В Москве в Центральном доме литераторов состоялся ХVI съезд Союза писателей России – крупнейшей общественной организации литераторов, имеющей отделения практически во всех регионах страны, насчитывающей около семи с половиной тысяч членов. Союз писателей России – правопреемник и наследник Союза писателей РСФСР, учреждённого в 1958 году. Тогда и состоялся первый съезд, с которого начался отсчёт. СПР однозначно стоит на патриотических позициях, сохраняет верность национальным духовным традициям в литературе и общественной деятельности.
Это был съезд единомышленников, объединённых общим пониманием стоящих перед страной проблем. Вдумчивых, прорывных дискуссий о состоянии отечественной словесности не велось, решались главным образом технические, организационные вопросы, связанные с уставом, структурой СПР, его взаимодействием с государственными органами. Исключением стали короткие выступления ветеранов союза. Александр Проханов дал исчерпывающий анализ ситуации: «Русская литература сосредотачивается. Выдающихся произведений о нашем времени пока нет, но они не могут не появиться. Литература живёт надеждой».
Поэт, публицист, главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Куняев определил важнейшую точку сосредоточения литературы, как противостояние разрушающей душу и нравственность народа либеральной идеологии. Владимир Крупин призвал опираться на вечные ценности Православия, быть ближе к церкви. Собственно, эти три выступления и явились обобщённой духовно-нравственной идеологической (поверх решения оргвопросов и анализа текущей политической ситуации) долгосрочной программой Союза писателей России. На съезде был принят новый Устав организации, определены направления работы на пятилетний период, подтверждена незыблемость патриотической позиции союза. 155 делегатов съезда единогласно избрали Председателем СПР известного писателя и общественного деятеля Николая Фёдоровича Иванова.
Первые лица государства не почтили съезд своим присутствием. Дело ограничилось зачитанным приветствием от Сергея Кириенко, дежурной (в духе мягкого патриотизма) речью председателя Российского книжного союза Сергея Степашина, телеграммой от советника президента Владимира Толстого, выступлением на свободную тему председателя СПЧ Валерия Фадеева. Не было в ЦДЛ и камер ведущих телевизионных каналов. Сообщения о съезде не попали в общероссийскую информационную повестку дня.
Следует отметить, что лёгкой жизнь СПР все годы после развала СССР не была. В дни ГКЧП в 1991 году союз хотели запретить, а здание на Комсомольском проспекте отобрать. Писатели забаррикадировались в особняке, отбили атаку. Вторую волну неприязни СПР пережил во время кризиса 1993 года. Многие писатели не одобрили расстрел из танков Верховного Совета. Не стали лёгкими и последующие годы. Здание упорно «отжималось», долги по «коммуналке» росли, занимаемые СПР помещения сокращались, как шагреневая кожа. С началом СВО появились надежды на благосклонный поворот государства к помогавшей Донбассу не только словом, но и делом писательской организации. Однако этот поворот, по мнению делегатов съезда, происходит не так быстро, как хочется. Уже несколько лет руководство СПР просит перевести литературное хозяйство в ведение министерства культуры.
Нахождение под рукой Минцифры, куда практически в полном составе переместились прежние кураторы из Роспечати, представляется членам СПР неправильным. Культура – живое слово. Цифра – символ, имитация «живой жизни». Не способствует конструктивной работе, провоцирует центробежные тенденции и отсутствие централизованного финансирования СПР. Да, отделения есть во всех регионах, но они в значительно большей степени зависят от местной исполнительной власти (аренда помещений, издание книг, материальная поддержка авторов и т.д.), чем от руководящей и направляющей деятельности СПР.
Попытки руководства союза выстроить чёткую управленческую вертикаль абсолютно оправданы, но нужен и материальный «рычаг», позволяющий решать многие вопросы. У СПР нет возможности финансово поддерживать региональные организации, нет своей полиграфической базы, издательств, нет влияния на чиновников Минцифры, кураторов престижных литературных премий, владельцев крупных издательств в плане продвижения и рекламного сопровождения книг своих авторов. Низовая российская литература «окукливается» в регионах, где выстраиваются собственные иерархии. Издаваемые тиражом в несколько сот экземпляров книги не попадают в систему распространения, становятся событием исключительно для автора и знающих его людей.
Ещё одной темой, затронутой на съезде, стало взаимодействие СПР с возглавляемой известным писателем, депутатом Государственной Думы, общественным деятелем Сергеем Шаргуновым АСПИР (Ассоциацией союзов писателей и издателей России). Несмотря на некоторые разногласия, сотрудничество с АСПИР (одним из пяти её учредителей является СПР) призвано полезным и продуктивным. Ассоциация финансируется из государственного бюджета, а потому имеет возможность оказывать материальную поддержку социальным и издательским проектам СПР.
Говорили на съезде и о преемственности поколений, работе с молодыми авторами. Этой работой системно и достаточно креативно занимаются, как АСПИР, так и созданный несколько лет назад в рамках СПР Союз молодых литераторов (СМЛ). Возглавляемый прозаиком и критиком Андреем Тимофеевым, СМЛ имеет сегодня ряд региональных отделений, а ежегодное Всероссийское совещание молодых писателей в Химках стало заметным явлением в литературной жизни страны. АСПИР и СМЛ используют разные методы в работе, иногда между ними возникают разногласия, но обе организации делают одно необходимое для литературы дело, поэтому разногласия не столь существенны и легко преодолимы.
Юрий КОЗЛОВ, главный редактор журнала «Роман-газета»