Когда молодой Серёжа Соловьёв сдавал свой первый полнометражный фильм, его работу принимал маститый Юлий Райзман («Поезд идёт на восток», «Коммунист», «Странная женщина»). Мэтр неожиданно спросил Серёжу, сошёлся ли он близко с главной героиней. «Нет», — ответил Соловьёв.
«А, ну тогда с исполнительницей роли второго плана у вас были отношения?» — подначивал пожилой куратор.
«Нет-нет, ничего этого не было», — смущаясь ответил будущий плейбой.
В эту секунду пришло время удивляться Райзману. Он произнёс фразу, которая озарила весь последующий творческий путь автора «100 дней после детства».
«Дорогой мой, невозможно снять хороший фильм не войдя в пределы главной героини». (За точность формулировки не ручаюсь. Но смысл именно такой).
Вот после этого разговора Сергей Соловьёв и начал снимать хорошее кино «по методу Райзмана». Ему так казалось…
В своих мемуарах «Ничего, что я куру?» он зачем-то рассказал, как водил по полям, лесам, чердакам, подъездам восьмиклассницу Таню Друбич в то время, как его законная жена, 19-летняя Марианна Кушнерова была беременна сыном Митей…
Мерзко? Однозначно. Вдвойне мерзко предавать это публичной огласке в мемуарах. Но Соловьёв, видимо, и искал такой, «гумбертовой» славы.
А что же Татьяна Друбич? Она взяла паузу года на 2-3, и затем в одном интервью заявила: «Зато он научил меня любить Пушкина!» (зато — за что? «этот» обмен, так сказать, энергиями — имеет эквиваленты?)
Увы, как ни печально, эти слова Тани — ещё одно подтверждение мудрости Наиля Биккенина: «Актриса — существо с низкой социальной ответственностью»…
М-да. Я многократно упоминал покровительство Председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша Сергею Соловьёву (не в том смысле, как Мигалков покровительствовал Олегу Меньшикову в период съёмок «Сибирского цирюльника» и позже, доснимая своих «Утомлённых» неуёмно и бесславно). Председатель предлагал Соловьёву снять фильм о Вертинском. В этой связи была даже произнесена им фраза: «хочешь, я для тебя всю страну раком поставлю?».
На весь мир Филипп Тимофеевич не замахивался. Хотя, обещал сьёмки в Китае, Франции, США… Надо отметить, что простоватый Ермаш благоволил эдак далеко не всем режиссёрам — к примеру, в своих воспоминаниях и главном средь них «Мартирологе» Андрей Тарковский не раз поминает его недобрым словом. Однако, его-то в Италию для «Ностальгии» выпустили без проблем, это потом он решил стать «невозвращенцем» — в том числе и потому что тут был несговорчивый, не понимающий его искусства Ермаш…
Однако «поиметь» всю страну в предложенной Ермашом позе Соловьёв отказался по причине сцены, где Вертинскому пришлось целовать землю по прибытии в Москву у Белорусского вокзала. Сцена, кстати, документальная, не выдуманная… Немодная тогда это была тема, совсем немодная.
Сглупил. Сергей это позже признал. В тот момент он запускался с фильмом «Спасатель». Кто теперь помнит эту нудятину? А снял бы «Вертинского», может быть вошёл бы в шорт-лист «Оскара», госпремию б получил…
Потом было знаменитое предательство им благодетеля-Ермаша. Напомню, председатель позвонил Сергею Соловьёву накануне V съезда кинематографистов в мае 1986 года и попросил выступить в его поддержку. Соловьёв доклад написал, но его заявка на выступление «где-то затерялась». Взойти на трибуну вне очереди и выступить «по памяти» он не посмел, зато осмелился подняться на неё когда успех «микрофонной демократии» Климова-Германа-Рязанова повис на волоске.
ЦК КПСС проталкивал свой вариант нового руководства Союза кинематографистов, где «старики» Бондарчук и Кулиджанов сильно разбавлялись вышеуказанными мстителями. Но Серёжа Соловьев заявил, что на 15 мест надо выдвинуть 25 человек, тогда пройдут те, которые соберут большинство голосов. Вот начинающие «демократы» и забаллотировали стариков, а с ними и министра Ермаша. Это был полный провал Госкино и вообще советского кино в перестроечный ад, из которого никто в святые не вышел… Филипп Тимофеевич ушёл в отставку в декабре того же 1986 года.
М-да, не ожидал старик такого удара в спину от своего любимца. Впору было сказать: «И ты, Брут?!»
Судьба выведет беспринципного Соловьёва на президентские выборы 1996 года, где он выступит режиссёром шоу «Голосуй, или проиграешь». По поводу участия в нём многие звезды позднее выразили сожаление. Раскаяния от Соловьева я не слышал. Более того, соучастник той позорной акции Константин Эрнст, ставший боссом «первой кнопки», устроил в честь 75-летия «творца» творческий вечер на ОРТ. В субботу, в прайм-тайм. Часть дорогих россиян, помня и «Голосуй-96», и эротические причуды Соловьёва, изложенные им в «Ничего, что я куру?», не понимали, как эту сомнительную персону можно чествовать. У многих верующих плавились мозги.
Но Россия-матушка выдерживала и не таких.
На этом я мог бы закончить, но позволю себе добавить пару строк для наших «квасных патриотов». Год назад они возмущались якобы антироссийским фильмом «Мастер и Маргарита«. Музыку к которому написала Анна Друбич (1984 г.р.) — плод любви Сергея и Татьяны.
Дама живет в США, там работает и оттуда учит вынужденных россиян принципам жизни, вперемежку с нравственностью. Странно, правда? Для «квасных» и поклонников творчества Эрнста с его мастерски организованными юбилеями. Но нормальные люди знают — яблоко от яблони недалеко падает.
Филипп ИВАНОВ
От редакции: Вообще, довольно-таки сложное наклонение темы «безнравственности»… Морализаторство — ответственная стезя. Ибо классический вопрос «а судьи кто?» обязательно прозвучит со стороны читателя.
Наверное, стоит вспомнить и что времена были весьма переменчивы — и в каком-то смысле новые нормы как раз «киноинженеры человеческих душ» задавали не только на экране, но и в своей жизни. Там ведь всё на виду… И сопоставлять предательство Ермаша со склонением Друбич к «преодолению пределов» — вряд ли стоит так непосредственно, линейно. Вряд ли это прямой путь к обличению Соловьёва именно как безнравственного или бесталанного режиссёра, тут всё же не стоит путать «личную шерсть» с «государственной».
Быть полицией нравов по отношению к этому поколению режиссёров, проСССРавших, пардон, ВСЁ вовсе не ради извращений в личной жизни (скорее, уже после этих экзерсисов), а вот просто потому что такая вольная «мораль» наставала во второй половине 1980-х — неблагодарная миссия… Но раз разговор начат, его можно продолжить — чётче прорисовывая логику не безнравственности, но аморальности в самом простом, непоповском, понимании — противоположности бытия и творчества этих личностей целям и нормам социалистического общества.
Хочу подчеркнуть, что «новая нравственность» этих деятелей, начинавших охмурением, «обволакиванием цитатами»-пушкинизмами цоевских восьмиклассниц — как раз подлинной моралью и провозглашалась. Той, которой были лишены бездуховные «совки» со своим соцреализмом — и упиралась, в итоге… в церковщину, в православие!
Далеко не все фильмы Соловьёва смотрел, и поныне интереса имею мало, однако могу проследить от «Ассы» к «Чёрной розе» — некую его не чуждую моралитэ критичность. Вот уже если тут говорить о нравственности и моральности (именно так — сейчас станет ясно, почему), наверное, стоит вспомнить одно из первых в перестроечной кинематографии и довольно жестоких экранных убийств — Бананана, которое ставило зрителя на сторону этих романтиков гитары и серьги, неформалов, которым не по пути ни с СССР, ни с криминалом (что я опровергал уже разок — далее они шли вместе). И вот оттуда, из «Ассы» уходя как бы в «Чёрной розе» в расцвет этого хипповского образа жизни — нашумевший фильм снимали в Москве, на Арбате, — Соловьёв ничего не находит этому хаосу в качестве опоры лучшей, чем воцерковление…
А начало «Чёрной розы, эмблемы печали, красной розы — эмблемы любви» — помните? Пока солдаты маршируют к районе Каменной слободы (Арбат), зачитывается подробная медицинская сводка 5 марта 1953-го года, как умирал Сталин. Какие органы когда перестали работать, когда наступила смерть. Этот паталоганатомический, куда более нимфеткомании ублюдочный азарт Соловьёва — неудивителен в свете того, что мы уже разбирали тут (Герман в тех же 90-х пошёл дальше — по тому же вектору). Однако и здесь же есть посыл!
Зачем это всё звучит?.. Как символ освобождения поколения родителей Бананана от «тоталитарного гнёта»! От самой преемственности идей и проектов большевиков — хватит, пора частную собственность реабилитировать уже, а не умученных от Сталина!..
Вот умрёт «диктатор» — и заживём свободно!.. Это как бы увертюра оттепели/перестройки, — причём Соловьёв не считает свой потаённый смех аморальным — наоборот. Это как бы раскрепощение. Ему смешно и непонятно уже самое внимание к здоровью Сталина… И что должно прийти на смену такому беспардонному и беспредельному стёбу и питию вина бесконечному всё тою же его вездесущей Друбич — но уже не с «Африкой», а с Абдуловым?
Воцерковление местного юнца! Ибо вот в такой арбатской коммуналке, пропитавшейся созвучиями паркетных соитий героев Друбич и Абдулова («детка, ну я уже стар для этого!» — «ты не стар, ты-ы сссуперррстар!» — отвечает она из французской позиции, и шутка свежа) — пора покаяться, пора… И попик со святой водицей трогательно крестит юнца в тазике, что как бы являет собой катарсис, мораль всего фильма: где хиппи, там и попы (кстати, одного такого запопЕвшего реального экс-хиппана можно обнаружить в «Одноклассниках» Юрия Полякова — прототип, протоПОПА я видел за столом и за стопочкой).
Аморально, на мой взгляд, при таком пророческом для всей экс-Советии финале, в таком контексте — само звучание той сводки. Но это и есть новая мораль, по которой нарождение поповства там, где царил недавно атеизм и диамат — закономерней смены времён года. Ничего нового, оригинального Сергей Гумбертович Соловьёв не изрёк — напротив, он и сам, наверное, немного покаялся…
Встретил я тут недавно Друбич, прошлым летом, кажется, — переходила Садовое кольцо от Краснопролетарской мне навстречу, к моему дому как раз… Хорошо сохранилась, немного морщинок у глаз и губ, но фигурка, походка — всё те же. Только много тонального крема на лице. Узнают же!.. Так что давно ушедший на, по его представлениям, Страшный суд Соловьёв не сильно борозды попортил — я думаю, она всё ещё желанна и любима («быть другим»)…
Д.Ч.
Расширил бы понятие хорошего кино «по методу Райзмана»: метод Райзмана+Ромма+Габриловича. Не секрет, что сценарист Евгений Габрилович приложил руку к большому числу фильмов Михаила Ромма и Юлия Райзмана.
но Габрилович сценарист) к тому же намёк Рйзмана можно воспринимать просто как «гусарское шефство»… примеры-то были — того же Пудовкина взять, Герасимова, у всех музы были главными актрисами… только вот Любовь Орлова ещё была и платонической любимицей Сталина, что отразилось и на её, и на Герасимова карьере… но хоть в «Русском сюрпризе» он её запечатлел как хотел в косюм Евы в момент ныряния — молниеносно, почти как Ленни Риффеншталь)
СТрану раком таки поставили. Уж не знаю, для какого кино….
но уж точно не Ермаш… ставили те, что брали власть в СК СССР — причём прямо на киноэкране… «партия, дай порулить» — нашлась фрмуkа в КВН году в 1990-м…