Кто из наших читателей не помнит, как превращались в конце 1980-х в лёгкую, даже беззащитную мишень праздной иронии герои Великого Октября? Увы, такой «динамике» во многом способствовали собственные ошибки геронтократов из ЦК КПСС. Превратив празднование Дня революции (и прочие советские красные дни календаря) в однообразную традицию, современники Суслова и Горбачёва оттолкнули молодёжь от смысла самого события. Да и как понять, в чём завоевания социалистической революции, когда всё вокруг — такое, спокойное, такое неизменное? Вот «неизменность», равно как и «традиция» — рядом с «революцией» звучат, конечно, чуждо, звучат как критика этой революции.
Ведь революция (равно как и контрреволюция) — не одномоментное событие, а процесс. И в этом процессе не может быть состояния покоя. Да, праздновать момент старта — правильно, однако, как учил Ленин, любая такая дата должна для большевика, для коммуниста быть — поводом для разбора текущего момента, для самокритики, для отчёта — относительно той точки отсчёта. Что достигнуто из поставленных тогда задач? Если не достигли — в чём причины?..
Увы, перестройка и сопровождавшие её информационные течения, настроения — не остановились на самокритике, а стали размывать самые основы социализма (причём в культуре даже раньше, чем в экономике). И появились такие псевдонимы как Чёрный Лукич (Лукич — собирательный образ партократа), а у Чёрного Лукича (Дмитрия Кузьмина), автора в целом лирического, не политического (скончавшегося скоропостижно в Воронеже в 2012-м), — песня «Мы из Кронштадта» вовсе не в исходном героическом и трагическом ключе. А в ключе стёбном: «Мальчик в зипуне — маленький старик… Грянули марш зелёные трубы… Мы и Кронштадта — траля-ляй-ля-ля-ля-ляй». (Смешно и грустно, когда мальчик в зипуне — да, такое понятие как беспризорность ушло за пределы понимания советскими гражданами…) Легко, солидарно своими контркультурными силами — за пятилеточку «уработали» всю революционную культуру и героику, вместо неё водрузив диссидентство и антисоветчину на пьедесталы. Что греха таить, «сибирский панк» в этом хоре звучал даже громче Ленинградского рок-клуба… «Оптимистическая трагедия», «Мы из Кронштадта» — ушли в область неинтересной архаики к 1990-му, как и всё политизированное творчество Маяковского, например.
Но мы-то (как и Егор Летов, кстати) — сторонники самокритики. И считаем, что в надстройке было накуролешено тогда — исправлять не поздно, возвращая героям Эпохи — полагающиеся пьедесталы, и главное — смыслы, понимание их борьбы и подвигов потомками. Понимание того, с кем боролись (а этот, классовый, враг — возродился вполне, во всей красе, из вчерашних членов КПСС и граждан СССР). Ценность Октября узнали свидетели и потомки Августа, наблюдая реставрацию капитализма в России! Новая, предновогодняя «ленинградская» подборка Ольги Дьяковой — об этом, о не прекращённой борьбе не просто идей, но идеологий и формаций, — уже не в «геополитике», а внутри регрессирующего общества.
Д.Ч.
ПЕТРОГРАД Стонет струною Русская лира: Стали травою Страдники мира. Прячется в иней Лист пятипалый. Силы стихии В битву вступают. В холоде всходят Красные зори. Режутся воды Сталью «Авроры». Снег на ограде Старой усадьбы. Залпы, отряды, Слом в Петрограде… МЫ ИЗ КРОНШТАДТА! Я слышу в рокоте раската: Мы из Кронштадта, Мы из Кронштадта. На чьём кресте страна распята? Ползут к нам, расширяясь, рвы. Да будет сила для охвата В руках матроса и солдата, Мы из Кронштадта, Мы из Кронштадта – Залог позиций ключевых. Воспламенение заката – Знаменье, что грядёт расплата. И бескозырки и бушлаты Плывут по памяти Невы… На укреплениях Кронштадта Проступит будущая дата, Как в первом парусном фрегате Начало штурмов боевых. Доносят волны в час наката: Мы из Кронштадта, Мы из Кронштадта, Оплот сражающихся братий, Отряды вечных рулевых. *** Неподвластны ветрам Разводные мосты. Подчиняются нам Их стальные хребты. Держит сфинкс на Неве Твёрдым взглядом простор. Век сокрыл в рукаве Ритуальный топор. Рубит с ходу вопрос: «Так кого же винить?» - Держим птицу за хвост, Режем вечности нить. Сами будем лететь, По канату ходить, Нам и звёздную сеть – Что окно прорубить. *** Мы входим в пожары, Мы входим в темницы, И выгарь смежает На время ресницы. И небо закрыто Вблизи Петергофа, Как будто забито Гвоздями Голгофы. Но смыты худобы, И вскрыты измены. И призрак уходит Сквозь серые стены. «Пещеру Платона» Представив в разрезе, Я слушаю звоны Сверхсолнечных лезвий. *** На севере русском, не веря во сны, Корму прошивали корнями сосны. Тревожила тайна глубинного дна, Вода даже летом бывала темна. Стволы крепких сосен трещали в мороз, И ветры сдували снега под откос. Вмерзали в неровные льды корабли, Казалось, что небо касалось земли. Могли корабелы обстругивать страх, В тяжёлой работе почуяв размах. Им ветер нагонный* о странствиях пел, И знать о пределах никто не хотел. _____________ * северный ветер *** Прозрачны сны о кораблях, Не застывающих во льдах. Ещё длиннее сны о тех, Навеки вмёрзших в глыбы вех. Вторгалась в океан измученный Земная сила. И скольких смыло волей случая – Вода таила. Ей близок дух скитаний Беринга, Азарт открытий. Прекрасен ты не только с берега, Страж Ледовитый. Здесь лютый мыс узнал усердие Людей боренья. Здесь есть сигнал «Мы терпим бедствие» И час спасенья. НА РАЗЛОМЕ Людям разных течений Пристала борьба. Ветер мыслил, как гений, Врезаясь в суда. Бухту в виде подковы Прошли стороной, К испытаньям готовы, К войне затяжной. Нам Поэт не напрасно Оставил завет. Всё в искусстве – опасно, Назад – хода нет. *** В дождь летали птицы Над высокой мачтой. Прямо по странице Ливень пишет смачно. И тетрадь раскрыта Для его поправок. Что умом нарыто – Вечность не стирает. Будет виден парус Пройденных столетий. Будет только ярус волн И резкий ветер. *** Вы верите в самоубийство Поэтов двадцатого века? Службисты, архивы подчистив, Не скроют от нас человека. Пусть память выводят за скобки, Роднят умолчанье со смертью. Потомки Орфеев не робки, Незримою связаны цепью. И будто земле не причастны Певцы поэтической воли. Ведь мертвенной мгле не подвластно Пронзённое сердце героя. *** Ничего недужней страха Не бывает на земле. Ночь изрезана навахой, Ни просвета на стекле. Непогода мощью хора Надвигается на нас. И шагами командора Бой часов звучит сейчас. Сон стремительностью мига Не сомкнул границы век. И со мною только книга Рядом, словно человек. Ливень льёт на мостовую Перевёрнутый мир снов. Побеждай не торжествуя, Побеждай, любя врагов.
Иллюстрация — балкон в особняке Кшесинской, с которого неоднократно выступал, в том числе перед матросами Балтфлота, с апреля по июль 1917-го Владимир Ленин (фото Дмитрия Чёрного)