27 августа 1871 года родился классик американской литературы Теодор Драйзер. Книги Драйзера притягивают к себе современного читателя прежде всего потому, что он остаётся актуальным писателем. То, что он увидел и запечатлел в своих книгах – иллюзорность «американской мечты», жестокость мира наживы, трагедию простого американца, алчность, цинизм, лицемерие и ханжество сильных мира сего, – всё это актуально для капитализма наших дней.
«Плотный, с очень бычьей головой, задумчивый, часто мрачный, в то же время он умел смеяться и радоваться, как ребенок, когда открывал для себя что-то новое в жизни», — так описывал Драйзера известный журналист Джозеф Норт, который был его близким другом.
В Аппалачских горах графства Логан в штате Западная Вирджиния бастовали шахтеры. Профсоюза у шахтёров ещё не было, его только пытались организовать. Владельцы шахты ответили террором на требования горняков. Полицейские стреляли в пикетчиков. Два шахтёра были убиты, многие ранены.
В те дни в графство Логан приехал уже известный Теодор Драйзер. Ему рекомендовал там побывать руководитель коммунистической партии США Уильям Фостер.
— Когда я увидел его, я подумал, что вот таким и должен быть писатель, — вспоминал старый шахтёр. — Он был огромным, выше меня ростом и, пожалуй, пошире в плечах. Одет он был во все белое: белый костюм, белые туфли, белая шляпа. В руках у него была тяжелая трость. В таком костюме, да еще с тростью, в шахту, конечно, не полезешь, но я думаю, что он нарочно так одевался. Чтобы произвести впечатление на местных шерифов. Послушали бы вы, как он разговаривал с ними! Голос у него был властный, требовательный. Невежественные шерифы его побаивались. Кто он такой, они толком не знали. Фамилию где-то слышали, как будто знаменитая. Не иначе, какая-то крупная шишка из Вашингтона!
С нами он держался иначе. Он был нашим другом. Больше того, он был участником нашей борьбы. Видно было, что происхождения он рабочего. Помню, однажды он задумчиво сказал: «Нет, я все-таки сделаю тaк, чтобы о шахтёрах Логана услышала вся Америка».
И он сделал. Его статьи о нашей борьбе печатались в газетах. Не в «Нью-Йорк таймс», конечно, а в прогрессивных изданиях. И это была большая помощь нам.

SEMPER IDEM!* Вопреки теченью На рожон идти. Крест свой от рожденья До смерти нести! С правдой — за свободу. В битву против зла! Сеять средь народа Вольности слова! С факелом науки Бейтесь против тьмы. Трудовые руки. Светлые умы! Нет ещё такого Острого железа, Чтобы правду-волю Мог тиран зарезать! Нет костра такого, Чтобы сжечь навеки Вместе с утлым телом Дело человека! *Всегда тот же (лат.)
А 27 августа 1856 года родился великий украинец Иван Франко. Родился, что примечательно, не просто в (на) Украине, а в (на) Западной Украине, в Галиции. Учился во Львовском университете, который сейчас носит его имя.
Украинские буржуазные власти пытаются приватизировать фигуру Франко. В 2016 году его портрет появился на купюре достоинством 20 гривен, его имя продолжает носить город Ивано-Франковск. Замалчивается, что «западэнец» Франко был одним из первых украинских авторов учебника по марксизму, переводил и пропагандировал произведения Маркса, Чернышевского, Герцена. Преследовался и сидел в тюрьме за пропаганду коммунистических, не в современной Украине это слово упомянуто будет, идей. При аресте жандармы нашли у него свыше 180 запрещённых изданий, среди которых – «Капитал» Маркса, «Что делать» Чернышевского, «Былое и думы» Герцена.
В литературно-мемориальном музее Ивана Франко в советские времена можно было видеть фотокопию расписки, которую украинский писатель-революционер дал после своего первого ареста. В ней указывается о получении из суда конфискованных во время обыска в его квартире книг, в том числе и «Капитала» Карла Маркса.
В 1883 году Франко приехал в Вену. Но и здесь полиция не оставляла его в покое. Показательный пример: в секретной переписке львовские жандармы предупреждают своих венских коллег о том, что Франко – опасный революционер. А царская охранка предлагает русскому консулу во Львове договориться с австрийскими властями об аресте «известного галицийского социалиста».
Когда в 1905 году царское правительство бросило в Петропавловскую крепость Максима Горького, Иван Франко выступил на страницах редактируемого им органа, газеты «Новый громадський голос», со статьёй «Максим Горький». С присущей поэту страстностью он встал на защиту великого пролетарского писателя, «одного из светочей русского народа и красы русской литературы». Франко видел в Горьком «славного на весь мир» революционного писателя, смело провозгласившего «горячий призыв к борьбе…».
Актуальна его позиция по национальному вопросу. Он был убеждённым противником украинских буржуазных националистов, которые любили прикрываться лозунгами «национального освобождения».
«Нет национального освобождения без социального», – так писал Франко.
Вместе с тем славный сын украинского народа всегда подчёркивал мощное влияние русской культуры и общественной мысли для Украины, не скрывая при этом, что сам испытал на себе огромное влияние Чернышевского, Белинского, Добролюбова и др. Русским же националистам-черносотенцам он отвечал:
«Мы любим великорусский народ и желаем ему всяческого добра, любим и изучаем его язык и читаем на этом языке, вероятно, не меньше, а, может быть, и больше вас… И русских писателей, великих светочей в духовном царстве, мы знаем и любим… И мы чувствуем себя ближе к ним, чем к вам, чувствуем себя солидарными с ними во всём, что для нас дорого и свято, и возвышенно, ибо знаем, что это не фразы, не «символы» какого-то фиктивного единства, а кровные, жизненные завоевания общечеловеческого цивилизаторского труда…»
С восторгом писатель замечал стихийные проявления интернационализма трудящихся.
«Мужики-депутаты начали с крайней резкостью выступать против помещиков, а в добавку всего после нескольких заседаний мужики-украинцы и мужики-поляки соединились в один тесный «мужицкий клуб» для общей борьбы с панством», – писал Франко в одной из статей на русском языке.
Подобно Горькому, Иван Франко правдиво рисовал жизнь рабочих, их беспросветную нужду. Процесс развития капитализма в Галиции, отдававший обезземеленных крестьян во власть мелких и крупных хищников, превращавший их в армию промышленного пролетариата, показан Франко в произведениях, составляющих целый цикл рассказов и повестей. Его можно назвать «Бориславским», поскольку местом действия является Борислав.
Стоит прочитать повести Франко «Удав» и «Борислав смеется», чтобы получить яркое представление о страшном процессе вторжения капитализма в патриархальный мир галицийского села. Надолго остаются в памяти зловещие фигуры хищников Гольдкремера и Гаммеошляга, стремящихся уничтожить друг друга. Рядом с ними встают, как живые, образы усталых, замученных тяжелым трудом «рипников» – нефтяников, ведущих полуголодную жизнь.
«Работы! Работы! Какой-нибудь работы! Хотя бы самой тяжёлой! Хотя бы самой дешёвой! Лишь бы только с голоду не пропасть!» – таков был всеобщий вопль, всеобщий стон, который тучей носился над головами тысяч иссохших, посиневших, изголодавшихся людей», – писал в повести «Борислав смеётся» Иван Франко.
Особое место среди произведений Франко занимает драма «Украденное счастье». В ней он подводит читателя к выводу, что в основе личного несчастья, неудачи в большинстве случаев лежит классовая, социальная причина.
В последние годы своей жизни, мучимый тяжёлым, неизлечимым недугом, он, преодолевая невыносимые страдания, переводил «Бориса Годунова» и «Маленькие трагедии» Пушкина. В 1956 году к столетию со дня рождения в Советском Союзе были изданы двадцать томов его произведений.
Произведения Франко изучались во всех школах Советской Украины и были за годы советской власти переведены на многие иностранные языки. Имя Ивана Франко в Советском Союзе носили город Ивано-Франковск, морской лайнер, университет, театр, улицы, колхозы и многие другие учреждения и объекты.
А в годы Великой Отечественной войны Львов, став в сентябре 1939 года советским, боролся с врагом: подпольщики города объединились в антифашистскую организацию «Народная гвардия имени Ивана Франко». Мстители пускали под откос поезда, взрывали мосты, выводили из строя предприятия, распространяли листовки с коммунистической агитацией.
Андрей ПЕТРУША