Не было в Союзе людей равнодушно встретивших известие о его смерти. Горе это переживаемо до сих пор. Известие прозвучало на фоне Олимпиады-80 — прокатилось «сарафанным радио», телефонными перезвонами по нарядно-олимпийской, очищенной от криминала и проституции Москве. Центральное телевиденье было заполнено другим: «о, спорт, ты — мир», какие уж тут панихиды…
При «нулевом» оповещении в каких-либо органах печати, по радио и ТВ, прощание в Театре на Таганке вылилось во всенародное незапланированное «массовое мероприятие», которому сопутствовала, поневоле прокладывала коридоры, перекрывала движение милиция. Провожающие поэта и актёра в последний путь москвичи залезали на ларьки у метро «Таганская», на любые возвышенности, понимая, что только так смогут его увидеть.

Невероятные фотографии уходящего, потустороннего Высоцкого сделал 3 июля 1980 года в Лыткарино за кулисами и на сцене ДК «Мир» фотограф Иван Чернов. Последний концерт, каких во всевозможных НИИ, заводских ДК Москвы и Подмосковья он дал, наверное, сотни, что обеспечивало не только «бобинную» популярность…

Работал в организации таких выступлений не только антрепренёр Владимира Семёновича (гротескно показанный в «Спасибо, что живой»), приглашали напрямую рабочие коллективы — писали на Малую Грузинскую, обычной почтой… А в Лыткарино, в частности, производили линзы, высокоточную оптику гражданского и военного назначения, то есть приглашали «технари», а не гуманитарии…
Высоцкий охотно выступал, хотя силы были на исходе: не поддающаяся никакому (ни французскому, ни отечественному) лечению наркозависимость была уже такой, что каждая новая ломка грозила летальным исходом. И в жаркую ночь на 25 июля сами родители поэта желали ему скорейшей смерти. Мучения, хрипы и стоны его (невиданные и непонятные по тем временам) на 8-м этаже 1-го подъезда дома на Малой Грузинской, в шикарно обставленной им самим квартире, были для них невыносимы. Приехавшая нескоро из-за олимпиады (дежурили на объектах) бригада «скорой» побоялась просунуть кислородную трубку в горло певца: «прямой» кислород обжигает связки… Это предрешило исход, который ни для кого из посвящённых родных не был трагичным.

Владимир всё про себя знал, и про то, что будет потом — тоже.
Любые досужие разговоры о состоятельности его поэзии «без гитары» снимаются этим стихотворением, написанным за семь лет до смерти, в 1973-м.



Памятник Я при жизни был рослым и стройным, Не боялся ни слова, ни пули И в обычные рамки не лез. Но с тех пор как считаюсь покойным, Охромили меня и согнули, К пьедесталу прибив ахиллес. Не стряхнуть мне гранитного мяса И не вытащить из постамента Ахиллесову эту пяту, И железные рёбра каркаса Мёртво схвачены слоем цемента, Только судороги по хребту. Я хвалился косою саженью — Нате смерьте! Я не знал, что подвергнусь суженью После смерти. Но в привычные рамки я всажен — На спор вбили, А косую неровную сажень Распрямили. И с меня, когда взял я да умер, Живо маску посмертную сняли Расторопные члены семьи, И не знаю, кто их надоумил, Только с гипса вчистую стесали Азиатские скулы мои. Мне такое не мнилось, не снилось, И считал я, что мне не грозило Оказаться всех мёртвых мертвей. Но поверхность на слепке лоснилась, И могильною скукой сквозило Из беззубой улыбки моей. Я при жизни не клал тем, кто хищный, В пасти палец, Подойти ко мне с меркой обычной Опасались, Но по снятии маски посмертной — Тут же, в ванной, — Гробовщик подошёл ко мне с меркой деревянной... А потом, по прошествии года, — Как венец моего исправленья Крепко сбитый литой монумент При огромном скопленье народа Открывали под бодрое пенье, Под моё — с намагниченных лент. Тишина надо мной раскололась Из динамиков хлынули звуки, С крыш ударил направленный свет! Мой отчаяньем сорванный голос Современные средства науки Превратили в приятный фальцет. Я немел, в покрывало упрятан — Все там будем! Я орал в то же время кастратом В уши людям. Саван сдёрнули! Как я обужен — Нате смерьте! Неужели такой я вам нужен После смерти?! Командора шаги злы и гулки. Я решил: как во времени оном, Не пройтись ли, по плитам звеня? И шарахнулись толпы в проулки, Когда вырвал я ногу со стоном И осыпались камни с меня. Накренился я, гол, безобразен, Но и падая — вылез из кожи, Дотянулся железной клюкой, И, когда уже грохнулся наземь, Из разодранных рупоров всё же Прохрипел я: «Похоже, живой!» И паденье меня не согнуло, Не сломало, И торчат мои острые скулы Из металла! Не сумел я, как было угодно — Шито-крыто. Я, напротив, ушёл всенародно Из гранита.
Даниил ДУХОВСКОЙ
От редакции: Мне было пять лет, когда это известие тихо прошелестело по нашей 89-й квартире. Оно было воспринято так, как обычно бывает в помещениях, где есть детишки: как можно незаметнее. Хотя, например, в предыдущей, 71-й квартире, в которую первоначально и въехала наша большая семья Таборок, Высоцкий бывал не раз. И даже раз моя бабушка за песни с матюшком его попросила из кухни этой квартиры — а был он в гостях у мужа тёти моей, Ноя Ивановича Авалиани, который в Театре на Таганке ставил ему сценическое движение.

Мир тогда был ещё тесен… Например, с режиссёром того же театра Глаголевым Ной Иванович сохранил дружбу аж до нулевых годов — он часто бывал в гостях уже на новой квартире этой части семьи, на улице Мясковского/Большом Афанасьевском.
В мой эфир Высоцкий пришёл в симфонической обработке, сперва с «сорокапятки», где были всего 4 песни (включая про МИГ-истребитель и золотые россыпи), а затем с кассеты, которую отец в числе ещё трёх «студийных» прикупил для магнитофона «Весна-202». Но это — уже середина 80-х, после Брежнева…
Самый понятный, самый захватывающий Высоцкий (чего я вполне и не знал) открылся мне на двойной пластинке «Алиса в стране чудес» — она заслушана была на фоне прочих до неприличия. Зато поныне помню и дочке напеваю «Послушайте все, ого-го, эге-гей, рассказ попугая, пирата морей!» — а ведь это была одна из последних студийных его работ, кстати, работа для детей…
И только в 2015-м сыграю я в качестве басиста в «Банде Махоркина» кавер на давно знакомое «Королевское шествие». В виду актуальности песни в период «стабилизации» и престолонаследия. Вот оно, наследие по годам — сыновей поэта…
Д.Ч.
,,,PrrriveTT…
…Было Время И — РАЗНОЕ Он пел…
…Было Время И — РАЗНОЕ он ПИЛ…
…»в-СТАКАНы—НЫРЯЛ»…и В-итоге — ВСЁ ПРОПИЛ…
…а помимо СТАКАНА — на НАРКОТУ — себя ПОДСАДИЛ…
…Т.К. стакан НЕ успакаивал, а «СНЕГ» — сильнее был…
…он — в ЗАВИСИМОСТЬ попал — и В-итоге П А Л…
…он Талант В-СЕБЕ — проКУТИЛ и проГУЛЯЛ…
…но Нужно Согласиться с тем, что Народ — Его Уважал !
…однако НЕ только СТАКАН-и—«СНЕГ» — им РУЛИЛ…
…Контрол(ёр)ь ПОЛИТИЧЕСКИЙ — Над ним БЫЛ…..
(…СО структураю ОПРЕДЕЛЁННОЮ…он «друЖИЛ»…..)
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
🙂 господа=товарищи — НЕ верещите — «удила-закусите»…
(ведь ТАКИМ путём…Вы — Себя «ЗАСВЕТИТЕ»…) 🙂
( «НАТЯНИте—лейцы» И… просто проМОЛЧИте…) 🙂
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
Да, Высоцкий — ТАЛАНТлив Был !
* но Он-же СЕБЯ, в-итоге — и Погубил…
,,,,, а Почему Высоцкого — НИКТО не «повторил»,,,,,
(Ответ на-этот Вопрос — никто НЕ огласил !)
***********************************************
= Валерий Бондарик. Эдмонтон. Канада. 25-7-25
кто меня забанил на яндекс-дзен?
вы нас спрашиваете? думаете, мы к Дзен-яндИкстам имеем отношение?
может, вы знаете, кто кто мог сделать…