03.12.2024

Квартиру Ивана Ефремова разоряют прямо сейчас

Периодически в агрегаторах новостей под рубрикой «Москва» красуются сообщения о юбилеях библиотек (к юбилеям обновлённых), об открытии чего-нибудь новенького Собяниным, непременно лично… Всё так чинно, гармонично, обо всём-то успели позаботиться. Тем временем квартира всемирно известного советского писателя-фантаста переживает нечто, вроде нашествия варваров, и ей грозит полное опустошение, но «город» (как обычно называют городскую власть) не имеет об этом ни малейшего понятия и воспрепятствовать этому не пытается.

Собственно, и я бы об этом не узнал — но благодаря узкому писательскому кругу, оповещён. Квартира, конечно, не городская собственность, а частная (несомненно, приватизированная), однако если учесть всё же, какой значимости Гражданин СССР в ней жил — можно и пересмотреть лояльность законам ельцинских времён! В таких случаях актуальнее гриф «достояние республики». Тем более, что вопрос, несомненно, решаем финансовым путём — о чём далее…

Итак, речь идёт о квартире, в которой 5 октября 1972 года писателя не стало, он умер от сердечного приступа и был кремирован на второй день после констатации смерти, такова была его воля (а Ефремов уж точно не страдал «традиционными ценностями»). Располагается квартира, так и не ставшая почему-то музеем, в академическом, университетском районе столицы, неподалёку от «золотых мозгов», как прозвали новое здание АН СССР (затем — РАН) ещё в 1990-х. Адрес её — Москва, улица Губкина, дом 4.

Краткая биографическая справка. 

Родился в Вырице, под Ленинградом, в 1907 году, в богатой семье лесопромышленника. Семью потерял ребёнком. Фактически сирота, сын полка, Иван Ефремов подростком в рядах Красной армии прошёл Гражданскую войну. Был контужен, работал шофёром и моряком (имел диплом штурмана каботажного плавания). После знакомства с профессором биологии Сушкиным, Иван был взят препаратором в Музей палеонтологии Академии наук. Дальнейшее широко известно: 37 лет проработал в Институте палеонтологии АН СССР.

Квартира на улице Губкина скромная, двухкомнатная. В ней писатель счастливо и творчески плодотворно жил с Таисией Юхневской (которой посвящён последний, исторический роман писателя «Таис Афинская»), второй и последней женой (они оформили брак после кончины в 59 лет его первой жены, Елены Доментьевны Конжуковой, палеонтолога, коллеги Ефремова по Институту палеонтологии). От брака с Еленой Конжуковой — единственный сын Ефремова, Алан, геолог, работал в Гидропроекте. Брак с Юхневской был бездетным.

По завещанию, после смерти вдовы писателя, квартира перешла племяннице Юхневской, Серафиме. Она, хоть прямого родства с писателем не имеет, проявила поначалу большой посмертный интерес к его личной жизни, получив доступ к архиву писателя.

Серафима Юхневская издаёт совсем недавно, в феврале 2022 года книгу «Мои женщины» с иллюстрациями-автографами Ефремова — рукописи которой, однако, никто никогда не видал, и многие литературоведы усомнились в подлинности текста. Но тема модная, и, изданная частным порядком, но стилизованная под собрание сочинений, «последняя книга Ефремова» пользуется популярностью… Отчасти в ней обнаруживаются отзвуки «Таис Афинской» — в плане античного отношения к телесной красоте. Однако о ней мы обязательно поговорим отдельно — это долгий и обстоятельный разговор, нынче тема экстренная, срочная.

Возникает первый, закономерный вопрос: если унаследовавшая не только жилплощадь, но и самое в ней ценное — обстановку, оригинальное расположение предметов, личных вещей писателя, Серафима так ценит творчество и женщин Ефремова, отчего же сейчас она эту обстановку, — как выразилась сама, — хочет вышвырнуть из квартиры на конюшни?

Просматриваем ли мы логику здесь если не дальней родственницы, дорожащей родством, то хотя бы издательницы «последней книги писателя»?

Отчего после публикации 14 историй о 14 женщинах писателя издательнице (под своим именем — без ложной скромности!) захотелось уничтожить по факту ставшую уже в 1972-м музеем (правда, доступным лишь вдове и её доверенным лицам) квартиру Ивана Ефремова в её дорогом Истории, Литературе и москвичам виде?! Это второй вопрос (в комментариях можно задавать и дальнейшие).

Товарищ рыцарь, умоляю, не подпускай к печатной машинке писателя всю эту контру!

Ну, переживающие многие период безденежья москвичи, наверное, могли бы понять такое экстренное решение — если бы Серафима была бедной гражданкой, и квартира требовалась бы ей как рантье, только в качестве способа заработать на ней рубли… Однако издательница (за свой, конечно, счёт) книги «Мои женщины» имеет годовой доход (данные из открытого источника) за 2023 год 62 млн рублей, и 51 млн за 2022 год, соответственно. Это сколько ж квартир-музеев можно сделать?

Как вы, дорогие читатели и москвичи, догадываетесь, доход этот с книгой не связан: Юхневская полноценная буржуйка, она гендиректор ООО КСК «Белая лошадь» в Котельниках. При таких доходах (если верить официальным данным, президент РФ беднее её в годовых масштабах аж в девять примерно раз — у него лишь 7 миллионов в год набегает) — откуда же столь настойчивое желание опустошить квартиру Ефремова?

Объяснение, увы, напрашивается мрачноватое: Юхневской после публикации «Моих женщин» как раз невыгодно наличие где-либо сохранных, собранных в одном месте архивов, связанных с творчеством писателя. Рукописи, рисунки — всё это должно сгинуть. Впрочем, музей, созданный на малой родине писателя-коммуниста в Вырице, она вряд ли могла бы так же почистить — но в пределах частной собственности кто же воспрепятствует?

«Моё!», «Как хочу — так и ворочу!»

Однако вновь задаю вопрос — может ли личная обстановка, вещи, рукописи, библиотека Ивана Ефремова иметь даже в нынешние дико-капиталистические, убойно-военные времена (которые, как буржуи уверены, «всё спишут») столь уязвимый статус? Может ли она принадлежать только «душеприказчице его творчества»? Я вот, как советский патриот и коммунист, — заявляю категорическое своё НЕТ!

На этой печатной машинке напечатаны последние романы советского писателя

Тут ещё, конечно, злейшая ирония социального регресса: не просто какая-то дальняя родственница, но владелица конюшен, то есть устроительница конных развлечений для нынешней паразитарной знати (это сверхдорогое вообще дело-то: содержание одной лошадки в месяц только в плане питания и ухода 30-40 тысяч рублей), решает судьбу квартиры-музея, творческого пространства писателя-коммуниста, чьи слова о формационном будущем не одного ему и нам родного СССР, но всей планеты — широко известны:

«Мир раздираем великим множеством великих и малых противоречий, решение которых не под силу человеку, некоммунистически воспитанному… Если человечество не поймет этого и не станет бесповоротно на путь создания высшего коммунистического общества, не сумеет решительно перевоспитать себя — тогда оно будет ввергнуто в такие пучины голода и истребления, о которых мир еще не слыхивал… Для меня вопрос стоит так: либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо не будет никого, а будут песок и пыль на мертвой планете.»

«Лезвие бритвы»

Прямо как про тот 2022-й год писал, когда Серафима издала «его женщин». Но разрушение, разорение не ими созданного — не только военщины ныне занятие, но и тех, кто книги Ефремова издаёт, — вот в чём загадка времени, вот какой нынче zeitgeist!..

И вот к давно ставшему вместе со всеми своими скромными интерьерами и вещицами — достоянием прогрессивного человечества, к Писателю с самой большой буквы, — приходит на правах потомства, сметающего лестницу в коммунизм, некая седьмая вода на киселе, и простым решением опустошить его квартиру — отвечает на все его красивейшие построения, его мудрую агитацию искусством, высоким художественным словом за коммунизм. «Симметрично» это исторически? Достойно?!

С 1946 года как палеонтолог Ефремов работал в Монголии — отсюда и блюдо

Мне кажется, книга о женщинах Ефремова тут сыграла какую-то важную разочаровывающую, обесценивающую всё это наследство роль для невольной и неблагодарной наследницы того, что должно принадлежать не просто там городу Москве и москвичам или России, но всей планете и умеющим на ней читать! И не только по-русски, поскольку книги Ефремова давно переведены на все почти языки планеты…

Что ответит на это «город»? Может, кому-то из мэрии пора в Котельниках прокатиться на лошадках «К яру», как это называлось в те времена, к которым, увы, стремительно возвращается российский осколок СССР — «Россия, которую НЕ МЫ потеряли», а господа?.. Может, по-своему, по-элитному — удастся по принципу «бабло побеждает зло» как-то вопрос с богатой наследницей решить, и интерьеры музейной по сути квартиры — не свозить на конюшни, не ссылать в провинциальный музей космонавтики в город Гагарин? В конце концов, имея такие средства — что мешает из меценатских соображений открыть частный музей?

Надежд тут на власти у меня лично нет — но как исторический оптимист, я, конечно, раздаю советы, звоню в колокола… Мы и сами сидим без редакции, по домам, однако нам до таких отвратительных событий — всегда есть дело. И знаем мы, помним, пишем неустанно, какая судьба постигла кабинет Луначарского и квартиру Маяковского на Лубянке — который, слава КПСС, имел государственный, а не частно-квартирный музей, — но и его умудрился дружбан и креатура Абрамовича в правительстве Собянина, Сергей Капков разорить, разобрать и раскидать так, что теперь и собрать никто не пытается (остался один виртуальный музей, так и называется — позорище)…

Увы, не видна нисколько роль в этой позорной истории прямой наследницы Ефремова, Дарии Алановны. Она православный художник и мастер росписи по сырой штукатурке (фрески). Муж её тоже художник, у них большая мастерская на метро «Динамо», там где городок художников «Сокол» — мастерские…

Дария говорит, что ей-то, конечно, жаль что квартира не музей, но сама она сделать ничего не может. «Жаль библиотеку деда…» — но, видимо, богу такое угодно…

Между тем многочисленные поклонники творчества Ивана Ефремова считают, что сделать музей-квартиру на улице Губкина отличная идея. Но кто займётся этим? Самое идеальное решение было бы — частный музей… Но в рамках частнособственнической психологии — как перевернуть отношение владелицы квартиры к её содержимому?!

Фото самого Ивана Ефремова из экспедиции

Серафима хочет вещи все банально продать (вот она, буржуйская психология!). А это, в том числе, экспедиционные кирзачи и резиновые сапоги, штормовки, свитера писателя. Но этому воспротивились прямые наследники. Сейчас они ищут место, куда бы перевести вещи Ефремова, чтоб впустить в квартиру бизнес-леди, у которой в Москве квартира есть уже (да и проблема ли с такими миллионами обзавестись любым жильём в столице?)…

Куда же деть вещи и книги Ивана Ефремова — и впрямь, в конюшню свозить? Или «загнать за Можай» — в музей космонавтики, в город в Гагарин? Это 180 км от Москвы, куда, конечно, уже не попадут все желающие увидеть место и обстановку, где творил свои произведения великий советский писатель… Да и не будет уже это местом, топосом, собственно…

Как это напоминает ссылку кабинета Ленина вместе с библиотекой из Кремля в Горки Ленинские в 1995-м по приказу Ельцина!.. (теперь там винные шкафы бессменного президента, в комнате с видом как раз на Красную площадь и Мавзолей Ленина). Всё повторяется в миниатюре.

Сейчас идёт опись вещей. Этим занят друг семьи, которому тоже многовато лет, и он не ждал, что на него свалится такая специфическая, ликвидаторская по сути, и тяжёлая работёнка… История эта вся очень напоминает ещё и то, как предательски продали музей-квартиру Ленина в Париже господа из ФКП, от которой нынче ничего не осталось, и не хватает даже на «съём квартиры».

В заключение — слово тому, чью квартиру пытается украсть у потомков неблагодарная наследница. Эдаким ударом вовсе не того будущего, о котором Ефремов писал и мечтал, намерена выпотрошить, наподобие СССР (как поступила с его инфраструктурой и умами народа самого её «величество» Приватизация)… Великий Ефремов точностью своих формулировок и из небытия может ответить бизнес-лядЯм…

… окончательная победа идеологии коммунизма неизбежна.


«Почему?» – наверное, спросите вы. Я отвечу: потому, что никакая религия или другая идеология не обещает равной жизни на Земле каждому человеку – сильному и слабому, гениальному и малоспособному, красивому и некрасивому. Равной со всеми в пользовании всеми благами и красотами жизни теперь же, не в мнимых будущих существованиях, не в загробном мире. А так как человечество в общем состоит из средних людей, то коммунизм наиболее устраивает подавляющую часть человечества. Враги наши говорят, что равная жизнь у слабых получается за счет сильных, но ведь в этом суть справедливости коммунизма, так же как и вершин индуизма или философии чистого буддизма. Для этого и надо становиться сильными – чтобы помогать всем людям подниматься на высокий уровень жизни и познания.

Разве вы видите здесь какое-нибудь противоречие с знаменитым принципом йоги: «Оберегай ближнего и дальнего и помогай ему возвыситься»? Для меня не секрет, что на Западе, да, наверное, и здесь, на Востоке, многие люди, даже широко образованные и сами по себе не религиозные, считают открытого атеиста человеком аморальным. Дело простое – моральные принципы этого мира сформулированы религией и внедряются через неё. Следовательно, считают эти люди, что атеист должен вместе с религией отвергать и все устои морали и этики.

Я был бы рад, если бы вы увидели за моими несовершенными формулировками, что из материализма вместе с глубоким познанием природы вырастает и новая мораль, новая этика и эстетика, более совершенная потому, что её принципы покоятся на научном изучении законов развития человека и общества, на исследовании неизбежных исторических изменений жизни и психики, на познании необходимости общественного долга. Что у материалиста тоже вещая душа и сердце, полное тревоги, по выражению нашего великого поэта. Тревоги не только за себя, но и за весь окружающий мир, с которым неразделен каждый человек, и судьба мира – его судьба.

«Лезвие бритвы»

Григорий ДЕБЕЖ

Фотографии взяты автором с 27-й международной конференции «Вырицкие чтения»


От редакции: Поскольку судьба квартиры И.Ефремова, которая безусловно должна стать музеем (очень надеемся хотя бы в этом случае на отклик мэрии и Мосгордумы), небезразлична нам как небольшой и некоммерческой, но всё же общественной структуре, мы берём этот сюжет на свой постоянный контроль. Одним из наших постоянных авторов, муниципальным депутатом одного из районов города Москвы уже направлен запрос в столичный Департамент культуры, ответ будет через месяц. Ожидаем так же, что данная нелицеприятная, мягко говоря, история будет взята и на прокурорский контроль Москвой по итогам депутатского запроса.

Отклик поклонников творчества Ивана Ефремова из клубов читателей научной фантастики (которые выходят за пределы РФ — это именно Советский Союз), буквально за сутки показавший, насколько это общественно всё-таки важная и животрепещущая даже история, — не просто позволяет нам, а обязывает нас создать петицию и начать сбор подписей в защиту музейного и всенародного по сути наследия всемирно известного советского писателя. Однако пока идёт перекличка читательских и писательских (разделение тут невозможно) клубов России и ближайшего зарубежья: увы, только такой повод приводит их в социальную именно активность.

Первым отозвался Кемеровский фэндом, сейчас очередь за Русским космическим обществом. Пусть сами клубы между собой решат, на базе какого из них будет осуществляться вполне для клуба почётная и ответственная миссия сбора подписей. Об их решении мы скоро вас оповестим. Подписи всех, кто не молчал, кто не стеснялся возвысить голос в данном вопиющем случае — будут по желанию подписавшихся опубликованы. Потому что история это явно не на одну серию. Следите за нашими публикациями.

В ближайшее время Союз писателей России и Международный союз писательских организаций скажут своё слово.

Уничтожать наследие НАШЕГО (в виде ли предметов личной собственности, в виде ли рукописей и рисунков оно) великого писателя ХХ века забывающей родство буржуазии — мы не дадим. Не все ещё мы, советские, уничтожены Постэпохой, не во всех вымерла та коллективная совесть, что и роднит с Эпохой.

Дмитрий ЧЁРНЫЙ

28 комментариев к «Квартиру Ивана Ефремова разоряют прямо сейчас»

  1. У Вас каждая проблема заканчиваться клиническим обострением коммунизма. При том, что именно на уровне капитала подобные задачи решаются прекрасно. Например в Японии есть статус для великого человека «Национальное достояние». И под этот статус попадают еще себе живые люди. Не говоря о дальнейшем их наследстве, которое тоже сберегается.

    На деле квартира никак не является наследием творческим. И сохнуть по ней не имеет никакого смысла. А вот центральный «Музей Литераторов» был бы интересен. Чтобы желающие могли за день познакомиться со многими великими писателями, их бытом, увидеть личные вещи + фото. Заодно купить их произведения. Но все это надо бы сделать в одном месте.

    Не стоит идти коммуняцким путем — отбирать квартиры у наследников и делать там музеи. Москва — город, в котором немало талантливых людей оставили след в истории. Постепенно жилой фонд перейдет в музейный. Куда ни плюнь — в любой квартире, как в Италии — обязательно жил, или хотя бы разок ночевал Гарибальди. Нужно просто нормальный музей делать с возможностью его расширения. И с точки зрения коммерции это тоже вполне выгодное дело должно быть. Просто надо обдумать с руководством города и с народом обсудить.

    1. Марку! КОнечно, «коммуняцким путем» вы не пойдете! Вы найдете, у кого отнять единственное жильё. Зачем же забирать скромненькую двушку у мильонщицы?! Ведь эта двушка может сделать её богаче. На целый миллион в год! И причем, безо всяких вложений. Ефремов ведь для того и писао о Вселенском коммунизме. Чтобы племяшка ободряла кого-то из вынужденных переселенцев из обнищавшей глубинки.

  2. Омерзительная история. Все архивы писателей такой величины должны принадлежать народу. После физической смерти он сам становится исключительно народным достоянием. Не внуков, не племянников и даже не детей и жен. Все эти «родные» должны осознавать личную ответственность за сохранение эти архивов, каждого карандашика на письменном столе. А они мнят себя хозяевами.Снова эта вонючая «мораль» капитализма. Всё должно делать деньги. ЧТо мешает деланию денег, должно исчезнуть. Долой капитализм!

    1. «… Для меня вопрос стоит так: либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо не будет никого, а будут песок и пыль на мертвой планете.»
      Как же прав был великий человек! Мы уже живем на мертвой планете, планете, где человек отказался от развития и живет по принципу «умри ты сегодня, а я завтра». И сделал это капитализм.

      1. был прав! Если бу Ефремова читали подростки! Как нам стать властелинами их умов и душ?

  3. ***Зачем же забирать скромненькую двушку у мильонщицы?!***

    Лена, какое Вам дело до миллионщицы, наследницы Ефремова? Откуда эта привычка лезть с инспекцией в чужой кошелек? Хочется музей иметь в той квартире? Да пойдите и купите ее вместе с обстановкой у наследницы. И сделайте музеем. В чем проблема? Или руки не из того места растут чтобы зарабатывать? Или голова не оттуда торчит чтобы рационально мыслить и получать прибыль? Так то к не к миллионщице претензия, а к родителям и марксистам. У миллионщицы как раз все откуда надо растет и соображает весьма рационально.

    Ни один великий гений науки не страдал марксистским заболеванием. Потому, что понимал не только полную утопичность, но и всю катастрофическую антиприродную сущность марксизма. В бреду своем зовущую коммунизм. Который является даже в описании самих марксистов тупиком эволюции. За которым обязательно последует пыль и песок.

    1. «квартира никак не является наследием творческим. И сохнуть по ней не имеет никакого смысла. » — Марк, ну вот вы опять придуриваетесь, да? как это не является квартира творческим наследием (вернее, в такой формулировке — сама квадратура, сама конура, — по-вашему — нет)? вам что — мало видно по фотографиям? вся обстановка, в которой работал Ефремов — это не музей?

      иногда мне кажется, что вам просто хочется тут поговорить, и мысли (тезисы) меняются в этом, очевидно, только и приятном для вас процессе. между тем, проблема — объективна. место, где работал писатель, непосредственная точка рождения его популярнейшей прозы (о чём вам и не мечтать с вашими виршами) — заперто в статус частной собственности. по-вашему, по-антикоммунистически- это нормально! не достоин народ владеть таким наследием — ну потому что не окрячил социализма, скатился в капитализм (и доля правды тут есть)

      однако смешно тыкать пальцем в простого смертного и высокомерно, по-буржуйски ему заявлять — а купи! а чо, слабо?

      вам придётся свыкнуться здесь с идеей, с тезисом — что есть такие явления, которые не продаются и не покупаются! да, в Вашей Вселенной, может, и нет такого — а в нашей, Советской — есть! и квартира Ефремова, данная ЕМУ Советской властью, родной КПСС, — это портал вот в эту Красную вселенную, если вам ТАК понятнее. сюда соваться с линеечками приватизации и кадастрАции — бесполезно, это другое измерение, интеллектуальное, это Актуальная Бесконечность, достояние Ноосферы, а не каких-то гражданок-конезаводчиц.

      купить её, вырвать её у этой дамы — может разве что город или федералы. я донесу идею до СП России. не уверен, что найдутся силы и интерес — но донесу… важно, чтобы проблема не осталась в рамочках юрисдикции «Хозяйствующего субъекта» — повторяю, НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ квартиры — вот самый адекватный путь. и в деньгах — это копейки! (я уже подключил депутатов Мосгордумы, вопрос их усердия теперь)

      «Ни один великий гений науки» — чушь не несите. Советский космос завоевали ТАКИЕ гении, вы речь Гагарина слушали? а Циолковскому, которому при вашем царе-батюшке у виска крутили пальчиком и клали проекты его под сукну — Советская власть выписала пенсию, в самые голодные годы Гражданской… и не даром его хоронить ездили Луначарский с Крупской. это о многом говорит, господарик-антикммунист! Ефремов был гением не только литературы, но и науки — а вашим антикоммунистическим заболеванием страдал разве что покаянный разработчик водородной бомбы А.Д.Сахаров, и тот вряд ли бы обрадовался нынешним репрессивно-реакционным итогам его «бунта совести» 1980-х

    2. это наследие принадлежит мне. Он для меня жил и писал. Не для племяшки вот такой — торгашки поганенькой! А для меня! Мне еще и до Пушкина дело есть! До Пушкинских гор, которые распродают выгодно по гектарам. СЛожно сказать, до чего нет дела. Но меня вот такие, как вы, отчуждают . На всё дайте бумагу! Вы — поганенькое произведение мещанского, лавочного капитализма. Возитесь вокруг собственности, как навозные жуки.

      1. совершенно верно! причём этих «мне» — миллионы. но они ничего не могут сделать с законами частной собственности — как интересно отозвалось теоретизирование наше с Марком… вот ведь как опредмечивается это всё порой

  4. ***«Ни один великий гений науки» — чушь не несите. Советский космос завоевали***

    Пожалуйста приведите фамилии гениев науки больных марксизмом.
    Под наукой я подразумевают серьезную фундаментальную науку.

    ***как это не является квартира творческим наследием***

    Так.
    Ни в доме Страдивари или Паганини или Моцарта, как и большинства других великих творцов музыки нет их музеев. Но есть отдельные, специально предназначенные для музейной деятельности и удобного посещения построенные дома. Либо помещения назначенные властями этих городов — как например в Кремоне хранилище скрипок. И все это прекрасно работает как музеи. Вы считаете, что квартира в совдеповской многоэтажке это уровень достойный музея. Но в мире это не так.

    ***иногда мне кажется, что вам просто хочется тут поговорить***

    Пришел сюда не по своему хотению, а по приглашению.
    Уйду моментально — достаточно внятно попросить один раз.

  5. Вам пишет единственная внучка И. А. Ефремова, та самая бесхребетная православная художница))) Для начала, хотелось бы, чтобы Вы правильно написали фамилию моей бабушки Елены Дометьевны Конжуковой, не столько биолога, а палеонтолога, которая работала в ПИН-е вместе с Иваном Антоновичем. Так получилось, что я, увы, не имею никакого юридического права распоряжаться имуществом своего деда, которое его вдова Т.И. Ефремова завещала своей единственной кровной родственнице Серафиме Юхневской. У моего отца Аллана Ивановича и у меня всегда были прекрасные отношения с Таисией Иосифовной и мы уважаем ее волю. А вот с Серафимой как- то не сложилось. Особенно после скандальной публикации «моих женщин». Мы с папой (главное папа — единственный сын!) были категорически против публикации сомнительных чисто личных записок «Мои женщины», которые И.А. Ефремов никогда не показывал ни своему сыну, ни другим родственникам, и я уверена, не думал это публиковать никогда. Но Серафима не посчиталась с нашим мнением и издала книгу под своим именем не через агентство авторских прав. После кончины Таисии Иосифовны, благодаря содействию и благословению В. А. Джанибекова, удалось договориться о передаче имущества И. А. Ефремова в Музей Космонавтики на ВДНХ, была полная договоренность с директором Н.В. Артюхиной, а библиотеку (более 3000 томов интереснейших и втч редких книг) Наталья Витальевна очень правильно предложила передать в одну из лучших Московских библиотек единым кластером как «Библиотеку Ефремова», чтобы желающие имели доступ к изучению этой книг. Мне такой вариант казался очень хорошим, но Серафима (юридически хозяйка всего имущества) отказалась по непонятным мне причинам. Кажется, она хотела извлечь из всего этого какую-то выгоду для себя, а я естественно договорилась о безвозмездной передаче. Мне с огромными усилиями удалось отбиться от нескольких совершенно диких предложений по передаче всего в ныне несуществующие, но под бренд Ефремова в будущем возможно организованные музеи из хрусталя и бетона с вознаграждением наследнице. И сейчас я счастлива, что Серафима, наконец, согласилась передать все наследие в государственный!!! ( это ключевое) музей-заповедник Ю. А. Гагарина. Мне только жаль прекрасной идеи о библиотеке Ивана Антоновича. Что она будет делать в Гагарине? Еще скажу, что передачей всего к счастью занимается старинный друг нашей семьи и заслуживающий всяческого уважения Мстислав Листов, которому мы полностью доверяем. Так что все гораздо сложнее, чем Вы думаете, и в конечном счете, слава Богу, что так удалось договориться. Я боялась, что все вообще погибнет, а библиотеку и вещи Серафима будет распродавать поштучно. Но, думаю, это слишком хлопотно оказалось, и она согласилась все передать в Гагарин.

    1. спасибо, Дария, Вам большое за поправки (молодые наши новые авторы не всегда проводят фактчекинг, Григорий особенно) — передали автору, поправил фамилию! (у нас — сколько авторов, столько и модераторов, иногда за всем не углядишь, всё не поправишь) и за новые факты спасибо. то есть всё так и есть… распродавать поштучно?.. это ещё кончено чудовищнее… почему распродавать-то? бизнес-мотивация не знает пределов? чем ей это всё мешает именно в том месте- ну вот вы лично как считаете?

      1. Вы знаете, «распродавать поштучно», это наверное все таки мои несправедливые домыслы. Просто очень долго не удавалось решить с Серафимой проблему передачи наследия, я просто не понимала, почему она никак не хотела соглашаться ни на какой вариант. А в передаче в Гагарин огромную работу провел Мстислав Степанович Листов — он ездил, договаривался, убеждал Серафиму и.т. д, за что ему огромное спасибо. Вы напрасно, кстати, думаете, что организация музея это просто. Даже если бы я унаследовала все и передала бы это безвозмездно городу Москве, до организации музея было бы далеко. Выбить статус музея, это надо быть танком Т-90, потом на содержание и сотрудников музея-квартиры нужны постоянные расходы, и это нереально пооучить госсредств, тем более сейчас, когда реально государству не до этого. Я не поддерживаю пафос аффтора в критике Собянина и власти, просто реально это сложнее, чем Вы думаете. Ваш молодой аффтор наврал еще во многих местах, особенно, когда он, как будто приводит мою прямую речь о Божией воле. Откуда это у вас? И моя фотография? Я ни с кем из вас никогда не общалась, своими проблемами не делилась. Фотографии своей вам не посылала. Кто, интересно, вас проинформировал так подробно? Для меня это загадка..

        1. фотографии взяты автором из интернета, вестимо, всё подряд верифицировать по месту/дате — у нас так «календарь» публикаций остановится. коли наврал — так поправляйте, не стесняйтесь, мы одна из немногих оставшихся от былого величия СССР открытых критике газет, и все комментарии, кроме бранных, публикуются, как вы видите на собственном примере…

          касаемо вашего «музейного пессимизма» — оформить музейный статус на 2-комнатную квартиру это ерунда, была бы настойчивость. оформить одного (больше там не надо) музейного работника, пенсионера (коль по факту им готов быть старый спец и автор фильма 1990-го — не случайно опубликованного здесь) — это вам не новый музей строить и не тратиться на перевозки экспонатов куда-то за Можайск (что заведомая чушь — музей потому и музей что связан с Человеком, с исторической персоной, вывезенный куда-то он теряет «топонимизм» и «ауру места»).

          фразу «государству не до этого» — тоже нельзя оставить без внимания (это к вопросу «домысла» насчёт боженьки, которому это угодно) — так, знаете ли, оправдать можно чёрт знает что (включая внутриотечественную для советских граждан войну) — мне вот лично государство, которому плевать на наследие Ефремова не нужно — как механизм… если нужен пример успешного устройства такой библиотеки-музея в квартире — вот он: Библиотека Виктора Сержа: https://www.shpl.ru/about_library/structure_library/hall_world_history5/pozhertvovaniya/biblioteka_viktora_serzha/

      2. А что же вы мой ответ-то не опубликовали? Вопрос задали, а ответ зажухали? И на мой вопрос не ответили…. Я-то уж решила — вы прям все публикуете…. Скучно, когда один админ с коммунизмом пиарится. И что тут вы превозглашаете, когда видно, что в организации музеев ничего не смыслите? Только пену взбиваете.
        Впрочем, это по тону статьи надо было понять. Жаль я сюда с комментариями вступила….

        1. что именно не опубликовали? ваша реплика 2-го сентября опубликована, пролистайте ветвь дискуссии.

          ответ — под ней же.

          в музейном деле мы — само собой, не являясь в этой сфере профессионалами, мы не главные специалисты, однако — если вам это интересно всерьёз, — только что отстояли музей 2-й артиллерийской школы, который начали разбазаривать по случаю внезапного закрытия школы, вот так мы «с коммунизмом пиаримся» (смешное воистину словосочетание — дедушка бы не одобрил): https://litrussia.su/2024/09/14/spasti-muzej-2-j-artillerijskoj-shkoly-udalos/

          1. Вот теперь опубликовали)), вопросов нет. Я думаю, Вы понимаете, что я всемерно за! музей-квартиру. И лучше всего было бы оформить это как библиотеку. Вот такая идея мне ОЧЕНЬ нравится!!!! Я не совсем поняла из Вашей ссылки, как функционирует библиотека Виктора Сержа, но квартира, где желающие могли бы читать книги из библиотеки И. А. Ефремова и изучать его наследие в аутентичной обстановке, это конечно шикарная идея. Но… если честно, я не понимаю, как ее воплотить.
            1.Во-первых, есть уже договор между наследницей и музеем Юрия Гагарина в Гагарине ( к музею я отношусь со всяческим уважением, он прекрасный) и часть вещей уже перевезена. Я не знаю, какая часть, т.к Сима меня отстранила от всего этого. Как быть с этим?
            2. Огромную библиотеку, а также и вещи надо все равно переписать, на это нужны немалые деньги и люди-профессионалы, а не только пенсионеры — сидельцы на общественных началах, как Вы считаете.
            3. Ну и конечно, «самое простое» выкупить все это у наследницы..
            Поэтому и написала, что Вы просто поднимаете пену и привлекаете к себе внимание.
            Ну и насчет коммунизма:
            такое отношение » лично мне такое государство, которому плевать на Ефремова не нужно» мне кажется вполне капиталистическим и немного безответственным, хотя речь и идет о моем деде.
            Возможно, я не правильно воспринимаю коммунистические идеи )))
            Простите за критику )))

        2. «поднимаете пену и привлекаете к себе внимание»…

          давайте не в рамках коммунистической, диалектической (дед владел) логики, а в рамках формальной подумаем: зачем привлекать внимание «к себе»? какой тут праксис? госфинансирования у нас нет и не будет, мы внепартийный оппозиционный поневоле (и исторически) ресурс, и именно поэтому публикуем острые материалы (если вы читали остальное). рекламы на сайте нет и не будет — то есть посещаемость никак не монетизируется… тогда зачем привлекать К СЕБЕ внимание? чтобы прославился автор Григорий Дебеж? но он известен с 00-х публикациями куда более громкими аж в «Дуэли» (помните такую? главред Юрий Мухин) и, как вы наверное тоже знаете, журналистика- вымирающая профессия благодаря всё тому же торжествующему капитализму и социальному регрессу…

          нет, Дария, внимание мы привлекаем к ПРОБЛЕМЕ — вот такой даже в этом коммунистический подход, в котором просматривается не своекорыстие, а обратные ему мотивы… к тому же это НАША тема, вот и вся «кОрысть». то ,что вещи вывозят в Гагарин — ужасно. то есть заголовок автора абсолютно верен, не «дожат»…

          чтобы выкупить квартиру (чтобы сделать музей-квартиру и открыть её фанатам Ефремова, которые не только в РФ обитают) раз такая попалась странная наследница — да, вот для этого и нужна общественная поддержка, которая не за секунду возникает — улавливаете теперь мотивы, динамику и прочее? и государство, которое не сумеет уберечь именно в квартире, где творил писатель, его библиотеку и вещи — чем оно хорошо-то? чем оно лучше СССР, в котором подобного быть не могло?

    2. И все-таки, жаль, что не будет музея-квартиры. Так поняла? Несколько метров обычной квартиры , откуда по Великому кольцу отправлялись звездолеты. Может, это и нерентабельно, но когда-нибудь должна закончится эта эпоха расчетов и выгод. Нерентабельно было содержать летное училище, из которого вышел Гагарин. Музеи-квартиры были по карману только глупым коммунистам. Ну, понятно! У нас тут всякие усадьбы типа Карабихи, Абрамцево, Михайловского на балансе… Жуткая обуза!

      1. что значит «Не будет»? у нас в стране главенство личных интересов над общественными уже имеет законодательную основу? «государственные приоритеты»??? сейчас коллективное письмо компетентные товарищи составили — мы поднимем общественность! с иными результатами в мэрию и стучаться не стоит (сказали товарищи из фракции КПРФ в Мосгордуме)

  6. Провести съёмку, создать хорошую 3D модель этой квартиры с вещами как она сейчас есть. Пусть любители пыли истории по ней «путешествуют». Наверное не много таких найдется. Реальное же коллекционное барахло всё равно источит время. Даже и без специальной кремации. Тексты, идеи останутся. Не хочет город тратиться на выкуп квартиры под музей? Ну не считает литературный истеблишмент, который мог бы повлиять на город, странноватого биолога-геолога светочем русской литературы. И терки капитализм-коммунизм здесь притянуты за уши, в приличном обществе этого истеблишмента сии слова вообще не употребляются (иначе ты маргинал).

    1. Анатолий, ваш пессимизм какой-то немотивированный. что значит «не хочет город» — ? город, как верно пишет Григорий во врезе — вообще не в курсе был, а теперь уже в курсе, ответ на депутатский запрос поступит в ближайшее время. что же касается вопроса «барахло источит время» — не смешите. в Музее Революции кожанки 1920-х, шинели РККА — в прекрасном состоянии!.. да что там — и в наших гардеробах не редкость вещицы 1960-х годов — главное чтобы в умах моль не завелась! а с обычной — нафталин справится)

  7. Серафиме квартиру город может компенсировать. Мне кажется что тогда конфликт будет исчерпан. Сейчам стоимость двушки в районе Золотых мозгов 20млн. Для Собянина это не деньги, но кто это все организует? Это раз. Организация музея, его регистрация, проведение экскурсий, это два. Ну и как, господа журналисты, что скажете на это?

    1. мы не господа, мы товарищи. если б была добрая воля Города и владелицы — мы бы и экскурсоводов на общ. началах подогнали — у нас их много, знающих не только творчество, но и судьбу писателя наизусть… и -да, мы тоже в этом уверены, что квартиру можно и НУЖНО сохранить — причём уже написано коллективное письмо, собираем подписи. немыслимо упускать такое наследие! двухкомнатная квартира в Москве — велика ли невидаль? тут вон 9 ярдов только на плиткизацию бросил и только в первый раз (2015) — это копейки для бюджета столицы, были бы только понимающие масштаб грозящей катастрофы чиновники. так что все вместе, не делая резких истерических движений — глядишь, сохраним то, за что нам всем потомки низко поклонятся

      1. ***уже написано коллективное письмо***

        Вот этим и отличается коммуяцкий стиль — вечный скулеж, затем гоп-стоп, затем письма в ЦК и попойка с горя. Презрение от власти, тупость чиновников и разбазаривание общего (читай бесхозного). И полное отсутствие причин для эволюции. Ибо выше все равно прыгнуть не дадут. А если попробуешь, то тебя на Колыме и в дурке давно ждут ребята с партбилетами.

        Трезвый материальный подход дает возможность и сохранить музей писателя. И зарабатывать на этом сберегая его как средство производства. Рациональнее всего предложите на аукцион эту квартиру с обременением содержать ее как музей. Причем выкуп по аукционной цене может быть сделать и долевыми участниками. Собрались писатели всея Руси + скинулись по несколько тыщенок и купили.

        Только коммуняцким теоретикам такое не под силу и не в тему. Им же нужна причина для революции, чтобы наконец тем кто побогаче кровь пустить. И потом раскулачить и отнятое захапать себе на склад для последующего «справедливого распределения». Превратившись уже во втором поколении в 100% партбилетных либерастов. Кои по лживости своей и цинизму хуже любого, самого матерого открытого капиталиста.

  8. » ключевое слово- государстаенный музей». Послушайте, с чего вы взяли что государстао дает гарантии сохранности? Вам примеры разворовывания и продаж подлинников Эрмитажа неизвестны? Бесхозность, да! Вв может не в курсе как продают экспонаты именно из государственных коллекций? Вообще государства в чистом виде сегодня нет. Возьмите хоть Литмнститут: Формально он государственный а де ыакто: частная лавочка имени Варламова. С 2015 года когда Господин ЖЗЛ всткпил в должность ректора НИЧЕГО НЕ СДЕЛАННО А ИМЕННО: НЕТ НИ ДИССОВЕТА НИ ЖУРНАЛА ВАК НИ ПРЛФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ. А Зачем? ВАРЛАМОВ имеет статус, бухгалтера- что еше надо? Зайдите в Лит, посмотрите сколько там РЕАЛЬНО сотрудников после ухода из жизни Гусева, Есина, Смирнова и др долгожителец. Где молодые калры и новве курсы, где участие в образовательных проектах типа госпрограммы ПРИОРИТЕТ? А плевать Варламову на это. И закроют ВУЗ и черт ьы с ним. В РЕГИОНАХ ВАРЛАМОВА ПРЕЗИРАБТ- КРОШКА ЦАХЕС С СЕРИЕЙ ЖЗЛЬНЫХ КНИГ НАПИСААНЫХ ЛИТРАБАМИ! Но он знает это и плюет на саою репутацию
    Формально он ректор, доктор наук, и юридическое лицо для госудаоственных грантов. На его частный век владения госВУЗом хватит.

    1. ***Вам примеры разворовывания и продаж подлинников Эрмитажа неизвестны?***

      Предлагаю вариант решения, ибо тема важна.

      Каждый экспонат сегодня прихваченный «государством» необходимо национализировать признав частным имуществом принадлежащим народу. Причем не абстрактному народу, а конкретным лицам находящимся в гражданских правовых реалиях с именами и фамилиями.

      Эрмитаж, Ленинка, экспонаты огромного количества музеев и прочие ценности нашего народа велики. Им нужно произвести опись и оценку, которая потом может меняться через годы и столетия. Затем описанное имущество согласно обременительным условиям договора вступления в собственность в равных финансовых долях и путем жребия распределяется между всеми гражданам страны.

      При смене гражданства или попытке вывезти за рубеж, (продать, подарить, а равно иным образом вмешаться в процесс владения этим имуществом другими собственниками) культурное имущество человека продолжает оставаться в его собственности пожизненно. Но на эту долевую собственность накладывается вето права использования в пользу большинства совладельцев.

      Имущество произведенное автором являющимся гражданином страны получившего путем народного голосования статус «национальное достояние» является личным пожизненно. Однако все права на имущественное и физическое владение наследством государство выкупает у наследников за сумму эквивалентную 50% от всем сумм гонораров получены автором при жизни. И все имущественные переходят к гражданам страны. И распределяется в долевую собственность после произведения оценки. При этом прямые наследники, наравне с остальными гражданами имеют право на свою долю собственности в наследстве оставшегося от их родственника признанного при жизни, либо посмертно «Национальным Достоянием».

      В рамках страны на вновь родившихся граждан распределяется имущественное право наследования долями в объеме переходящим им от своих родителей. Дарение, продажа, закладывание в долг и иные операции с ценностями и ценными бумагами в отношении долей народного культурного имущества запрещены. И наказываются тюремным заключением наравне с кражей культурных ценностей.

      Уверен — большинство народа с удовольствием станет совладельцами Зимнего Дворца, Эрмитажа, Третьяковки, Большого театра, гос коллекции музыкальных инструментов, икон, Алмазного Фонда и прочих шедевров накопленных в нашей культуре. И тогда наш посетитель может подойти в любом музее к иностранцу у сказать тому — смотри, вот «девочка с персиками» — это моя собственность, документы имею. «Купание красного коня» — тоже моя. «Грачи прилетели» — тоже моя картина. И «Троица рублевская» тоже моя и все это передам свои детям в наследство с документами. И никто без моего разрешения не сможет продать или подарить все это заграницу. И другие наши подойдут и подтвердят, что и они владельцы всей этой красоты и их наследники тоже. И пусть только попробует какая с….. это украсть или не вернуть с забугорной выставки.

      ps

      Тут надо думать куда и как ее регулировать. Но хотя бы мозг запустить в сторону общей инвентаризации культурного достояния уже можно. Заодно нужно будет все пропавшие экспонаты установить по старым фото, видео, документам и воспоминаниям + объявить их все в международных розыск. И за помощь в розыске платить нормальные премии, предоставлять разумную возможную защиту. А тек кто укрывал сажать независимо от наличия состояния, юрисдикции и международного статуса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...