуре.
Юрий Поляков – признанный драматург. Умение живо построить диалог, прочертить характер и самораскрытие персонажа через его речь свойственна и его прозе, но именно в пьесах Поляков оттачивает свой талант портретиста, умеющего извлекать узнаваемые типажи из повседневной жизни. Пьеса 2014 года «Как боги» повествует о характерах и обстоятельствах, которые сформировались в постсоветской России: циничные новые русские переделывают мир под себя, но для успешной карьеры им требуется определённая толика культуры, которой они готовы учиться у обедневшей постсоветской интеллигенции. Отрывок из пьесы был представлен Дмтрием Поданевым (Непочатый) и Валерией Чистяковой (Гаврюшина).
Одной из безусловных удач Полякова последних лет поклонники его творчества считают автобиографическую трилогию «Совдетство» (2021–2023) – книгу о светлом прошлом, как остроумно назвал её автор. Героем стал мальчик Юра Полуяков, который живёт со своими родителями и братом в общежитии при маргариновом заводе, читает книжки, увлечённо учится в школе, ездит в пионерский лагерь, влюбляется, играет в мушкетёров. Автор признавался, что пристально заглянуть в свои детские воспоминания его побудила книга Ивана Шмелёва «Лето Господне». Воспоминания советского мальчика оказались столь же яркими и сильными, как это бывает у всех, кто умеет с благодарностью оглядываться в прошлое. Как написал Юрий Михайлович в предисловии к первому изданию, «… тем, кто не любит своё советское детство, и нынешняя наша Россия категорически не нравится. Такая вот закономерность…». Отрывок из романа «Совдетство» представила Анастасия Матвеева.
![](https://litrussia.su/wp-content/uploads/2024/04/WhatsApp-Image-2024-04-01-at-18.35.20-1440x650.jpeg)
Венок посвящений ребята завершили стихами Юрия Полякова, которые также являются неотъемлемой частью его творчества. Стихи Мастера представили: Софья Иванчук, Алексей Костин, Светлана Маркова, Дмитрий Примак, Роман Сбоев.
Конечно же, рассказывая об этой теплой и душевной творческой встрече, нельзя не упомянуть замечательных ведущих, чьими стараниями и была она подготовлена. Это Екатерина Князева, Анна Майкова, Роман Сбоев.
В этот предюбилейный год студенты Государственного Университета Просвещения, alma-mater Мастера Юрия Полякова обратились к известным и злободневным его произведениям. Но на этом чествование Мастера его родным университетом не завершается. Руководитель Студии Литературного Мастерства Андрей Воронцов объявил о проведении круглого стола, посвященного творчеству Юрия Полякова, который состоится в мае, и конкурсе на лучшее сочинение-эссе о Мастере.
Юрий Поляков, безусловно, является известнейшим и популярнейшим автором современности. И состоявшаяся в Государственном Университете Просвещения (бывший МГОУ им. Н.К. Крупской) творческая встреча это подтвердила. Интерес и любовь современных студентов к творчеству Мастера доказывает, что темы, поднимаемые писателем в своих произведениях, находят живой отклик среди молодежи и важны для нее. И этот отклик молодых сердец и является лучшим подарком для истинно Русского и истинно Современного писателя – Юрия Михайловича Полякова.
Корнелия ОРЛОВА
[1] Поляков Ю.М. Быть русским в России. М., 2020, с. 17-1
«назвать..Юрия Полякова..классиком отечественной литературы» — это очень смешно))
А Вы докажите обратное. С фактами. Тогда поговорим. Добра Вам )