14.12.2024

Запеваем песенку… свою

«Бригантина» Павла Когана – кто не слышал эту песню? «Бригантину» знают все,  это бардовский гимн. Я знаю эту песню с младенчества, в 60-е годы — наша любимая, застольная. Поэтому когда с экрана телевизора она звучала неточно, моих родителей передёргивало: что за муть? Не так. Не то.

Действительно, песня со временем потеряла некоторые слова. Вот как это произошло.

Молодой поэт Павел Коган учился в ИФЛИ, а Георгий Лепский был его приятелем. Ребята дружили, увлекались искусством, литературой, поэзией. Им было семнадцать и восемнадцать лет соответственно. Несколько стихотворений Павла Когана стали песнями тогда же.

В ютубе есть записи от 1989 года с выступления барда Георгия Лепского, где он в деталях рассказывает, как это было. Лепский утверждает, что он пришел к Павлу Когану домой, они сели и написали «Бригантину». И якобы он, Лепский, автор не только музыки, но и соавтор текста. «Бригантину» с тех пор поют с помарками и ошибками. Павел Коган был крепким поэтом уже, нуждался ли он в соавторстве? Как бард Георгий Лепский умудрился спеть почти свои же стихи, потеряв по ходу исполнения рифмы, смыслы и целый куплет?

Другой бард, который назвал себя со сцены одним из первых исполнителей «Бригантины» — Евгений Агранович, взял за эталон выступление Лепского и теперь в многочисленных записях из архивов любительской песни ошибки Лепского прижились и живут по сей день. Я взяла для сравнения стихи Павла Когана из сборника «Гроза», вышедшего в издательстве Советский писатель в 1960 году и текст песни из открытых источников.

БРИГАНТИНА                                                        ИСКАЖЕНИЯ

Надоело говорить и спорить, 
И любить усталые глаза... 			         (точка вместо многоточия)
В флибустьерском дальнем море 
Бригантина подымает паруса...                               поднимает
 
Капитан, обветренный, как скалы, 
Вышел в море, не дождавшись дня…                 /нас /  (запятая вместо многоточия) 
На прощанье подымай бокалы 		                    /подняты/
Золотого терпкого вина.  

Пьем за яростных, за непохожих,                          /за непокорных/
За презревших грошевой уют. 			           /грошовый/
Вьется по ветру веселый Роджер, 
Люди Флинта песенку поют.  	                    /Люди Флинта гимн морям поют/

Так прощаемся мы с серебристою,                          /...с серебристой/
Самою заветною мечтой, 
Флибустьеры и авантюристы 
По крови, упругой и густой.                       /Братья по крови горячей и густой/
 
И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза. 
В флибустьерском дальнем море                    /Вновь увидишь в дальнем синем море/
Бригантина подымает паруса.                                 /поднимает/

Вьется по ветру веселый Роджер,                        ЭТОТ КУПЛЕТ СОВСЕМ ИСЧЕЗ
Люди Флинта песенку поют, 
И, звеня бокалами, мы тоже 
Запеваем песенку свою.  

Надоело говорить и спорить, 
И любить усталые глаза...                            (точка вместо многоточия)
В флибустьерском дальнем море                    /Вновь увидишь в дальнем синем море/
Бригантина подымает паруса...                               /поднимает/

Почему так необходимо многоточие вместо запятой после «любить усталые глаза»? Потому, что тут пауза, жест, поэт отрывается от лица девушки и переводит взгляд на… воображаемое море.

Оно может быть за окном, в дверном проёме.

Автор написал «подЫмает», почему?  Это флотский сленг, паруса моряки именно подымают, а не поднимают. Павел Коган верно выбрал этот диалектизм из профессионального сленга портовых грузчиков и матросов.

Это «Ы» – не только выражение физического напряжения, силы, работы, это еще символ единства с головорезами Флинта — морскими разбойниками, покорителями моря и варварских земель. Бригантина подымает паруса, а мальчишки-студенты – бокалы в честь романтических приключений и братства. Это перевоплощение, игра, почти детская. Они —  молодые поэты, они не похожи на обывателей! Они пьют за таких же непохожих.

А люди Флинта именно песенку поют: «Семнадцать человек на сундук мертвеца! Йо-хо-хо! И бутылка рому»! Это в песне та же самая бутылка, которую распивают молодые  студенты-бунтари, восстающие против затхлой бытовщины и регламента.

Ведь Коган запевает песенку свою с друзьями, и это новая песня. Они, собутыльники, преемники, продолжатели романтизма Байрона, Конан-Дойля, Стивенсона, — это ответ скучному классицизму и слюнявому сентиментализму, это авантюрный путь в новое, неизвестное. В соцреализм грядущей военной литературы, вершины которой достигли  – Михаил Шолохов, Юрий Трифонов, Андрей Платонов и многие другие замечательные писатели.

А «гимн-морям-поют» — это труднопроизносимое что-то, манная каша, а не музыкальная поэтическая фраза. Так неужели ни у кого не ёкнуло, не возникло подозрение, что слово неверное, мёртвое? Хоть в этом «гимн-морям»? Ведь это так просто – взять и открыть книгу, посмотреть, сверить. Если искажения протекают в устное творчество, вытравить потом их из памяти  будет очень трудно.

Среди многочисленных исполнителей известные и многими любимые: Сергей Никитин, Галина Хомчик, братья Мищуки, — все с высшим образованием и … досадной фонетической глухотой.

Но всех в несении отсебятины переплюнул Юрий Визбор. На youtube легко найдете «Бригантину» в его исполнении. Широко улыбаясь в микрофон, в первом куплете он выдал такое:

Надоело говорить и спорить,

Надрывать до хрипа голоса.

Во флибустьерском дальнем синем море

Бригантина поднимает паруса.

Визбор расфантазировался, и во втором куплете радостно выдал:

Капитан, обветренный, как скалы

Поднял флаг, не дожидаясь дня.

В третьем куплете:  

Пьем за ветренных, за непокорных,

За презревших грошевый уют.

Это обращение к дамам, Визбор имел в виду подруг-собутыльниц у костра:

Вьется по ветру веселый роджер,

Люди Флинта гимн морям поют.

Такие люди Флинта, пираты, встали навытяжку и поют гимн, гимн Советского Союза. Четвертый и пятый куплеты «Бригантины» он пропускает вовсе. На шестом в нем проснулся комсомолец-доброволец:

И в труде, и в радости, и в горе,

Только чуточку прищурь глаза,

И ты увидишь, как в дальнем синем море

Бригантина поднимает паруса.

Вот говорят, из песни слова не выкинешь: не так, мол, легко отредактировать зарифмованный и ритмически организованный текст. И благодаря этому лишь в песнях и сохраняется историческая правда, детали и приметы эпох. А песню перепеть – запросто. Это будет считаться вариантом народной песни.

Но в том-то и дело, что это авторский текст, у него есть  правообладатель, наследница Павла Когана – его дочь и внучка. И, кстати, Ольга Борисовна Сумм – переводчица,  филолог.

Вот бы она посмеялась!

Екатерина ЖДАНОВА

13 комментариев к «Запеваем песенку… свою»

  1. Хороший пример гимна либералов. Пока Мария Ивановна шила то, в чем ходил бедный Коган. А Ваня Иванов пахал поле чтобы было, что кушать несчастному Когану. И Петр Сидоров строил на морозе ветру дом, в котором мог бы жить несчастный Коган. Сам угнетаемый Коган пишет о своей хищнической ультра-либеральной мечте:

    Пьем за яростных, за непохожих,
    За презревших грошевой уют.
    Вьется по ветру веселый Роджер,
    Люди Флинта песенку поют.

    А балбесы не желающие изучать основы выживания в природе, и не понимающие о чем тут речь — подпевают этой бандитской ультра-либеральной песенке:

    Вьется по ветру веселый Роджер,
    Люди Флинта песенку поют.
    И, звеня бокалами, мы тоже
    Запеваем песенку свою.

    ps
    Бедные несчастные Коганы.
    Им не давали пограбить народ — тоска печаль…

    1. Павел Коган погиб в 1942 году в разведке, ему было 24.Защищая Родину. Мальчишка песню написал, гениальную. Она перешла в 21 век, в котором, Марк, вы живете, благодаря таким, как Павел Коган. У всех свои таланты и предназначение. Занимайтесь своим делом так, чтоб на века.
      Любви не имеете. Вы мертвый, хоть шевелитесь, и ядом брызжете на героя войны. Позор!

  2. Марк поерничал, но факт: «бандитская песенка».
    Да, 15 — 17 лет — возраст романтики.
    Хочется испытать себя, показать уверенность в себе, смелость, «я все смогу» и т.п.
    Юноша написал романтическую самодельную песенку.

    Но, анализируя, видим в юношеской песенке:
    — восхваление пиратов,
    — пьянку в нескольких куплетах под прикрытием поминок.

    Смотрим логику текста:
    — Где-то там, далеко, «В ДАЛЬНЕМ» море КАКАЯ-ТО бригантина ТОЛЬКО ПОДЫМАЕТ паруса.
    А капитан УЖЕ ВЫШЕЛ В МОРЕ. На другом судне? И погиб.
    Если на этой бригантине, то времена глаголов напутаны.
    Утонул где-то, а поминают здесь.

    Мне в юности нравилась песенка. Одна из причин — не было лучше.

    Свою юношескую мечту я осуществил: видел «в флибустьерском дальнем синем море» — Карибском Мартинику, Доминику, Барбадос, Ямайку и другие «пиратские» острова.

  3. ***но факт: «бандитская песенка»***

    Николай, в научных кругах (либеральных) не часто признают открыто тот факт, что преступный мир в основе своей является либеральным. Где каждому блатному хочется иметь больше прав. А все обязанности по производству материальных благ блатные перекладывают на «терпил» — тех, кого они будут грабить. Когда в молодежной компании начинают запевать песню о пиратах или перебирать блатные аккорды — это оно. Но как не странно такой преступный мир еще является либеральным, но здоровым. Распознать здоровых либералов можно просто — они дают стаду жить не выпивая кровь из него полностью.

    Да! Как не странно это будет звучать. Здоровый либерал преступник похож на охотника. Который не пашет и не сеет. Однако он не отстреливает беременных самок. И не варит суп из цыплят, доставая их из гнезда. Здоровый охотник охотится в сезон. А вот преступный мир либерастов — извращенцев, уже никаких законов не признает и ведет себя как браконьер. Именно либерасты ведут себя как отморозки. В преступном мире они могут обирать последнее у больных, воровать у детей. Именно они являются педофилами, серийными убийцами и маньяками людоедами. Их не сдерживает ничто — весь мир должен быть у их ног.

    Интересно, что азимут развития либерализма начинается сразу после удовлетворения базовых потребностей. После как поел и тебя не убили -теперь можно начать думать, что бы еще захотеть. Так коммунный организм, удовлетворив первичные потребности ВСЕГДА начинает задумываться — может он не просто член стада, а личность в нем? Затем эта созревающая личность начинает себя любить больше чем стадо. Так и формируется полноценный либерал (как большинство тут присутствующих). Затем будучи уже либералом он расширяет себе просторы прав (самореализуется). И все больше отказывается от не интересных ему коммунных обязанностей (права знакомо?). В итоге, в апогее либерализм приходит к гипертрофии — либерастии. Где происходит отказ уже не только от коммунных, но и от моральных обязанностей. Именно это приводит к крушению личности. А накопление таких либерастов в популяции приведет и всю популяцию к катастрофе.

    Все правительства в мире являются центрами либерализма. Ибо ЭГО правителя и его приспешников воплощается под предлогом заботы о стране и народе. Но здоровые либералы, такие как Чингисхан, Карл Великий, Линкольн, Петр1 — строили империи полезные и для своих народов. А вот либерасты типа современных руководителей Армении, Украины и других европейских стран обменяли свои народы на личную выгоду. Продались за бусы Соросу и пустили под откос свои страны.

    Спор между Баденом и Трампом это не спор между консерваторами и демократами. Это война между глобальными блоками — больных либерастов с одной стороны и здоровых либералов с другой. Где в случае победы либерастов Америка гарантировано крушение. А следом в кризис провалятся и ее европейские шавки. Выход из которого всегда только один = глобальное возрождение фашизма. Эпопея с тотальным акционированием во время COVID19 была широкомасштабной тренировкой.

  4. Кстати, то о чем я говорю прекрасно понимают многие. И то, что либерализм становится все более звериным совсем не новость. Именно о том, каковы будут наследники современного либерализма писал Окуджава. Будучи талантливым экстремистским идеологом либерализма он предсказал это еще в 90-х.

    ***Через два поколения выйдут на свет
    люди, которых сегодня нет.

    Им будет робость моя чужда,
    они раскованней будут и злей…
    Зависть, ненависть и вражда
    взойдут над просторами их полей.***

    Воистину — все ценности либерализма дошедшие в своем логическом развитии до экстремизма открытой либерастии.

  5. Вы сто, никогда не играли в чапаевцев, индейцев, пиратов? Несчастные. Вы родились уже лысыми, пузатыми квасными патриотами. Эта песня о прощании с книжным добрым и милым детством, с мечтой о дальних странствиях и беспечном счастье быть самим собой. Детей судите. Да ими в 37 даже Ежов не заинтересовался, как Жигулиным, например. Вам, простым таким, дай волю и наганы, вы всех перебьете. Ангелы бессмертны, расслабьтесь

  6. Понимаю печаль автора статьи по поводу коверканья текста песни «Бригантина».
    Однако негодование вызывает использование понятий «правообладатель», «авторское право». Наличие имущественного авторского и патентного права, феодального пережитка, отравляет современное информационное пространство, способствует экономическому империализму и не дает в должной степени развиваться творческому кругозору граждан, науке, образованию и здравоохранению. Понятие «интеллектуальной собственности» — инструмент глобалистской мировой политики для поддержания экономического превосходства над остальным миром, обогащению американских медиакорпораций и международных книжных издательств. Об истории того, как РФ безропотно приняла эту концепцию, интересно посмотреть с позиции рыночника, ученого Алексея Иванова:
    https://globalaffairs.ru/articles/intellektualnaya-sobstvennost/
    Отмена феодального пережитка — первый необходимый шаг для помощи производительным силам общества. Кто этого не понимает, тот подыгрывает современным установкам запада.

  7. ***Наличие имущественного авторского и патентного права, феодального пережитка, отравляет современное информационное пространство***

    Швондеры никогда не откажутся оттяпать квартиру у профессора Преображенского.

    1. Вы бы оценили критику понятия «интеллектуальной собственности», например у рыночного экономиста, лауреата Нобелевской премии, Джозефа Стиглица. Или почитали бы про ренту у английского либерального экономиста 18 века Давида Рикардо. А то все ваши псевдоаргументы , как будто Буш-младший с Байденом надиктовывали…

      1. Стиглиц — экономист, он понятия не имеет как работает биосистема. А в природе все просто — животное метит свою территорию. Метки не мешают жить на оной территории другим животным и растениям. Потому, что в природе нет юридических лиц, которые бы могли огородить территорию заборами с колючей проволокой. Так и в патентах — не должно быть юридических лиц. Чтобы пользу за свой труд получал автор. Наступают сложные интеллектуальные времена. Новые шаги в технологиях будут даваться все труднее. Поэтому труд авторов должен быть оплачен, а не украден.

        Рикардо не хватает понимания в том, что нельзя оперировать природными социальными механизмами математически. В организмах работает физиология, а не математика. И то, что логично в математике совсем не логично в природе. До сих пор врачи свято верят, что если у человека не хватает белка, то ему надо есть белок. А если не хватает кальция то надо есть кальций. Получается корове чтобы давать молоко (белок) надо пить молоко или есть мясо. А для здоровой беременности есть мел. Врачи к сожалению обучены продавать таблетки ориентируясь на симптомы. Хотя все считают, что врачи это специалисты в здоровье. Почему тогда эти «специалисты» ни в одной стране мира не являются долгожителями? Жить не хотят? Так и с экономистами и их полным непониманием природных механизмов.

        Сами попробуйте найти косинус ручья или корень в седьмой степени из арбуза. Системы для био объектов должны строиться биологами, а не экономистами и не философами. А чтобы до гениев экономики это дошло их надо кормить квадратным корнем из гипотенузы в скобках, помноженной на чисто Пи.

  8. 1

    Зависаю в гамаке
    в дебрях мирозданья,
    в глухом и райском уголке,
    на дачке под Рязанью.
    Жена на грядках, внук под боком;
    гляжу в раздумии глубоком
    на пошатнувшийся забор;
    пойду… найду, возьму топор.

    2

    В деревне нынче жизнь не шик,
    особенно зимою:
    собак пускают на шашлык,
    а кошек — на жаркое.
    Тоска в деревне круглый год,
    и даже рыба не клюет.
    Работы нет, зарплаты нет,
    но есть закат, и есть рассвет,
    и огород – в земле копайся,
    природой наслаждайся…

    3

    На дачке я, рассеяв скуку,
    порой рассказываю внуку,
    что за холмом в лесу вечернем
    Баба Яга живёт с Кащеем…
    А сам я верю, как ребенок,
    в Бабу Ягу еще с пеленок.
    Внук верит мне и смотрит в лес
    глазами полными чудес.

  9. И вдруг выходят прям оттуда
    Кащей с горбатою подругой,
    за ними ступа с помелом,
    за ними черти с вертелом,
    за ними печка с пирогами,
    избушка с курьими ногами
    и говорят: » ну хватит, дед,
    пугать детишек с малых лет» …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...