Писателя поздравили на всех уровнях, включая высшие, однако мы не хотим звучать фоном в сонме, а скажем своё слово. «ЛР» довелось пережить вместе с «Днём» те же самые тревожные дни октября 1993-го, когда новоявленный царь Борис добивал Верховный Совет – последний на Красной Пресне, как и в 1905-м, очаг власти антицарской, то есть власти Советов. При всей её постперестроечной специфике и правых уклонах… И «ЛР» в здании «Литгазеты» Ельцин закрывал и атаковал точно так же, как «Советскую Россию», «Правду», «День» — который выходил в осаждённом Доме Советов в ксерокопиях. Передовица того октябрьского «ксероксного» номера, того самиздата, так и осталась лежать нетленной в одной из комнат на крышке большого ксерокса, когда Починок водил экскурсии по зачищенному и пустующему зданию – это в почти полностью выгоревшем центральном корпусе! Поймёшь тут, почему вспоминая Чёрный Октябрь, писатель всегда упоминает неопалимую купину…
Не только рукописи – но и исторические передовицы не горят!
Даже этот эпизод говорит о профессиональной стойкости Проханова. Он в условиях жесточайшей конфронтации, длительной осады – продолжал работать как главный редактор, помня коллективно-организаторскую функцию любой, и тем более патриотической газеты. В каком угодно виде, но орган духовной оппозиции (которой поневоле она стала после ельцинского преступления – до сих пор не осуждённого на государственном уровне) должен продолжать выходить, вот была его и времени воля. На какой угодно бумаге. Вот – школа той радикальной журналистики, которой в 90-х поневоле учились все, включая даже оппонентов из многочисленных и щедро финансируемых либеральных газет, вроде «Общей» или «Независимой». Поразительным образом та гражданская война, что из активной фазы 1993-го перешла в информационную, гибридную, — не столкнула лбами в драке, а частенько устраивала дружеские встречи… Имею в виду Виталия Третьякова, у которого брал обширное интервью для «ЛР» в 2017-м. Разве враг ему Проханов теперь? Нет, коллега…
Но всё же, на фоне безусловно образцовой журналистики – при всей скромности, сермяжности бумаги, на которой выходила «Завтра» в боевых нулевых, — особое внимание привлекал и потому статус для нас, входивших в митинговую стихию, имел Проханов-писатель. Его массивный «Красно-коричневый», где он сполна запечатлел не просто события, но идеологические переливы того обречённого восстания советских и национал-патриотов против грядущей приватизации и дальнейшего распада родины, его «Господин Гексоген», показавший коварство и вместе с тем рыхлость, бренность либеральных элит, к началу 21 века воцарившихся на месте прежних аскетов, наследующих пролетарской власти… Эти книги звучали в тишине, почти в пустоте, когда советская идентичность, верность идеалам Октября и революции – казались бомонду и «прогрессивной молодёжи» нонсенсом. Тогда, на рубеже веков и в первом десятилетии миллениума коммунисты, включая и ту молодёжь, что проснулась от политической спячки, как я от выстрелов по Дому Советов, — понимали, читали Проханова.
Доводилось мне и выступать с песнями на слова-переводы «завтрашнего» поэта-донбасца Евгения Нефёдова под его «шапкой» в ЦДЛ, и скромно вместе выпивать на фоне его непьющих мусульманских друзей в знаменитом подвале, исписанном стихами шестидесятников, однако главное оставалось на страницах. В том огненном импульсе Прозаика, неистового, непокорного буржуазным переменам летописца своего времени – который удалось уловить. И, надеюсь, разжигать и далее…
Проханов вывел из комы реалистическую прозу в нулевых – смело отвлекая русского читателя от русского постмодернизма. Читатель поверил ему, а затем и нам, новым, радикальным реалистам. Правда, и тут он умел использовать «оружие противника» (но это другая история).
В солидно изданном советском сборнике статей и воспоминаний, посвящённом Андрею Тарковскому, был выделяющийся заголовок актёра Юрия Назарова «Мне дорог Тарковский-реалист». Хочется в таком же ключе определить и отправить наше поздравление с юбилеем Александру Андреевичу.
Дмитрий ЧЁРНЫЙ
***
И хотя я был не пьян,
Выгонял меня Прохан
Из своей газеты,
Словно с того света.
И похожий на кентавра,
С брюхом нараспашку,
Всей газете «Завтра»
Дал, наглец, отмашку.
Помоложе б был, мудрец,
Дал бы я ему в торец.
***
Литература отмирает,
Достаточно того, что есть,
Уже и это не читают
Давно, а это жесть.
Зачем читать, и так всё ясно,
Как где-то я уже сказал,
Тем более писать напрасно,
Всегда как будто бы я знал.
Не надо миру вечных мук,
Короче, полный завальнюк.
Гомер Шекспира не читал,
А Илиаду написал,
Тем более не знал Толстого…
Можно продолжить данный ряд,
Читать нет смысла никакого,
Поскольку чтение есть яд.
Немало я перечитал,
Но главного так и не знаю,
Как и всегда его не знал,
И ближе к истине не стал,
Как будто вовсе не читал.
Я это всё к чему склоняю,
Мир для меня как был загадкой,
Так и остался без остатка
Под нашим небом, как известно,
Пред тёмной мирозданья бездной.
Зачем всё только было нужно,
Я к чтению совсем остыл,
И чтение мне стало чуждо,
Что прочитал, я всё забыл.
К печатному открылось знаку
Во мне простое омерзенье,
Открылся мир, покрытый мраком,
И нету от него спасенья.
С тех пор я презираю чтенье.
Слушая Проханова, хочется повторить слова классика: «Аркадий, не говори красиво».
рецензию мою на «Надпись» его почитайте (2016) — там об этом же. но это конструктивная критика!
Есть у Проханова убойные строчки типа: «Лети моя печальная граната за Терек, за Дунай, до штаб квартиры НАТО…
50 романов
написал Проханов,
лидер графоманов
50 романов
настрочил Проханов,
лидер графоманов
50 романов
накатал Профанов,
лидер графоманов
Проханов — Вознесенский нашего времени, метафорист.
спорная аналогия, он бы не согласился)) метафоры папы Про — другие
Проханов — Вознесенский нашего времени, метафорист, написал 50 романов, это значит не написал ни одного…
литературы нет и уже не будет
литература не нужна
тем более такая, тем более сегодня…
откуда такой пессимизм? литература была и будет! другой вопрос — это её роль в общественной жизни. вот тут — можно согласиться, она сейчас (именно по причине НЕреволюционности и даже реакционности литературы) низкая, почти никакая роль — не считать же зэд-авторов «голосом народа»? подпевки решающим свои «геополитические» (империалистические) задачки господам олигархам, не более того. а это стыдно
где хвалёное влияние литературы, если войны идут ещё более жестокие…
верно замечание. влияние где? а вот берём и читаем «Иго войны» Андреева Леонида! или Толстого публицистику даже — о Русско-японской… несомненно, что правду, нелицеприятную классу, заварившему кровавую кашу в очередной раз — напишут и сейчас, просто не сразу опубликуют. но дневники уже ведутся, «победы», руинирование того, что ВМЕТСЕ строили — всё там место находит…