01.03.2024

Вызовы современности или повторение пройденного материала?

В 2022 году постепенно стало уходить в прошлое всё, что связано с пандемией коронавируса, вместо этого наступило время своеобразного подведения итогов произошедшему. Мысль об изменившемся за последние несколько лет мире уже устоялась как в нашем сознании, так и в обществе целом. Пришло время писателям осмыслить не только необычные события, но и весьма неожиданные последствия. В этом плане новая повесть тамбовской писательницы, учителя русского языка и литературы, профессора-литературоведа Елены Викторовны Бороды очень своевременна и актуальна.

Создатель повести «Zoom: карантинная история» соединяет злободневные и острые практически для всех вопросы с теми явлениями, которые традиционно характерны для становления личности подростка, а также необходимостью ответов на вызовы времени. Автор предлагает достаточно сложную психологическую игру-чтение, своеобразный квест, раскрывающий непростые тайны души каждого из персонажей и разгадывающий те загадки, которые пытается скрыть, забыть или отбросить от себя подальше каждый герой повести.

Героями произведения Е. Бороды становятся семнадцатилетние молодые люди, готовящиеся перешагнуть рубеж школы и выйти во взрослую жизнь, до которой осталось совсем немного – действие происходит в феврале-марте 2020 года. На первый взгляд, главное событие, к которому подходят герои, – грядущие экзамены – выпускные ЕГЭ и вступительные в вузы. Это дано по умолчанию, поэтому ещё до объявления карантина не это становится основным переживанием разных героев. Как и требует жанр школьной повести, героев не так много, но вполне достаточно, чтобы раскрыть основной конфликт. Центральных персонажей в повести девять, как и глав произведения.

Вместе с тем стоит обратить особое внимание именно на построение произведения. Повесть состоит из девяти глав, каждая из которых рассказывает о каком-то персонаже, его проблемах и его тайной истории. Все герои знакомы между собой – это ученики одного класса, но отношения между ними разные: кто-то враждует, кто-то дружит, кто-то ищет и находит первую любовь и т.д. Вместе с тем через всю повесть проходят нити пересечения судеб и отношений всех девяти персонажей. Порой загадка поступка или судьбы одного персонажа получает разрешение в главе, повествующей о совсем другом герое. Непонятное и странное в начале становится ясным в других главах, расположенных ближе к концу повести. То, что было представлено с точки зрения одного из персонажей, совсем иначе предстаёт в интерпретации другой стороны. Каждый читатель не только увлечён разгадыванием психологических ребусов, но ищет для себя ответы на вопросы, с которыми сталкивался и не всегда находил ответ. Каждая из глав ещё и выходит на одну из актуальных проблем для молодого человека, входящего во взрослую жизнь.

Интересно, что важные для педагогов и родителей вопросы для самих героев-подростков уходят на второй план. Они не убиваются по поводу предстоящих экзаменов, не ужасаются надвигающемуся Covid-19. Конечно, это становится важной и неизменной частью их жизни, но не главной. Каждый из героев начинает путь во взрослую жизнь со своими проблемами и заботами, которые кажутся ему самыми важными, и даже в небольшой промежуток времени несколько меняются, решая по-своему накопившиеся вопросы, в силу своего небольшого опыта и умения. При этом писатель показывает, что решить в одиночку никакую проблему невозможно. Рядом должен быть не только близкий человек, но и тот, кому можно доверить не только решение определённой задачи, но и, порой, мечту, свою жизнь, а иногда и жизнь близкого существа (собаки ли, брата, подруги и т.д.).

Произведение не случайно называется «Zoom: карантинная история», где ключевым словом становится слово Zoom. Самому процессу получения знаний и их проверки с помощью этой платформы практически не уделено внимания. Но именно такая система общения выходит на первый план в повести Е. Бороды. И все герои с их внутренними и внешними мирами и семьями помещены в своеобразную систему Zoom. Как любой пользователь, подключившийся к определённому сеансу, видит перед собой ряд окошечек, в которых камерой выхвачена часть мира каждого из участников сеанса, так и в повести каждая глава – своеобразное Zoomовское окошко, в котором камера выхватывает не всю жизнь, а только ту часть, которую решается показать участник общей конференции.

Конечно, в первую очередь, можно увидеть лицо и верхнюю, парадную часть портрета, но в этом же окне можно усмотреть и часть дома, комнаты – что позволит выхватить камера. Иногда на заднем плане могут мелькнуть лица родственников и / или друзей. При этом в случае каких-то неловких движений участника в этом же окошке может открыться что-либо потаённое, не предназначенное для посторонних глаз. А в случае неустойчивой связи или желания участника может пропасть с экрана и сам герой, скрывающийся за чёрным окошком, красивой аватаркой или вообще выпавший из сети. При желании и наличии героя в сети и подключённой камеры возможно увеличить его изображение на экране и получше рассмотреть и его, и мир вокруг него. Вместе с тем необходимо помнить, что сама система запускается по воле одного человека и все окошечки-люди связаны друг с другом общим действом и общими проблемами. Именно такой принцип организации книги выбирает Елена Борода, представляя своих героев читателю. Кроме того, не сбрасывается со счетов и новая для персонажей «карантинная история», которая кардинально поменяла жизнь каждого человека за весьма короткий срок, оказав во многих случаях существенное влияние и на судьбу героев (к примеру, «суициднувшийся в общаге ковидник», самоотверженно работающая в больнице мать Женьки и т.д.).

Вместе с тем писательница выходит на актуальные во все времена проблемы взаимоотношений отцов и детей. Так, семнадцатилетнего подростка, находящегося на пороге выпуска, не может не волновать вопрос о выборе дальнейшей профессии. Этот вопрос актуален для всех одиннадцатиклассников, но кардинально поставлен он перед Женькой её мамой, замечательным врачом и классным профессионалом. Практичность матери – выбор «нужного» вузовского репетитора, игнорирование знающей школьной учительницы, у которой нет необходимых связей, желание блага своему ребёнку – противостоит истинным желаниям дочери, которая скорее найдёт общий язык с беззаботной и безалаберной тёткой, всю жизнь занимающейся тем, что ей интересно, чем с мамой, у которой вся жизнь расписана до минутки и которая чётко знает, что хочет и что нужно. Однако автор нарушает все законы логики – именно Женя оказалась гораздо сердечнее матери, только она и её тётка смогли в сложной ситуации вовремя прийти на помощь другому человеку и спасти его («Соулмейт», «Мэри Сью»).

Выбор будущей профессии актуален и для Ивана, который на самом простом и наглядном примере убеждается, что ожидание не всегда совпадает с настоящим результатом. Борода проводит достаточно интересное сопоставление – как привычный испечённый мамой торт на деле оказывается сделанным не из бисквитных коржей и сладкого крема, а из печёночного паштета, блинного теста и майонезного крема, так и грандиозные желания Ивана спасти мир от надвигающейся катастрофы в глазах родителей выглядят похожими на цирковые трюки. Непонимание между родителями и подростком проецируется на отношения с новым одноклассником – занудный приставала Данила Крюк оказался совсем не таким, каким его увидели вначале многие одноклассники («Крюк и бабочка», «Сигнальная лента»).

Поднимает Борода крайне актуальную в наше время проблему доверия взрослым, которые часто злоупотребляют им и не оправдывают его. В этом случае произведение становится своего рода предупреждением об опасности для многих современных подростков. Писатель стремится привлечь максимальное внимание читателя-ребёнка, предупреждая читателя своего произведения (как взрослого, так и подростка) от роковых ошибок, для чего использует элементы популярного жанра детектива. Героиня рассказа «Чертовка» Марфа, даже поменяв образ жизни, адрес и имя, не может избавиться от страха преследования отчимом-маньяком. А персонаж рассказа «Шекспир сказал» с оригинальным именем Кассандра на собственном опыте приходит к выводу об опасности любых сделок с незнакомцами, тем более если в их отношения включены немалые деньги за незначительные сомнительные услуги. 

Немаловажной проблемой оказывается вопрос самореализации подростка в современной жизни. На примере отдельных миниатюр автор поворачивает классические проблемы к современности. Так, необычайно привлекательная теория деда Ярослава о делении людей на атлантов и пигмеев неожиданно оказывается даже для её автора умозрительной и оборачивается семейной трагедией и неизлечимой болезнью матери («Тайный город»).

Таким образом, книга Елены Бороды, написанная на самом современном материале, выходит на проблемы как традиционные, решаемые каждым поколением по-своему, так и поставленные только в наше время, но неизменно актуальные и важные для нынешнего подростка.

Анастасия Октябрьская-Кисничан,

Артель вольных критиков МГУ


Е. Борода. ZOOM: карантинная история. – М.: КомпасГИД, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...