ВсеДеФан – это кульминация фантастической жизни в РФ. Отмечается ежегодно в несуществующий день лунного затмения «31 июня». Праздник появился с лёгкой руки Льва Ивановича Фролова – отца-основателя сообщества любителей фантастики Волгограда ещё в далёкие восьмидесятые, где собирает народ поныне, а в Кемерово торжество впервые прошло в 2019 году в канун ужаснейшей эпидемии… В 2024-м Всемирный в Кузбассе проходил рекордные три дня.
День первый. 28 июня
Герой-2024
Пятница. В четыре часа дня в Кузбасской научной библиотеке в мемориальной комнате поэта Василия Дмитриевича Фёдорова стартовал ВДФ. На многолюдность никто не рассчитывал: рабочее время. Человек пятнадцати достаточно.
Медаль «Героя фантастического труда» получила Яна Борисовна Абдеева из Усть-Каменогорска, сотрудница Восточно-Казахстанской областной библиотеки им. А. С. Пушкина. Изображение трудолюбивого пришельца-муравья создано Яной Абдеевой в сотрудничестве с ИИ. Она – единственная в Казахстане, кто ведёт Клуб любителей фантастики. Причём не одно десятилетие. Яна – путешественница за знаниями. На заре века и в прошлом общалась с Киром Булычёвым, Владиславом Крапивиным, Робертом Шекли. На её «Перекрёстке миров» гостила Мария Семёнова. И местных фантастов Яна консультирует по творческим вопросам. Активно участвует в жизни Кемеровского фэндома. Дважды (а теперь трижды!) в столице Кузбасса.
Выступили Андрей Макаров и Евгений Кудрин, как герои былых времён. Андрей Рей – один из основателей ролевого и реконструкторского движения Кемерова спел с десяток песен о приключениях, любви, о том, что тяготеет к НФ.
Затем общее фото на фоне эмблемы ВсеДеФана-2024: изображение трудолюбивого пришельца-муравья создала Яна Абдеевой в сотрудничестве с ИИ.
Благодарю Фёдоровку за яркий старт события и показ фильма «Космический Микеланджело», составленного из картин Алексея Архиповича Леонова. Вседефанщики будто вышли в открытый эстетический космос, ощутив невесомость.
Кемеровская фантастика
В Библиотеку городских историй (БГИ) переместились к 18-30. По пути встретили Анастасию Некрасову – писателя, руководителя издательства «Ирга» из Новосибирска. Почти год в БГИ собирался клуб фантастов «Навигаторы» и сейчас застыл на паузе. Может, и воскреснет? Пока логическим продолжением стал издательский проект «Лаборатория воображения». Отсюда и тема: «Кемеровская фантастика». Её представил капитан КЛФ «Странник» Николай Баховец.
Окунёмся в историю. Первым был отец-основатель кемеровского сообщества любителей фантастики нейрохирург, писатель, бард Лев Борисович Хаес. В девяностые годы и нулевые: Евгений Левшов, Александр Зарубин. Золотой фонд кемеровской фантастики. А в настоящем? Александр Курзанцев! Эмма Роса (Марина Матвеева) – участница литературной мастерской Сергея Лукьяненко. Недавно дебютировавшая в фэнтези Мария Сычёва… Сам ведущий. Его супруга Ксения. Светлана Оплачко. Юлия Рей…
Приглушённо звучал Гимн ВсеДеФана, сотворённый Пиротехником в альянсе с Искусственным Интеллектом. Мы вышли на улицу Весеннюю вечером, когда уже чувство фантастического расползлось по всему городу Кемерово. А впереди были суббота и воскресенье.
День второй. 29 июня
Друзья
Мы снова в БГИ. Программа второго дня праздника изменилась. Произошла замена выступлений.
На трибуну поднялся Алексей Доронин – виднейший писатель-фантаст региона. На мой взгляд, самый крутой. Из Прокопьевска. Неоднократно публиковался в альманахе «Фантастика 42» и номера с его произведениями больше всего спрашивают читатели. А.Д. рассказал о мироустройстве после атомной войны. Вопросы были, комментарии.
Энтузиазм и харизма
Признаюсь. Ни одной строчки художественного текста у Анастасии Некрасовой ещё не прочитал. Всё впереди. Предвкушаю. Слышал выступления в Новосибирске и столице Кузбасса. Высоко ценю организаторский талант руководителя издательства «Ирга». Тот факт, что именно Настя запустила первый сибирский фестиваль фантастики «Звёзды на полке», сделал её появление на ВсеДеФане неизбежным.
Жаль, что так и не успели сфокусировать вопрос о современной фантастике Сибири. А в моём случае: космической фантастике Сибири (не обязательно современной) – этот сегмент литературы представляется самым важным. Лично хочу считать и считаю: главное – в космосе. Охота жить на внеземной станции, хотя бы на Луне. Будет ли очередь на космос?
Анастасия поведала, как подойти к составлению сборника фантастических рассказов. Увлекательное дело. Собирал ведь книжки стихотворений, прозы. Энергия, витальность, ораторский дар, энтузиазм и харизма. Всё, что к любви. Разумеется, Любви к Фантастике!
По дороге фэнтези
Путь свой. В гетто фантастической литературы. Наблюдаем спрос на дебюты.
Дмитрий Бороздин по фэнтези. Говорил, как лучше всего дебютировать.
Как приходят в фантастику? Со страниц фэнзина, коллективного сборника, тематической антологии, с электронной площадки. Слушал, как автор делится личным опытом.
Хотел бы пожелать Дмитрию того же, что и себе. По конвентам. Например, в Геленджик. Самое то. Познакомиться с мастерами Петербурга, Москвы, Ростова-на-Дону. Возможно, десант Малеевки грянет! Будет, чему поучиться. Море в начале октября изумительное. Встроиться в издательские проекты получится. Да и всем советую: Новокон-2024. Тем, кто по доброй фантастике. В гостях у Александра Ливенцева, называется.
Маша может
Приятно, когда ошибаешься в людях по поводу их знаний. Мария Мухортина подготовила отличную викторину с вопросами о творчестве Кира Булычева, Владислава Крапивина и др. Удивился, что народ осведомлён.
Маша отлично сработала. Всё неплохо. В копилку ВсеДеФана-2024. Будем знать, что Маша может. И с ней в клубную жизнь ворвался свежий ветерок любви к фантастике.
Три лика Ненашева
Кандидат филологических наук Евгений Соснин определил, что в творчестве Александра Ненашева «чувствуется атмосфера бытового волшебства», знакомая по произведению АБС «Понедельник начинается в субботу».
Вначале была проза. В БГИ свидетельствовали развёртывание программы, которую можно ассоциировать с темами рассказов из книжки «Другая кожа». Одноимённый текст – это дыхание Понедельника, но не утопического в полдень, а закатного, сопоставимого с фатализмом девяностых, когда представителям советской цивилизации выпали недобрые испытания.
Автор живёт в Новосибирске. Мегаполис вдохновляет, наставляет, заводит на проекты, обеспечивает феерией впечатлений. Посему ещё одна сторона – картины. Берём новеллу «Зеркала» с противостоянием зеркал, высекающих в квартире героя причудливую пустоту, извивающуюся чудовищными недоумениями, усложняющимися, развивающимися. Александр пояснил схематизм некоторых полотен. Без его комментариев было бы трудней разобраться.
То самое «бытовое волшебство» обнаруживается в рассказе «Девятое место в сотом ряду». Верней, – это спекулятивная фантастика. Музыка. Типа, счастливый пятачок, найденный в унынии, но подстёгивающий к деланию, к осуществлению целей. Такого мы ещё не видели, не слышали, не читали. Выступление достойно закрыло второй день грандиозного события.
День третий. 30 июня
КЛФ «Перекрёсток миров»
Мы на последнем отрезке Всемирного дня. В библиотеке для детей и молодёжи на улице Арочная, 21-а. Двери «Тёплого звездолёта» широко распахнулись перед всеми, кто захотел приобщиться к празднику.
История клуба любителей фантастики «Перекрёсток миров» – единственного в Казахстане была представлена Яной Абдеевой. Яна – Герой. И оттого её рассказ был свидетельством об интересной работе, об эволюции замысла, о развёртывании горизонтальных связей в пространстве действующих клубов, об участии в конвентах, об эпистолярном жанре социальных сетей, о восходящем сотрудничестве фэнов.
Мне довелось ассистировать. Смотреть в оба: экрана, бликующего гигантского на стене в литературном зале и перед очами ноутбука. Динамично, ёмко и познавательно. Показательно! Так бы каждому капитану говорить о любимом предмете жизни.
Яна только анонсировала выход в свет фэнзина «Перекрёсток миров», а теперь он в открытом доступе. Открытыми остаются планы, намерения. Сотворчество Кемерова и Усть-Каменогорска было, есть и будет!
Как фантастика формирует будущее
Острую полемику на «Тёплом звездолёте» вызвала тема Яны Абдеевой о том, как фантастика влияет на будущее.
Для затравки тезис о жизнеутверждающей советской фантастике, которая избегала откровенной чернухи, нарочито деструктивных моделей. Будущее рисовалось светлым. В постсоветский период – мрачный монолит в представлении, что нас ждёт. Иллюстрирует этот взгляд – антология о городах будущего. Один город страшнее другого.
По мнению Ксении Баховец: цель научной фантастики – предостеречь. Напугать читателя, чтобы тот не вздумал идти в опасную сторону.
Ещё поворот от Яны. Навязывание аудитории не научной, а магической, иррациональной картины действительности. Того, что Андрей Фурсов называет «футуроархаикой». Концепции: грядущее в минувшем. При этом положительных героев в произведениях нет. Злое зло борется с наихудшим по принципу силы.
Анастасия Некрасова обратила внимание на важность профессиональной оценки книг. В глубокой оценке и возможности разобраться в том, что хотел сказать автор. Естественно, существуют рейтинги. Не дадим же мы в руки пятиклассника издание с маркировкой «18+».
Николай Баховец помянул пророчества Герберта Уэллса, который предостерегал человечество от мировых войн. И что? Кто его послушал. Дмитрий Бороздин отметил, что понятия «хорошее/плохое» меняются в контексте обстоятельств и времени.
Андрей Макаров заинтриговал знанием «абсолютных космических инвариантов», но решил не выдавать.
Мои слова. Важно картографировать будущее. Как Азимов, Хайнлайн, Кларк, Демют, Стэплдон, Ефремов, Стругацкие, Булычев, Нивен. От ближнего прицела до галактических историй. А ещё отрицательные сценарии пущены под откос литературными партизанами – героическими фантастами.. Не сбылся ужас повести «Парень и его пёс» Эллисона. Лос-Анджелес не порабощен мутантами. Надо заметить роман Браннера «Оседлавший волну шока», позаимствовавший идеи Тоффлера. Научная оснастка для автора твёрдой НФ важнее художественных фантазий.
В диссонансе реплики женщины, отсевшей на галёрку. Яна переформулировала вопрос: как фантастика влияет на отдельные области культуры, формирующие будущее?
Предложение от Николая: писать книгу коллективом, дабы грядущее отсвечивать максимально. Анастасия высказала мысль: литература может быть наукой, ищущей истину.
Стигматизация жанра фэнтези
Анастасия Некрасова рассказала о жанровой системе в современной книготорговле. Как лучше представить текст. Например, не следует изобретать какое-то заумное направление, потому что книжка останется в одиночестве и не найдёт покупателей.
На примере новейших авторов были проиллюстрированы ситуации, когда представители БолЛитры (большой литературы) заходили на территорию мистики, городского фэнтези, постапокалиптического боевика и т.д., но не вешали на свои произведения бирку «фантастика».
Был задан вопрос о получении ИсбНа на заведомо вредное для общества сочинение. Но это к Елене Абрамкиной в Новосибирск. Она консультирует в качестве и криминального лингвиста.
«Лаборатория воображения«
Сложно комментировать издательский проект, когда не прочитал от корки до корки: напечатанные книги, альманахи. Уяснил, что «ЛВ» № 1 – тезис, второй выпуск – в некоторой степени: антитезис. А третий по диалектической схеме являет синтез . Только когда глаза и руки все эти страницы воспримут? Огромный вопрос. Если даже до половины первый номер не прочитал.
Однако послушать интересно. Засвидетельствовать прогресс. В том, что освоили вёрстку. Большой плюс. Вслушиваться любопытно, ибо возникают дискуссионные ответвления: как писать фэнтези, по каким критериям авторы попадают в проект и т. д. Ксения и Николай нашли «своих» в творческом океане жанровых произведений. Можно только порадоваться. А смотреть под микроскопом все глыбы изданий – катастрофически некогда.
О кино-фэнтези
Мой мини-доклад. Замах был на рубль, а удар на копейку. Проанализировать снятое в 1984, 1994 и 2004 годах. Девяностые оказались в пролёте. Ничегошеньки не обнаружил из картин. Может, подскажете шедевры?
Сфокусировал внимание на «Конане-разрушителе» и «Бесконечной истории», которые явились в Оруэлловский год. А 2004-й обозначил минисериалом «Волшебник Земноморья», отражающем и повесточку. Да. В следующий ВсеДеФан умней буду. Выберу один год: 1985 или 1995-й. А может 2005… Какой пышнее для кино-фэнтези!
Фантастический театр
Актёры и режиссёры «переселяются» в иные миры и воссоздают их на сцене, прибегая к фантастическим произведениям. Режиссёра может отталкивать техническая сторона НФ, актёра – сказочное состояние автора, который стимулировал творчество допингом.
В Кемерове фантастика в театре: «Звёздный скиталец», «Средство Макропулоса», «Голова профессора Доуэля», «Можно попросить Нину», «Портрет Дориана Грея», «Рагнарёк» и др. На встрече с деятелями театра участвовали люди КЛФ. Даже пытались заинтересовать своими текстами для грядущих инсценировок.
Встреча показала необходимость сотрудничества. На материале местном. В сроках реализации нет уверенности. По моим прогнозам: года через два-три. Посмотрим из кемеровских фантастов кого-то в театрах. Видно будет!
P.S.
Как только закончился ВсеДеФан-2024, мысли переметнулись на праздник 2025 года. По всем статьям он должен быть круче, информативнее, веселее и соответствовать чаяниям широких масс, влюблённых в фантастику. Чтобы Кемерово утвердился в качестве фантастического города №1 в Сибири, а жизнь хоть на четыре дня стала более удивительной и перспективной!
Александр МУХАРЕВ, руководитель системы КЛФ Кемерова