Блогер Андрей Рудой опубликовал на ютуб-канале «Вестник бури» ролик, посвящённый фрикам в российском левом движении. Ролик явно рассчитан на малолетних поклонников Рудого, которых в девяностые годы просто не было на свете и которые не видели своими глазами, что тогда происходило в общественно-политической жизни.
И вот, стало быть, посмотрит такой юный сторонник левых идей ролик Рудого и сделает вывод, что в девяностые и в первой половине нулевых годов против капитализма и буржуазной власти боролись исключительно сумасшедшие бабки, антисемитствующие старики, сектанты из организации «Граждане СССР»* и страдающий от отсутствия женской ласки Алексей Поднебесный.
Однако такое представление не соответствует исторической действительности. Я пришёл в коммунистическое и общепротестное антиельцинское движение весной 1992 года, в возрасте неполных восемнадцати лет. Так что я не только наблюдал за этим левым движением своими глазами, но и лично участвовал во многих происходивших событиях, в отличие от Рудого.
Оппозиция Ельцину существовала в РСФСР ещё в 1991 году, а в начале 1992 года, уже после официального уничтожения СССР, она приобрела широкий размах. Это было в значительной степени обусловлено произошедшей в начале 1992 года либерализацией цен, в результате чего цены на товары повседневного спроса моментально взлетели в десятки, сотни, а где-то и в тысячи раз. Люди стали возмущаться и выходить на улицы, устраивать акции протеста.

Первая массовая демонстрация против режима Ельцина, участники которой были жестоко избиты милицией, состоялась в Москве 23 февраля 1992 года, в День Советской Армии и Военно-Морского Флота. Демонстранты, среди которых было много участников Великой Отечественной войны, были избиты столичным ОМОНом, приказ на разгон дал близкий подельник Ельцина тогдашний начальник ГУВД Москвы Аркадий Мурашёв.
В 1992 году сформировалось мощное оппозиционное движение – Фронт национального спасения. В него вошли многие общественно-политические организации; какие-то из них были более левые, какие-то более правые. Дело в том, что только что, в декабре 1991 года, были подписаны Беловежские соглашения и уничтожен СССР. Многие оппозиционно настроенные граждане были уверены в возможности свержения новой власти и восстановления Советского Союза, стоит только дружно и сильно ударить. То есть на повестке дня стоял вопрос не строительства коммунизма, а спасения общей Родины. Для достижения этой общей цели объединялись очень разные люди и организации, не обращая внимания на имевшиеся разногласия. Коммунисты, советские патриоты, русские националисты, народно-патриоты, державники, православные активисты, казаки… Все боролись сообща против общего врага.
В своём ролике Рудой смеётся над тем, что в девяностые годы среди участников уличных акций было много пожилых людей, которые размахивали советскими флагами, держали в руках портреты Сталина, выкрикивали проклятия в адрес Ельцина, Чубайса, «демократов», США и прочих «сил мирового зла». Рудой находит поведение этих людей весьма нелепым и преподносит дело таким образом, будто всё тогдашнее протестное движение состояло из таких людей.
Действительно, в девяностые годы в коммунистических, просоветских и – шире – антиельцинских организациях было много пожилых людей. Так получилось, что именно эти люди наиболее активно выступили против антисоветской, буржуазной власти. Были среди нас и люди среднего возраста, и трудящаяся молодёжь, и студенты вроде тогдашнего меня, но пожилых людей, пенсионеров, даже откровенных стариков действительно было много.
Люди среднего возраста и молодёжь работали, учились, выживали. Многие из них стали жертвами развёрнутой ещё во второй половине восьмидесятых агрессивной антисоветской пропаганды. А пенсионеры оказались людьми стойкими и боевыми. Старая гвардия спасла Советскую Родину от фашизма в годы Великой Отечественной войны, отстроила страну в послевоенное время, она же встала на борьбу с буржуазным, антисоветским режимом Ельцина.

Примечательно, что в девяностые годы российская государственная пропаганда активно мусолила тему «анпиловских бабушек». То есть во время различных демонстраций и митингов операторы снимали происходящее. Затем при монтаже телевизионных сюжетов режиссёры специально выбирали участников с откровенно отталкивающей и даже безобразной внешностью. Типичная сцена, которую можно было видеть по телевизору в девяностые годы, выглядела следующим образом. Бедно и плохо одетая бабка, беззубая, с портретом Сталина, с перекошенным от ненависти лицом размахивает руками и выкрикивает проклятия в адрес действующей власти и лично президента: «Ельцин — Иуда!!! Демократов к стенке!!! Всех расстрелять!..»
Этот сюжет сопровождался комментарием журналиста. Дескать, посмотрите, какие безумцы выступают против нашего дорогого Бориса Николаевича. А вы же, дескать, не такие, обращался автор программы к зрителям, вы же вменяемые люди, поэтому должны поддерживать нашу демократическую власть. Дальше следовали дежурные мантры о «рыночной экономике», «общечеловеческих ценностях», возвращении в «семью цивилизованных народов» и прочая лабуда. На многих обывателей это действовало.
И вот сегодня тем же самым занимается возомнивший себя вождём современного российского левого движения Андрей Рудой. Тот же самый нарратив о «сумасшедших бабках» и «шизодедах», те же самые презрительные насмешки и попытки представить протестное движение девяностых сборищем выживших из ума стариков. Между тем, сами нынешние юные розовые левачки, глумящиеся над стариками из девяностых, своими высказываниями и поведением зачастую напрашиваются на ставшее крылатым словосочетание «малолетние дебилы». При этом, в отличие от «анпиловских бабушек», они не могут похвастаться участием в многотысячных демонстрациях и рукопашных схватках с ОМОНом, а вся их «ррреволюционность» проявляется в подростковых шуточках, дурацких мемчиках и междоусобных склоках.

В своём ролике Рудой говорит, что в девяностые годы среди людей, называвших себя коммунистами и просоветскими, были сильны антиамериканские, антисемитские и прочие ксенофобские настроения. Рудой не объясняет причин такого явления, просто говорит своим юным поклонникам: вот, мол, какое безобразие. А причины этого явления были.
Дело в том, что сразу после уничтожения Советского Союза новый режим, установленный в Российской Федерации, был откровенно проамериканским. Российская власть во главе с президентом Борисом Ельциным ориентировалась на США. Российский министр иностранных дел Андрей Козырев прямо утверждал, что внешняя политика РФ должна заключаться в том, чтобы жить в полном согласии с руководством США.
Российские либеральные журналисты, публицисты, пропагандисты и прочие платные болтуны с утра до вечера объясняли населению РФ, что Соединённые Штаты Америки – это флагман свободного мира, храм на горе, маяк для всего человечества, поэтому все россияне должны ориентироваться на США и стремиться жить как в Америке. На каждом шагу торчали написанные по-английски вывески и рекламные щиты, предлагавшие американские товары: «Кока-колу», жевательную резинку, сигареты. Иногда было написано по-русски: «Свидание с Америкой» (реклама сигарет L&M, а ещё была Test the West — «попробуй Запад», — прим. ред.).
У оппозиционно настроенной публики всё это вызывало лютую ненависть, которая выражалась в антиамериканской риторике. Кроме того, в октябре 1993 года правительство США поддержало устроенный Ельциным танковый расстрел Верховного Совета РФ и его защитников. В 1996 году американские власти признали законными и честными президентские выборы, по итогам которых окружению полуживого Ельцина и группе крупных капиталистов удалось с помощью гнуснейшей лжи и украденных у народа денег оставить на второй срок этого упыря. А весной 1999 года американские самолёты вместе с натовскими союзниками бомбили Югославию. Поэтому подчёркнуто враждебное отношение к США было массовым явлением среди противников ельцинского режима.
«Хочешь жить – разрушь Америку! Раздави в себе раба! Мы не просто с ней два берега – Слишком разная судьба. Хватит власти капитала! Хватит голливудских грёз! Мир содомского кагала Не стоит капли детских слёз», – пела тюменская рок-группа «Культурная революция»
Что касается проявлений антисемитизма, то этому отвратительному явлению тоже было объяснение. Дело в том, что в девяностые годы среди известных людей, выигравших от уничтожения Советского Союза и занявших ведущие места в бизнесе, СМИ, культурной и общественной жизни, было много евреев. У всех на слуху были крупные капиталисты Борис Березовский, Владимир Гусинский, Михаил Ходорковский, Роман Абрамович, Александр Смоленский, Виктор Вексельберг, Пётр Авен, Михаил Фридман. Журналисты Алексей Венедиктов, Сергей Пархоменко, Евгения Альбац, Александр Минкин, Леонид Радзиховский. Соответственно, глядя на это, многие оппозиционно настроенные по отношению к власти граждане проникались антисемитской идеологией.
В ролике Рудого присутствует бывший член ВКП(б) Нины Андреевой, который рассказывает, как у них проходили партийные собрания. Дескать, собирались у кого-нибудь дома, и один из присутствующих кратко пересказывал остальным какую-нибудь политическую работу, например, статью Сталина о коллективизации. И преподносится это с насмешкой: дескать, ха-ха, один восьмидесятилетний дед убеждает других таких же восьмидесятилетних дедов в том, что товарищ Сталин был прав, хотя они и так все знают, что товарищ Сталин априори всегда был прав.
При этом человек сам же говорит, что в таких собраниях участвовали также и молодые члены партии вроде него и что это называлось политической учёбой. А политучёба – это архиважное дело, потому что коммунист должен быть теоретически и политически грамотным. Почитайте комментарии под любым роликом любого левого блогера. Это же океан политической неграмотности. Желания умничать много, а знаний нет. А в девяностые годы не было Интернета, поэтому люди занимались пропагандой, как могли. Проводили собрания, митинги. Расклеивали листовки, зачастую написанные от руки. Печатали самодельные газеты, а затем раздавали их возле проходных предприятий. Сегодня возможностей для политической агитации и пропаганды намного больше, и надо ими пользоваться.
Если в первой половине ролика Рудой высмеивает чудаковатых стариков из девяностых, то к середине принимается за тогдашнюю левую молодёжь. Вот нам показывают группу парней и девушек во главе с Сергеем Удальцовым. Одеты по-неформальному, в чёрные кожаные куртки, фуражки, бейсболки, футболки с коммунистической и советской символикой. Удальцов что-то кричит, размахивает руками, объявляет окружающее пространство «советской территорией, свободной от ельцинско-путинского режима». Это «Авангард красной молодёжи».

Казалось бы, ты только что смеялся над «выжившими из ума» «анпиловскими бабками». Вот тебе левая молодёжь. Но нет, Рудому и тут всё не слава богу. Нам показывают, как парень в бейсболке поёт под гитару какую-то революционную песню. Всяко лучше, чем твой дурацкий рэп и глупая песня про троцкистку с пиписькой. Но нет, и тут фрики.
Я впервые увидел живьём Сергея Удальцова в марте 2004 года, когда он вместе со своими товарищами протестовал против переизбрания Путина на второй срок. Сергей тогда как раз выглядел именно так, как в ролике Рудого. Удальцов и его товарищи по АКМ постоянно занимались акционизмом. Они выходили на улицу где-нибудь в центре Москвы, размахивали своими красными флагами с изображением автомата Калашникова, выкрикивали какие-то злые лозунги, раздавали листовки и газеты. Перекрывали проезжую часть живой цепочкой. Приковывались с помощью наручников к дверям зданий государственных учреждений. Разрисовывали стены домов и гаражей, заборы своими граффити. Принимали участие во всех оппозиционных левых демонстрациях и митингах. Зажигали фаеры, которые всегда носили с собой. Их часто задерживала милиция.
«Авангард красной молодёжи», как и созданный после на его базе «Левый фронт», был довольно разношёрстной организацией. Сам Удальцов оказался человеком теоретически неграмотным и всеядным, и после выхода из колонии летом 2017 года стал прислужником руководства КПРФ. Но при этом следует признать, что АКМ сыграл яркую роль в российском левом движении.
Отдельно хочу отметить эпизод, в котором Андрей Рудой упоминает члена марксистского клуба «Политпросвет» Романа Осина. Рудой заявил, что Осин публично призвал запретить некие «буржуазные науки». Прозрачно провёл аналогию со спорами вокруг генетики, имевшими место в тридцатые годы прошлого века. Вспомнил Трофима Лысенко и Николая Вавилова. Выставил Осина дураком и ретроградом, которому лишь бы всё запрещать.
Почуяв неладное, я решил лично спросить Романа Осина, о чём идёт речь. И Роман объяснил, что никакие «буржуазные науки» он не призывал запрещать. На самом деле, он выступил с докладом на конференции «Солидарность без границ», которую в марте этого года провёл в Нижнем Новгороде Союз марксистов. В своём выступлении Роман сказал, что в условиях социалистического строя и диктатуры пролетариата не следует публиковать за государственный счёт книги откровенных буржуазных мракобесов, чьи взгляды явно противоречат принципам марксизма. Также, по мнению Романа, не следует преподавать по книгам таких авторов в учебных заведениях. В качестве примера товарищ Осин привёл таких известных антикоммунистов и врагов марксизма как Александр Дугин и Владимир Мединский. В то же время, Роман допустил возможность для таких авторов публиковать своё мнение в социальных сетях и даже в газетах или печатать за свой счёт листовки. При этом такие публикации не должны будут носить характер научных.
Вот и всё. Но Рудой, которого на конференции не было, прочитал в «Телеграме» чью-то публикацию, понял её по-своему, придумал ещё от себя и выдал рассказ о том, будто Осин призывает запрещать некие «буржуазные науки». Это некрасиво, неэтично как-то, что ли.
В своём ролике Рудой рассказывает о людях в левом движении, которые как-то странно выглядят, как-то странно одеваются, как-то необычно себя ведут. Я за долгие годы общественно-политической деятельности встречал таких людей немало. И вот что я вам скажу. Вот такие странные и даже чудаковатые типы зачастую оказывались чистыми и светлыми людьми, которые приходили в коммунистическое движение с искренним желанием бороться за счастье для всех. И было много, особенно во второй половине девяностых и первой половине нулевых, других, так называемых «нормальных» людей, обывателей, которым было наплевать на всё, кроме их шкурных интересов и частной жизни. Которые на любое предложение поучаствовать в общем деле отвечали: «Я политикой не занимаюсь». Зато сегодня политика занимается ими.
Вообще хочу заметить, что в неформальных общественно-политических движениях всегда сходятся очень разные люди. Среди них встречаются довольно странные, чудаковатые типы. Они порой имеют весьма необычную точку зрения на какие-то вопросы, отличающуюся от общепринятой. Порой встречаются откровенно сумасшедшие люди. Это нормально, этого не следует бояться. А вот когда партия становится частью официальной политической системы, когда у неё есть фракции в Госдуме и региональных законодательных собраниях, вот тогда в ней берут верх гладко выбритые и аккуратно причёсанные функционеры в строгих деловых костюмах, у которых и мысли такие же гладкие и причёсанные, и ничего странного в их словах и поведении нет. Правда, и толку от них в плане революционной борьбы тоже нет никакого.
Девяностые годы были временем серьёзной политической борьбы, временем сопротивления буржуазному антинародному ельцинскому режиму. Это было время многочисленных общественно-политических организаций, движений, объединений и коалиций. Это было время многотысячных демонстраций в Москве и других крупных городах. Это было время открытого народного восстания против попытки Ельцина узурпировать власть в сентябре-октябре 1993 года. Это было время крупных шахтёрских забастовок, перекрытия автомобильных дорог и железнодорожных магистралей. Это было время, когда буржуазная власть реально боялась протестной активности народных масс.
А что делает блогер Рудой? Он из всей этой огромной совокупности людей и событий выдёргивает отдельных чудаков или откровенных сумасшедших и представляет дело таким образом, будто в девяностые годы и в первой половине нулевых орудовала какая-то шайка бессмысленных идиотов. Хотя на самом деле он тем людям в подмётки не годится. Потому что те люди занимались реальной политической борьбой, а нынешние розовые левачки, в основном, заняты выяснением того, кто из них настоящий революционер, а кто просто вышел посидеть на диване.
***
На 1-м фото: 9 Мая 2011 года, День Победы, Москва. В центре столицы, на Тверской улице проходит многотысячная демонстрация оппозиционных левых сил. Шагаю в колонне «фриков» из «Левого фронта». Вон, впереди бритоголовый Удальцов. Жаль, блогера Рудого с нами не было**.
Виктор ВОЛКОВ
- * Ни в 1990-х, ни в нулевых «Граждан СССР» именно как организации не было, а идентичность — была и остаётся. И не надо даже самой малой иронией (ничего смешного же — сами государственные мужи признают уже, что СССР был уничтожен в Беловежье противозаконно) помогать капиталистической триколорной власти высмеивать эту тему и бороться пусть и с ничтожным, но идейным сопротивлением. А борются они жестоко — арестами и посадками, причём ленинградку, основавшую это движение, только прошлым летом «взяли»… В качестве «улики» дома у неё было изъято знамя СССР и листовки. Вот и всё сектантство.
- ** Хотя, начинал Рудой именно в нижегородском «Левом Фронте», чем ещё пару лет назад гордился (что родом из митинговых боевых нулевых). Что же касается массовости любых мероприятий лево-патриотической оппозиции 1990-х годов, включая митинги — паяцам, спрятавшимся в рамках бложиков и узнающим свою аудиторию по циферкам, донатам да каментам, о таком даже мечтать не приходится ныне. Их удел — бесконечный трёп и развлекуха на левую тему.
Социал-демократ Андрей Рудой, судя по его статьям, в силу индивидуализма терпеть не может демократический централизм. Ему бы обратить внимание обострившиеся противоречия короля финансовых спекуляций Макрона и правого по идеологии фронта Ле Пен. (Не обязательно напрямую вмешиваться, главное продвинуться в социалистическом деле)
Рудой — как олицетворение ютьюб-марксизма, — шоумен. называть его соцдемом — большая натяжка. плевать ему на французский политикум в принципе, он везде гастролёр, а не властитель дум (коим возомнил себя году в 2019-м, подсчитывая просмотры и донаты) — даже когда «Вестник бури» снимал ролик про Парижский май-68 в 2022-м, Рудэ-прАво, будучи в Париже, не удосужился простендапить его в Латинском квартале, опять собирал (или собирала его команда, а он только наговаривал из комнаты вербальные эпизоды) из готовых нарезок… лажовенький он, поспешный и насмешный.
возникало это поколение — как антитеза партийной теоретической безграмотности. и что же? демонстрируют ли ВСЕ ютьюб-шоумены эту грамотность? Волков досконально показал, что — нет. что всё это бла-бла-шоу выродилось в междусобойчик и сведение виртуальных счётов с куда более массовым и зримым прошлым оппозиции… кто знает, может, даже «левый ИИ» — буде таковой выдуман, — вёл бы себя точно так же, действуя как капиталистический конкурент, «зачищая поляну»… но клоун Рудой — смешнее и беспомощнее. и спасибо Волкову за пристальность, учёт и контроль! ждём новых разборов (хотя, конечно, «инфоповод» — ничтожен)
очередные «терки» в рядах шариковых-швондеров? какие же вы все там в своем кпss нелепые и убогие 🙂
логично тут следует далее пример неубогости вне «КПSS» (это, кстати, аллюзия на плакатики ельцинистов? 😉 на песню Талькова?
Точнее сказать, наверное, не «… безграмотности», а теоретическому невежеству, даже, пожалуй, что — теоретической извращённости, ренегатству.