20 января 1883 года родился один из любимейших моих художников Павел Николаевич Филонов. Филонов безусловно один из лидеров советского авангарда. По-настоящему революционный художник, являющийся основателем Школы аналитического искусства — течения, в котором, отталкиваясь от принципов кубизма, автор считал необходимым обогатить его ограниченный рационализмом метод принципом «органического роста» художественной формы и «сделанности» картин по принципу «от частного к общему», где картина развивается из точки, подобно прорастающему зерну. В 1913 году Павел Филонов оформлял декорации для постановки трагедии Маяковского «Владимир Маяковский» в театре петербургского Луна-парка.
Будучи во время Первой мировой войны, осенью 1916 года мобилизованным и направленным на Румынский фронт рядовым 2-го полка Балтийской морской дивизии, Павел Филонов принимал активное участие в Октябрьской Революции. Занимал должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле, председателя ВРК Отдельной Балтийской морской дивизии.
В 1918 году, вернувшись в Петроград, он принял участие в Первой свободной выставке произведений художников всех направлений, прошедшей в Зимнем дворце, где представил свои работы из цикла «Ввод в мировой расцвет»: «Мать», 1916 г. и «Победитель города», 1914—1915 гг. (обе — смешанные техники на картоне или бумаге), которые были подарены Филоновым государству.
В 1920-е годы Павел Филонов создал и в дальнейшем всеми силами поддерживал собственную художественную школу — коллектив «мастеров аналитического искусства» — МАИ, существовавшую в Ленинграде с 1925 по 1941 гг.
У Павла Филонова было более 50 учеников (в их числе — художник и актёр Юрий Хржановский), пронёсших верность своему Учителю и в период его травли, когда правительство посчитало его деятельность не соответствующей повестке дня. Нарком Луначарский заказывал его школе полотна в духе соцреализма, но Филонов отказывался писать в несвойственном ему направлении.
Несмотря на всё это, неблагоприятное, он до самого конца своей плодотворной жизни считал себя коммунистом и большевиком, ни за что не соглашался на предложения продать свои полотна коллекционерам за границу, сберегая свои картины и задавшись целью передать их партии и правительству в будущем, когда они станут востребованы, когда его творческий поиск будет оценен потомками.
B 1930-e гoды, обвиняемые в формализме, художник и его ученики стали объектами ожесточённых конъюнктурных нападок. Активный приверженец школы Филонова, художник Василий Купцов, не выдержав прессинга, покончил с собой.
Но Мастер выстоял, он голодал, экономил на всём, продолжая преподавать бесплатно. Как и раньше, из-за нехватки денег на покупку холста он часто писал масляными красками по бумаге или картону. В 1932 году группа МАИ под художественным руководством П. Н. Филонова иллюстрировала финский эпос «Калевала» издательства «Academia», и работа велась строго по принципу аналитического метода.
И ушёл из жизни Филонов как большевик и авангардист: тушил ночами зажигательные бомбы на крыше своего дома, где он жил, опасаясь за свои картины. В результате дежурств на крыше художник простудился и умер от пневмонии в 1941 году.
Алёна АГЕЕВА
От редакции: Поражает в этом, самом первом поколении революционеров — их античная универсальность (и универсализм, конечно). Воин, даже военачальник Красной Армии и художник-авангардист в одном лице! А вот именно Великий-то Октябрь и мобилизовал всю творческую энергию — не только гнать прочь защитников старого (беляков) миропорядка, но и создавать новый (включая мировидение). Кому-то казалось искусство Филонова странным на фоне соцреализма, однако его феномен отражает именно прорыв, самый старт Революции, который, как тот Большой взрыв во Вселенной — выразился на субъективном уровне в Искании.
Никаких догм и законченных форм! Именно поиск: аналитический метод Филонова, супрематизм Малевича… Чего там только не было. Однако стадиальность любой революции (во Франции вообще реставрация монархии была) — так же безжалостна к самим революционерам, как революция к прошлой формации. «Пожирает своих детей» — это красное словцо, конечно, однако борьба между увидевшими по-разному Светлое будущее соратниками — неизбежна…
Кстати, что касается самого метода Филонова «от частного к общему» — это ничто иное, как «гегельянство наоборот», где в логике постулируется восхождение от абстрактного к конкретному. Как у иконописцев была обратная перспектива, у авангардистов — «обратная диалектика«. Кстати, здесь же, в области идей и теории — стоит искать причины дальнейшего столкновения этого «формального» искусства с логикой диалектической, которая худо-бедно прорезалась, теоретически определилась, причём не «сверху», а из практики строительства социализма уже в поколении Эвальда Васильевича Ильенкова, то есть детей Революции, прошедших ВОВ.
Что-то даже внешне общее с Андреем Платоновым есть у Филонова на автопортрете… Много общего в их «формализме».
Любопытно, что Филонов стал для диссидентского (уже в поколенческом плане, но и не без политической составляющей) Флекс-движения — своего рода матрицей, безусловным классиком. Флекс — направление нефигуративной графики (родившееся в 1975-м в солнцевской каморке Владимира Котова), к которому я примыкал в серёдке и конце 90-х. Даже термин у флексистов был «филоновщина». Хотя, в чёрно-белом варианте это, конечно, выглядело иначе. О Флексе придётся рассказать отдельно, слишком большая, долгая тема — а ведь были и флекс-выставки! (на веку нашего поколения — 1995, 1999).
Из учеников Филонова очень интересен Юрий Хржановский, родившийся в революционном 1905-м и доживший до перестройки. Очень важно, когда дело художника продолжается при его жизни — как бы сам он ни бедствовал… Морально важно. Вот потрясная картина Юрия Борисовича Хржановского 1927 года «Сибирские партизаны» (выше).