19.06.2025

Вечер памяти В.Т.Шаламова в Вологде

18 января 2025 года в Вологде, в Шаламовском доме, прошел традиционный вечер памяти классика лагерной прозы. День памяти Шаламова проводится уже более тридцати лет в доме, где писатель провел свое детство и юность. Во вступительной речи Андрей Таюшев, научный сотрудник шаламовского дома, подчёркивает важность литературного события, ставшего уже традиционным и проводимым регулярно, несмотря на крещенские морозы.         

О планах на ближайший год, посвящённых изучению творчества Шаламова, рассказала Галина Фалалеева, директор Вологодской областной картинной галереи. Вологодские проекты поддерживают память о писателе. Шаламов живёт в вологодских картинах, экспозициях, стихах, цитируемых вологжанами.

Традиционно после вступительного слова вечер памяти В. Т. Шаламова начинается с цитирования стихов о невероятной человеческой силе. Бард Владимир Сергеев исполнил песни под гитару на стихи Шаламова.

Научную сторону литературного события осветил Валерий Есипов, один из главных исследователей биографии и творчества Шаламова. Сам В.В. Есипов скромно отметил, что он не «главный», а «старший» специалист по изучению творчества.

В. В. Есипов высказал неожиданную, важную мысль об обложках изданий прозы Шаламова. По его мнению, колючки, проволоки, телогрейки и пистолет, направленный в спину, – это не то, с чем должно ассоциироваться творчество писателя. Шаламов – это не только про Колыму. Шаламов – про «богатство и многомерность личности», талант. Тьма и лагерный мрак действительно могут ассоциироваться с писателем. Но Шаламов – пример человека, выбравшегося из лагерного ада, отличившегося невероятной силой духа и творчеством. Он не должен стать объектом политических спекуляций, а издания не должны выглядеть как «ширпотреб». Есипов сформулировал мысль о необходимости появления новых научных изданий о творчестве и биографии Шаламова. Исследователь с горечью высказался о неопубликованном издании, подготовленном им совсем недавно, но не вышедшем по некоторым не зависящим от него причинам.

Издание предполагало свод откровенных воспоминаний Ирины Сиротинской, близкой подруги Шаламова. Обрадовало то, что Есипов пишет новую книгу «Шаламов против течений», посвященную его борьбе за право быть изданным.

Есипов также затронул тему отношений Шаламова и Н. Я. Мандельштам, даже представив их совместную фотографию, которая нашлась благодаря Ларисе Глэд, вдове Джона Глэда. Есипов готовит к выходу статью «Розы и тапочки» в журнале «Знамя». Заглавие выбрано неспроста: розы Шаламов дарил Н. Я. Мандельштам при встрече, а тапочки – потому что бывал у нее настолько часто, что у него появились уже свои тапочки аж сорок пятого размера. После лагеря размер ноги Шаламова вырос с сорок четвертого до сорок пятого. Каюсь, не знала этого факта, Есипов по традиции снова удивил. Сочетание роз — символа рыцарства и соответствующего отношения Шаламова к вдове Мандельштама — и тапочек, домашних, теплых, — весьма оригинально. Несмотря на теплое общение, они разорвали отношения, а Шаламов винил себя в излишней интеллектуальной увлечённости.

С интересным докладом выступил молодой исследователь творчества писателя Константин Тимашов. В докладе «Лидия Гинзбург и Варлам Шаламов: новые сведения из архивов» были освещены переписка и архивные фотографии Шаламова и Н. Я. Мандельштам, снятые Гинзбург. Тимашов представил восхищенное мнение Гинзбург о прозе Шаламова – прозе «суровой, лаконичной и очень страшной».         

Еще одна молодая исследовательница Варвара Базанова выступила с докладом «Неизвестная страница в истории родного города (политические ссыльные в Череповце конца 20-х гг. ХХ столетия)», в котором рассказала о ввозе политических ссыльных в город. Доклад информативен, но лично мне не хватило раскрытия темы в контексте вечера, а именно, не хватило самого Шаламова.

Далее Есипов сказал несколько слов о шведской исследовательнице-шаламоведе Джозефине Лунбланд-Янич, авторе диссертации «Писатель или свидетель: проблемы поздней прозы и драматургии Шаламова». Интересными, незаурядными и не поверхностными мне кажутся мысли западных исследователей Шаламова. Они правильно понимают писателя и предлагают интересные концепции, наблюдения. Есипов представил исследовательницу как молодого и перспективного ученого. Кроме Шаламова, Джозефина интересуется Достоевским и написала о нем работу. Есипов организовал онлайн-встречу вологодских слушателей с Джозефиной.

На вечере памяти были затронуты и отношения Шаламова и Пастернака, которыми первый очень дорожил. Об этом в докладе «Стихи к Пастернаку: Поэтический диалог В. Т. Шаламова и Б. Л. Пастернака» рассказала Мария Совбур, студентка ВШЭ. В докладе она объяснила, почему именно за стихи Пастернака, а не Пушкина или Маяковского Шаламов держался, как за «последнюю нить». Ответ кроется в единстве нравственного и физического мира в романе Пастернака «Доктор Живаго». Сам Шаламов признавался, что Пастернак был для него «совестью поколения, наследником Льва Толстого».

Важной информацией поделилась Ольга Ключарёва – один из ведущих исследователей творчества Шаламова. Она начала монолог, поблагодарив гостей за их присутствие и выступления в стенах шаламовского дома. Исследовательница рассказала о развитии сайта Shalamov.ru и открытии телеграм-канала. Ольга Николаевна и ее команда загрузили на Rutube большое количество лекций.

Завершило встречу в шаламовском доме выступление Ю. А. Синицыной об экспедиции «Шаламов. Северный характер» Андрея Таюшева и исследователя М. В. Головизина в Великий Устюг и Лальск. Таюшев рассказывал о биографии и творчестве писателя. Главная цель этой работы – просвещение вологжан, повествование о родовых связях Шаламова. На мой взгляд, это замечательная идея. Вологда превращается в хранилище памяти о поэте, место концентрации его творчества.         

В. В. Есипов завершил литературную встречу, процитировав посвященное Шаламову стихотворение А. Кушнера:

Когда судьба тебе свою ухмылку
Покажет или чёрную печать,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти Шаламова опять.

И пустяком покажется обида,
И ерундой вчерашняя напасть,
Ещё чуть-чуть поморщишься для вида,
Но обретёшь свою над ними власть.

И вспомнишь речку, рощу или море,
Ещё печенье в шкафчике найдёшь
И скажешь: это горе всё не горе,
И мрак в душе не мрак, и дрожь не дрожь.

Так оптимистично закончился вечер, посвященный памяти Шаламова. Вернусь к строчкам из стихотворения «Поэту», которые я привела в начале обзора:

Вот потому-то средь притворства
И растлевающего зла
И сердце все еще не черство,
И кровь моя еще тепла.

Эти строки резонируют с воодушевлением и преданностью исследователей творчества Шаламова. Они не останавливаются на развитии и просвещении тех, кто готов слушать и понимать прозу поэта. Мне, как юному шаламоведу, приятно и отрадно видеть литературные события такого характера. Они выполняют ту миссию, которую Шаламов возложил сам на себя: поведать миру о лагерном опыте, рассказать о невероятном человеческом духе и спасительной силе стихов и прозы. Спустя десятки лет после смерти Шаламова сбывается его мечта: появляется «летопись его души».

Екатерина ФИНТУШАЛЬ — любитель пофилософствовать,
поспорить, покритиковать и расхвалить.
Открытия вокруг себя и в самом себе —
вот за что люблю литературу.

Артель вольных критиков филфака МГУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...