Все началось еще в не столь далеком 2009 году, когда на экраны кинотеатров России вышел фильм «Черная молния», показавший превращение ничем не примечательного, живущего обычной жизнью юноши в героя, и сильно опирающийся на западную традицию создания «сверхчеловека» из того, кто попадется под руку. То была одна из первых попыток формирования собственно российского пантеона супергероев, закончившаяся провалом, и, наверное, поэтому данное направление на несколько лет благополучно забыли.
Спустя годы нашелся храбрец, решившийся бросить вызов замшелым традициям непринятия. И им оказался Артем Арамович Габрелянов, родившийся 9 февраля 1987 года в городе Ульяновске, окончивший факультет журналистики МГУ и в 2011 году основавший издательство Bubble. Выпуская изначально журнал юмористического направления, вскоре «баблы» пришли к нынешнему формату: созданию историй об отечественных супергероях. Будучи главным редактором, Габрелянов сам также активно включался в процесс и занимался написанием текстов к произведениям, тем самым совмещая несколько дел и моделируя поведение Юлия Цезаря. Бытует даже мнение, что все истории были придуманы самим Габреляновым, а один из ярких образов – Чумной доктор – «частично вдохновлен Павлом Дуровым».
Со временем компании удалось выйти на полную самоокупаемость, и поэтому формирование подразделения Bubble Studios стало вопросом времени и ресурсов, в том числе и творческих. Оглядываясь на опыт западных коллег, Габрелянов объявляет о создании киновселенной Bubble, в результате чего выходит первый крупный проект «Майор Гром: Чумной Доктор», представляющий собой адаптацию одного из популярных комиксов. История майора Игоря Грома и его противостояния Чумному Доктору в аутентичных декорациях Санкт-Петербурга становится самой разумной и, по признанию Габрелянова, выгодной, в отличие от других, более мистических историй, где изначальный вклад из-за анимации оказался бы более затратным для экранизации.
Главный принцип текстонаписания Габрелянова – актуальность, но актуальность не в контексте конкретной ситуации, а более масштабная, затрагивающая историю и ее отражение в современном мире. Несмотря на то, что «Майор Гром» был написан более пяти лет назад, проблемы, которые в нем затрагиваются, можно спокойно интегрировать в нынешнюю действительность, благодаря чему он смог зарекомендовать себя среди почитателей данного жанра. К тому же автор всегда отмечает, что комиксы должны быть легкими и понятными для массовой аудитории, потому что без «мейнстримности» популярность невозможна.
Автобиографичность в произведениях Bubble отсутствует, но, опираясь на интервью, можно говорить о внимании к деталям: во что одет герой, как он себя ведет, что он будет есть и многие другие моменты. При этом стоит упомянуть свободу действий, которую Габрелянов дает своим подчиненным. В этом он следует примеру сценаристов Marvel – вымышленной вселенной, в которой происходят события большинства американских комиксов, где режиссер обеспечивает своих художников некоей волей в изображении того или иного персонажа, что говорит о его демократичных взглядах на акт творчества.
Автор охотно соглашается на интервью и буквально горит своим делом, желая сделать российскую когорту супергероев опиумом для любителей данного жанра. Иногда издатель ходит по тонкой грани, балансируя между принятием неидеальной действительности и приукрашиванием ее – и яростным желанием раскрыть все изъяны современной системы. Будучи сыном довольно известного человека в российской медиаиндустрии (по этой причине ему были открыты многие двери в этот мир), Габрелянов все-таки признается в несовпадении его собственных взглядов в данной области с отцовскими. Например, в фильме «Майор гром: Чумной доктор» наблюдается откровенное недовольство современной политической системой, а в приквеле данной картины, в «Трудном детстве», мрачная и отчасти гиперболичная перспектива взята для демонстрации девяностых.
Сам по себе «Гром» – это в большей степени социальная драма, включающая развенчивание продажной верхушки и ее служителей в лице полиции, которая погрязла в коррупции и нередко пытается перекрыть воздух главному герою. Но стоит отметить, что, несмотря на многие возможности, Габрелянову пришлось удалить те сцены, которые присутствовали в комиксах. Так, например, исчез эпизод с распространением буклетов «Мы ждем перемен», показавшийся автору слишком провокационным. Возможно, балансирование на тонком льду не позволило Габрелянову во время съемок обратиться для поддержки начинания в Министерство культуры и Фонд кино, но, по-видимому, решающее значение сыграла независимость студии и потребность в свободе от цензуры, накладываемой данными учреждениями.
По признанию автора, все создатели комиксов горят идеей поведать истории, которые кроме них никто больше не расскажет, просто делается это в ином, отличном от классической литературы формате. По высказываниям самого Габрелянова, комиксы для него – неотъемлемая часть культурного кода, и воспринимать их как что-то чуждое будет ошибкой. Что касается популярности собственно супергеройского жанра, Габрелянов считает его одним из самых сложных, потому что хороший тип супергероики вбирает в себя элементы боевика, комедии, триллера и драмы. Удачно совместить данные категории бывает не так легко, но тех, кто с этим справляется, ждет заслуженный успех. Также издатель добавляет, что автор всегда должен быть готов работать в команде, поскольку с комиксами человеку одному не справиться. Особенно, как он подмечает, отдельной победы заслуживает ситуация, в которой создатель нащупывает «темную» сторону персонажа, находит в том «потаенные грани» и может сделать его привлекательным для потенциального читателя.
Для лучшего раскрытия подобной тьмы, как это произошло в «Громе», подошел антураж Санкт-Петербурга, очень красиво встроившийся в сюжет собственной архитектурой и памятниками:
Я с трудом представляю Чумного Доктора на фоне московской панельки, а вот когда он стоит на крыше, а позади него виднеется Исаакиевский собор — это выглядит намного честнее…
Стоит отметить, что, несмотря на некую противоречивость, сценарий «Чумного доктора» проработан достаточно детально, а определенный шарм Петербурга и отсылки к Достоевскому в нем касаются не только слов, но и смысла. Читателя и зрителя может поразить тонко описанная авторами связь главного героя и злодея. Подобная тенденция встречается и в произведениях Достоевского, где нередко центральные персонажи являются героями-двойниками. Так же как и у литературного кумира Габрелянова, в его тексте двойников разделяет черта, которую один из героев переступает, а другой — нет.
Заметно, что Габрелянов любит творчество Достоевского и через подобное противостояние демонстрирует собственное почтение и автору, и даже Петербургу, которого классик описывает в большей степени грязным и погрязшим в грехе. Но Габрелянов лишен фанатизма в идолопоклонничестве, поскольку «вообще против любого культа личности», поэтому в любом случае, черпая вдохновение извне, он остается верен себе и собственным принципам. Его отличает и определенная снисходительность к чужим работам, ведь у каждого комикса или графического романа найдется свой читатель, и если Габрелянову не понравится та или иная работа, то это только его мнение, которое он никому не навязывает.
Хотелось бы еще сказать несколько хвалебных слов о Габрелянове: невзирая на то, что боевик является его излюбленным жанром, он против легализации оружия и романтизации насилия:
Оружие — это ужасное зло, и все наши комиксы раз за разом повторяют одну простую мысль, что насилие — не выход. А главный посыл “Майора Грома” вообще заключается в том, что надо научиться прощать, чтобы прервать бесконечный круг ненависти. Так что я категорически против войны и всяких изобретений, которые помогают людям убивать друг друга.
Хочется верить, что, несмотря на очевидные связи в разных сферах, Габрелянов старается идти своей дорогой, прокладывая новые пути развития российской индустрии геройской эстетики и пытаясь создавать на основе имеющихся категорий нечто новое. Подобный энтузиазм способен продвинуть идею не погрязшего в коммерции издательства и индустрию кино, способную выйти на новый уровень, дав зрителю фильмы, которые смогут продемонстрировать восхождение отечественного кинематографа на своеобразный олимп.
Рия ХИЗРИЕВА, магистрантка филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Окончила бакалавриат филологического факультета по специальности «Русский язык и литература». Изучает сетевую литературу и является участником конкурсов современных романов. Любит Пелевина, Корнеля, Уайльда, Натт-о-Дага, комиксы и искусственный интеллект.
Артель вольных критиков МГУ