Просто поздравлять с днём рождения Маяковского — как-то, наверное, недостойно уже его вклада и его роли в нашей литературе. Это если быть перед собой и современникам честными. Просто ставить его в ряд с прочими поэтами «серебряного века» — смешно, он выбивается из этого ряда, мятежно высится. Самый язык его — взлом прошлых норм, движение, яркий взмах, мускулистый жест в направлении коммунизма.
Пора задуматься, по аналогии с Днём русского языка (днём рождения Пушкина), о новом празднике, который сам по себе станет хорошим политическим ответом расцветшим «под сенью сабель» в период войны реакционерам со стороны всей прогрессивной части постсоветского общества — как в РФ, так и за её пределами. А что мешает объявить день рождения Владимира Маяковского — Днём Советского языка?
Или нет такого языка, не надстраивался он целый век над русским языком маяковской лесенкой? Думаю, явление такое не припрятать по воле триколорных буржуев, как пролетарские праздники — не переименовать День Революции в «День примирения и согласия». Пытались господа поначалу, и я не устаю это вспоминать, подмять «плечистый» стиль Маяковского, применить для смысловых подмен: на Полянке, в череде новых домов, завершающихся «Молодой гвардией» (книжным магазином), на торце старого здания, от которого они идут к метро «Полянка» — красовалась году в 1992-м цитата: «Отечество славлю, которое есть, но трижды — которое будет».
Имелось в виду, что СССР — это так, проходящее, а вот «новая Россия» — это как раз то, что так мечтал увидеть Маяковский в далёком светлом будущем… Забавно, что, по этой же улице следуя к Добрынинской площади — вы на торце замыкающего кварталы (идущие туда от «Молодой гвардии») дома читали сверху над знаменитой мозаикой на бордовом фоне «Мы строим коммунизм», а ниже, мельче масштабами в белой рамочке «А мы строим Новую Россию. Holsten» (реклама, да).
Увы, борьба не с именем и наследием Маяковского (оказалось буржуазной культурке — слабо, не по зубам, и даже станцию метро достроили новым выходом, его цитируя, завершая замысел благодарных ему, говорящих его фразами 1930-х), но с его пространственной конкретностью, с местом, откуда он прозревал «коммуну из света и стали» — не прекращалась и в «проклятых десятых». И нынче, в двадцатых, мяч (инициатива) на стороне либерал-вандалов.
Музея Маяковского — нет на карте Москвы, он уничтожен не кем-нибудь, а первым собянинским, вместе с ним рекомендованным «Москве» со стороны Абрамовича, министром культурки Капковым (с которым мы в «ЛР» громко прощались ещё бумажной передовицей — «давай, до свидания»). С тех пор — ряд его наследников-коррупционеров уже сменился, их смыло в безвестность, а музей, при Капкове в 2013 «разобранный для ремонта» — в том же состоянии. Распихан по чьим-то чердакам и квартирам. Более десятилетия!
Мы проводили возле ограды музейной даже концерт вместе с «виртуальным музеем Маяковского», по линии Московской рок-коммуны выступали с Кириллом Медведевым — революционные песни, стихи там звучали-заклинали… Было это в 2020-м, насколько помню. Дали инфоповод вспомнить, как угробили музей, созданный в 1989-м, — причём спрашивать уже не с кого, ни Капкова, ни его подельников и близко нет в мэрии…
Никакие акции не помогают — Собянин и нынешние его недалёкие «культуртреггеры» готовы тратить миллиарды из бюджета города на показуху, на какую-то временную экзотическую зелень, на одноразовые декорации и развлекухи «Лета в Москве», а вот вложить эти же деньги в восстановление музея Маяковского, который будет уже на века и не только для москвичей — жалко! Ибо музей поэта на Лубянке — не сиюминутная показуха, которой можно отчитаться перед заведующими «кошельком».
Думается мне, тут некий «экзистенциальный шлагбаум» для уроженцев СССР и бывших членов ВЛКСМ-КПСС, властвующих в мэрии и Кремле. Которые прекрасно с младых ногтей знают моральную, пропагандистскую силищу Маяковского, и глубинно, классово теперь боятся, что музей его как пространство, дающее доступ к онтогенезу, развитию, внутреннему миру пролетарского поэта, — будет средой для антибуржуазного инакомыслия. Собственно, зал под музеем — и был домом для левых и левопатриотов в 90-х и нулевых, там тогда могли встретиться в его день рождения Александр Гордон и я, к примеру, со своими стихами. Здесь выступали с акустикой Владимир Селиванов («Красные звёзды») и Вячеслав Горбулин с Иваном Барановым («28 Панфиловцев») в 1999-м, например, здесь же позже Александр Бузгалин проводил международные конференции, лекции совместно с Людмилой Булавкой, недели социализма…
Не знаю, что должно произойти, чтобы Музей Маяковского был возрождён. Разве что 2-я социалистическая революция. Думаю, поэт и сам бы не без классовой иронии ухмыльнулся этому пердимоноклю: буржуЯм, само собой, он не нужен. Он как партийный поэт, как самим строем речи — иной, Советский голос, советский шаг слов, пространственно, масштабно потусторонний тому, что с Москвой творят-мельтешат буржуята, норовя Рынокъ Священный воткнуть даже на Красную площадь. Уменьшить, поделить… Всё, расчищенное социализмом для обзорности, широты — застраивают временными, либо постоянными доходными построечками. Ибо, как сказал высший, верховный пророк Рынка ещё в питерской мэрии — «бабки надо делать»…
На Маяковском бабок не сделаешь. Он и его поэзия — о мире без бабок (во всех смыслах: «ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь»). О преодолении классового общества, а значит и товарного производства, о Коммуне в самом конкретном понимании (включая отмирающий «семейный вопрос») его поэзия, его поэтика.
Итак, товарищи по творческому союзу «НАТЕ!» — вношу предложение, а дальше и строки вношу. С 2025-го года отмечать 19 июля День Советского языка (в котором, например, Маяковский отказался от букв «ё» и прочих рудиментов дореформенного, досоветского русского). Тут будет что вспомнить из того, как социализм самим ходом жизни под ритмы Маяковского менял язык — первичную среду общественного сознания… Это тема широкая, под конференции и слёты.
Но чтоб не топтаться в цитатах — вот стишок, в 2000-м открывший период моей «политической ангажированности» и «городского сумасшествия» (по выражению Мити Кузьмина, моего тогда первого издателя) в книге «Револ материал поэмы Дом», там даже не без шовинизмиков местами — но из песни слов не выкинешь, так тогда ощущалось, так первично осознавалось.
Телеграмма Маяковскому Двускатный бордюр Перед А.Н.Толстым значит Что в май-июне’99 попики Оттяпали полсквера Под шумок двесотнилетия Срубили поллиствы под корень “Деревья в Бозе не нужны” Зато вот ЦУНВ (Церковь У Никитских Ворот) Театр Марка Розовского Актёрики со сцены Молятся стихом на Алексия Во главе с понурым Ульяновым Вот вам и рифма россия и ударение Пьяная Заблудшим душам тесно во христе Под душ их К нам под дождь Пусть корчатся в отчитке Реальностью Смывает с них запекший воск Товарищ Маяковский! Работа адовая не Будет сделана и не Делается уже давно Всё продано в частную собственность В кино не фильмы про Революцию А Kodыкиномир wrigleys-поросли Забудут скоро русское Р Уж слишком недемократичный звук Куда лучше помягче r Или поеврейней французсче Курсом английского с привкусом доллара Победа мещан которая вам и не снилась Советская буйная красная новь В обывательском фи прекратилась И Пушкин влезает на борт корабля Потому что видите ли “Бог и Совесть” Да нам-то не жалко только для чего Позапрошлое с прошлым ссорить Прошляки победили Наши потери красные Под их белым домом Лежат оставленные С девяносто третьего Товарищ ЛЕФ! Шлите подкрепление зпт иначе Никак нам без вас не справиться тчк Хотели вычистить пошлость и грязь А получили доброкачественную найт лайф Метастазы заползли с запада и Западают голоса Только глазами щупаем мусор В западне мы И вновь заростаем корыстью коростой вещей Мещанство жиреет с ухмылкой “ а вы как хотели? хватит людей кормить из единой миски... каждому - каждое хочешь - продайся иди под Хозяйственный и улыбайся ” Так вот ваше счастье-свобода Напиться millerом сблевнуть Из плавно открывшегося окна Шестисотого застряв в пробке Под памятником Маяковскому лично Товарищ Маяк! Мы не Доделали вашу работу И попы глумятся над Разумом “мол, пусть любуется сидя фантаст Толстой как за оградами церковь сальная ширится, а неприхожанам не в проповеди вагриозно книжно вдавим устами Пелевьими: они сатанистами были те что строили новую жизнь коммунисты али футуристы глумились они над людьми языком по лестницам ямбы вывихивая теперь же пугают нас чёрным стихом” Пел старославненько дьяк кадилом попыхивая Товарищ Владимир! Я твой ведь по отчеству: Вспомни Казань агитпоезд И в бинтах из дворянской опеки Прадеда... Ты прошёл тогда мимо В красно-жёлтой рубахе, Взглянул угрюмо: Странная старая жизнь- кидается от нас под шины. Но ты не робей, товарищ, держись за поручни новой машины. Да встанут новые бойцы И будут новые победы И из троллейбусных бойниц В метро заклеенным рекламой глазом Мы считываем новый стих Без знаков препинания властей Шагая в ногу с левым маршем Но мы уже сбиваем шаг Нам Спотыкаться о Реальность В аритмичную атаку В рассыпную трассирующими слогами Работа адовая будет сделана Не в бомбе так в слове взрывчатка Запомни что лишь после горечи правды Бывает от жизни сладко 11 06 99
Дмитрий ЧЁРНЫЙ