02.11.2024

Мир, в который хочется возвращаться

На карнавал не глядите в щёлку,

Не забывайте вдевать в иголку

Красного шёлку, красного шёлку.

Да не гуляй вечерами в парках,

Да не гадай по ночам на картах…

М. Цветаева «Червонный валет»

«Шутки, радость и потеха, ловкость рук – наш путь. Пусть колдует неумеха, нас не обмануть». Один только шаг – и вас уносит, нет, не ураган Гингемы, а гигантский кролик, впряженный в фургончик балаганщика. И снова нет, путь лежит не в нору, а в город вечного карнавала. Татьяна Леванова создала мир, куда раз за разом хочется возвращаться.

Татьяна Леванова – проводник в мир сказки, автор книг для подростков. Она родилась в 1977 году в Перми. Вскоре семья переехала в Соликамск, а еще через два года в Березники. Волшебство было рядом с Татьяной с детства. Сказки, сочиненные еще в детском саду, уступили место фантастическим рассказам. В Соликамском педагогическом университете она получила филологическое образование, после стала корреспондентом в журнале «Макс-клуб», а позже в газете «Березники вечерние». Татьяна печаталась под такими псевдонимами, как Лела Богазова и Маша Арбузова. Первый представляет собой анаграмму ее настоящего имени (до замужества фамилия писательницы была Белоглазова), а то, как звали ее бабушку, послужило основой для второго.

Писательница принимала участие в литературных конкурсах:

  • 2000 год – первое место на фестивале «Решетовские встречи» в номинации «Проза молодых»;
  • 2005 год – победа в конкурсе, который был организован Центром поддержки русского языка на фестивале «БиблиоОбраз»;
  • 2005 год – лауреат конкурса «Ступени-2».

Путешествие в мир «Сквозняков» начинается в 2004 году. В октябре выходит первая книга. На данный момент этот цикл романов для подростковой аудитории насчитывает шесть книг. В центре находится подросток – Маша Некрасова. Она и есть Сквозняк (а вот термин принадлежит мужу Татьяны Евгению). В рамках данного цикла это «сквозь ткань миров проходящий странник». Героиня путешествует из одного мира в другой и помогает жителям справиться с неразрешимой проблемой, которая им самим неведома. Люди привыкли к окружающей их реальности, и существующий порядок вещей их во многом устраивает. Изменения, которые приносит Маша, зачастую кардинально меняют общественное устройство.

Каждое произведение – отдельный мир: это яркий балаганный мир Как-о-Дума, царство вечной зимы, подводное пространство, прибрежный город, где властвуют тени. Автор прямо говорит, что не хочет уподобляться сериалам, поэтому связующее звено – только фигура главной героини. Хотя по задумке сюжеты не должны никак соприкасаться, точечные пересечения оказываются возможны. Например, в «Ледяном рыцаре» (третья книга) Маша встречает сквозняка Никиту – персонажа из «Первой миссии», а предметы, полученные героиней в Как-о-Думе (шапочка колокольцев, указывающая верный путь, куртка с очень прочной броней), помогают ей на протяжении всех частей. Композиция всегда одинакова.

Каждая из книг начинается с того, что в жизни героини происходят события, которые ее задевают, девочка не знает, как разрешить возникшие противоречия. После этого она неожиданно оказывается в мире, о котором ничего не знает. На первый взгляд кажется, что все в порядке. Задачей героини становится поиск «неисправности» и ее «починка». Когда она справляется с возложенной задачей, миссия завершена, девочка возвращается ровно в тот момент действительности, откуда была «выхвачена». Однако теперь, используя полученные знания и опыт, Маша легко находит выход из ситуации, сложившейся в ее собственном мире.

Она – среднестатистический подросток из полной семьи. Данные книги не затрагивают острых социальных вопросов, касающихся отношений между ее родственниками. Напротив, у нее любящие и заботливые родители, благоприятный климат в семье. Маша не переживает драм, связанных с насмешками или травлей одноклассников. Однако подростковый максимализм приводит к появлению ряда конфликтов. Автор поднимает вопросы, которые кажутся несущественными с точки зрения взрослого, но важны для подростка. Например, в первой книге Маша ругается с родителями из-за школьной одежды, которая ей не нравится. «Родителям ведь не объяснишь, что ты тоже человек, со своими вкусом и стилем»[1], – звучит в романе.

Высказывается характерное для подростка мнение, что со взрослыми разговаривать бесполезно, они не поймут. Да и родители пока видят в Маше ребенка. Они стараются быть терпеливыми, но не могут найти компромисс. Ссора приводит к побегу из дома и непониманию, что делать дальше. Однако для героини важны доброжелательные взаимоотношения между окружающими ее людьми. Так, в другой части девочка не знает, как помирить родителей, поругавшихся из-за разных подходов к лечению дочери. А в четвертой книге «Аквамариновая звезда» думает, как уладить разногласия между одноклассницами.

Когда героиня попадает в другие миры, она знакомится с целым рядом персонажей примерно ее возраста. Маша сталкивается с их упрямством, угрюмостью, недоверием. Появляется задача расположить их к себе. Поддержка и взаимопомощь ребят становятся залогом не только выживания, но и успешного выполнения миссии. Сталкиваясь с той или иной несправедливостью, девочка постепенно осознает, что вещи, которые вызывали возмущение дома, совсем не такие страшные.

Время внутри романов организовано так, что между книгами и, соответственно, путешествиями, проходит примерно год. Маша взрослеет. Персонажи, с которыми она взаимодействует, тоже. В пятой части, «Ночные птицы Рогонды», она сталкивается с героями пятнадцати-шестнадцати лет, видит подростковые группировки, впервые влюбляется.

Автор наделяет героиню магическими способностями, однако они весьма ограничены. Как писала сама Татьяна Леванова, «знаете, когда мне пришлось отправить в другой мир одиннадцатилетнего хрупкого ребенка, я хотела написать сказку с шоколадными реками и веселыми приключениями, беззаботную и сладкую. Но все же любая жизнь такова, что не обходится без уроков и испытаний, и чтобы хоть как-то оградить юную героиню от опасностей, я дала ей магические способности»[2]. Волшебство помогает Маше передвигать предметы, перемещаться самой и становиться прозрачной. Девочка не всесильна, магия – лишь вспомогательный инструмент, благодаря которому она выбирается из сложных передряг. Более того, не во всех мирах жители знают о магии. В каждой книге девочка учится находить решение, смотреть на ситуации с разных сторон, искать неординарный подход.

Благодаря выпадающим на ее долю испытаниям Маша, а вместе с ней и юный читатель, анализирует разные ситуации, учится выстраивать дружеские отношения как со взрослыми, так и со сверстниками. Героиня приходит к выводам о значимости семьи, об ответственности за свои поступки, она постепенно понимает и озвучивает, как важно прислушиваться к родителям и не обижаться на них.

Маша, как и большинство девочек, любит косметику и наряды, но в результате приходит к выводам, что это не самое главное в жизни, что нельзя ради моды и красоты предавать друзей. Взрослые в мирах «Сквозняков» тоже растут. Они, в свою очередь, учатся не отмахиваться от мнения подростка, признавать свою неправоту. Взрослый – авторитет, а также главный помощник ребенка. Он советует, наставляет, но не заставляет поступать только определенным образом. Выбор всегда остается за ребенком, а старшие становятся проводниками в непростой период взросления.

Неполным будет наше представление, если не упомянуть об отдельной книге «Море, мечты, Марина и ее рыбки». Это история о девочке, чья мечта осуществилась – море теперь совсем рядом. А вместе с морем новая влюбленность, надежды, и проблемы, которые героиня учится решать. У нее нет магических способностей, но в качестве психологической поддержки выступают рыбки – подарок уже покойного отца – с которыми она советуется. Но постепенно девочка учится преодолевать трудности и налаживает отношения со сводной сестрой.

Татьяна Леванова опирается на опыт целой плеяды авторов, чьи истории остаются любимыми у детей из поколения в поколение. Своими проводниками в мир подростков она считает Марка Твена, Астрид Линдгрен, Анатолия Алексина, Жаклин Уилсон, Виталия Губарева. В качестве учителей называет А.П. Чехова и Ф.М. Достоевского.

Найти книги Татьяны Левановой можно на сайте Litres.ru. Также автор ведет телеграм-канал, название которого прямо отсылает к ее самым известным книгам: «Странствующая между мирами».

Чувствуете? Воздух стал другим. Вместо домов появились деревья, а между ними мелькают манящие искорки. Неизведанный мир уже принял вас.

Полина ЧЕРКАСОВА

Родом из Тульской области. Окончила Тульский педагогический колледж, а после поступила на филологический факультет МГУ. Сейчас учусь в магистратуре МГУ на кафедре истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса. Артель вольных критиков МГУ.


[1] Леванова Т.С. Сквозняки. Первая миссия. М.: Эксмо, 2009. С. 133.

[2] Леванова Т.С. Время «сквозняков» // Мы – земляки. Интернет-портал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...