12.07.2024

«Отзовётся в потомке моё осторожное слово…»

Юрия Полякова по праву можно назвать классиком отечественной литературы. Живым классиком. Мало кому из писателей, учитывая современную, меняющуюся со скоростью стёклышек в калейдоскопе, действительность, удавалось остаться актуальным, востребованным. Его книги выдержали не один десяток переизданий; Юрий Поляков был и остается одним из самых многотиражных авторов. Редко какому современному автору удавалось всё вышеперечисленное.

     Талант Юрия Полякова поистине многогранен. Он поэт, он драматург, он писатель-прозаик, он литературный критик и общественный деятель, к чьему слову прислушиваются в самых высоких кабинетах. Но в первую очередь он, конечно же, Русский Писатель. «Невымышленный гражданин истинный патриот своей родины — России» — так сказал о Полякове писатель-метафизик Сергей Сибирцев в беседе с писателем.

     В одной из своих статей Юрий Поляков так говорит о себе:

«…Я живо откликался на все значительные события и происшествия… и всегда был искренним в своих суждениях. А искренность в писательской публицистике встречается не так уж и часто, хотя, казалось бы, именно откровенностью интересен литератор. (…) Я не боюсь предстать перед читателем в изменчивом развитии, ибо заблуждался не в поисках выгоды, а если обольщался, то от бескорыстной веры в торжество справедливости и здравого смысла. (…) Некоторыми прогнозами и оценками я горжусь, как поэт гордиться яркой и внезапной метафорой…».[1]

Вышесказанное можно отнести не только к публицистике. Возможно, именно благодаря этой своей позиции, Полякову удается и для сегодняшнего читателя оставаться актуальным и интересным.

     В 2017 г. в Московском государственном областном университете (ныне – Государственный Университет просвещения) Юрием Поляковым была создана Студия литературного мастерства по нескольким направлениям, в которой желающие студенты могли попробовать себя в занятиях прозой, поэзией, публицистикой и драматургией. Место для создания Студии было выбрано не случайно – Юрий Михайлович сам учился в этом университете (тогда он назывался МОПИ им. Н.К. Крупской), и там также существовала литературная студия «Родник», занятия которой он и посещал.

     В год 70-летия Мастера силами студентов Государственного Университета Просвещения и при активном участии Студии Литературного Мастерства под руководством писателя и литературного критика Андрея Воронцова была проведена большая творческая встреча с Юрием Михайловичем. В ходе встречи можно было поговорить с писателем на разные темы и подписать книги. В качестве подарка студенты подготовили сценки из произведений Полякова и прочитали его стихотворения. Так как Юрий Михайлович – автор разножанровый, то в своей подборке ребята постарались отразить разные грани его художественного мира.

     Юрий Поляков имел опыт работы в школе, и потому серьёзные и забавные проблемы школьной жизни знал не понаслышке. В повести 1986 года «Работа над ошибками» он исследует взаимоотношения учителей и учеников, их способность слышать и понимать друг друга, не испытывать иллюзий по поводу степени наивности и доверия каждой из сторон. Отрывок из произведения представили Виктория Шацких (Елена Павловна Казаковцева) и Макар Елисеев (Андрей Михалович Петрушов, учитель русского языка).

     Поляков любит описывать, как появляется чувство, сначала несерьёзное, а потом глубокое. В его прозе очень много сцен знакомств будущих влюблённых. Их отличает парадоксальное сочетание юмора и психологически тонких наблюдений. Так, любовь Валерия Чистякова и Нади Печерниковой из повести 1989 года «Апофегей» родилась на скучнейшем заседании кафедры, где они, как аспиранты, обязаны были присутствовать. Сценку представили: Илья Плужников (Чистяков), Светлана Землянова (Надя), Макар Елисеев (Заславский), Роман Сбоев (Желябьев).

      В мире кино заметили творчество Юрия Полякова ещё с середины 1980-х годов. Именно с этого периода начинается регулярная экранизация его прозы. Но и сам Юрий Михайлович любит кино, ищет среди его создателей талантливых и независимых людей, которые с любовью и уважением относятся к русской культуре.

     Юрий Поляков – признанный драматург. Умение живо построить диалог, прочертить характер и самораскрытие персонажа через его речь свойственна и его прозе, но именно в пьесах Поляков оттачивает свой талант портретиста, умеющего извлекать узнаваемые типажи из повседневной жизни. Пьеса 2014 года «Как боги» повествует о характерах и обстоятельствах, которые сформировались в постсоветской России: циничные новые русские переделывают мир под себя, но для успешной карьеры им требуется определённая толика культуры, которой они готовы учиться у обедневшей постсоветской интеллигенции. Отрывок из пьесы был представлен Дмтрием Поданевым (Непочатый) и Валерией Чистяковой (Гаврюшина).

     Одной из безусловных удач Полякова последних лет поклонники его творчества считают автобиографическую трилогию «Совдетство» (2021–2023) – книгу о светлом прошлом, как остроумно назвал её автор. Героем стал мальчик Юра Полуяков, который живёт со своими родителями и братом в общежитии при маргариновом заводе, читает книжки, увлечённо учится в школе, ездит в пионерский лагерь, влюбляется, играет в мушкетёров. Автор признавался, что пристально заглянуть в свои детские воспоминания его побудила книга Ивана Шмелёва «Лето Господне». Воспоминания советского мальчика оказались столь же яркими и сильными, как это бывает у всех, кто умеет с благодарностью оглядываться в прошлое. Как написал Юрий Михайлович в предисловии к первому изданию, «… тем, кто не любит своё советское детство, и нынешняя наша Россия категорически не нравится. Такая вот закономерность…». Отрывок из романа «Совдетство» представила Анастасия Матвеева.

     Венок посвящений ребята завершили стихами Юрия Полякова, которые также являются неотъемлемой частью его творчества. Стихи Мастера представили: Софья Иванчук, Алексей Костин, Светлана Маркова, Дмитрий Примак, Роман Сбоев.

   Конечно же, рассказывая об этой теплой и душевной творческой встрече, нельзя не упомянуть замечательных ведущих, чьими стараниями и была она подготовлена. Это Екатерина Князева, Анна Майкова, Роман Сбоев.

     В этот предюбилейный год студенты Государственного Университета Просвещения, alma-mater Мастера Юрия Полякова обратились к известным и злободневным его произведениям. Но на этом чествование Мастера его родным университетом не завершается. Руководитель Студии Литературного Мастерства Андрей Воронцов объявил о проведении круглого стола,  посвященного творчеству Юрия Полякова, который состоится в мае, и конкурсе на лучшее сочинение-эссе о Мастере.     

Юрий Поляков, безусловно, является известнейшим и популярнейшим автором современности. И состоявшаяся в Государственном Университете Просвещения (бывший МГОУ им. Н.К. Крупской) творческая встреча это подтвердила. Интерес и любовь современных студентов к творчеству Мастера доказывает, что темы, поднимаемые писателем в своих произведениях, находят живой отклик среди молодежи и важны для нее. И этот отклик молодых сердец и является лучшим подарком для истинно Русского и истинно Современного писателя – Юрия Михайловича Полякова.

Корнелия ОРЛОВА


[1] Поляков Ю.М. Быть русским в России. М., 2020, с. 17-1

2 комментария к ««Отзовётся в потомке моё осторожное слово…»»

  1. «назвать..Юрия Полякова..классиком отечественной литературы» — это очень смешно))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...