Всё-таки полезно иногда выступать в окраинных небольших клубах!.. Завершая весенний период концертов, мы оказались с моей группой на улице Затонной (говорящее название — да? Нагатинский затон рядом, Последние шлюзы…) И вот там, уже после выступлений (Savoyar’a, ЭШЕЛОНа, Eindhoven’a), попадает мне в руки диск с интригующим названием «СМЕРШ». Не вполне было ясно сначала, группа это, разовый проект или название альбома. Послушав и жадно переслушав оный, я понял что наша армия, Московская рок-коммуна, казавшаяся редеющей, дождалась подкрепления. Причём из Сибири, из Красноярска!.. Особое восхищение вызвал стих, завершающий альбом:
Из моря крови и горы страданий Явится миру новое дитя. Не веря в тучи лозунгов и обещаний Оно сумеет осознать себя. Измазавшись войной, недоеданьем Смертями тех, кто дорог был, Дитя окрепнет в муках и стенаньях Дитя построит новый мир. Отринув расы, языки, цвет кожи Отринув атавизмы прошлых лет, Ребёнок этот на тебя ни капли не похожий Провозгласит для жизни новый век! Ну, а пока родитель этой крохи, Жируй, кормись за счёт его. По меркам мировой истории, тебе осталось трохи Пожить привольно и легко. Питайся мясом своего забытого ребёнка Чем дальше - тем сильней малыш. На ухо пой ему, как дорога его пелёнка, Что в жизни главное - барыш. Кричи, что ты с ним богоизбранная нация, Что у дитя с тобой один удел. Дела твои: война, враньё, оптимизация, Покажут, то чего на самом деле ты хотел. Я обращаюсь к людям, тем кто слышит: Ребёнок этот в каждом есть из вас, Да, он сегодня спит и незаметно дышит. И имя этому дитя - Рабочий класс!
И сразу вспомнилось самое начало МРК (и даже пролегомены — 1999-й, первая встреча с «Гражданской Обороной» в Москве, которую в кинотеатре «Авангард» разогревала) группа «28 Гвардейцев Панфиловцев«, самим названием отсылающая туда же, к центру Евразии, в края Северного Казахстана и Западной Сибири, откуда экипированную по лютым морозам и обученную боям с танками дивизию Панфилова направили защищать Москву… И вот сюда же, концептуально созвучно, но гораздо уже жёстче — «СМЕРть Шпионам» (впрочем, нашему читателю расшифровывать не надо — очень красиво мифологизировал тему Йен Флэминг в своём детективно-шпионском романе «Из России с любовью»).
Звучание СМЕРШ, которое вы можете оценить уже на нескольких площадках, ближе к сформулированной ещё в узком кругу условного музлэйбла «Звуки АКМ» (Авангарда красной молодёжи — оба кассетных альбома «28 ГП» вышли здесь) и стартовавшей в начале нулевых «красной альтернативе», на мой взгляд, нежели к ортодоксальному металлу (пониженный строй роднит). Однако это уже вопрос трактовок, вкусов и оценок. Потому сразу переходим к беседе с лидером (гитаристом, вокалистом, автором текстов) группы, «Сергеем К.» — как подписан он на альбоме «Многоточие».
Вы, на языке нашего классового врага, показали резкий, небывалый стартап в «левом эфире» нынешнего года, если можно так выразиться. Правда, альбом «…», лично мне попавший в руки, — 2022-го года. Поэтому начнём с ликбеза: когда родилась группа? Родилась как проект или именно коллектив? Сплав пролетарского взгляда на новейшие политсобытия (вокал) и жесточайшего трэш-металла – был изначальным?
— СМЕРШ появился в 2021 году, изначально как единоличный проект. Была идея возобновить работу старой группы, но не сложилось. Тогда я решил, что буду действовать один, было что сказать и хотелось это говорить. В 2021 году записал альбом «Капитал», в 2022 был сингл «Thrash Metal» и альбом «. . .», который на стримингах можно найти под названием «Многоточие». В начале 2023 записал ЕР «Разворачивай», сингл «Tomorrow» и приступил к работе над новым альбомом, который в последствии получил название «К будущему». В том же 2023 решил, что нужно собрать состав. Кинул клич и довольно быстро нашёл единомышленников. В январе 2024 мы дали первое выступление. С тех пор СМЕРШ — полноценный ансамбль.
Что касается смыслов и музыки, то изначально был выбран thrash metal. На мой взгляд, он идеально подходит к тем текстам, которые декламируются. Агрессия в адрес системы капитала и всех «прелестей» и «бонусов» от этой системы, не терпит слащавых песенок и посыпания головы пеплом.
На альбоме для обратной связи указан мэйл, который названием подсказывает, что самовоспитание трэшерское начиналось с самых азов – с Destruction, например. Как относитесь вообще к «тевтонскому» металлу, левой его «фракции», если так можно выразиться? Слыхивали о «красной альтернативе» уже нашего, российского образца?

— Из немецких трэшеров, с юности и по сей день, переслушиваю некоторые работы Destruction, Sodom, Holy Moses. Насколько они левые*, судить не берусь. В целом thrash metal — один из моих любимых жанров, в текстах трэшеров часто встречаются темы войны, угнетения, расслоения общества, другие социальные проблемы, но судить о политической ориентации тех или иных музыкантов сложно. «Правые» тоже озвучивают многие проблемы, только выводы делают самоубийственные.
«Красной альтернативы» в России, да и в СНГ не вижу, по крайней мере, я об этих группах не знаю, если мы говорим о чистом трэше. Но есть группы в других направлениях, знакомые мне. Перечислять не буду, кого-нибудь забуду, а не хотелось бы обижать товарищей.
Недавнее выступление в Сухобузимском на Дне молодёжи вы начали с кавер-версии песни «Боже, храни нашу злость» небезызвестного «Мастера», со второго альбома. Какими оттенками заиграл, на ваш взгляд, участок текста «кровь роднит людей с волками, алая, как флаг»? Маргарито-пушкинские и елинские, изначально антисоветские смыслы обернулись противоположностью? Нет ли планов кавернуть антивоенные «мастеровые» хиты «Не хотим» (наш аналог Curse the gods ) и «Диких гусей»?
— Если быть точным, то начали мы выступление с «Интернационала», переходящего в «Разворачивай», но «Мастер» был, да. «Кровь роднит людей с волками, алая, как флаг» — на сегодняшний день фразу можно только за уши притянуть как антисоветскую. На мой взгляд, больше отзывается её первая половина «кровь роднит людей с волками…», что можно расшифровать «люди – звери». Для современного слушателя фрагмент с флагом это красивый, поэтический оборот, не более. Других каверов пока не планируется, да и «Боже, храни нашу злость» был, скорее, экспериментом.
Ваше отношение к стилистическому разброду сегодняшнего дня в пролетарском роке (и насколько он пролетарский в прямом смысле – кто его играет? слышит ли его, понимает ли его рабочий класс – или это всё та же фан-тусовка, не выходящая за рамки меломании)? Почему немногочисленные левые (не обязательно коммунистические) коллективы не стремятся выступать вместе?
— Я уверен, что нужно осваивать все возможные ниши. Нравится рэп – делай рэп, нравится рок – делай рок, увлекаешься поэзией – делай свою. Не вижу проблемы в стилистическом разнообразии. Это больше плюс, чем минус. Пролетарский ли рок в полном смысле этого слова, — я думаю, да. Это же зачастую низовая инициатива, люди сами организовываются, поют о том, что волнует, что беспокоит. Естественно, всё это андеграунд, соответственно, слушатель, потенциальный, не знает о этих коллективах.
Да, и буду откровенным, пролетариат очень часто не понимает, о чём поют. Во многом он ещё не дозрел. Вот будущий пролетариат активно заинтересуется политикой, они будут качественно отличаться от пролетариата сегодняшнего.
Выступать вместе стремятся, есть желание, есть запрос, но организованности, видимо, пока не хватает. Хотя, мероприятия проводятся. В нашем же конкретном случае решающую роль играет расстояние. Очень проблематично добраться до той же Москвы.
Этот же взгляд в ретроспективе: насколько состоялся красный рэп в Sixtynine, красный ню-металл в Slaughter2017?
— В рэпе я не разбираюсь, приведённые названия не говорят ни о чём, увы. Но по ощущениям он, рэп, как-будто более активен, его больше. Заявляют о себе ребята-пролетарии тут чаще, чем в том же роке и, конкретно, в металле. Для меня «красная» музыка открылась именно с современных рэп-исполнителей. Но это субъективщина, конечно.
Отношение к феномену «сибирского панка» — пропагандистский миф Егора Летова, замкнутый в себе олдскул или продолжающаяся традиция? Знакома ли красноярская группа «Паранойя и Ангедония» (если да – что с ней сейчас)?
— Очень плотно в своё время слушал «Гражданскую Оборону». Знаком с творчеством «Инструкции по выживанию», Чёрного Лукича, Янки Дягилевой. Из групп в похожей стилистике отмечу «Адаптацию» и «Красные звёзды». «Сибирский панк» как явление, на мой взгляд, был актуален до конца нулевых. Сегодня он звучит как момент эпохи, интересный либо меломанам, либо людям, изучающим это явление. Сам периодически переслушиваю некоторых исполнителей. Лично для меня творчество Летова конца 1980-х это вопль о надвигающемся пиз..це. «Паранойя и Ангедония» давно не существует. О ценности сего коллектива я промолчу…
Как оцениваете идеологический, пропагандистский уровень групп Московской рок-коммуны на момент конца 10-х годов?
— На момент конца десятых годов ничего не слышал и не знал о «левых» и «красных» группах, вообще. Полный вакуум. Первые проблески появились незадолго до первого альбома СМЕРШа, соответственно 2020-2021 годы. О Московской рок-коммуне узнал совсем недавно, только предстоит познакомиться.
Ближайшие альбомные и концертные планы группы: с кем выступаете, где, и есть ли, на ваш взгляд, в металлической среде выход за пределы «искусства ради искусства», к классовым измерениям?
— В ближайших планах тур по нескольким городам Сибири: Томск, Новосибирск, Кемерово, Канск и Красноярск. Это 1, 2, 3, 8, 17 августа соответственно. Едем совместно с красноярскими металлистами BASTARD. В каждом городе будет поддержка местных коллективов. Надеемся, что удастся заехать с мини-туром в окрестности Москвы. В планах — ноябрь. Предположительно будет: Москва, Одинцово и Тверь, но повторюсь, эта информация не стопроцентная. Тихонько готовим новый материал. Не знаю, что это будет, альбом или ЕР, но, надеюсь, к концу года оформим.
Насчёт «классовых измерений» отвечу фразой моего товарища-музыканта, с которым я давно знаком: «Я понимаю, куда всё катится, но для меня музыка это способ уйти от реальности». Люди всё понимают, но бороться ещё не готовы, не дозрели. Спасибо за интерес к нашему ансамблю! Спасибо всем, кто будет это читать! Мир вашему дому!
Вопросы задавал Дмитрий ЧЁРНЫЙ
* Шмир, бас-гитарист, вокалист и лидер Destruction, в интервью российскому «М-журналу» рассказывал в 2003-м году, что его антивоенные, атеистические и антикапиталистические тексты рождались вне политики. «Я же не заявляю открыто, что я — социалист!.. Меня начнут путать с политиканами, которые получают бонусы от своих карнавальных ролей и масок. Они давно стали постоянными клиентами элитных шлюх, и гребут не меньше, чем магнаты, против которых выступают».
Однако антивоенные и антикапиталистические песни западногерманских трэш- и просто металлистов конца 1980-х — таких, как Running Wild (ещё как критиковали они общество потребления — см. альбом Port Royal и песни Conquistadores, Calico Jack) — тема прелюбопытнейшая. Она, если раскрыть её подробно, напрочь рушит картину некоего прокапиталистического послания западного рока вообще, с которым он приходил в СССР. Наоборот, к концу 80-х, когда в СССР хотели «как на Западе», «Металлика» пела на альбоме And Justice for all в титульной песне: «Коридоры храма Справедливости окрашены в зелёный» (имелись в виду «гринЫ», доллары — всё это ещё предстояло узнать в «свободной России» на своей шкуре жаждавшим демократии).
То есть иммунитет к капитализму там, где бурно процветал трэш и всякий прочий металл ранее, в США и ФРГ — имелся, даже декларировался в песнях мегапопулярных, богатых групп. Важно уметь его замечать, вычитывать. Прогрессивно мыслящие рокеры — были! А песни против атомной войны — роднили советских металлистов вроде «Августа», «Мастера» и тех же Running Wild, Helloween (песня How many tears, например, — прямо о возможной войне с Россией написана), Sodom (эта группа даже посвятила весь свой альбом 1989-го года Agent Orange, — названный «в честь» химиката, который применяла армия США во Вьетнаме, — всем погибшим в бессмысленных, несправедливых войнах).