НАСТОЯЩИМ ПОЭТАМ ЧИТАТЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
Недавно филологи открыли, что на свете бывают посредственные поэты, которые всё делают наоборот. Им дают полезный совет: «Пишите грамотно» — они берут и расшатывают грамматику. Им говорят: «Соблюдайте рифму» — они тут же начинают писать цветные стихи. Филологи придумали, что таким поэтам нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот, и получится как раз правильно.
ЭТА СТАТЬЯ — ДЛЯ ПОСРЕДСТВЕННЫХ ПОЭТОВ.
Поэзия — вовсе не магия, не дар и не божественный огонь, как некоторые ошибочно утверждают. Поэзия не требует мастерства, таланта и способности видеть мир под особым углом. Нет уж, давайте называть вещи своими именами: это всего-навсего ремесло, сугубо техническое, освоить которое проще простого. Вот вам основанное на творчестве «образца современной женской поэзии» Шахназ Сайн, небольшое руководство, следуя которому вы научитесь делать отличные стихи сомнительного качества.
Никогда не задумывайтесь над темой. Начинайте с абсолютно банальной идеи, с самого банального штампа и развивайте его в сторону ещё большей предсказуемости! Если у вас получилось необычно посмотреть на необычные вещи, если у вас получилось что-то оригинальное, не умничайте. Не мучайте себя и читателя поиском глубоких философских смыслов.
Выбирайте самые затёртые мотивы и смело сыпьте клише. Зачем напрягаться, если есть универсальная тема — любовь, лучше всего несчастная? Чтобы добавить драмы, сделайте своего лирического героя отвергнутым и страдающим. Нарисуйте картину полной безнадёжности и тоски. Добавьте как можно больше терзаний. Чтоб душевные порывы были услышаны, стоит повторить много раз, как вам плохо. Ваша главная задача — выжать максимум эмоций из ситуации брошенности.
Жизнь – это больше чем просто «начало», Жизнь – это череда страданий и любви. Когда нутро моё от боли кричало, Я сумела через это пройти. Ты обнимаешь другого, А мысли со мной Ты идешь против чувств своих. Я делаю шаг И срываюсь за тобой, Как обезумевший от потери Псих. Я больше не играю в милосердие. Ранивших меня Я не прощаю. – Боже мой, какой он красивый, – была моя первая мысль. – Упаси Боже от таких, – была последней.
Используйте как можно больше сомнительных образов и сравнений одновременно. Идеально подойдет метафора с ножом в спине. Вставляйте ее так много, чтоб в какой-то момент читатель почувствовал боль в спине.
Сыплются невзгоды – Она мило хохочет. Летят в нее ножи – А она их точит. Спасибо за все, что я пережила. Спасибо за грусть, За отчаяние, За нож в спину. Маленькая девочка немного подросла И больше не наступает На мину.
Помните, что большой нож в руке поэта заметно добавляет восхищений к его творчеству.
Не то чтобы я ищу в людях лишь плохое, Но когда каждый раз достаешь из спины кинжал, Ты учишься держать его в руках.
Еще хорошо сравнивать любовь с войной, а лирическую героиню с воином в сверкающих доспехах. Держитесь за один и тот же образ и пронесите его с собой через все работы.
Сегодня я хочу побыть одна И, сняв доспехи, Не бояться поражений. Какой бы сильной Ни казалась и ни была, Женщина во мне Устает от сражений. Во мне сердце воина, хоть я и женщина. И это моя ноша. Любить женщину – значит любить в ней И воина, И миротворца. Сегодня я не воин, Сегодня я без доспехов. Сегодня я женщина в платье, Ждущая надежного плеча. Я та самая, Что приласкает зверя, Чтоб он не рычал.
Добавьте классического пейзажного уныния: дождь льёт, небо покрыто свинцовыми облаками, листья медленно кружатся в танце отчаяния. Чем хуже погода, тем сильнее страдания. Помните классическую формулу: «на улице rain, на душе pain». Идеальные варианты начала:
«Буря закончилась, сердце приутихло
«холодно…
И я ведь не о погоде»
«я бегу от холода,
А холод внутри меня»
«я промёрз на холоде, мое сердце не светит».
Игнорируйте ритм и размер. Стихотворение от этого не развалится. Пусть каждая строка имеет разное количество слогов и ударений. Берите пару рифмованных строчек (по возможности) и раскладывайте их ровненько столбиком (по желанию). Если рифма кажется хорошей, немедленно заменяйте её. Вообще не стоит баловать читателя частыми рифмами. Конечно, можно добавить давно проверенные временем созвучия вроде «кровь — любовь», но лучше бессвязно соединяйте строчки и гордо называйте это белым стихом.
Так много слов и так мало сути, Так много масок, лжи, мути. Так много блеска, так мало чести, Так много зависти и лести. Спасибо каждому дню За громкие угрозы Я оставила многих позади А с ними все неврозы Я больше не проживаю Никакую ситуацию. Я не держу зла, мой друг. Я держу дистанцию.
Избегайте ясности мысли. Пусть читатель ломает голову над каждым словом вашего произведения. Хороший поэт тот, кого невозможно понять ни с первого, ни со второго, да и не с третьего раза.
Ты же девочка умная, Все понимаешь. Не тянись к одичавшим. Одичаешь.
Хорошее стихотворение — это стихотворение, читая которое, ты чувствуешь, как понижается уровень твоего интеллекта.
Не люблю, когда кричат о дружбе. По факту, человек или срывается к вам в три часа ночи, Зная, что вы в беде, Или пишет «ну ты держись там» и ложится спать.
Пусть читатель ломает голову над вашим творческим замыслом, особенно прекрасно, если замысла у вас никакого нет. Кто сказал, что читателю должно быть хорошо? Пусть мучается, находится в страхе и сторожит спину от ударов ножа.
– что ты сделала с моим каменным сердцем? – о чем ты? – цветет
Завершите стихотворение открытым финалом, вынуждая читателя гадать и бояться возможного продолжения. Также можно заканчивать стихотворение вопросом. Это создаст ощущение глубины мысли. Читатель задумается, но вряд ли найдёт ответ.
Не приклоняйся. Ни перед кем. Люди равны. Никто тебя не выше. Береги себя, девочка. Ты меня слышишь? Я каждый раз винила себя в том, что не соответствую кому-то. Но разве кто-то соответствовал мне?
Почувствовав вдохновение, быстро выплесните его на бумагу и после никогда не перечитывайте свое произведение, особенно перед публикацией. Любые огрехи звучания придадут вашему творчеству уникальность!
Также ни в коем случае не читайте стихи классиков! Это собьет вас с ложного пути. Вы рискуете стать грамотнее, расширить словарный запас, глубже и тоньше чувствовать слово. А оно вам надо?
Никогда не кори себя за ошибки, Не мучай ты мыслями Себя по ночам. Этот мир светлей От твоей улыбки. Поговорим с тобой По душам?
Каждое стихотворение печатайте на отдельной странице, даже если оно состоит из двух строк, особенно если оно состоит из двух строк. Так постоянные десять секунд листания у читателя будут сопровождаться чувством глубокого удовлетворения от большого количества прочитанного материала. Чем больше пустого пространства, тем лучше. Пустые страницы можно использовать как блокнот для заметок и рисунков, что продлит жизнь книги и сделает ее хоть немного полезной.
– как твое сердце? – повзрослело. Что сильней любви? Уверенность Они учат меня правильно жить, Когда сами живут неправильно. Внешность – всего лишь внешность. Падали и поднимались. Падали и смеялись. P.S. Не сдавались
Последний, самый важный совет: никогда не слушайте критику. Критики созданы специально, чтобы мешать молодым талантам раскрываться. Главное правило: игнорируйте мнение опытного эксперта, особенно если он намекает на недостатки вашего творчества.
Я знаю, как «правильно», но поступаю так, как считаю нужным. Это называется «моя Жизнь».
Лятифа НАГИЕВА, Артель вольных критиков филфака МГУ
Иллюстрация: Уильям Оксер, «Размышление»