30.05.2024

Когда на твоей стороне товарищи и правда

В Доме Кино на 46-м ММКФ состоялась премьера фильма «Мятежники»

Что может сделать слабый ребенок перед натиском могущественных взрослых, бизнесменов и чиновников?  Оказывается, очень многое. Особенно если ты уверен в своей правоте и яростно готов бороться за права. И тебя в борьбе поддержат друзья и товарищи. «Один за всех и все за одного!»  

Фильм «Мятежники» (режиссёр — Владимир Алеников, продюсер — Константин Серебряков), — это больше, чем основанная на реальных событиях драма детского дома-интерната, который сумели спасти от сноса (под строительство элитного жилья) сами дети. Из документальной истории Владимир Алеников сумел сделать идейно глубокий сюжет о взрослении личности.

У специалиста по сравнительной мифологии Дж. Кэмпбела есть известный труд, вышедший в России книгой — «Тысячеликий герой».  В разных эпохах, в многообразных эпических сказаниях и мифах есть повторяющийся сюжет о том, как некий персонаж попадает на «территорию неизвестного», где проходит путь испытаний, обретает помощников, волшебную силу,  и вступает в схватку с чудовищем, во много раз сильнее себя. В том случае, если герой побеждает чудовище, персонаж  переходит в новый  статус. Психологи это называют «инициацией», то есть обретением своего подлинного имени. В новом статусе герой возвращается в прежний мир, и занимает в нем лидирующую позицию. Примеры подобных сюжетов есть во всех мифах мира, от Одиссея, заплутавшего по пути на Троянскую войну,  продолжая приключениями аргонавтов под руководством Язона и морскими странствиями Садко, и так, вплоть до русского Ивана-дурака, отправившегося в тридевятое царство за Василисой Прекрасной. Нарратив «пути героя», словами филологов, весьма устойчив. Парадокс фильма «Мятежники» в том, что на этот путь становится не герой, а героиня.

Девочка-подросток Настя (актриса Василиса Коростышевская) попадает в интернет по решению органов опеки, спасающих ребенка от собственной матери, которая, привыкнув жить за счет средств мужчин, лишившись  материальной поддержки, начинает в отчаянии спиваться. Слабому и зависимому характеру матери (актриса Оксана Коростышевская), сценарист фильма противопоставляет твердый  и способный к бескомпромиссной борьбе характер ее собственной дочери. Но этот характер формируется в условиях интерната и нового социального окружения Насти.  И для того, чтобы из запуганного полуголодного и несчастного ребенка вырос взрослый и смелый человек, героине приходится пройти жесткие испытания, вступив  в схватку с «сильными мира сего», чиновниками и бизнесменами. 

На пути трансформации личности Настя встречает, как и положено в нарративе «пути героя», верного помощника-проводника. Примечателен образ этого персонажа: проводником в мир «особых детей» стал слепой мальчик (актёр  Леонид Черных), который обладает личностными чертами, вызывающими симпатию зрителя. Во-первых, его речь успокаивает, ободряет, и не удивительно, что именно к нему и тянется Настя, перепуганная резкими и грубоватыми шуточками воспитанников интерната. Он доброжелательно рассказывает «новенькой» о том, сколь непроста была жизнь каждого ребенка до того, как он попал в интернат. Во-вторых, слепой  мальчик необычайно интеллектуален, он много читает книг со специальным шрифтом. Именно он и придумывает неожиданный план, как можно спасти дом-интернат от сноса под элитную новостройку. Вначале с недоверием, а затем охотно, в этот план втягиваются все воспитанники.   

Ключевой конфликт фильма разительно отличается  от подобного рода сюжетов.  На этот раз мы имеем дело не с клишированным  противостоянием «законно — не законно»,  а с более глубокими мотивами поступков. С точки зрения «буквы закона», чиновники ведут себя, как и подобает при инновационном масштабном  градостроительстве. На месте низких  «советских» домов строятся коммерчески прибыльные «высотки»  с большими торговыми площадями, подземной парковкой и закрытой, огороженной территорией. 

Если сносится дом–интернат, то его жильцы расселяются по другим социальным учреждениям. И это – стандартная схема и она не является противоправной. Однако, в случае с героями нашего фильма, все намного сложнее. 

«А что же будет с детьми?» – Восклицает директор интерната Галина Захарьевна Ольшанская (актриса Ольга Волкова), —  Вы что, будете нас  выселять?». И в ответ слышит  от руководителя строительной кампании бодрое и оптимистичное: «Не выселять, а расселять!». А вот в этом-то и проблема!  

Оказывается, что детей нельзя отрывать друг от друга. Это — единый организм, сросшийся и неделимый. Среди детей — не только отправленные сюда по решению органов опеки,  но и так называемые «отказники», увечья которых оказались психологически непосильны родителям. Только все вместе эти дети, не приспособленные к выживанию  в жестоком конкурентном мире, чувствуют себя защищенно и уверенно. Каждый из них имеет тот или иной физический или умственный дефект (зрение, слух, заикание, аутизм,  паралич, неизлечимая  болезнь), но они дополняют друг друга и парадоксальным образом получается, что в интернете сформировался уникальный коллектив друзей, которых «не разлить водой».  Подобный пример дружбы, должен заставить задуматься учителей и обычных школ. Не секрет что именно в подростковом возрасте  среди школьников начинается борьба за лидерство, школьные классы распадаются на группировки, нередко враждующие между собой. В фильме показано подлинное лидерство и дружба.

Воспитанники интерната осознанно или неосознанно понимают, что подобной дружбы и чувства защищенности, как в интернате (атмосфера, сформированная в многом благодаря директору Галине Захарьевне), они в «другом мире» агрессивной конкурентной борьбы не встретят. И более того, некоторые из них прекрасно различают подлинные чувства и «показуху». Один из ярчайших эпизодов демонстрирует это. Заикающийся парень Руслан (актёр Марк-Малик Мурашкин) почти уже обрёл новую семью. На роскошном автомобиле его забирают из интерната на выходные  материально обеспеченные предприниматель с  молодой женой.

Супруги уже приняли решение усыновить мальчика, вылечить заикание «по лучшим современным методикам», и показать ему Арабские Эмираты. Дело  остается за  малым: за решением самого мальчика. И тут Руслан повергает всех в шок, наотрез отказавшись идти в жить в богатую семью. Захлебываясь словами, свой отказ он мотивирует так: «Я им нужен для комплекта». На недоумение воспитанников интерната он поясняет: «ну, для полного набора. Квартира, машина. Теперь – еще нужен ребенок.». Он осознает,  что к нему относятся как к игрушке, как к вещи,  «для статуса». Между тем, дети, даже инвалиды, это — личности.

Впрочем, по-настоящему вырасти над собой детям еще предстоит,  когда они вступят в схватку со строительно- чиновничьим «монстром». К слову, образы городской чиновницы (актриса Ольга Спиркина) и предпринимателя, (актёр Виталий Даушев), партнера по идее строительства торгового центра созданы сценаристом и режиссером весьма корректно. За строительный проект они берутся хладнокровно, без  эмоций и  резких оценок,  в их лексике нет ни грубости, ни ядовитой иронии, ни презрения. Не испытывают они и ненависти к директору интерната Галине Ольшанской, спокойно и без раздражения обсуждая, как технически решить задачу: вывести ее за зону конфликта. Как говорится, только бизнес, ничего личного.  

Пафосная «отправка директрисы на пенсию», с  охапкой цветов и почетным правительственным  дипломом, резко усиливает конфликт. Теперь дети остались одни, и никто не защитит и не поддержит их. По «золотому канону» сценарного дела, обстановка накаляется еще и цейтнотом:  здание начнут  сносить не сегодня — завтра.  У детей есть всего лишь одна ночь на то, чтобы  самим, без помощи  взрослых,  остановить этот нарастающий ком разрушительных событий.

В нарративе «пути героя» именно такая ситуация и называется «решающая схватка с чудовищем». В этот момент пространство дома-интерената смешивается с пространством средневекового театра масок. Тревожной ночи, за время которой дети должны придумать выход, предшествует спектакль об «Орлеанской деве и королевском обществе». Национальную героиню Франции, командовавшей армией во время Столетней войны, Жанну д’Арк играет воспитанница с короткой стрижкой Оксана (актриса Мирослава Смирнова). Она одета в доспехи, а на вопросы  английской католической инквизиции, обвинявшей ее в «ведьминском колдовстве» почему она так выглядит, героиня отвечает : «потому что я воин и должна быть одета как мужчина». Важна идея сценариста, нивелирующая понятие «гендера»,  над традиционными сюжетами о взаимоотношении полов он выше и значимее ставит идею борьбы за гуманистические ценности: свободу Родины и братство людей.

Одновременно, мы помним, что Жанна д’Арк предстала перед судом английской инквизиции, будучи передана им предателями из Бургундии, к которым она попала в плен. Расформирование интерната тоже начинается во многом «благодаря» предателю, завхозу интерната (актёр Евгений Марчелли) внешне надежному сотруднику из ближайшего окружения директора Галины Ольшанской, который соблазнился на обещание предпринимателя, получить хорошую квартиру, в случае помощи бизнесу и чиновникам. Догадаться о том, что прагматичный завхоз «себе на уме» можно по реплике, которую тот бросает, спасая от смертельно опасного отравления Настю: «избавляться от нее надо. Я же вижу, какой характер». Но расшифровать эту реплику, поняв что для завхоза «плохой характер — это бунтарский и решительный характер» под силу лишь очень внимательному зрителю.

И ещё примечательная деталь. В эпизоде, показывающем репетицию спектакля об Орлеанской деве, устами директора Галины Захарьевны озвучена идея о том, что «король еще не настоящий, это принц, который может стать королем». Другими словами, Король это не назначаемая должность, а результат твоего деяния. Чтобы перейти в новый социальный статус, предстоит  сделать нечто масштабное, превосходящее личные интересы. Остаться на прежнем личностном уровне или же шагнуть вперед, — решают для себя не только герои спектакля, но ребята, разыгрывающие эту драму из революционного движения Франции. После спектакля и его премьеры ребята меняются как личности, они начинают непривычно для себя самих мыслить.

И, конечно, сценарный ход «драмы в драме» даёт возможность  выходя на символику масок. Длинная, яркая сцена, когда дети в театральных мертвенно- белых  театральных масках  выходят к прессе, полиции, строителям и чиновникам. Они в масках до тех пор, пока у них нет уверенности, начнут ли с ними по-человечески разговаривать, или  же попытаются  силой разрушить «театральный мир» с его монолитной труппой.  Но на защиту «Мятежников», не желающих покидать свой дом, а самое главное, разбивать свою дружную  единую семью, встает пресса. Теперь чиновникам и бизнесменам будет гораздо сложнее «провернуть» свое прибыльное дело.

Очень выигрышным, на мой взгляд, является сценарное  решение именно в эпизоде выхода к прессе (кульминация фильма) дать первую реплику Насте, героине, до этого момента молчавшей. (Эпизоды с Настей  кадре выстраивались на репликах ее партнера по «диалогу»). Оказывается, у Насти есть голос, и звучит он уверенно и твердо. Потому что у нее появилась цель, эта цель выше ее собственной личной жизни, и она за эту цель готова бороться. Вместе со слепым мальчиком она выходит на «прямой бой» со страшным монстром. Услышав брошенный журналистом вопрос  «Скажите, почему вы в масках? Расскажите нашему каналу!», — «Нам есть что сказать. Главное, чтобы нас услышали».    

В эту секунду у зрителя, возможно, возникает озарение: «каждому ребенку есть, что сказать взрослому, но взрослые не хотят слушать и слышать».

Перед нами,  — огромный личностный путь, пройденный девочкой–подростком из семьи, где ее  родная  мать  бесцельно  и мучительно прожигает свои годы.  Путь, на котором  мы видим решительную и почти самостоятельную личность, способную принимать решение и бороться за интересы своих друзей. Не могу не отметить с точки зрения режиссуры блестящую концовку, где очевидна моральная победа детей (пение Насти на фоне стены). Однако хотелось бы заметить, что начало фильма, где мы видим квартиру алкоголички Зои и приезд органов опеки, современного зрителя, привыкшего ходить в кино за развлечением, способно несколько напугать…

Мне кажется, что фильм только выиграл бы, если бы он начинался с захватывающего эпизода побега девочки Насти ночью из интерната, когда невозможно  не сопереживать героине и не следить за ней, и зрительское внимание полностью поглощено этим побегом. Одновременно, история о том, как Настя, собственно, попала в интернат,  могла бы быть показана в форме тревожного ночного «сна». (Тот же эпизод с органами опеки, но смонтированный в несколько ином визуальном формате, через наплывы и микшер, вывод в черно-белый цвет или сепию, с резкими разрывами между кадрами, тревожной музыкой). Впрочем, это всего лишь мое мнение.

В фильме снималось много молодых ярких актёров. Запоминаются дебютанты Наталья Штурбина в роли эмоциональной Ирины, сестры Оксаны, Елизавета Бошоер в роли психолога, Данила Дзыгар в роли замглавы администрации. Им не уступают и чуть более опытные Дарья Таран, Дарья Марусова и Анна Троянская в ролях санитарок, Янина Третьякова в роли режиссёра детского театра, а также Александр Хотенов и Марианна Васильева в ролях бездетной пары.

Фильм  получился удачным и вдохновляющим. Хотелось бы, чтоб таких социально значимых фильмов становилось больше. Оказывается, и слабый человек может быть сильнее сильного, если уверен в своей правоте, имеет цель и готов за нее бороться.  

Анна ГРАНАТОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...