В первых числах 2026-го года вышла новая книга стихов известной московской поэтессы Ольги Дьяковой «Признание другу» — в издательстве «У Никитских ворот», которому она хранит верность многие годы. В книге использованы рисунки Елены Есиной и репродукция её картины «Вечернее равновесие» на обложке.
Кто-то из художников назвал искусство объяснением в любви. Что ж, это вполне можно отнести ко всему её творчеству, воспевающему свет человеческой души, когда «пробирает до костей русская аскеза».
Характерно её замечание: «Поэт витает в облаках, и не заслуживает отдых». И тотчас на ум приходят строки великого русского поэта Н.А. Некрасова: «Жаждой дела душа закипает…».
Вот и Ольга Дьякова убедительна в своих жизненных оценках литературной деятельности:
Человек, назвавшийся поэтом, Развернувший небо, как плакат, Насыщаться станет дальним светом, Исходящим из священных врат. Все предметы жизнью наделивши, Поспешит на поиски людей До него неистово творивших, Для него отдавших лучший день.
Одарённый человек, прежде всего человек искренний, его «ведут лучи сквозных аллей – к учителям учителей». Прослеживая свой стихотворный путь, автор восклицает: «Сколько титанов взрастило меня!». Не перестаёт удивлять феноменальная работоспособность поэтессы, её стремление к познанию как важнейшему движителю искусства, желание «прожить пословицы народа не только на одних словах» и готовность к самоотдаче: «Спасенье всех – то дело рук моих».
Я увлечён неподражаемым, универсальным, интенсивным стилем нашей героини, обнажённостью и правдой чувств, живописью письма, где «главное – свет, цветовое сличенье», нахождение благозвучного слова, размышление о судьбах творцов, неизбывности их усилий: «Лежал он, укрывшись своим холстом, но шла в нём работа, хоть умер он» или:
Сверху били куранты,
Что на вечность заточены.
Тучи в битве гигантов –
Будто наши сородичи.
Поэтесса обладает глубиной проникновения в мир человеческих переживаний, способностью передать смену эмоций, говоря: «Не спасай мою любовь!» Что тут же рождает острое чувство боли и вспыхнувшую надежду на преодоление: «На душе больше нет веса якорной цепи».
Нет в стихах упаднических настроений от понимания быстротечности жизни, но нет и иллюзий, так как «вечность ищет изменений». И эта парадоксальность являет бесстрашный, воодушевлённый взгляд на мир и лишь усиливает поэтический накал, потому что «время земли – это время труда», а «у поэта сто профессий, измышлений про запас»:
Две лестницы ведут
К началу восхожденья –
Неутомимый труд
И стойкое терпенье.
Главная пружина обладательницы таланта – воплощённая идея, рождаемая самим временем, передача богатства мира, в котором поиск ощущается «как холод истины на фоне пламени», а «время требует дань невозвратом былого»:
Разнеслась худая весть – Белый свет исчезнет весь. Жизнь определил народ – «Колыбель, изба и гроб».
Но:
Придави змею неверья, Прегради безликим путь. Птицы Марса, сбросив перья, В камышах болот умрут.
Кому выпадает дар слова, тому присуща и гибкость мысли. Ольга Дьякова обладает метким выразительным словом, мастерством художественной детали, мелодичностью строки и одухотворённостью:
Снится мне жизнь запасная
И отпускная судьба.
Боже, изгнанников Рая
Чувствуешь возле себя?..
Наследница русской литературной традиции, она стремится взволновать читателя своим виденьем жизни, и здесь сказывается оригинальность, раскрепощённость её ума, умение удивить новыми находками:
А ночь была схожа
С пропавшей пьесой Мольера.
Ты чувствовал кожей,
Что я для тебя – потеря.
Если в живописи цвет подчиняется правилам, то свои законы существуют и в поэзии, в которой Ольга Дьякова хоть и смела, но бережно обращается со словом, защищая его от засорений и перегруженности: «Все думают, что управляют словом», но «Слово правит существом живым». Проводя параллели с живописью, мы видим не двухмерный «Чёрный квадрат», а картину с манящим горизонтом:
В синеве предвечерней Дай мне мудрость молчать. Верю – в будущей эре Есть Господня печать. Если хочешь – потребуй Эту жизнь целиком. Всё охвачено небом В резкой смене времён.
Юмор её серьёзен, сатира едка и осмысленна, что говорит об остром взгляде на жизнь. Поэтесса шутит: «Сатира – гвоздь литературы, а юмор – швеллер арматуры». И продолжает, иронически советуя:
Дни невезений перелистывай –
Сверхпоучительный словарь.
Коль недруг скажется корыстнее –
Люби его, как Божью тварь.
Напрасно она призывает друга «разделить» с ней «яблоко Эдема». Что же делать, если:
Любовная вязь Превращается в тернии. А страстная связь – Это кража у времени, Минутная власть И подмена забвения, Возможность украсть Сок другого растения.
Но так как «судьбой всё продумано, вплоть до чёрного юмора», приходит время мудрости и размышления:
Коль не хочешь – не люби одну. Так цветы бросают на волну, Камешки пускают по воде, Плясовую водят по избе. Чей цветок в петлице у тебя? Брось его в меня на склоне дня. Пусть он будет умирать в ночи. Но в моих руках – твои ключи. Никогда? Так значит никогда. Отступила в прошлое судьба, Чтоб с твоею тенью совпадать – Это рядом, ну, кварталов пять…
Всё улавливает пристальный взгляд поэтессы. А главное – умеет передать впечатление, производимое на человека природой, всем мирозданьем, где «облачные острова меняются под вечер» и «кора стареющего дерева руки греет». Ольга проходит ежедневный поэтический путь уверенно и в то же время напряжённо, задавая вопрос: «Сбросил нас Господь на землю, ну а кто же принял?..». Но, влюблённая в свою профессию, в которой с утра ожидает чуда творчества, отвечает:
Не мне клевать по зёрнышку
Бесценные дары.
Храню рисунок пёрышка
Из пушкинской поры.
В насыщенности её строки чувствуется пространство. Талант – великая загадка мироздания, он не только вне времени, но и неотъемлем от сегодняшнего дня, в котором поэтесса «стёрла пыль с планеты…». Стихи Ольги Дьяковой несут на себе печать своей эпохи, где никто не отменял вечной борьбы за духовное начало:
Луна как слепок Былого дня. Грустить нелепо, Но грусть сильна. Пока что ангел Не вострубил. Покорны тайны Камням могил. Представь, что время – Сказотворит: Там ранен демон И жив пиит.
Владимир ЕСИН
