Прошли муниципальные выборы в Москве, и теперь самое время давать депутатам наказы. Не являясь жителем Замоскворечья, но являясь москвичом в восьмом поколении, осмелюсь затронуть тему, на первый взгляд не актуальную.
Совершенно не опасаюсь при этом показаться кому-то столичным снобом, замкнутым в проблематике локальной музейной «культурки», когда «решается нечто глобальное». Уверяю вас, что эта сугубо московская, наша тема глобальнее сиюминутных противостояний, а отчасти эти противостояния в их агрессивной мнимости и снимает в гегельянском смысле.
Кому сейчас дело до Андрея Тарковского? По юбилейным поводам, конечно, вспоминают, устраивают ретроспективы – и как раз недавно была ретроспектива, причём не на одном телеканале. О режиссёре по принципу домино вспоминали, говорили. Но поговорили – и забыли. Как с киноплёнкой, положенной обратно в яуф и сданной в архив. Кстати, книги о нём и его собственные (особенно «Мартиролог») пользуются стабильной популярностью. Но создаётся впечатление, что интеллигенция насытилась «им» и пошла куда-то дальше – хотя это «дальше» на шкале достижений режиссёрского мастерства явно ниже уровня Тарковского. «Но другого-то кино нет, надо как-то приспосабливаться к наличному…» А вот когда период коллективного погружения в его искусство и одновременно в его биографию только начинался – о, тогда всё вокруг выстраивалось удивительно интересно, почти как в его объективе!
Мне повезло дважды: учился в 91-й школе, в которой вёл свой кинофакультатив Роман Гузман, известный больше не как наш учитель физики, а как ведущий передачи «Семейный экран» на первом канале (1989–1991). Тарковского с нескрываемым своим пристрастием открывал нам Гузман: чего не мог достать в виде киноленты (полуподвальный просмотровый зал был в Пречистенском переулке, дом 7), показывал нам на школьном видеомагнитофоне ВМ-12. «Зеркало» в кабинете физики, помню, меня сильнее загипнотизировало, чем широкоэкранный «Андрей Рублёв», – этот язык ловишь с любой фразы, а потом словно заново учишься говорить, то есть внедряешься в предыдущие фильмы… Всё это медленно льющееся, вязкое молоко, замедленный ветер в ветвях и водоросли в реке, опадающая с потолка штукатурка, ведьмины-мамины волосы в ночном омовении-пробуждении – нынче никого не удивляющее, «клиповое», но у Тарковского имеющее строжайшие обоснования в теории монтажа, построенной на критике Эйзенштейна…
Второй раз повезло с первой любовью. Первокурсница Маша понимала меня-второкурсника, только когда помимо своей тощей малосодержательной личности я предъявлял зону ближайшего развития в искусстве, ею и стал Тарковский. Для неё эти фильмы – «Солярис», «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение» – становились ступенями к вере, для меня – к реализму. И культура смотрения кино, к которой приучил нас строгий Гузман, тут пригодилась. В частности Роман Яковлевич обязывал досматривать любой фильм до окончания титров, овладевать всей информацией о фильме и режиссёре. По этому же принципу, читая на Машиной даче в журнале-«толстушке» воспоминания Марины Тарковской «Осколки зеркала», мы загорелись желанием найти на улице Щипок дом, в котором жили Марина и Андрей с ещё не разведёнными родителями, где рос, откуда пошёл потом во ВГИК Андрей, мечтавший стать достойным советским режиссёром (так – в автобиографии, которую писал при поступлении).
И нашли этот дом тем же длинным, необъятным для нас летом 1997-го. Нашли легко, будто к себе домой возвращались – мы тоже пребывали в бревенчатом мире дач, то на границе с Белоруссией, то у меня в Ашукино. А знали-то только название улицы… Но когда за белым бетоном 9-этажки выглянули хмурые бревенчатые стены второго этажа, не было никакого сомнения, что это дом Тарковских. Вернее, дом, в котором была квартира Тарковских на втором этаже.
Сам район с его старомосковской застройкой, конечно, информационно, исторически «дышал» не только в этом месте: сюда, в эту густую ещё в девяностых, никем не окультуриваемую, не вырубаемую зелень врисовывалось и то, что так бережно и последовательно Андрей Тарковский переносил из поэзии отца на киноплёнку. Набоков мог бы тут шутливо отметить фрейдистское, но тяга режиссёра в своих фильмах к отцу-поэту была гораздо глубже и комплекса обиды (детям сложно объяснять причины разводов, как умирает любовь), и тем более Эдипова комплекса (точнее, напрочь отрицала его). Отец, Арсений в его стихах-откровениях, начитанных в «Зеркало» собственным голосом (хотя прочие реплики читает Смоктуновский) – любил мать Андрея так, что в этом пространстве образов, казалось нам с Машей, таилось что-то настолько гениально-витальное, что и было зарождением жизни… Да, это «Первые свидания».
«Свиданий наших каждое мгновенье мы праздновали как богоявленье, одни на целом свете, ты была… смелей и легче птичьего крыла…» — с Машей мы даже вслух никогда не читали эти строки, потому что знали оба наизусть, как молитву – доверчивые этой, чужой любви, взыскательные по ней – к своей, безымянной…
Хотя, нет, разок читали – тихо, чередуя друг друга, так – как до того, зимой 1995-го на записи литературно-музыкальной композиции «Зов», это Елена Григорьевна Кононенко, записывавшая ранее радиоспектакли со Смоктуновским, делала для души и нашего сближенья, по компиляциям из стихов Блока…
«…По лестнице, как головокруженье, Через ступень сбегала и вела Сквозь влажную сирень в свои владенья С той стороны зеркального стекла.»
Отчего-то рисуется воображением такой как раз дом, двухэтажный (откуда-то же она, Мария Вишнякова, сбегала) — непременно бревенчатый, с древним мрачноватым нутром и дореволюционной утварью, окружённый довоенной Москвой, всей этой сиренью и тополями, яблонями, что доросли некоторые и до 1990-х…
«…Ты пробудилась и преобразила Вседневный человеческий словарь, И речь по горло полнозвучной силой Наполнилась, и слово «ты» раскрыло Свой новый смысл и означало «царь». На свете всё преобразилось, даже Простые вещи — таз, кувшин, — когда Стояла между нами, как на страже, Слоистая и твёрдая вода...»
Всечеловеческая сила этих строк не только в онтологическом пространстве, столь ценном Андрею. Но и в простоте, откровенности того познания, которое Арсений Тарковский возвысил лишь тридцать (тридцать!!!) лет спустя (в том году Андрей как раз снялся у учителя, Марлена Хуциева, в эпизодической роли в «Заставе Ильича»), — но в этой красоте, водной глубине и многогранности стекла, в самом тексте можно найти киноязык мастера. Камера, уходящая созерцать миры с нагого плеча родителя куда-то в вазу с сиренью – тема натюрморта, но с увеличением, с увлечением подробностями…
«Первая любовь была слепа, первая любовь была как зверь» — пел слова Кормильцева Бутусов в 1995-м на альбоме «Крылья», однако это точно не про нас с Машей было. Наша была во все стороны зрячая. И влекла к себе – подобное.
Это мои кадры, сделанные ещё на плёночный фотоаппарат, публикуются впервые.
Кто бы тогда мог подумать, что этот остов дома, эти стены не станут музеем, а вовсе исчезнут? У нас не было никаких сомнений в том, что эта стадия разрушения дома – крайняя не в худшем смысле, то есть из которой его (как уже при Лужкове начали делать) возродят в обновлённом виде, укрепят бревенчатую внешность бетонным остовом, в общем – будут следовать ожиданиям просвещённых масс. Музей Пушкина в Хрущёвском переулке – так и сделали (потом там снимали «Культурную революцию» Швыдкого). Массы тогда приобретали новые книги, которые знакомые Тарковского едва успевали писать, а журнал «Киноведческие записки» – публиковать. Музей кино на Красной Пресне знакомил новые поколения студентов с фильмами умершего в общем-то совсем недавно и уже всемирно известного режиссёра.
Немногое тогда, в 1990-х говорило на мировом уровне так откровенно и сильно по-русски (и одновременно-диалектически urbi et orbi), как кино Андрея Тарковского, и глубоко личное, и столь же надличностное… Его «Жертвоприношение» – фильм-мука, перенесённый в одиночный мир старика глобальный страх ядерной войны, страх, который мы-то, восьмидесятники, помним! Многие считали, что этот фильм его и угробил – столь пламенным он был не в одном финале, а в своей сути, в затронутой наболевшей теме. А ведь сводки, подобные тем теленовостям с истребителями, а затем отображённые снами-кошмарами старика, «стекающими по стеклу» моментами массовой паники – это почти сегодняшние наши экранчики…
Если и был гений, попытавшийся символически/эстетически упаковать мировой ядерный кошмар в личную колбу и там его взорвать, не жалея себя, но чтобы выжили дети и внуки, – это был Андрей Арсеньевич. И что он сам «сгорел» после лучевой терапии, словно в том же, 1986-м году спасавшие Чернобыль добровольцы, – неудивительно. Тут была какая-то непостижимая до сих пор синхронность, взаимосвязь смыслов и судеб (об этом уже другой режиссёр размышлял – Кшиштоф Кесльевский, в «Трёх цветах»)…
Живите в доме — и не рухнет дом,
Я вызову любое из столетий,
Войду в него и дом построю в нём,
Вот почему со мною ваши дети…
Я попытался увидеть на Щипке эти стены так, как скадрировал бы их сам Тарковский – в скрытом ужасе, поскольку здесь располагался мир его детства, по которому в «Зеркале» бродит Игнат, а голос Смоктуновского (отца, Арсения Тарковского) сопровождает его в комнатах.
Без страха взбегал по лестнице, почти не имевшей опоры, чтобы верно ухватить уголок тени. Может, в этом и заключалась попытка остановить распад, ускользающую материальную правду пребывания, вызревания тут гения – ухватить хотя бы за имеющуюся дверную притолоку, если нет возможности остановить закрывающуюся дверь (нет уже двери)…
Так или иначе – это была ещё реальность дома Тарковского. На огораживающем его скромненьком заборе году к 1998-му появилась клеёнчатая синяя история о том, какой замечательный тут будет музей. Жаль, этот момент я не догадался сфотографировать, все эти красивые слова о вселенском значении данного места, там даже были звёзды, планеты нарисованы – в общем, какой-то фонд взялся опекать данные останки дома и само место. Наверное, и взял какие-то бюджеты под святое дело…
Как видите, от дома не осталось ничего, но по имеющимся (конечно, не только моим) снимкам выстроить заново его можно – была бы воля наследников в широком смысле. А наследниками искусства и московской топографии Андрея Тарковского и Арсения Тарковского мы все, безусловно, являемся. «А стол один – и прадеду и внуку…» Здесь был бы и просмотровый зал, и отдельный зал виднейшего поэта ХХ века, прошедшего Великую Отечественную, как многие его коллеги по поэтическому цеху.
Осталось только место — что в годину лихорадочной застройки центра столицы «люксовыми», «премиумными» апартаментами, скорее, настораживает, чем вселяет надежды. Как говорится, надеялись на лучшее все 1990-е, 2000-е, 2010-е, но персонально-то и надеяться было не на кого, никто вопрос не курировал. Пустырь пока не трогают – вероятно где-то имея отметку, что это «тарковские места». Рядом, буквально через пару кварталов к Садовому кольцу есть бревенчатый музей Есенина – вот это образец радения! Что мешает точно такое же культурное пространство создать тут, на Щипке?
Дмитрий ЧЁРНЫЙ
Столько болтовни пустопорожней. Если интеллигенция или «власти» ничего не делают для спасения объектов культуры и культурного наследия, то это надо обсуждать. Ставить задачу и решать после всестороннего обсуждения.
Предложение — необходим всенародный черный список. Если кто из властей, бизнесменов или иных общественно значимых лиц отказывается способствовать сохранению культуры России, то его поступок попадает в список. Чтобы избиратели могли в любой момент узнать кто есть по факту тот или иной «обещун» светлого будущего. На Ибей и АлиЭкспресс есть отличное решение — ОТЗЫВЫ ЛЮДЕЙ О ТОВАРЕ И ПРОДАВЦЕ. Политик или чиновник = есть товар предназначенный для выполнения нужд народа. И ни для чего более!
Пора делать списки с отзывами + с описание что, когда и где было им сотворено. А равно нагажено их родственниками. Хороший красивый и мирный вариант для очищения страны от «светского быдла».
в данном случае — кого нам считать обвиняемым? мэра Лужкова, которого уже нет на свете? ельцинского министра культуры Швыдкого, нынешнего шоумена и владельца Театра Мюзикла, при котором дом Тарковских ещё стоял на месте, а исчез при Мединском? конкретно — кого и каким судом судить предлагаете? тех, кто дом сносил в Замосковречье? тогда это тема целого журналистского расследования. насчёт же пустопорожней болтовни… вот этих фотографий если не было бы — как полагаете, вообще был бы разговор и воспоминание?
То, что вообще тема поднята — прекрасно. Но ведь есть причина такого плачевного состояния дома Тарковского. Есть и люди, которые так безответственно все это допустили. Думаю, что опубликование фамилий и фото этих людей будет побудительной причиной им постараться исправить положение. Либо более не иметь морального права претендовать на должности подразумевающие наличие заботы о народе.
Тут важно понимать, что делать лишних «обвиняемых» совершенно недопустимо. Нам всем надо чтобы провинившиеся имели шанс вернуться к хорошему балансу своих дел. И учет поступков ответственных лиц был бы хорошим для этого стимулом. Именно так — возвращая людей обратно к делам хорошим можно и нужно улучшать жизнь. И примером должно являться не стерильное прошлое, которое бывает лишь у осторожных мерзавцев. А исправление своих ошибок — вот главное мерило даже в религии.
лишних тут точно не будет. беда в том, что отследить глав управ за те годы, фонды, финансирование — наконец выйти на прямой контакт с Андреем Андреевичем Тарковским (сыном и правонаследником), это работа большая и отдельная. но уверен, заинтересованные — услышали, и дело сдвинется с пустыря
В который раз предлагаю — надо создавать систему быстрого интеллектуального реагирования. В которой обученные креативному мышлению люди с мирными и патриотичными стремлениями смогли бы не только обсуждать, но самое главное начать решать общие для русского народа проблемы. В общей группе обязательно появятся толковые и наверняка попадутся провокаторы или враги. Но это даже не проблема, в всего лишь очередная задача. Спокойно и без излишних карательных мер все решаемо мирно и эффективно. Причем враги очень нужны для дела и держать их надо на виду — «Кто нам мешает, тот там поможет». Давайте уже начинать шевелиться. Дел полно, проблем с которыми надо разбираться тоже. Любой не выпущенный в культурный разговор повод остается подспудно гнить и превращаться в причину для ненависти, предательства, терактов и прочей мерзости.
Интеллигенция должна брать на себя ответственность именно в это время. Нужно включить голову и понять почему во время войны было так много предателей родины. Из которых фрицы формировали целые разведшколы и даже армейские весьма боеспособные подразделения. Я вижу одну из важнейших причин этой беды — не было места, где ПОД ПРИСМОТРОМ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ люди могли бы высказывать свои обиды и чаяния. Сталин душил все в зародыше. А загнанное в подполье недовольство не имея никакой возможности легально отстаивать свои интересы привело к формированию целого слоя будущих предателей. Попытки замалчивать эту тему понятны. Но это является стратегической ошибкой для безопасности любого народа в любой стране.
Давайте начинать разгребать это постепенно и мирно. Да, это почти работа саперов, но это надо делать МИРНО и ПОСТЕПЕННО. Прежде чем вылечить раненого, надо устранить грязь из раны, успокоить ткани, дать противовоспалительные средства. Только тогда все раны будут заживать и можно будет начать исцелять организм. Стоит начать и держать сторону добра и заботы = люди это сразу почувствуют и поддержат. У меня есть масса готовых добрых, толковых и очень рентабельных решений для этих дел. Давайте начинать уже.
именно так мы этим и занимаемся — мне доводилось на археологических раскопках древних тюркских захорнений в долине реки Катунь работать, там кисточкой, скребочком, мягко возле каждого камня, косточки… костям-то по 5 тысяч лет…
Так давайте делать тут форум. Ну где еще, как не с интеллигенцией владеющей мастерством слова? Ругаться обязательно будем и спорить и мнения разные иметь. Но это и есть польза для всех. Потому как человек не может быть гением во всем. Обсуждая вместе и делая поиск лучшего будущего для себя и своих детей будем идти вместе в пользе. Ни одна доктрина не является догмой — кроме доктрины честности и патриотизма. Закон о патриотизме нужен. не патриот — не можешь вести людей никуда, начальствующей должности не можешь занимать нигде — окромя своей собственной фирмы. Не патриот — не можешь преподавать и издавать научные книги. Ибо все что делается должно быть пропитано пользой для народа. А уровень патриотизма устанавливать должен не дурак чиновник, а народ общим своим мнением. Ибо он и есть глава страны и ее суть. Давайте делать!