14.01.2025

120 лет назад царь подписал себе приговор

Про «верёвку в доме повешенного» — про Русско-японскую, позорно проигранную «иконками вместо снарядов» войну, как и про монархию, в которую скатывается «российская государственность» (это они сами себя так называют, бывшие члены ВЛКСМ и КПСС), — вроде бы говорить нынче не след. Ведь и нынешний регрессный строй начал свою «маленькую победоносную» без малого три года назад. Результаты «впечатляют» (Дзержинск видали? «Всё отстроим»?)…

Они не стесняются ежедневно в сводках гордиться тысячами убитых ими бывших граждан СССР (а по возрасту — они оттуда, в среднем), людьми одного с нами материального положения и культуры, из таких же хрущоб, «брежневок» и деревенских домов родом. А вот с рублёвскими и новоогарёвскими миллиардерами и миллионерами, завладевшими социалистическими богатствами ОБЕИХ республик, — мы одной ли культуры, одного ли достатка? Вопрос первостепенный.

Сверху — яхта, не «Олимпия» и не «Шахерезада», конечно, единственная яхта Николая Второго «Штандарт» — при Ливадии былаСнизу «Ока»

Вот потому поговорить о Кровавом воскресении 1905 года необходимо. Вспомнить, что за всякое историческое преступление — приходит самодержцу народная расплата. И чем дальше монарх в сибаритстве своём от народа, чем Ливадия его дворцовее, любовницы гибче и особняк Кшесинской модерновее, тем неминуемее один свердловский подвальчик. Кстати, капитан яхты Николая Кровавого «Штандарт»(переделанной в СССР в минный заградитель «Марти» в 1936-м, а затем, в 1948-м, в «Оку») — потом в Гулаге оказался, в Медвежьегорске, он эпизодически встречается в книге «На островах Гулага» Евгении Фёдоровой (издание в России — 2011, с моим предисловием).

О том, что произошло в будущем Ленинграде в 1905 году, с чего и началась революция 1905 года (завершавшаяся в Москве в декабре того же года артиллерийской стрельбой в самом её центре — не только по заводам на Пресне, но и по училищу Фидлера на улице Макаренко нынешней, Чистые Пруды) — написано много. В числе лучших произведений о той, Первой русской революции, без которой (по Ленину) не было бы второй, победоносной, — «Москва в огне» старого большевика Павла Бляхина. Но книга именно о декабрьском восстании в Москве, к которому спешит из Питера рассказчик-герой. Про Питер же 1905-го — стоит прочесть самое начало «Воспоминаний террористки» эсэрки Ирины Каховской.

Незабываем там момент, когда Максим Горький (позже брошенный царизмом в Петропавловку) врывается в библиотеку с Невского и взывает к гражданской совести студентов, укрывшихся за книгами от пуль, нагаек и шашек (узнаю нынешних эскапистов-кружковцев, сферически «развивающих Теорию»). Тот миг Каховская и считает началом своего политически осознанного бытия. Как Герцена разбудили декабристы, так Горький разбудил эсэров, без которых раскачать «тюрьму народов» до Великой Октябрьской социалистической революции вряд ли бы вышло. А уж они (интернационалисты, левые эсэры) после революции оставались в авангарде борьбы с капитализмом и империализмом (не только ошибки вроде июльского мятежа 1918-го делали) — как в Киеве, например, готовя два симметричных политических убийства — Эйхгорна и Деникина. И, конечно, сама «Жизнь Клима Самгина» в части касающейся Кровавого воскресенья — одна из лучших проз об этом событии. И экранизация поздне-советская вполне достойна его слога:

Однако сегодня мы вспомним вовсе не прозаическое произведение об этом событии, развенчавшем веру отсталых пролетариев и обывателей, и даже мещан и мелкой буржуазии, как в царя, так и в бога (а царь — его помазанник, связанные единицы в мифологическом сознании). Вспомним стихотворение Т. Л. Щепкиной-Куперник 1905 года, написанное по свежим впечатлениям и тотчас ставшее для современников народной песней.

«На родине»

От павших твердынь Порт-Артура,
С кровавых манчжурских степей
Калека-солдат истомленный
К семье возвращался своей.

Спешил он жену молодую
И милого сына обнять,
Увидеть любимого брата,
Утешить родимую мать.

Пришел он... В убогом жилище
Ему не узнать ничего:
Другая семья там ютится,
Чужие встречают его...

И стиснула сердце тревога:
Вернулся я, видно, не в срок.
«Скажите, не знаете ль, братья,
Где мать?.. где жена?.. где сынок?..»

— «Жена твоя... Сядь... Отдохни-ка...
Небось твои раны болят?..»
— «Скажите скорее мне правду...
Всю правду!» — «Мужайся, солдат...

Толпа изнуренных рабочих
Решила пойти ко дворцу
Защиты искать... с челобитной
К царю, как к родному отцу...

Надевши воскресное платье,
С толпою пошла и она
И... насмерть зарублена шашкой
Твоя молодая жена...»

«Но где же остался мой мальчик?
Сынок мой?..» — «Мужайся, солдат...
Твой сын в Александровском парке
Был пулею с дерева снят...»

— «Где мать? ..» — «Помолиться к Казанской
Давно уж старушка пошла...
Избита казацкой нагайкой,
До ночи едва дожила...»

— «Не все еще взято судьбою!
Остался единственный брат,
Моряк, молодец и красавец...
Где брат мой?..» — «Мужайся, солдат...»

— «Неужто и брата не стало?
Погиб, знать, в Цусимском бою?»
— «О нет... Не сложил у Цусимы
Он жизнь молодую свою...

Убит он у Черного моря,
Где их броненосец стоит...
За то, что вступился за правду,
Своим офицером убит...»

Ни слова солдат не промолвил,
Лишь к небу он поднял глаза...
Была в них великая клятва
И будущей мести гроза.

Если нынешние «реставраторы» у Кремлёвской стены (вместо декоммунизированной Владимиром Мединским стелы революционных мыслителей, при Ленине созданной) стелы к 400-летию Дома Романовых (и собственного царизма под тот шумок: переписать конституцию, как два пальца…) лелеют надежды, что у них получится как-то иначе (а материальное наследие СССР, конечно, пьянит), то они ошибаются. Любая узурпация власти (диктатура пролетариата — единственное исключение) не в интересах большинства (при зримом вымирании и деградации страны) после этим большинством карается. Вопрос времени и форм возмездия.

А вот — и Велимир Хлебников. Казалось бы, такой далёкий в своих звукопостроениях и фьють-фью-туристических изысках от политический реалий…

1905 ГОД

Пули, летя невпопад,
В колокола били набат.
Царь! Выстрел вышли:
Мы вышли!
А, Волга, не сдавай,
Дон, помогай!
Кама, Кама! Где твои орлы?
Днепр, где твои чубы?
Это широкие кости,
Дворцов самочинные гости,
Это ржаная рать
Шла умирать!
С бледными, злыми, зелеными лицами,
Прежде добры и кроткй,
Глухо прорвали плотину
И хлынули
Туда, где полки
Шашки железные наголо вынули.
Улиц, царями жилых, самозваные гости,
Улиц спокойных долгие годы!
Это народ выпрямляется в росте
Со знаменем алым свободы!
Брать плату оков с кого?
И не обеднею Чайковского,
Такой медовою, что тают души,
А страшною, чугунною обедней
Ответил выстрел первый и последний,
Чтоб на снегу валялись туши.
Дворец с безумными глазами,
Дворец свинцовыми устами,
Похож на мертвеца,
Похож на Грозного-отца,
Народ «любимый» целовал...
Тот хлынул прочь, за валом вал...
Над Костромой, Рязанью, Тулой,
Ширококостной и сутулой,
Шарахал веник пуль дворца.
Бежали, пальцами закрывши лица,
И через них струилась кровь.
Шумела в колокол столица,
Но то, что было, будет вновь.
Чугунных певчих без имен -
Придворных пушек рты открыты:
Это отец подымал свой ремень
На тех, кто не сыты!
И, отступление заметив,
Чугунным певчим Шереметев
Махнул рукой, сказав: «Довольно
Свинца крамольникам подпольным!»
С челюстью бледной, дрожащей, угрюмой,
С остановившейся думой
Шагают по камням знакомым:
«Первый блин комом!»

Конец 1921

Кстати, пересмотр истории отечества ( которой они часто охранительно трубят) — Мединский начал ещё в 2015-м, отредактировав экспозицию музея «Пресня». Он сделал его частью Музея современной истории России (Музея Революции), всё, на его взгляд негативно говорящее о царизме и подавлении восстания на Пресне, Мединский велел переместить в запасники. Не тронул только диораму вооружённого восстания и его подавления семёновцами. Но, к примеру, портрет бмбиста с «македонкой» возле конного жандарма — куда-то исчез, как и часть утвари, плакатов и портретов из штаба РСДРП(б), с которого музей, ещё называемый верно «Красная Пресня» начался в 1980-м. В частности картина, где изображён Сталин, выступающий с мавзолея 7 ноября 1941-го — тоже пропала.

Не любит силовигархия и её идеолухи, её инфослуги — всё, что связано с революциями, большевиками, восстаниями, с покушением на священно-неприкосновенную частную собственность. Зато очень любят август 1991-го — на первом этаже в опреснённом музее «Пресня» был целый закуток, с первым триколором, баррикадкой и костерком сторонников Ельцина и «свободной России», противников ГКЧП СССР. Мединский тогда был, конечно, за Ельцина, был в пуле журналистов, поддерживавших «избранного президента РСФСР».

Д.Ч.

2 комментария к «120 лет назад царь подписал себе приговор»

    1. так вы и назовите — и присылайте, напечатаем 😉 не скромничайте — аргументируйте, человечек без электронного правдивого адреса и имени! (трусость это же не признак фриковости, что вы!))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...