Ярослав Солонин – воронежский писатель публицистического происхождения. Он может быть вполне отнесён ко второму поколению новых реалистов. Впервые он был мне виртуально представлен Романом Богословским (переживавшим, что не попал в сборник «Поколение еГОра»*), а Роман-то как раз это поколение на данный момент и возглавляет. Наконец-то проза Ярослава Солонина оформилась как книга.
«Букет миллениала» напоминает по репортажности и сленговости прозу начала нулевых, проникнутую маргинальностью и рОковостью. Впрочем, насчёт начала нулевых мы не вполне точны: Роман Сенчин, общавшийся лично с Янкой Дягилевой, продолжает писать о рок-молодости по сей день, и книги его пользуются спросом. Видимо, тут и надо искать некий объективный запрос поколения, долго впитывавшего англоязычную и отечественную рок-атмосферу, но ныне лишённого привычного климата. Кто бы мог подумать, что описание быта тинэйджеров начала 21 века будет казаться экзотикой спустя всего десять лет?
«Букет моей бабушки» — шутка предыдущих поколений слышится в названии этой книги, имеющей безусловную историческую ценность, помимо качеств авторской речи. Несомненно, она составит конкуренцию на полке новреалистических откровений и Сенчину, и Богословскому, и раннему Прилепину, и тому же «Птичьему гриппу» Шаргунова. Если первое поколение новых реалистов его историограф Андрей Рудалёв ограничил «четырьмя выстрелами», то есть своими четырьмя товарищами (Прилепиным, Шаргуновым, Сенчиным, Садулаевым), то вот второе – пока имеет открытые границы, и теперь не будет сомнений в том, кто второй (некоторое время им пытался быть Платон Беседин, но в художественном слове не удержался).
Итак, о чём книга? Она не о чём, а о ком. В небольших зарисовках нам раскрывается Воронеж тех самых нулевых, когда люди с неплохим средним, а иногда и высшим даже образованием и надеждой покорить песнями мир, слушали кассеты и пили пиво, и так их физическое время протекало и утекало от них и от всего их поколения. Кого-то вырывали из этого процесса наркотики, кого-то гопники или армия – так мудрых и искренних миллениалов становилось меньше, а рок-музыка, панк-классика оставалась всё той же, фонотеки росли, росли и перерастали эти интересы и воронежцы.
Но книга не грустная. В ней на речевом и мировоззренческом уровне сделана талантливая попытка настолько выпукло, честно, самоиронично явить «субъекта истории, поставленного на паузу», пребывающего в специфических субкультурных мирах, что от личности автора порой становится жарко, но не утомительно. Кого-то эта книга сейчас ментально согреет, вернёт былые климатические иллюзии. Это пересказывать бессмысленно, это надо читать. Пишет Ярослав весело и страшно – как завещал Егор Летов и ныне здравствующий Олег «Манагер» Судаков.
Дмитрий ЧЁРНЫЙ
* Поколение еГОра. Постдайджест. Live txt.
Издательство «Литературная Россия», Москва, 2014.
(книга вышла под моей редакцией и на мои средства)