01.03.2024

Тайны Дворянского гнезда

Малая родина дорога каждому человеку, поскольку это место, где он родился и вырос, постиг первые истины, это место, с которым связаны победы и удачи, поражения и провалы. И какой-то неведомой частью себя ты любишь практически всё, что окружало тебя в то время. Признаюсь, мне как филологу очень приятно говорить, что я родом из Орла.  Совсем недавно этот небольшой город закрепил за собой звание литературной столицы России.  

Журналист и публицист Василий Песков сказал: «Любой угол Земли может подарить миру способного человека. И всё-таки есть места, загадочно богатые знаменитыми земляками. И в этом смысле Орловская земля выходит едва ли не на 1-е место». Орёл по праву считается литературным гнездом России, ведь он подарил миру И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Апухтина, Л.Н. Андреева, Б.К. Зайцева, М.М. Пришвина и многих других известных людей. Но всё это имена всероссийского и даже мирового уровня прошлых столетий. В наши дни Орловщина не может похвалиться именно известными и тиражируемыми писателями, но это не значит, что она лишена талантливых художников слова. И в настоящее время в Орле живут и творят яркие и самобытные авторы, о творчестве одного из них пойдёт речь в этой статье.

Летом 2021 года в издательстве «Орлик» вышла дебютная книга Ирины Самариной — повесть «Каникулы в прошлое». Самарина Ирина Владимировна – научный сотрудник Музея писателей-орловцев. В 1998 году окончила факультет журналистики Воронежского государственного университета, а в 2002 году – аспирантуру. Является членом Союза журналистов России. Её многочисленные публицистические работы посвящены истории родного края, именам выдающихся орловцев. На страницах газет Самарина освещает культурную жизнь города и деятельность музеев. Как можно заметить, автор дружен со словом давно, и вот спустя 20 лет журналистской деятельности Самарина решает написать художественное произведение.

«Каникулы в прошлое» – это увлекательная история о путешествии подростков по историческим местами эпохам города Орла. Но не спешите на этом моменте отложить данную статью с мыслью: «Может жителям этого города и будет интересно прочитать о его истории, но остальным это ни к чему», – поскольку одной из ключевых проблем произведения является вопрос о сохранении памятников культурного наследия: сквера Дворянское гнездо и дома, в котором жила девушка, ставшая прототипом Лизы Калитиной. За этим зданием жители Орла закрепили название «Дом Лизы», и именно он станет для подростков «порталом» во времени. И я уверена, что любителям творчества И.С. Тургенева эта книга непременно придётся по душе. Интересна она будет и тем, кто увлекается историей, поскольку в повести отражены общие тенденции различных эпох на примере небольшого провинциального города. И, наконец, это произведение будет интересно тем, кто любит фэнтези, ведь вы сможете увидеть, каким образом автор реализует излюбленный и довольно популярный приём путешествия во времени.

Несколько летних дней из жизни четырёх старшеклассников могли бы и не потребовать к себе столь пристального внимания, если бы, во-первых, центральным местом действия не являлось, как уже упоминалось ранее, многострадальное Дворянское гнездо, а во-вторых, если бы мы не получили возможность совершить мини-экскурсии в разные исторические эпохи. Но всё это в повести есть, да ещё и наряду с динамичным сюжетом, вечными вопросами, оптимистичным финалом и неназойливым чувством юмора.

Четыре главных героя – два мальчика и две девочки – остаются в Орле на каникулы и грустят о том, что лето пройдёт скучно и обыденно. Гаджеты отнюдь не спасают подростков от тоски в родном городе, а фото и сторис почему-то не наполняют жизнь смыслом, поэтому Ваня сетует: «…мы живём в будущем, о котором писали фантасты. Вот оно наступило, здрасьте! Технический прогресс, цифровые технологии… Но ничего же не происходит! Ничегошеньки!»

И это перед нами ещё рефлексирующие герои, в 15 лет думающие о своем будущем, определяющиеся с вузами, много знающие, а не вневременные митрофанушки. Тем не менее, даже им без какого-то полезного дела живется буднично-тоскливо – и в этом суть проблем современных подростков. Но в их жизнь врываются невероятные события, делающие этот период по-настоящему особенным. На мой взгляд, очень удачно подобрана компания главных героев: их гендерное различие, разность характеров и поведения позволяют читателю выбрать любимого персонажа, похожего на себя.

Ситуация в корне меняется после встречи ребят с краеведом Ольгой Николаевной. Таинственный дом Лизы Калитиной оказывается коридором во времени. Автор вовсе не случайно обращает внимание на данный объект культурного наследия, поскольку в настоящее время он находится в плачевном состоянии.

Персонажи книги не просто узнают сухие факты об истории города и страны, они становятся непосредственными участниками важных социально-политических событий, произошедших десятки, а то и сотни лет назад. Читатели вслед за героями совершат пять мини-экскурсий в разные, но по-своему напряжённые эпохи из жизни города и смогут оценить их поведение в экстремальных ситуациях, узнают массу интересной краеведческой информации. Вообще книга радует быстрой сменой планов, тематической сбалансированностью, удачным сплетением поучительных и развлекательных материалов.

Вместе с героями читатель узнаёт и о первых насельниках орловской крепости, и о визите Пушкина в Малоархангельск, где его приняли за ревизора, что и стало основой миражной интригой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», и о судьбе Введенского монастыря, и о появлении в Орле пожарной части в 1888 году. Не хочется раскрывать все карты, поэтому отмечу лишь несколько фактов, которые могут заинтересовать будущих читателей: в повести переплетается прошлое и настоящее через взаимодействие исторических личностей с представителями современности. Так, мальчишки испытают на себе тяжелый труд бурлаков, герои встретятся с Екатериной II и с самим И.С. Тургеневым, а на улицах современного Орла появятся опричники. Всё это становится возможным благодаря волшебному коридору в Доме Лизы, секрет о котором хранит Ольга Николаевна. И чтобы подтолкнуть вас к прочтению данного произведения, я, в свою очередь, сохраню секрет о том, как именно ребята вместе со своим проводником совершают путешествия во времени.

Несмотря на небольшой объём, произведение охватывает огромный исторический период: от татаро-монгольского нашествия до Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Книга учит. Учит помнить прошлое, дорожить им, делать выводы на основе опыта предков, не забывать, что нашей спокойной и свободной жизнью мы обязаны героическим подвигам отцов. Неслучайно глава, повествующая о встрече подростков с участником Великой Отечественной войны, называется «Дети понимают, что обязаны быть счастливыми».

В произведении поднимаются и животрепещущие вопросы сохранения культурных памятников. Но если в книге наступает полный «хэппи энд», то в жизни, к сожалению, такого не случается. Я думаю, что «волшебным» финалом автор хотела подарить надежду всем неравнодушным читателям, беспокоящимся о сохранении исторических ценностей города.

Отдельно хочется отметь то, как мастерски автор меняет стиль повествования по ходу развития событий. В гостиной, где проходит чаепитие детей с Пушкиным, даётся детальное описание практически всех окружающих предметов: «Крутые, до блеска начищенные бока бульотки были украшены гравировкой, а носик и ручка имели такие красивые изгибы, что по ним так и хотелось провести пальцем». Безусловно, описание ориентировано на подростковое восприятие, отсюда в нём и присутствуют подробности, связанные с желанием потрогать старинный чайник. При этом главы, посвящённые Великой Отечественной войне, выглядят как сводка новостей: «3 октября 1942 года исполнился ровно год с того дня, когда немцы взяли Орёл. <…> Немецкое командование решило пышно отметить эту дату: на 3 октября был намечен праздничный вечер и банкет в городском театре». Кроме того, произведение в целом обладает некой стилистической пестротой: рассказы Ольги Николаевны похожи на вырезки из энциклопедии, а подростки между собой общаются неформально, используя сленг и разговорные речевые обороты.

Для маленьких читателей это произведение окажется необыкновенной находкой, своеобразным учебником по истории, а для взрослых читателей – проводником в прошлое не только из-за исторических компонентов повествования, но и из-за возможности бросить ретроспективный взгляд на свою юность и вспомнить, как проходили их летние каникулы. А вообще я бы определила эту книгу как «семейная». Совместное чтение родителей с детьми младшего школьного возраста доставит удовольствие обоим поколениям. Не стоит ориентироваться на то, что это книга о подростках и для подростков. Как говорил Клайв Стейплз Льюис, однажды мы станем такими взрослыми, что снова начнём читать сказки. Так почему бы нам не читать и такие познавательные истории?

Оксана КОРНЕЕВА, Артель вольных критиков МГУ


Самарина И.В. Каникулы в прошлое. Орёл: Орлик, 2021.

Оксана Корнеева родилась в Орле. Окончила бакалавриат института филологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» по специальности «Педагогическое образование с двумя профилями: русский язык и литература» в 2022 году. В настоящее время учится в магистратуре филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова на кафедре истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...