16.09.2024

Давно и неправда

Прежде чем начать разговор, давайте сразу обратим внимание на то, что мы живём в выдуманной реальности. Даже лёгкое соприкосновение с любым направлением науки разоблачает бездны бытовой мифологии, привычно принимаемой за неоспоримые истины, но идущей вразрез с академическим знанием. Обычная бытовая мифология не вредна, поэтому так легко вступает в симбиоз с ежедневными ритуалами. Но, покидая границы своего личного пространства, мы всё же не хотим быть дезинформированы.

Современный мир весьма обильно оделяет нас информацией разного качества. И мы, в суете рабочего дня (не успевая даже сосредоточенно поесть, не то что «погуглить»), рискуем «подцепить» какую-нибудь сомнительную историю и, чего доброго, начать её транслировать. Как оперативно распознать ложь, ну или хотя бы заподозрить неладное? Как сделать это на ходу, «в полевых условиях», не имея возможности свериться с источниками?

Сразу скажу: с изобличением искажённых цитат — сложно. Текст способен оставаться жизнеспособным в сколь угодно усеченных формах. Например, Ленину ставят в укор слова, что «интеллигенция — это не мозг, а говно нации», опуская то, что сказаны они были в личной переписке, и об интеллигентах, не желающих включаться в социалистическое строительство. Можно пойти ещё дальше и сделать шокирующее открытие — Ленин сказал: «Говно!» — при этом не соврать и произвести некоторый эффект на публику.

Что же касается ярких и запоминающихся картин, так легко поселяющихся в нашем сознании, и, как будто, не требующих проверки, то здесь есть возможность установить некоторые фильтры.

Научно-популяризаторские новостные ленты, наряду с рубрикой «научных открытий», обычно имеют и рубрику «научных закрытий». В неё попадают как реальные эксперименты, не подтвердившиеся повторными опытами, так и эксперименты изначально «фейковые», выдуманные. И, что характерно, вымышленные эксперименты всегда отличаются зрелищностью и мудрёной организацией, на что обыватель обычно не обращает внимания — «ЭТИ ученые, ТАМ что только не придумают!»

В качестве примера разберём популярный эксперимент «Здесь так принято».

В клетку помещаются пять шимпанзе и стремянка. На стремянке лежит гроздь бананов. Обезьяны некоторое время изучают обстановку, а затем, самая смелая из них начинает карабкаться по стремянке вверх за бананами. На середине пути включается механизм и всех приматов окатывает ледяной водой, а самая смелая обезьяна летит вниз под напором холодной воды. Ледяной поток прекращается и через несколько минут вверх начинает взбираться другая шимпанзе. Воду включают снова. Обезьянам, естественно, не нравится попадать под ледяной душ и с третьего-четвертого раза смельчаков начинают стаскивать вниз самостоятельно, при этом избивая (чтоб неповадно было). В следующей фазе эксперимента, одну из обезьян забирают из клетки, меняя на новую. Новичок не знает о холодном душе и, заметив бананы, сразу начинает путь к ним. Естественно, его сразу же стягивают вниз и ожидаемо избивают. Затем удаляют еще одного шимпанзе и снова меняют на нового. Ситуация повторяется, но в этот раз стягивать и бить нового участника помогает предыдущий новичок, который не в курсе почему так происходит. В ходе эксперимента из клетки удаляются все пять приматов, попадавших под холодный душ. В итоге пять обезьян сидят в клетке и избивают любого, кто пытается влезть на стремянку за бананами, хотя никто не понимает зачем. Почему так происходит? Потому что ЗДЕСЬ ТАК ПРИНЯТО.

А теперь – реальный эксперимент:

… в одном эксперименте верветкам-матерям давали два по-разному покрашенных корма, один из которых был горьким. Их детеныши тогда еще питались материнским молоком. Потом обезьянам стали давать корма тех же цветов, но уже без горечи. К тому времени урок был усвоен: взрослые обезьяны теперь ели только тот корм, который не был горьким изначально. Когда детеныши подросли и стали есть твердую пищу, оказалось, что они проявляют такую же избирательность, как и их матери. Сами они никогда не пробовали горького корма, поэтому ясно, что пищевые предпочтения они просто переняли у матерей. Более того, взрослые самцы, присоединившиеся позднее к этой группе, быстро усвоили местные правила и тоже стали есть только корм «правильного» цвета. Этот пример иллюстрирует первую и третью фазы социального обучения.

Что мы видим в первом случае?

— Ученых, таскающих стремянку по лаборатории, запихивающих её в клетку.

— Бананы, которые со временем портятся, привлекают насекомых,

и их нужно менять на свежие.

— Простуженные, больные подопытные и проблемы с обществом защиты животных.

— Что это за помещение, пригодное для жизни обезьян, но с системой орошения и водостоками?

Во втором случае — всё компактно, реалистично, экономно и не менее наглядно. Всё, как говорится «по делу».

Не всегда у нас есть возможность сравнить варианты историй или сопоставить событие с сопутствующими обстоятельствами. Обычно ложь приходит без компрометирующего сопровождения. Но, как правило, она изобличает себя зрелищностью и игрой с эмоциями. Ведь она не возникает сама по себе, а создаётся нарочно, с определёнными целями, соответственно имеет определённые «конструктивные особенности».

«Весёлые истории» из области естествознания, скорее всего не имеют иной цели, кроме как «собрать толпу», поэтому и происходящее в них обставлено как водевиль.

Исторический миф обычно обслуживает определённую идеологию. Он что-то разрушает, подменяет, искажает. Он обязан быть ярким и запоминающимся, желательно, если он будет метить в те области эмоциональной сферы, которые отключают критическое мышление, например, дети, родители, дом и т.д. Он должен иметь способность выживать, распространяться, мутировать, ну, вы поняли.

Берия с чемоданом девичьих трусов — персонаж забористого аниме. Ленин, бережно выставляющий банку с заспиртованной головой Николая II на письменный стол — не автор собственных статей, но некрофил-гуманитарий, мыслитель-трупоед, потянет на сериал. За монтаж ванны для работы с кислотой не возьмётся ни одна ремонтная бригада, даже под угрозой расстрела. Сколько же слоёв химзащиты натягивали на себя злобные нквдшники, растворяя в ней незадачливого простака за несмешной анекдот? (а ведь есть экранизации этого бреда, и не одна! — прим.ред.)

Выслушивая очередную «невероятную историю», старайтесь помнить: люди не так сильно отличаются друг от друга, как может казаться. Как самый обычный живой организм в продолжающемся процессе эволюции, мы экономим силы, ресурсы и избегаем дискомфортных ситуаций. И ученые, и артисты, и политики — тоже люди, им тоже часто бывает «дико лень», «кажется дороговато» или «жутко бесит».

На мой взгляд, формула «лень, дорого и бесит» во всей своей неприятной обыденности может служить универсальным транспортиром: прикладываешь к повествованию и видишь, где угол слишком тупой, а где чересчур острый. А сомнения — путь к истине.

В качестве эпилога процитирую Писемского, который смотрит на ту же проблему с другого не менее интересного ракурса: «Выдумывая, всякий человек, разумеется, старается выдумать и приписать себе самое лучшее, и это лучшее по большей части берет из того, что и в обществе считается за лучшее. Лгуны времен Екатерины лгали совсем по другой моде, чем лгут в наше время. Прислушиваясь со вниманием к тем темам, на которые известная страна в известную эпоху лжет и фантазирует, почти безошибочно можно определить степень умственного, нравственного и даже политического развития этой страны».

Мария ЧЕРНОВА

3 комментария к «Давно и неправда»

    1. ***В итоге пять обезьян сидят в клетке и избивают любого, кто пытается влезть на стремянку за бананами, хотя никто не понимает зачем. Почему так происходит? Потому что ЗДЕСЬ ТАК ПРИНЯТО.***

      Превосходная статья! В самую суть! И как раз о том, что для понимания социальных механизмов нужно изучать природу. Этология — наука о поведении живых организмов базирующаяся на физиологических основах. Как выпускник этой научной школы с красным дипломом я завал этот вопрос неоднократно бизнесменами и экономистам: «Что такое этология?» НИ ОДИН не смог ответить, даже приблизительно. Это и есть та самая причина, почему абстрактные идеи Марксов, Лениных, Стиглицев и прочих об экономике красивы на бумаге. Но на деле неприменимы к социуму состоящему из живых людей. При этом каждый раз очередную ошибку теоретика «счастливый жизни» предлагают лечить следующей ошибкой, нового теоретика. Почему так глупо и не грамотно? Да потому, что ЗДЕСЬ ТАК ПРИНЯТО!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...