03.04.2025

Кто виноват в бомбёжках Дрездена 1945-го?

Кто виновен в бомбардировке Дрездена, повлекшей за собой гибель десятков тысяч людей? Ответ на этот вопрос я смог найти в книге-автобиографии немецкого антифашиста и коммуниста-антиревизиониста Вилли Дикхута.

«Наша задача – признать правильной позицию о вине немецкого народа. Немецкий народ в своей совокупности не сделал ничего, чтобы свергнуть нацистское правительство и тем самым остановить террор и нацистское варварство. Возлагать вину за текущую катастрофу, за последствия фашизма и разрушительной войны на кого-либо кроме нацистов и нашего собственного пассивного народа – это не только акт неблагодарности к войскам Союзников, но также и преступление. Поскольку народ был пассивен, то из-за этого он страдал и миллионы людей погибли. Они похоронены в чужих землях и под руинами разрушенных и разбомбленных немецких городов».

В чем суть? В послевоенную эпоху представители ряда немецких ультраправых партий пытались спекулировать на теме бомбардировок немецких городов в конце Второй Мировой войны. Звучали голоса исторических ревизионистов о том, что это военное преступление, которое можно сравнить с холокостом и прочими зверствами нацистов. Таким завуалированным способом немецкие националисты пытались снять долю ответственности с гитлеровского режима за самый кровавый конфликт в мировой истории и частично переложить ее также и на силы антигитлеровской коалиции. С помощью вышеуказанной демагогии отрывалась возможность для более открытой пропаганды ультраправых идей и реваншизма.

Вилли Дикхут указывает, что эта теоретическая конструкция представляет собой очень грубое и лицемерное издевательство над реальной действительностью.

Бомбардировка Дрездена не была событием в абстракции. Она происходила в конкретной обстановке Второй мировой войны. Эта война была развязана немецким новым империализмом (крупными немецкими монополиями и землевладельцами) с целью завоевать мировое господство и ввергнуть планету в новое варварство. Немецкий народ, несмотря на призывы Коммунистической партии Германии, в своей совокупности не сопротивлялся этим агрессивным планам нацистов и не сделал ничего, чтобы остановить поход Гитлера против народов Европы и Советского Союза. Немецкий народ не сверг фашистский режим изнутри, а вынудил силы антигитлеровской коалиции свергать его извне, тратить на это огромные усилия и человеческие жизни.

Очевидно, что население Дрездена и иных разрушенных городов – это часть немецкого народа.

Коммунистическая партия Германии ставила вопрос таким образом:

«Перед нашим немецким народом стоит жизненно важный вопрос: пойдет ли он по разумному пути и освободится от обезумевшего от войны Гитлера и его ожиревших тыловых вояк или будет молчаливо смотреть на то, как Розенберг, Геббельс и сидящие в Берлине миллионеры, разбогатевшие на военных заказах, втягивают Германию во всеобщую катастрофу».

Немецкие массы (в том числе и население Дрездена) не последовали этому призыву и не освободили страну от обезумевшего Гитлера, а продолжили молчаливо смотреть на то, как Германия втягивалась во всеобщую катастрофу. Немецкая антифашистская революция могла не допустить начала войны и уничтожения немецких городов. И даже после начала войны немецкая антифашистская революция могла не допустить столь огромных разрушений.

Если бы население Дрездена восстало бы против Гитлера, то и не было бы никакого разрушения Дрездена. Но поскольку население Дрездена не сделало этого и до самого конца войны оставалось пассивным, то таким образом оно создало условия для бомбардировок Дрездена. Вина за уничтожение Дрездена и за гибель населения Дрездена лежит на самом населении Дрездена, которое ничего не сделало, чтобы остановить такое развитие событий.

Очевидно, что это лишь частный случай из общей истории.

Если человек, ответственный в здании за противопожарную безопасность, в силу своей халатности вызвал в здании пожар и погиб в этом пожаре, то это никоим образом не снимает с него никакой вины. В этом была позиция Вилли Дикхута и немецких антифашистов.

Если народ империалистической (фашистской) страны не сделал ничего, чтобы остановить захватническую войну, то он в этой войне коллективно виноват. Если какие-то представители этого народа после начала войны попадают под бомбардировки со стороны противоборствующих сил, то в этих жертвах виноваты не противоборствующие силы, а сам народ империалистической (фашистской) страны. Он несет наказание, поскольку он виновен.

Принятие этого факта не освобождает от необходимости осуждать жестокость и разрушения войны, а лишь подчеркивает причинно-следственную связь между пассивностью народа и последствиями агрессии.

Роман ГАЛЕНКИН


От редакции: Я был в Дрездене в 2006-м, как раз 1 мая (день самоубийства в 1945-м Геббельса и убийства им всей его семьи, — что преступление вдвойне, детей-то могли бы оставить жить, изверги, переправить куда-либо, хоть в ту же Латинскую Америку, каналы были). Мы приехали ночью уже наступившего Первомая, так что зашли с окраины и застали город в его на редкость аккуратном естестве, а двух юных немок в трамвае очень здорово разговорили на английском языке. Ощущалась даже синеглазая женская симпатия, гостеприимство, желание рассказать, что тут лучше посмотреть и как бесплатно кататься в трамвае: они ехали из клуба какого-то ночного, но вполне трезвые, весёлые брюнетки. Красивые, умные девушки восприняли с интересом новость о 4-м Социальном форуме в Афинах, куда мы держали путь через Саксонию…

Дрезден весны 2006-го был прекрасен, и мы пообщались на местной первомайской маёвке у Дрезденской галереи с немецкими коммунистами, троцкистами, социал-демократами за кружечкой профсоюзного баварского (из автоприцепа-бочонка — в каких у нас квас продают ещё иногда)… На Эльбе проводились гонки винтажных пароходов. Незабываемый, чистый воздух опустевшего в пролетарский праздник города!.. Его исторический центр местами наполнен ещё настроением социалистического оптимизма, ни одна мозаика времён ГДР не пострадала, немцы ценят этот период и никакого подобия декоммунизации визуального пространства у себя не проводили…

Так к чему я вспомнил Геббельса? А к тому что выводы антифашиста Дикхута, увы, почти совпадают с выводами Гитлера и Геббельса, звучавшими к концу проигранной ими, фашистами, войны. Это не они виноваты, не нацисты, а сразу весь немецкий народ виноват, немецкий народ как избранник арийской расы, от мала до велика, целиком и полностью проиграл войну — поэтому он должен вообще сгинуть с лица Европы и Земли по тупейшим законам социал-дарвинизма (слабый не интересен «эволюции»). Да-да, это говорил малообразованный фашист Гитлер, ну а говорливый и весьма образованный слабачок, доктор философии Геббельс (ему неуёмно подражает пафосно-путанный верноподданный болтолог Дугин) по обыкновению не только вторил ему, но и сделал практические выводы на уровне всей своей семьи…

Мне и раньше Дикхут казался диковат в категоризации послевоенного периода строительства коммунизма в СССР. Теперь же я уже не интуитивно, а вполне рационально убеждаюсь, что не ошибался в предположениях о его теоретической адекватности: он несёт алогичные идеалистские дикости.

Во-первых, хлёсткая фраза о том, что немецкий народ «в своей совокупности не сопротивлялся» — не соответствует действительности. Вот Михаил Ромм не опустился до таких далёких от марксизма-ленинизма обобщений в «Обыкновенном фашизме» — у него проходит красной нитью среди кадров становления нацизма хроника-контрапункт «А ведь была и другая Германия!». На фото выше, например, — католический священник Дитрих Бонхёффер, не принявший нацизм и написавший в заключении перед смертью книгу. Не коммунист, не член КПГ — но точно такой же герой антифашистского сопротивления, который писал именно о том, что нельзя уподобляться действующим по принципу «цель оправдывает средства» врагам, нацистам, в суждениях, что это самый опасный моральный соблазн, а для христиан, подвергнутых гитлеризмом по месту жительства суровым нравственным испытаниям, — вообще грех, грозящий Чистилищем.

Ромм кропотливо выискивает в архивах ГДР все факты сопротивления нацизму, все антифашистские действия рабочего класса и его «головной» части, прогрессивной интеллигенции, которые доказывали даже без малейших шансов на успех — его субъектность, его состоятельность, его бытие. И это не только «Красная капелла», не только военные заговоры против Гитлера и два неудавшихся покушения на него в ходе Второй мировой, а так же публичная казнь «любимца партии» Рейнхарда Гейдриха в Праге в 1942-м, — это десятки фактов, которых напыщенный демагог Дикхут не мог не знать. Сотни отрубленных в нацистских застенках мини-гильотинами голов, очень умных голов — голов немецких, коминтерновских и советских антифашистов поумнее Дикхута! Их тоже не считаем?

Во-вторых, странно и самообличительно звучит фраза «Немецкий народ, несмотря на призывы Коммунистической партии Германии…» — если НСДАП подставить на место КПГ, получатся гитлеровские выводы. «Избранный» народ оказался недостоин возложенной на него миссии. Да, «как ни странно», немцы «в совокупности» не слышали тогда, ни с 1933-го, ни с началом «блицкрига» призывов подполья — потому что это было подполье. А европейским буржуям виделось иное, нежели коммунистам, и более эффективное вовлечение рабочего класса вовсе не в мирное строительство: германский империализм готовился к столь масштабной войне, что работа нашлась всем. И времена Великой депрессии, когда голос КПГ ещё был слышен — были позади. Благодаря милитаризму Гитлера, да-да! И это тоже нельзя забывать — как он решил вопрос безработицы, который и довёл Германию до мирного прихода нацистов к власти.

Рад ли был появившейся работе малообразованный немецкий пролетарий? Да! Рад ли был образованный и самосознающий рабочий класс тому, что готовит тонны оружия явно не для мирных целей, а для истребления братьев по классу в Европе и СССР? Нет. И об этом написана замечательная песня — да-да, уже в нацистской Германии написана. Эрнст Буш — незабвенный её автор-исполнитель.

Откуда ошибка в выводах Дикхута? Разбираем силлогизм до элементов, находим на раннем этапе рыхлый материал. Чуждая марксисту внеклассовая категория «немецкий народ» — которая успешно использовалась идеологическими оппонентами. Из такого сомнительного категориального материала не построить убедительных для коммуниста выводов, а вот дикость сморозить — ничего не стоит.

Кто на момент бомбардировки (ненужной в военном плане, бомбардировки мстительных британцев — которые страдали от люфтваффе, спора нет, — но почему они не бомбили с таким же масштабом тылы именно гитлеровских войск, чтобы облегчить наступление РККА?) был в Дрездене, кто конкретно составлял этот «немецкий народ» в 1945-м, на 4-й год войны с СССР? Точно не электорат НСДАП, а в основном пожилые немцы, женщины да дети тех, кто на фронте (я видел и кладбище дрезденское — там на почётном месте мемориал, посвящённый советским войнам, освобождавшим город, с серпом-молотом и звездой, но и могилы погибших на фронте немцев, с характерными орликами местами, конечно, прямо у входа, — никаких противоречий в мире мёртвых). 35 тысяч немцев убито за одну ночь! Чем это лучше работы концлагерных печей?

И здесь речь о «коллективной вине» немцев начинает звучать вполне по-фашистски у антифашиста, — не случайно прозвучало первое сравнение. «Глаз за глаз, дэнтэ пор дэнтэ»… Так Гитлер мстил за убийство Гейдриха — две чешские деревни с населением были уничтожены эсэсовцами, вот так оценил по личному расистскому «курсу» жизнь любимца-эсэсовца фюрер. Выходит, что логика социал-дарвинистов, нацистов — отобразилась в логике тех, кто боролся с ними?.. Удивительно ли, что борьба была безуспешной?

Нет, товарищ, ищите понадёжнее учителей! Так можно чёрт знает что оправдать…

Есть военные преступления, которые не оправдать никакими прежними зверствами «другой стороны» (хотя, например, американский империализм неплохо снабжал вермахт авиационными моторами на первом этапе агрессии против СССР — так что и тут противостояние вовсе не классовое). Кстати, восстанавливали Дрезден не те, кто рушил, а советские специалисты, — архитекторы, инженеры, уже в ГДР было дело, — и восстановили шикарно, поклон им за это. Им, а не тем, кто сметал с лица Европы сокровищницу мировой цивилизации под предлогом «борьбы с нацизмом» (аналогии сегодняшнего дня уместны: не даром старейший немецкий концерн Knauf уходит из РФ, и готов уступить силовигархам Ротенбергам свой пакет акций, узнав, что его цемент используют в разбомблённом под тем же предлогом Мариуполе для строительства домов по ипотеке, то есть ради закабаления пролетариата «цивилизованным» способом).

Очень справедливую, уже в наши дни, в 2012-м написала о той изуверской бомбардировке Дрездена по приказу Черчилля (а целью было ещё и устрашение РККА) немецкая изначально, а теперь интернациональная, немецко-американская группа Accept — Hellfire называется песня.

Д.Ч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Защищено BestWebSoft Captcha