Так что же там стряслось такое в «Фаланстере» в день всех влюблённых (эк совпало-то!)? Вопросы приходят в редакцию после анонса презентации, поэтому отвечаем оперативно. Формула, согласно которой законы социального регресса непременно дадут нам счастье лицезреть давно, казалось бы, забытые феномены и в мире литераторов, — оказывается, вполне верна и доказуема на практике. Вот именно сейчас мы оказались на таком крутом витке провальной спирали, откуда слышен «стук» других крутых витков, что пониже. «Ведь лучше стучать, чем перестукиваться» — как сказано в одном междупесенном стишке Егора Летова (который ценим и стукачами).
Итак, что мы имеем в фактической части? Имеем мы книгу «Антифашизм для всех» издательства «Напильник» (для политкаторжан, политзэка — это давний символ бегства из тюрьмы) — казалось бы, может ли она до прочтения быть вообще поводом для каких-либо реакций? Оказывается, для реакционеров, для «Зова народа» (некое объединение, устроившее весь «шухер», итогом которого стала отмена презентации) — может!
Движение «Зов народа» из-за презентации книги обратилось в Генпрокуратуру и ФСБ. Активисты потребовали проверить Медведева на предмет «реабилитации нацизма и осуществления подрывной деятельности» и «принять меры по недопущению проведения запланированного мероприятия». А проект «Сыны Монархии» опубликовал пост, в котором назвал Медведева «русофобом», «радикалом», «релокантом и заукраинцем» и обвинил его в сборе денег для «террористов и диверсантов». Аналогичную публикацию разместил проект «УРАЛLIVE».
Добыто на просторах интернета по ключевым словам
«Потребовали проверить» — это как? Через анализ крови? На детекторе лжи? Или всё же — обратиться к этой самой книге, которая поступила в продажу именно 14-го, то есть ни сукины дети монархии, ни прочие стукачи — никак не могли знать её содержания?
Любопытно, куда — в какую сторону зовут эти господа народ? Если зовут не читать и не презентовать антифашистские книги, — то отчего бы сразу не позвать к кострам из этих книг? Вот это же будет уже полноценным антифашизмом, да? Нечто похожее, — правда, без поджигания книг, а почему-то с унитазами, — проводили на Театральной площади «нашисты» нынешнего праздного богатея Васятки Якеменко в боевых нулевых (который наживался, как теперь сам хвастает, на этом всём балагане неслыханно — кто платил ему, сыны монархии? может, лучше этим озаботитесь?)…
Вы бы, монаршьи дети, выбирали выражения, что ли… Что такое «заукраинец» — а? Война идёт уже со всем украинским народом на его тотальное уничтожение, и мы что-то пропустили в официальных заявлениях тех, кто воюет не своими руками? И всякий, кто симпатизирует украинской культуре, например, или украинской внешности, языку, литературе, песням и танцам — «заукраинец»? Это что — уже об этно-культурных чистках вы, «антифашисты подлинные», заговорили в многонациональной стране?
Ну, тогда и я «заукраинец» — поскольку батя мой и фамилия моя из Запорожской области, из села Кичкас (о чём и в Википедии сказано). Я от себя украинской, как и белорусской (по дедовой линии) и цыганской (по его же линии) составляющей отделить я не умею и не желаю, как и тысячи сынов не монархии, а советского народа. Всё тут давно и очень густо перемешано. Вы об этом не знали, — что украинцы это один из государствообразующих в СССР народов был вообще-то — а, царёвы внебрачные дети? Да и сам СССР был образован, в том числе, УССР… А наша родина, — в отличие от вашей, дореволюционной, — СССР, где пролетарский интернационализм, а не шовинизм или национализм — воспитывали с детства. На том же участке земли, что удивительно, где проросли через поколения «потомки монархии».
«Русофоб» — дословно это тот, кто боится русских (фобия — страх). Очевидно, что поэт и переводчик, для которого рабочим является русский язык, как и русская составляющая советской культуры, на которой он рос (как и все мы) — не может бояться ни русских, ни «всего русского», как любят выражаться булкохрусты. Более того, он в эту культуру, которая на русском языке, уже внёс за полвека примерно — значительный вклад, в отличии от безымянных потомков «от большевиков умученнаго» Николая Вторыя. И как может быть «релокантом» тот, кто готовился к живой презентации книги в Москве?
Кирилла Медведева я знаю года с 1998-го примерно, знаю как уже тогда ярко отличавшегося от других в союзе молодых литераторов «Вавилон» (и одноимённом журнале) поэта, затем узнал и как автора смелых песен, как музыканта, и, наконец, члена работающей с 2001-го Московской рок-коммуны (группа «Аркадий Коц», в МРК с 2018-го). Никаких приведённых выше претензий к нему — и близко быть не может.
Кирилл — действующее лицо современной литературы, до которого стукачам если и дотянуться, то разве что не стихами, песнями или прозой, а вот так — кляузами через «компетентные органы». Это, конечно, не делает чести никому — но, может, всё-таки они возьмут книгу, и уже что-то напишут о ней, поищут там все те собственные фобии, что сами явили современникам? А мы — опубликуем, мы широкая площадка.
«Анонимная философия продавшихся заживо«
Я ведь не даром вспомнил Егора Летова и его строку выше, и ещё одну, подзагом. Ирония всё того же социального регресса в том, что один из упомянутых в перестуке, по имени Андрей (пророк Прилепина) — числится в движении, часть названия которого то ли «русский прорыв», то ли «русский порыв». Но название это явно отсылает нас к 1994 году, когда аналогично названное рок-движение имело место после расстрела Ельциным Верховного Совета РСФСР.
Возглавляли движение Летов и Лимонов, причём в него на первых порах вошли не только все сибирские панки, но даже «Калинов мост». К движению имели прямое отношение наши коллеги с октября 1993-го по непечатности и перлюстрации, так сказать, по запрещённости Ельциным — «День», ставший вскоре газетой «Завтра». Любопытно извиваются спирали новейшей истории!.. Тогда запрещали нас, обозванных суммарно «коммуно-фашистами», теперь воспитанники «Завтра» хотят запрещать публично презентовать книгу коммунисту…
И вот, когда «Русский прорыв» должен был дать первый концерт в Москве, в ДК 40-летия Октября на Рязанском проспекте, — концерт этот… запретили точно таким же манером. После анонимных звонков «о терроризме». Мол, «красно-корчневые» соберутся! Будут «демократические» устои расшатывать да царя Бориса, Ельцина нашего достославного ругать! А его же не за что ругать-то, после принятия «конституции на крови», верно?
Егор Летов именно к этому концерту приготовил песню «Родина» (позже ставшую неофициальным гимном запрещённой в 2007-м и поныне Минюстом его партии), но сыграть его в электрическом составе так и не удалось. Поэтому, в обстановке, очень похожей на неразбериху в Фаланстере 14 февраля 2025 года, в 1994-м, как мне рассказывал бывший там в качестве прессы Андрей Некрасов (друг и одноклассник, в тот момент студент Журфака МГУ), — публика и сами музыканты были вынуждены встретиться вне зрительного зала, неформально, и Егор пел под акустику внутри облепившего его левопатриотического «хипповского сайгона».
Именно этот дух возвращается сейчас к читающей и антифашистски настроенной молодёжи в результате «долгого апогея сорванной резьбы» социального прогресса. Так что вместо видеозаписи презентации «Антифашизма для всех» — смотрим выше, что должно было прозвучать в ДК 40-летия Октября (я там, в закулисной записи 1994-го, рассмотрел и Андрея Фефелова, и Владимира Бондаренко, и даже Александра Казинцева — относительно молодых и румяных). И ниже слушаем «ужасно русофобскую» песню группы Кирилла Медведева «Хлеб и розы» — о борьбе американских трудящихся за свои права. Поёт очаровательная и умнейшая (сейчас кандидат наук) киевлянка Аня Петрович.
Дмитрий ЧЁРНЫЙ, гражданин СССР, координатор Московской рок-коммуны