13.09.2024

Самое страшное – в прошлом

Не так давно поймал себя на мысли: а сколько книг за всю свою жизнь может прочесть человек? Несколько сотен? Маловато для книгочея. Несколько тысяч? Скорее всего, да. Может, несколько десятков тысяч, но этим похвастаться могут немногие – и не потому, что другим лень читать. Всё дело в окружающей нас действительности, которую уже никак не представишь без Интернета, переписок в социальных сетях, просмотра фильмов по телевизору и сериалов по ноутбуку, телефонных звонков, постоянных хлопот и забот, ради которых мы тратим своё время, внимание и силы. Потому времени на чтение практически не остаётся. Времена, когда ты вернулся с работы, поужинал, сел в кресло и погрузился в роман, почти совсем прошли: по моим наблюдениям, люди сейчас читают или на праздниках, или перед сном, или в метро. И, слава Богу, пока ещё читают, глазами или ушами. Чаще всего, достают уже смартфоны из карманов, а не книги из сумок, но это уже другой разговор. Главное, что есть читатели. Которые хотят новых, интересных историй.

Многие писатели это хорошо понимают и стараются работать в соответствии с современными реалиями. Например, Андрей Щербак-Жуков, современный прозаик, поэт и журналист, издал книгу «Один тюлень – один пельмень», состоящую из коротких рассказов и стихотворений, коротких и легко читаемых – самое то перед сном или во время поездки в метро. Хочется по-доброму назвать эту книгу «сборником всякой всячины»: она разделена на две части, прозаическую и поэтическую, каждая из которых, в свою очередь, поделена на разделы и циклы, объединённые какой-то тематикой. Например, один из разделов поэтической части сборника называется «Три трилогии и две дилогии», где, соответственно, есть три трилогии: о поэте и деве, трамвайная и коронавирусная, и две дилогии – об изобразительном искусстве и Москве.

Таким образом, автор демонстрирует своё умение работать в совершенно разных жанрах и писать в каждом из них легко и непринуждённо. Книга же структурирована таким образом, что каждый желающий найдёт в ней что-то своё: ценители истории про Ассоль и капитана Грэя могут вновь встретить любимых, хоть и осовремененных Щербаком-Жуковым героев в его вольном продолжении знаменитой повести Александра Грина, любители детских стихотворений вновь смогут перечитать любимые стихи про тюленя, варящего в воскресный день один пельмень, и про рассмешившую всех шиншиллу, а ценители старой-доброй юмористической фантастики – погрузиться в воображаемые миры. Этих миров в книге много, но хочется выделить два: рассказ «Прямой репортаж о Конце Света», написанный хоть и несколько схематично, но увлекательно в истинно лемовской традиции, а также небольшую пост-апокалиптическую историю «На мосту» про героя, который дежурит на мосту и отговаривает желающих с него спрыгнуть и расшибиться насмерть, находя нужные слова и пробуждая в них доброе начало. «В руках у тебя огонь, и пусть им не осветить всего мрачного мира, не спеши его гасить. Когда ты будешь не один, и таких огней будет много, мрак и темень отступят сами. Из остывшего пепла последней войны родится государство света, любви и справедливости… Самое страшное – в прошлом. Не спеши гасить свой огонь, как бы трудно тебе ни было… В такое время от каждого может зависеть будущее. Может быть, от тебя…»

«На мосту» и «Прямой репортаж о Конце Света» объединяет одна и та же тематика – разрушенный мир и неуверенность в будущем (во времена пандемии коронавируса сюжет, увы, очень хорошо известный каждому из нас), но разъединяет настроение: если в «На мосту» правит печальная, даже нуарная атмосфера, то «Репортаж» лёгкий и остроумный.

Так же легки и остроумны и стихотворения Андрея Щербака-Жукова. Хочется отметить любовь автора к шуткам и «детским» сюжетам, будь то стихи про енотов и бегемотов или лангуста и мангуста, соседствующую со вполне серьёзными размышлениями, страхами и опасениями.

Например, в стихотворении «Восемнадцать плюс (18+)» автор перечисляет регулярно им совершаемые действия, которые попадают под вышеназванную категорию: он матерится и слушает блюз, не молится перед трапезой, плюётся от телепрограмм, с нежностью вспоминает СССР и не стыдится своих желаний. Каждое из этих действий он оценивает по шкале «18+» и складывает одно с другим. В сумме получается 108. И тут автор понимает, что в России столько не живут… Шутливая игра оборачивается горькой действительностью, где за искрами от бойких хохм кроется неизбежность смерти.

«Один тюлень – один пельмень» – это книга, которая выгодно отличается от многих сборников как представленными в нём жанрами (здесь и проза, и поэзия, и фантастика, и лирика, и лирическая фантастика, и литературные игры, и многое другое), так и тональностью находящихся под его обложкой стихотворений и рассказов. Они легко читаются, что дома, что в пути, вскоре выветриваются из памяти, но лишь для того, чтобы в нужный момент вернуться – и дать надежду. Её в наши дни порой не хватает.

Александр РЯЗАНЦЕВ


Андрей Щербак-Жуков, «Один тюлень – один пельмень. Стихи и проза разных лет и настроений». – М. : Зебра Е, 2021. – 440 с.

3 комментария к «Самое страшное – в прошлом»

  1. Согласен с автором статьи. Писать коротко — часто заметно труднее. Знаю это по себе — «больших» рассказов почти не пишу, повесть -всего одна. А вот миниатюр и «четверостиший рифмованной прозы» набралось достаточно. Вообще иногда для выражения хватает одной фразы из нескольких слов 🙂
    Впрочем надо помнить продолжение чеховской фразы 🙂 «Краткость- сестра таланта. Но мачеха гонорара» 🙂

    1. А чем плохи большие эпические романы наподобие «Тихого Дона»? И ведь в затянутости повествования автора невозможно упрекнуть! Читаются все части книги живо, в философские лирические отступления автор не скатывается. Всё по делу у Шолохова. Мне, напротив, не очень понятно, как можно уместить жизнь человеческую в несколько страниц? Человек ведь развивается, меняются его взгляды, цели, смысл в жизни. Мне всё же ближе эпическая концепция человеческой жизни, явленная Львом Толстым. Нет, конечно, если этот человек подобен чеховскому Беликову или гоголевскому Башмачкину, достаточно, наверно, и пяти страниц для рассказа о нём будет, однако чаще жизнь человеческая представляет всё же объёмный и сложный эпос, чем короткий рассказ 🙂

  2. Ну и самому автору статьи хотел бы возразить. Человек мало читает не из-за окружающей действительности, а из-за того, что ему или лень напрягаться, или менее интересно заниматься этим в сравнении с другими занятиями. Сам я, к примеру, тоже загружен работой. Но в выходные дни, которые у меня бывают по будням, отставляю всё и читаю объёмные многотомные романы посреди дня. А всю переписку, общение, прочие дела оставляю на вечер и принимаюсь за них, когда прочту свою дневную норму. Если человеку чего-то реально хочется, время и возможность для этого он найдёт, так уж человек устроен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...