В творчестве известнейшего поэта и уроженца тульской земли Василия Андреевича Жуковского литература и экология удивительно соединились. Именно общение с тульской природой помогло ему преодолеть кризис в своей жизни и продолжить создавать замечательные стихотворения.
29 января (по старому стилю, по новому — 9 февраля) 1783 года в селе Мишенское Белевского уезда Тульской губернии родился великий русский поэт Василий Андреевич Жуковский. Его отец — местный барин Афанасий Иванович Бунин, а мать — плененная на войне и привезенная одним из солдат (крепостных Бунина) в здешние края турчанка Сальха. А здесь проживавший «из милости» бедный дворянин Андрей Григорьевич Жуковский формально усыновил сына Афанасия Бунина и Сальхи…
В.А. Жуковский получал образование в 1790–1794 годах в тульском частном пансионе Х.Ф. Роде и Главном народном училище Тулы, а в 1797–1800 годах — в Московском университетском благородном пансионе. В 1801–1802 годах он служил в Главной Соляной конторе в Москве, но потом вернулся в родное Мишенское и полностью отдался писательскому творчеству, в особенности — поэтическому и переводческому.
Еще в 1797 году родная тетка подарила Жуковскому старый дом в городе Белеве, в прекрасном живописном месте на берегу Оки. Но мысль перестроить его возникает у Василия Андреевича уже в зрелом возрасте, в 1804 году, и окончательно реализовывается к декабрю 1805 года, когда он переезжает в свой новый дом с прекрасными видами из окон кабинета, устроенного по его усмотрению.
Но то ли многочисленные гости и родственники, съезжающиеся на затянувшееся новоселье, то ли смена привычного места жительства, то ли некоторая неустроенность личной жизни способствовали тому, что в первой половине 1806 года у В.А. Жуковского случился, как сказали бы сейчас, творческий кризис. Он начинал одно произведение за другим, но до конца не завершал, даже не мог делать традиционные для него литературные переводы стихотворений с других языков.
Все изменилось в самом конце мая того же года. Об этом есть сведения у литературоведа Виктора Васильевича Афанасьева (впоследствии — монаха Лазаря) в биографической книге «Жуковский», вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей».
…В то время Василий Андреевич часто спускался к Оке по крутому берегу — на склоне была его любимая площадка между вишенными деревцами. Здесь он любил читать, сидя на траве. Невдалеке, выбегая из глубокого оврага, отделяющего древнюю крепость от Спасо-Преображенского монастыря, шумела речка Белевка, воды которой спешили в Оку. Вечером на куполах монастыря пылало закатное солнце. В ивняке у воды гремели соловьи. Здесь, под успокоительное журчание речных струй, вдохновение ожило. Так начал он писать элегию «Вечер», одно из самых прекрасных произведений своей юности.
В.В. Афанасьев так пишет об этом: «Фантазия» вернулась! Проснулся «творящий гений» и стал подсказывать Жуковскому строки, где музыка и слово слились воедино… Около двух месяцев занимался он элегией…» Вот характерный отрывок из этого произведения:
… Как солнца за горой пленителен закат, — Когда поля в тени, а рощи отдаленны И в зеркале воды колеблющийся град Багряным блеском озаренны… Уж вечер… Облаков померкли края, Последний луч на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает. Все тихо: рощи спят; в окрестностях покой; Простершись на траву под ивой наклоненной, Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой, Поток, кустами осененный…
Чудодейственное воздействие летних пейзажей Белева — всего лишь эпизод из чрезвычайно насыщенной творческой жизни Василия Андреевича Жуковского, создателя поэтической системы языка, ритмов и образов, на основе которой выросла поэзия Пушкина и многих других русских поэтов XIX — начала XX века. Но именно приокская природа вернула его к творчеству, а началом тому послужила элегия «Вечер».
Тульский писатель В.Н. Шавырин в очерке «Завещание Жуковского» из книги «Муравский шлях» считает: «Что из того, что Жуковский родился зимой! Ведь он «летний» поэт. … среди времен года в стихах Жуковского преобладает лето… его пейзажи белевских окрестностей – тоже летние, часто вечерние и спокойные…»
Летом проводятся традиционные ежегодные праздники Жуковского на его родине в Мишенском. И каждый гость Белева может полюбоваться тем, как дремлет на закате над речной поймой древний город с маковками колоколен и куполами монастырей — то, что вдохновляло великого поэта.
Дмитрий ОВЧИННИКОВ,
кандидат педагогических наук,
доцент Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого
Генетику народа следует улучшать, а не ухудшать. В свинофермах и то следят за качеством расплода. Так неужели скотина этого достойна, а человек нет? Вот таких как Жуковский и Пушкин нужно собирать в страну. А не сгребать тех кто лишь на корточках сидеть способен, как стая ворон, и плевать семечками на асфальт. Сдал экзамен на эрудицию и знания + здоров + признаешь, уважаешь и желаешь впитывать местную культуру = милости просим. Но если игнорируешь местное население втюхивая свои обычаи, то чемодан + вокзал + штам не въездного = езжай домой. Причем если бы те кто называет себя интеллигенцией спрашивали у своего народа что ему нравится а что нет — давно бы появились и песни и стихи на эту тему. Берите пример с Австралии! Там очень грамотно построена система — поработал и хорошо. А если захотел остаться — «ты кто такой… давай до свидания». И не дай Б-г жалобы на тебя будут во время работы. Сразу долой навсегда. Вот это и есть любовь к родине и своему народу. Те кто ездили по разным странам знают, что там надо носить и дурацкие шапочки и платочки. И с правильной ноги заходить и нужную руку подавать — потому что нельзя обидеть местных неуважением. Только в России можно приехать и плевать на местное население и начинать резать баранов в чужом дворе ссылаясь на свои заморские обычаи. Свои обычаи вези домой дружок! А тут ты в гостях и ходи по стеночке. Интеллигенции пора прекращать быть «всембратской», пора быть русской. Во всех странах мира интеллигенция бережет свой народ, а не пришлый. Берите хотя бы пример с Израиля.
Современным русским поэтам хоть дари дом на берегу реки — хоть не дари, результат один: плохо владеют родным языком, пишут какие-то обрубленные вирши и не поднимаются до сложных вершин стихосложения.
Но бывает так, что поэт просыпается в русском человеке даже за рубежами несчастной Отчизны.
Пример перед вами — талантливый поэт, продвижением творчества которого я здесь и занимаюсь, несмотря на яростное сопротивление кое-кого. И да, автор тот же. И это мой сын.
ПТИЦЫ
Тает вечер, осень тает…
Над ложбиной низкою
Улетает в небо стая
Буквой V английскою.
Их пугает злая вьюга
И дожди кислотные.
Вот и мчатся птицы к югу
Стаей перелетною.
Под крылами речка вьётся,
Огибает рощицу.
Кто-то, может, не вернётся,
Может, не захочется…
Может, сам туманом станет,
Растворится дымкою.
На земле чужой растает
Ночью — невидимкою.
Кто надумал возвращаться
На свою неблизкую,
Будет в стаю собираться
Буквой V английскою…
2017
Великолепные стихи.
В союз писателей нам выбирать народом… давно пора…
Спасибо, Марк!
Вдохновить поэта может что угодно. На то он и поцелованный в лоб Богом.
ОКНО
Вот за окном собака лохматая прошла,
Когда-то у меня такая же была.
Прокралась вдруг из памяти, как старое кино.
Собаки той в живых уж нет, а я смотрю в окно.
Вот мать ведёт мальчишку — ревёт, как крокодил,
Когда-то мой сынишка такой же шустрый был.
Мне слушать его вопли и грустно, и смешно,
Сынок давно уехал, а я гляжу в окно.
Вот парень перед девушкой гарцует, как марал.
Каких- то тридцать лет назад и я так гарцевал.
Но как я ни старался, не вышло все равно.
Тогда бы я женился — сейчас смотрю в окно.
Куда ушли все силы? Ума не приложу.
A все, что в жизни было, я снова нахожу.
Xoть жизнь зовёт и манит, но то-то и оно —
Смотреть все больше тянет в дурацкое окно…
2021
Забыла написать —предыдущий поэт тот же. Да вы уже и поняли.