В канун Всемирного дня фантастики терзали сомнения: единство клубной системы любителей фантастики в Кемерове иллюзорно, ведь каждый КЛФ заинтересован в окучивании только своего участка деятельности, и как быть с общим курсом? Место клубной общности – листки стендовой газеты «Кемеровский фэндом» с репортажами да воспоминаниями. Они развешаны в библиотеках города. Ещё фэнзин «Фантастика 42», он в «минимализме»… Проект «Лаборатория воображения» живёт отдельно.
Вновь говорят о регистрации общественной организации, как в Крыму при Валерии Гаевском. Но. Нужен рабочий коллектив. Одному неинтересно.
В размышлениях о грядущем встречал ВсеДеФан и человека из Донецка – переводчика, поэта, театрального и кинорежиссёра, составителя антологий, редактора журналов и альманахов Сергея Шаталова. Намеревался познакомить его с влиятельными людьми, да только те умело увильнули.
Вообще, пробивать донецкое искусство в Кемерове – неблагодарное дело.
Сергей Шаталов уловил ассоциативные связи столицы Кузбасса с Макеевкой и Горловкой: похожесть архитектуры и, наверное, ритма жизни.
День первый. 27 июня
Вихрь встреч
Праздник начался раньше даты: в приготовлениях, в звонках, в переписках, в логистике, в договорённостях, в поселениях, установке баннера и растяжки.
Старт — в Библиотеке городских историй. Поле кресел, широкий экран с афишей события. Большая благодарность заведующей библиотеки. И старшему библиотекарю: всегда рекламирует лит-выходы в свет. Да и всем-всем сотрудникам БГИ за поддержку.
Главные лица обновлённого ВсеДеФана, который родился в 2023 году с подачи Александра Хорунжего, были, есть и будут иногородние, нередко иностранные гости!
В 2025-м к нам прибыли авторы из Донецка, Новосибирска, Петербурга, кузбасских городов – Новокузнецка и Прокопьевска (на фото).

Открытие ВДФ – это награждение самых полезных в Кемеровском фэндоме людей медалью «Герой фантастического труда». Ныне высокой награды были удостоены руководители Клуба любителей фантастики «Великое кольцо» при КемГМУ Вадим Шиллер и Дмитрий Кувшинов. Вне клубной работы они участвовали в городских и областных культурных проектах, популяризирующих отечественную фантастику, являются основателями Международной научной конференции «Через тернии к звёздам», где звучат доклады и на НФ-темы, куда приглашают не только космонавтов, но и видных российских писателей-фантастов.
Вузовские клубы – особое явление, сильно распространённое в Китае. По утверждению профессионалов: в КНР каждый вуз имеет собственный клуб любителей фантастики. Хорошо бы в Кузбассе заимствовать передовой китайский опыт, чтобы и научная инфраструктура рванула вперёд с космической скоростью, питаемая мечтами о грядущем. В том «Великое кольцо» показывает отличный пример.
Но вернёмся в БГИ (библиотеку городских историй). На сцене звучит песня «Я возьму этот большой мир» из кинофильма «Москва – Кассиопея» в исполнении Дарины Черныш.
Сергей Шаталов из Донецка рад приветствовать жителей Кузбасса и всех-всех-всех. Алексей Викулин из Новосибирска говорит напутственные слова. Марина Чернова из Петербурга присоединяется к поздравлениям. Андрей Макаров желает всем хорошей фантастики!
Наступает черёд выступлению одного из основателей ролевого движения в Кемерове Андрея Рея. Он повеселил песней о «розовом танке» по мотивам блокбастера Фёдора Бондарчука о приключениях Макса К.
Фантастика – любимый труд, а кому-то развлечение. Нас новые дела зовут! Ведь «Теремке» у ВсеДеФана продолжение…
Искусство, опалённое войной
Из БГИ переместились в Парк чудес. Вдоль улицы Весенней до Набережной, а там уж прямиком в «Теремок», где вседефанов ждала Оля Шубина.
Вечер был об ушедших друзьях-товарищах по КЛФ. Ольга рассказала о близком человеке Павле Данилове, который мужественно решил пойти на СВО и перешёл в разряд «вечных героев». Память о нём сохранится и преумножится в Кемеровском фэндоме. Он мечтал увидеть напечатанной свою прозу. Желание сбылось! В третьем выпуске альманаха «Поле искусств» опубликован рассказ Павла Данилова «Быть сильным» – философское послание». Над текстом трудился Евгений Чириков, отметив, что его заинтересовала личность автора. Было дано слово и составителю издания.
Вспомнили о Владимире Каганове – запойном читателе, культурологе, философе и поэте. В наследство от него сотни книг и архив, который обнародовать.
Далее выступление поэта, переводчика, редактора журналов и альманахов, составителя антологий странного рассказа, театрального и кино-режиссёра, а сейчас и (поневоле) актёра Сергея Шаталова из Донецка. Мистерия не самая-самая, а вариант лёгкий. Участники приняли «на ура» искусство, опалённое войной. Тема универсальная: человек на грани жизни и смерти. Для спасения — лекарство в виде плацебо. Главный персонаж исцеляет, что порождает мифологизированные истории. К примеру, в Донецк приезжает итальянка. Её болезнь уходит. Каждый вечер на ВДФ С. Шаталов открывал нюансы сюжета.
После. Стихия песен, вольное общение. Сформировалась общность. Не «съезд фантастов». Хотя и о нём пророчествовал Павел Данилов. А собрание людей, которым бы хотелось того, чтобы никто не ушёл обиженным, и было всем счастье. Тут и теперь вершится история кемеровской литературы. Сочетание высокого авторского театра и фантастики оказалось гремучей смесью, взорвавшей чувства и настроения. Кто пришёл в «Теремок», получил в подарок альманах «Поле искусств». Все попробовали пирог, которым потчевала гостеприимная и отзывчивая О. Шубина.
Оле – спасибо! И всем.

День второй. 28 июня
Полдень
Полдень, век двадцать первый. Кузбасская научная библиотека им. В. Д. Фёдорова, отдел краеведения. Стартовали в 12-00, завершили в четвёртом часу. Благодарю Евгению Колмагорову – нашего библиотечного куратора за превосходную организацию.
На трибуну поднимались руководители клубов.
«Странник» прописан в Фёдоровке: исследует и популяризирует научную фантастику – об этом сообщил капитан КЛФ Николай Баховец, он семь лет, как за штурвалом. В 2023 проведён НФ-фестиваль «Портал в книгу», опирающийся на самое дорогое, – имена. Верн, Беляев, Булычев, Ефремов…
Теперь понимаю, фестивалю не хватило телемостов. Они, помимо викторин, конкурсов, декламаций, театральных представлений, лекций, стали бы вишенками на тортах для гурманов от литературы.
Клуб «Великое кольцо» располагается в КемГМУ. Само место гениально. Предмет изучения – отечественная НФ. С акцентом на космос. В активе – девять собраний, большая часть документирована на страницах «Кемеровского фэндома». Докладывал о клубе один из руководителей Дмитрий Кувшинов. Его выступление было, как обратная связь. Только вчера он и Вадим Шиллер получили медали Героев фантастического труда и сейчас – ответное слово. Понимание идеи «великого кольца» на уровне кемеровских клубов любителей фантастики, создающих свою историю, не менее громкую и значительную, чем в Крыму или Волгограде. …Подарки, теплота слов, воодушевляющий тон.
Ещё. Читательский клуб «Игра в классики», названный в честь одноимённого романа Хулио Кортасара. Проект представил Виктор Шагиахметов, отметивший, что среди обсуждаемых книг были фантастические: «Голова профессора Доуэля» Беляева, «Возвращение со звёзд» Лема, «Франкенштейн» Шелли. В планах разговор о «Скорби Сатаны» Коррели, «Пикнике на обочине» братьев Стругацких. Фантастика позволяет найти дополнительные измерения смысла, играет на интерес к литературе.
Затем последовали представления издательств. «Лаборатория воображения» издаёт одноимённый альманах, где печатается и НФ. О самых важных произведениях рассказала руководитель «ЛВ» Ксения Баховец.
Марина Чернова, гостья из Санкт-Петербурга, представила книги «Северо-Запада». В нынешнем и прошлом десятилетии издательство переключилось на выпуск редких романов из серии «Забытая классика» и не только. «С-З» активно выпускает переводы журналов фантастики, выходившие восемьдесят-сто лет назад. Это – клад собирателям НФ. Вспыхивают глаза и трепещут руки от лакомых названий: «Фантастические приключения», «Потрясающие истории» и т.д.
Новосибирский прозаик Алексей Викулин запечатлел ключевые события ВсеДеФана. Вот его впечатления от выступления Алексея Доронина из Прокопьевска:
«Алексей – отличный оратор! У меня создалось ощущение, что он живёт одновременно, или переменно в двух мирах вполне себе полноценными жизнями. В одной, он работник угольной шахты – «спец по неприятным ситуациям», отец двоих детей и муж, а в другой жизни он летописец, выживший после глобальной катастрофы, внимательно изучающий новый мир в постапокалиптическом пространстве.
Это так! Он знает все ответы на вопросы о будущем. И скажу об ораторском искусстве. Нет, он не обладает даром коучей или псевдосвященников заболтать человека до потери понимания реальности! Он настолько всё о своём мире знает, и знает все события, которые взаимосвязаны с сюжетом, что слушать его неимоверно интересно! Это случай, когда спикер говорит больше часа, и ты хочешь, чтобы он продолжал!»
В завершении блока мероприятий в Фёдоровке: дискуссия о настоящем и будущем НФ. Показалось, большинство участников склонилось к мнению, что научная фантастика в России переживает ренессанс, выражающийся в поддержке НФ-фестивалей, конкурсов и проектов со стороны государства. Хотя, в основном потоке отечественной фантастической литературы возрождение не заметно. Потребитель требует и получает чистой воды развлекуху, которая мозги отключает, а не включает.

Сказка и психотерапия
Пока идём из Фёдоровки в Библиотеку городских историй, кое-что скажу. Благодарю Анастасию Некрасову – руководителя фестиваля фантастики и фэнтези «Звёзды на полке», основателя издательства «Ирга» за поддержку ВсеДеФана. С её подачи у нас новосибирцы – Алексей Викулин, Алёна Селютина и Ася Васильева. Их могло быть больше, но время не из резины.
Отдельное спасибо – фотографу, со-организатору проекта «Читающий Понедельник», документалисту современной культурной жизни Сибири и Петербурга Сергею Верховоду. Он сопровождал событие все дни, его фотолетопись не впервой обеспечивает Всемирному Дню значимость.
Давайте в Библиотеку городских историй. Перед нами главный зал, на сцене писательница психологического фэнтези Алёна Селютина! К сожалению, книг её в библиотеках не найти, в продаже – сильно не по карману, не у кого взять почитать. Выступление шло монологом. Вот что пишет Алексей Викулин:
«Алёна – отличный спикер, интересный рассказчик. Она не рекламировала свои книги. Она исследовала темы, конфликты, поднятые в своих книгах, заново проговаривая вслух и возвращаясь к истокам в самом начале написания книги, пытаясь найти изъяны в методах исследования, ничего ли не упустила. Так о чём же она пишет? Насколько могу судить из доклада, её книги – это сказка, и фэнтези, и психотерапия. Она взяла русских сказочных персонажей (Василиса и Кощей, между прочим, женаты) и исследовала их жизнь во время Древней Руси. Весомая часть исследований основывалась на изучении картин старых художников. В них: приметы быта, традиций, кулинарии. Восхитило и развеселило, как она сравнивала образ принцессы-Лебедь с традицией подавать к застолью жареного лебедя.
Перенеся сказочных персонажей в наше время, она ломает устоявшийся патриархальный менталитет реалиями эмансипированного общества. Пришла мысль: эмансипацию мы рассматриваем давно чуть ли не как светоч, к которому надо двигаться, а тут вдруг появляется женщина из прошлого, и нет – она не хочет быть эмансипированной! Ей приходится ломать менталитет, чтобы выжить, добыть деньги! Лично понял: эмансипированное общество – агрессивная среда.
Но всё это у Алёны лишь соус к основному блюду! А само блюдо – исследование семейных конфликтов – психологический разбор. Ей интересно, как будет вести себя женщина, если воспитанием ребёнка займётся исключительно мужчина? Сможет ли он правильно воспитать? Её книги – психотерапевтические сказки для взрослых! Нетерпеливо жду, когда в конце рабочего дня окажусь не обессиленным, протяну руку к книге и перенесусь в удивительное приключение, созданное Алёной Селютиной!».
О выступлении Игоря Корниенко высказался опять же Алексей Викулин: «Игорь мне очень понравился! Редко встретишь такого позитивного, жизнерадостного человека! А когда он начинает читать свои произведения, словно сдавая норматив по скоростному чтению, активно жестикулируя – от него просто невозможно глаз оторвать… и ушей от его незабываемых историй!».
От себя добавлю: жду собрания сочинений уважаемого ИК! Прочту многочисленные тома произведений от корки до корки, чтобы написать отзыв. По факту – читаю всё, что могу найти в журналах «Сибирские огни», «Наш современник», «Дружба народов». На страницах этих изданий об Игоре не забывают, очень-очень интересно наблюдать его творческий прогресс.
Драма воспоминаний
Вновь «Теремок». Сегодня – лекция Сергея Колкова об истории Кемерова. Как тут сто лет назад планировался город-сад. Насколько проект удался? Сергей – автор книги «Суровая родина», исследователь реальных и мифологических тем столицы Кузбасса. Вырисовалась интересная картина фактов. Какой выход на фантастику? В том, что утопии не сбываются. Благими намерениями расстелилась дорога не в город-сад, а сами знаете куда. Шучу, конечно. Развивается город! Ещё найти тут интересную работу.
Вторым Алексей Викулин – щедрый хроникёр, свидетель Всемирного дня, его цитирую. Он рассказал вкратце, как в Сибири организовать счастливую жизнь. Само собой, не в исчерпывающих деталях и ходах. Подробней пообещал раскрыть тему завтра на КЛФ «Тёплый звездолёт», когда представит свою книгу «Эпоха освобождения. Фермер». Пока же АВ поделился информацией о себе. С недавнего времени живёт в Новосибирске, открывая литературную вселенную мегаполиса. Его приглашали публиковаться в китайской газете, не согласился.

Третий в программе – донецкий «человек возрождения» Сергей Шаталов. Он – режиссёр, но ввиду трагических обстоятельств сам играет в спектаклях. Многие актёры его театра погибли на войне, развязанной Украиной против Донецкой народной республики.
По впечатлению зала: артист «брал» с первой же минуты, держал в эстетическом напряжении до финала. Сильно пожалели кемеровские актёры и актрисы, что не смогли попасть на мастер-класс к театральному мэтру. В его представлении смесь мифов, сюрреализма реальности. Во многом трассирует автобиографический экспресс-поток образов, историй, смахивающих на фантастику. Тут реальность круче фантастики.
Из описания выступлений Сергея Шаталова доктора филологических наук А. А. Кораблёва (г. Донецк):
«Он – человек, которого не кусают пчелы! Эти существа почему-то считают его своим. Может, потому, как предположил один пасечник, что у Шаталова с ними схожие вибрации. Вот пчёлы и думают, что он такой же, как они. И, наверное, не ошибаются. Они же, как и он, делают общее дело: собирают суть из цветущих созданий и преображают её в мёд истины. В отличие от традиционного театра, где сценическая жизнь пульсирует в диапазоне от художественных условностей до эстетической иллюзии, Шаталов в своих мистериях осваивает другой диапазон: от жизненной реальности до сверхжизненной безусловности. Реальность в его спектакле представлена на сцене им самим, говорящим от себя и о себе, предъявляющим свои жизненные опыты как критерии истинности.
Он сам, Сергей Шаталов, выходит к зрителям, единый в нескольких ипостасях: актёр, режиссёр, герой. Он просто рассказывает истории, в которых, как и в нём самом, есть что-то не от мира сего, и рассказывает так, что зрители оказываются причастны этой неотмирности. Не слишком ли многого хочет донецкий мистагог от своих слушателей и зрителей? Много ли отыщется среди них таких, кто откликнется на зов, обращенный к ним, и последует в направлении приоткрывшихся смыслов? Название «Мистерии преображения» тавтологично, потому что мистерия – это и есть преображение. Но это усиливающая, внутренне резонирующая, театрализованная тавтология.
Нарочитая, удвоенная архаичность названия фокусирует на себе не только жанровые особенности, но и родовые установки. Прошлое не прошло, оно продолжается в настоящем, с прежними своими законами и тайнами. И всё, что было прежде, происходит и сейчас. И даже то, что происходит сейчас, на этой сцене, уже происходило когда-то в мистериях древности. Поэтому не важно, где возникают мистерии. Они возникают везде: в центрах культуры и цивилизации и в местах славы и силы, в многолюдном единении и в сосредоточенном уединении, на высотах счастья и в глубинах страдания. В них выражается главная жизнь человечества, повсеместно ощущаемая, забываемая, искажаемая, но все же осуществляемая – его духовная эволюция.
Поэтому не нужно удивляться, что в городе Донецке, посреди войны со всеми её тревогами и лишениями, выходит на сцену человек, у которого нет театра, его актеры убиты или уехали, а он всё-таки выходит, потому что, как и прежде, каждый должен делать назначенное. Он говорит обычные слова, произносит извечные изречения. Он ничему не учит, не завидует, не превозносится, не ищет своего. Он просто есть, и это главное, что может он явить своим зрителям: своё бытие».
Каждое выступление Сергея Шаталова было как стена. Не железная, а так сказать, метафизическая. Образно выражаясь: четыре стены «мистерии преображения» составили прочный дом праздничного бытия.
День третий. 29 июня
Дженга
Воскресенье стартует в областной библиотеке для молодёжи с премьеры спектакля «Дженга» по рассказу Марии Мурахтиной. Кемеровский фэндом ещё с прошлого десятилетия сотрудничает с театром Вероники Хоменко. Она как режиссёр глубоко переосмысливает ф-первоисточники. Были у нас эффектные представления, как на улице Арочная, так и на улице Дзержинского в Фёдоровке. К примеру, постановка «Сезам, откройся» по рассказу Александра Беляева. В Библиотеке городских историй на улице Весенней был показан «Незнайка в квадрате неизвестности». Правда, от самого Николая Носова осталось немного, только имена нескольких героев из оригинальных романов и частично антураж. В остальном Вероника придумала свою, как сейчас говорят «вселенную». Вообще, в репертуаре «Розового слона» (так называется проект В. Хоменко) много чудо-фантастического. Конечно, это радует!
Вот что пишет обозреватель ВсеДеФана, новосибирский прозаик Алексей Викулин:
«Спектакль соответствовал духу события, по которому мы все собрались в Кемерове, в то же время история будто бы реальная – не из будущего, а из более прозаичного «сегодня», но от этого только интереснее! Спектакль «Дженга» по одноимённому рассказу Маши Мурахтиной – самой молодой, а значит и, могу предположить, самой перспективной из нас – присутствующих на Фестивале писателей-фантастов. Сюжет словно небольшая Вселенная с двумя фокусами.
Один фокус – маленькая девочка с неизлечимой болезнью. Её мир полон красок, событий, движений и мириад интересных событий, которые она хочет опробовать, пережить, потрогать, протанцевать… Хочет, но, к сожалению, не получается – силы покидают её безвозвратно. Героиня понимает, что скоро уйдёт, но всё же продолжает смиренно и с доброй улыбкой на лице ждать финиш, пытаясь как-то насладиться последними моментами жизни – это не так просто!Другой фокус этой Вселенной – исследователь с другой планеты, изучающий вместе с другими существами человечество, скрываясь от наших глаз при помощи высокоразвитых технологий. У исследователя проблема, которая отличает его от других. Он сопереживает людям. Встретив девочку, он понимает, что наш мир, то ли в силу технологического отставания, то ли по другим причинам, не справедлив и несовершенен. По мнению инопланетянина, такой светлый и добрый человечек не должен уходить в иной мир, не прожив счастливых моментов взросления, первой любви. Помочь ей может только внеземная медицина. Однако, нарушить директиву он может лишь ценой самопожертвования.
Жизнеутверждающая и душераздирающая история! Возможно, кто-то спросит у меня: почему я назвал сюжет одной Вселенной с двумя фокусами? Ведь каждый из героев имеет свою Вселенную, свой мир, так непохожий на мир другого героя. Просто их Вселенные столкнулись в какой-то точке и образовали сверхновую и сверхкрасивую историю! Скажу так: Вселенная, которая их объединяет, единая в этой для землян и представителей иной расы – мир сочувствия, доброты и взаимопомощи даже самой высокой ценой – одинаковой для любого живого существа – ценой своей жизни!».
От себя. Хочу отметить достоверную игру профессиональных актёров – Мансура Саттарова и Антона Борискина, которые с искрящим юмором, эмоционально ярко и душевно предстали в роли высокоразвитых пришельцев так удивительно, что захотелось побольше узнать: а что это за цивилизация, с одной стороны сильно забюрократизированная и казалось бы бесчувственная, а с другой – порождающая героические натуры? Сама Вероника была «в ударе», она была в роли мамы девочки, которую вылечил инопланетный гость. За что и получил суровое наказание.
Понравилось, как играла Таню девочка – Екатерина Беззубенко, ученица школы № 45, где я до недавнего времени работал. Она вжилась в роль, вызвав огромное сочувствие, а после успешного лечения – радость сопереживания. Хорошо сыграла Елена Скворцова – добросовестного врача. Даже самому хотелось быть пациентом именно такого доктора: сочувствующего, вежливого, уважительного, совестливого.
В целом, спектакль произвёл впечатление. Не исключаю, что сам Станиславский сказал бы «верю», когда б увидел игру Вероники и её коллег. Конечно, в техническом отношении: визуального ряда на экране, определённых спецэффектов, характеризующих возможности «продвинутых» инопланетян, точности музыкальных решений — для спектакля есть возможности роста. Главное – сыгранность.

Дорогие друзья!
Всемирный День Фантастики продолжился в уютном Литературном зале молодёжной библиотеки, в локации Библиотеки городских историй. Однако, об этом расскажу в специализированной ВК-группе, а для «Литературной России» достаточно материала.
То, что не вместилось, будет опубликовано и в стендовой газете «Кемеровский фэндом». Хочется отметить, что праздник расширяется, развивается и охватывает всё больше пространства и людей.
А насчёт времени. Может быть, не в 2026, а в 2027 мы проведём неделю фантастики под маркой ВДФ. Пока же готовится годовой фестиваль «Магия времён».
Если всё будет нормально, то раз в сезон жители Кемерова и всего Кузбасса станут причастны к лучшим творениям фэнтези, имеющим социальную и философскую подоплёку.
За добрую фантастику!
Александр МУХАРЕВ, специально для «Литературной России»