28.09.2022

ФЕНОМЕН ПОЭТА МАРИИ ЗНОБИЩЕВОЙ

Сегодня Артель вольных критиков представляет заметки о творчестве тамбовского поэта Марии Знобищевой

А как иначе, если не феноменом, можно назвать факт публикации произведений этого молодого автора, лауреата Премии имени Михаила Юрьевича Лермонтова 2011 года (за книгу «День Радости»), в самых разных изданиях практически безотказно? Или как оценивать удачи поэта при каждом её публичном выступлении?! Из самых последних новостей: в 2021 году на Конференции Союза писателей России в Химках по решению экспертов Знобищева была признана «лучшим молодым поэтом России».

По итогам же этой Конференции в московском издательстве «Российский писатель» в серии «Библиотека «Новое имя Союза писателей России» с предисловием опытного саратовского поэта Елизаветы Мартыновой издана книга тамбовского автора «Дышит степь», в которую вошли стихотворения, написанные в самые последние годы. А вот и совсем свежая информация: в 2022 году поэтесса стала лауреатом престижной премии имени Е. А. Боратынского Тамбовской области.

Случайностей здесь быть не может. Результат диктует творчество, оно создаёт и имидж бесспорно очень одарённого автора. Одарённого от природы. Даже точнее сказать, одарённого природой. В данном случае мы имеем дело с тем явлением творческой индивидуальности, которое Цицерон называл «cultura animi» – духовная культура, культура души и дух культуры. Потому и дороги так Знобищевой именно родство, близость душ, о чём она пишет в стихотворении «Осень»:

 Осень в душу осыпала шелест.
 Остывая, глядит холодней
 Перелесков печальная прелесть -
 Медной рамой для медленных дней.
 
 Сизый ельник нахохлил вершины,
 Тёмный космос его не почат.
 У заправочных станций машины,
 Как голодные волки, урчат.
 
 То ли праздничный, то ли угрюмый,
 Мир мой милый, вольнее дыши.
 Мне колодцами кажутся трюмы
 Никому не понятной души.
 
 Я смотрю в неё слепо и зорко,
 Тёмный ворот за ручку тяну:
 Тонко всхлипнув, уходит ведёрко
 В заповедную глубину.

Здесь не просто искусство стиха, а именно стиховая культура. Сочетание, с одной стороны, размаха поэтического мышления, а с другой удивительная выразительная конкретика. Посмотрите даже, например, только на оглавление сборника «По праву родства» (Тамбов, 2015) с предисловием известного поэта и строгого литературного критика Елены Погорелой: оно, оглавление, читается как симфония, цельное в своём множестве  разнообразных звуков, красок, тонов и полутонов, гармоничное сочетание тем, мотивов произведения. Всё работает на читательское восприятие стиха, на понимание поэзии Знобищевой в целом. Кстати, и Е. Погорелая, отмечая в её лирике характерные для современной отечественной лирики «всевозможные интертекстуальные» «игры в бисер», вместе с тем специально подчёркивает: «но в том-то и дело, что у Марии Знобищевой все эти связи, как и метрическое разнообразие, свидетельствуют не об экспериментальности, но об охвате душевного горизонта, о стремлении откликнуться каждому голосу, каждому звуку. А временами – не просто откликнуться каждому голосу, каждому звуку, но и дать выговориться, дать слово тем, кто привык к бессловесности …».

Распространённую ныне мысль о крахе, гибели современной поэзии поэтическое творчество М. Знобищевой не просто не подтверждает, а категорически опровергает. В своё время, ещё в студенческие годы, ей оказалась под силу сложнейшая для понимания и раскрытия проблема художественного пространства в творческом наследии Н.В. Гоголя и С.А.Есенина. Проблема пространства жизни в творчестве столь сложных художников в сравнительном аспекте. Тогда Знобищева размышляла о творческой индивидуальности этих русских классиков.

Вот и теперь мы ищем в творческой личности нашего молодого современника рычаг, способный помочь нам открыть вход в творческую индивидуальность самой Марии Знобищевой… И таким рычагом оказывается именно личность автора, масштаб его жизненного опыта, отразившийся в поэтическом творчестве. И, как оказалось, того жизненного опыта, который в большей степени повлиял на формирование Знобищевой именно как поэта. И ещё раз подчеркнём – роль внутренней культуры её личности, её души.  Их масштаб. Масштаб личности гуманитария, молодого нашего современника. О чём мы и ведём речь.

Особенность Марии Знобищевой — поэта в том, что она осмысливает и делает предметом своей авторской философии прежде всего сам процесс творческого вдохновения, его истоков. Вот буквально классического уровня её замечательные поэтические строки из стихотворения «Ток», которые сама Мария декларирует чуть ли не как эпиграф своего творчества:

…Растёт ли стебель, плачет ли дитя,
Старик ли тихий выйдет за калитку –
Случайно пойман ток, и ты в сетях,
Как будто кто сквозь сердце тянет нитку.
 
…И вот, когда молчать уже нельзя,
Сорвётся сердце вслед за этим шквалом-
Всем небом, опрокинутым в глаза,
И поездом -  по сумасшедшим шпалам.

Какая магия потрясения творца, именно художника! Какие прочные и как гармонично, уверенно работают «стропила» мастера!  Загадка его удач, успехов, свершений и побед! —  именно в союзе, цельности, самобытности таланта автора и природного дара, таланта его личности.  И этому подражать невозможно. Самобытность, феноменальность как яркое явление тамбовского поэта органичны для неё. Потому что у неё свои отношения со «степью», со своей национальной историей, скажем так, и своя история. Ей автор и посвящает объёмный программный автобиографический «степной монолог» «Говорила степь», в котором словно прислушалась к голосу степи:

«…Перенимай мою суть и стать,
Стань настороженней и овражней.
Звёздную книгу не прочитать,
Не поклонившись раките каждой
 
Здесь…И пока ты решать вольна,
Имя отдай мне и стань как семя,
Прежде, чем хлынет моя волна
И уравняет тебя со всеми.»

Наказ степи вполне конкретен: «смирись. Стань моей сутью… Звёздную книгу не прочитать, не поклонившись раките каждой… Здесь… Имя отдай мне и стань как семя, прежде чем хлынет моя волна И уравняет тебя со всеми».

Какая глубокая и гуманная философия, мораль степи! Потому и живёт, «Дышит степь», как столь выразительно и называется вся эта замечательная эпическая стихотворная книга-рапсодия нашей талантливой поэтессы Марии Знобищевой.

Л.В.ПОЛЯКОВА

профессор Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

4 комментария к «ФЕНОМЕН ПОЭТА МАРИИ ЗНОБИЩЕВОЙ»

  1. Не хочется обижать пожилую женщину, но не надо было её называть «молодым поэтом»!
    Ни одной запоминающейся строчки, что для поэзии — главный показатель.
    Как и было сказано — литература в России деградировала до нуля.
    Нам есть с чем сравнивать. Автор тот же.

    БРОДСКОМУ
    В пиджаке, обсыпанном табаком,
    Ты сидишь в полумраке, вещая о том,
    Что, пожалуй, не все мосты удаётся сжечь,
    И как лечит людей в зарубежье родная речь.
    Ты почти не глядишь на меня, ведь со мной Она,
    То ей спичку зажжёшь, то нальёшь вина
    Молодой подруге моей. Я всего лишь поэт.
    Для тебя двух поэтов в Нью-Йорке и в мире нет.
    В полумраке бара висит сигаретный туман.
    Понимаю, что ты мираж, а слова — обман.
    Но под утро я расстаюсь с тобой без обид,
    Всё, что ты уже пережил, мне ещё предстоит.
    2016

    1. всё-таки порою стоит не спешить с высказываниями, а сверить портрет автора текста и поэта (Знобищевой), о которой текст написан. авторские колонки всегда иллюстрируются фотографиями авторов. но Бродский конечно важнее!..

  2. Рецензент Полякова пишет: в 2022 году поэтесса стала лауреатом престижной премии имени Е. А. Боратынского Тамбовской области.
    Разберём первый стих:
    1. «Осень в душу осыпала шелест». Уж кто-кто, а филолог должен знать, что В ДУШУ можно только НАсыпать. А Осыпать можно кого-то чем-то. Наблюдаем лютую безграмотность Знобишиной, от которой знобит.
    2. «То ли праздничный, то ли угрюмый, Мир мой милый, вольнее дыши». Так всё-таки праздничный или угрюмый? Если праздничный, то и так вольно дышит. Угрюмы и праздничный одновременно — такого не бывает. Небрежная двусмысленность поэтессы налицо.
    3. «Мне колодцами кажутся трюмы Никому не понятной души». По мнению поэтессы, у души есть трюмы, которые ей кажутся колодцами. Возникает вопрос —души милого мира или своей собственной? И почему эти трюмы никому не понятны? И загадка, и двусмысленность.
    4. «Я смотрю в неё слепо и зорко». Так слепо или зорко? Опять двусмысленность.
    5. «Тёмный ворот за ручку тяну». Ворот колодца за ручку не тянут, а крутят. Ручку ворота можно только вращать, а не тянуть. Опять бессмыслица.
    Никто не восхваляет своих коллег больше, чем подчинённые Николая Иванова из СПР. И рецензент Полякова не жалеет хвалебных сравнений для Знобишиной.
    Бедные Боратынский и Лермонтов! Знали бы они, кого награждают их именами в Тамбовской области!

    1. «Наблюдаем лютую безграмотность Знобишиной» — наблюдаем вашу не то чтоб безграмотность, но дилетантизм на грани неуважения к читателю… воля ваша, можете и так писать, тут ведь плюрализм с недавнего времени, моими стараниями — только внимание к вашим суждениям будет падать и падать. то что осень именно Осыпала, а не НАсыпала — как раз и красиво, оригинально (помните, как у Есенина осыпал алкоголь его мозги словно рощу?) 😉 и фамилию бегло рецензируемого вами автора лучше не коверкать и не высмеивать — но это так, риторический совет советского

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...