Наш читатель, пожалуй, и не знаком с Дмитрием Пименовым. Между тем современных прозаиков/поэтов знать всё-таки следует, как сложна бы и изменчива ни была их судьба в идейной плоскости.
Вам не попадутся его книги в ближайшем супермаркете, и это — лучшая аттестация. В магазинах продаются только мёртвые книги, безразличные к вам (но не к вашим деньгам). Проза Пименова — другая, не по вашему желанию и законам ценников возникающая. Как накинется — так и не отпустит, преследовать будет даже в общественном транспорте (особенно в транспорте)… Например, рассказик «Китаянка» (с отсылкой к фильму Годара и рефреном «гвоздь длинною в жизнь» — там двойной агент прибивает руку собеседника-революционера гвоздём к полу и уходит, дальнейшее и предыдущее, вообще всё в рассказе — внутренний монолог прибитого).
Дома Пименов тоже не держит своих книг, истинный сапожник выходит к гостям босиком…
В 2001-м, когда мы познакомились, я просил «что-нибудь почитать» взамен своего второго сборника стихов «Револ материал поэмы Дом». «Всё в интернете», — ответил он уже тогда, небрежно. И был прав! Прав поныне — ЛивЛиб, Литрес (которых тогда и в проекте не было)… Маленькую, белую, с проклеенным корешком книжку его малой прозы «Вело» из анархической серии (чтобы ощутить страницы ощупью, а буквы созерцать в общественном транспорте) можно сыскать разве что в «Фаланстере», в самой дальней комнате.
Книг нет, а писатель — есть. В этом его феномен.

Не даром и Википедия первое, что говорит о нём — «художник-акционист». Но это, скорее, потому что дружил с Александром Бренером, был соавтором текстов-манифестов и некоторых акций. Однако взвесим парадокс: оба в 90-х творили на улицах Москвы чёрте-что, оба писали и пишут поныне, но Пименов — писатель, а Бренер — художник. Самая известная акция Пименова, но уже с Анатолием Осмоловским, «Баррикада» — когда они в ознаменование 30-летия Парижской весны перекрыли в мае 1998-го улицу Герцена у Романова переулка/улицы Грановского, разбрасывали листовки «Запрещать запрещено», «Вся власть — воображению», привлекли на свою сторону немало студентов МГУ и РГГУ…
Вот он на фото на той баррикаде, с микрофоном мегафона. В те годы язык его прозы сам по себе был сильнейшим раскрепостителем — и я не избежал его влияния в вопросах пунктуации и «поточного метода», хотя позже обнаружил аналоги такого письма у Буковски в рассказах… Но Пименов был сильнее Хэнка в хаотизации письменной речи, освобождении мысли в ней от оков традиций и страхов быть не понятой, не прочитанной.
В прозе он был такой же революционер, как на улице. Из-за взятия на себя ответственности за взрыв в 1999-м в торговом центре под Манежной площадью и пристального внимания ФСБ, Пименову пришлось скрываться в Чехии около года… Писать он не переставал и там.
Путь от ультра-революционности анархического толка (а потом и маоизма) к консерватизму и православию занял у писателя примерно двадцать лет — но это для нас с вами внешняя канва. Интересно это всё в связи с тем, что он «продолжает продолжать» уже… в форме сонета, что и заслуживает внимания-удивления.
Помнится, Дмитрий Александрович Пригов утверждал, что душа автора живёт в любом, даже самом малом его произведении — акции, самоактуализации… Попробуем же всё, что я наговорил выше, отыскать в этом новом для поэта опыте.
Д.Ч.
*** Задумчивая песня старика, Что в небе облако трепещет, Как белая на голубом река, Рисует рыбок и ими плещет. Ноша мелодии так нелегка, На суд приводит голос вещий, Где прокурорами встают века И адвокатам надо быть порезче. Но велика награда в телесах Тех, что трястись в такт буквам будут, Нырнут купаться в смехе и слезах, А вынырнут навстречу жизни чуду: Заносчивой кричалке молодых Туман поэзии даёт под дых. *** А я щас шершень в летнем домике, Тут книги, мёда нету, нет совсем, И в искристом радужном ромбике Здесь в углу горит огонь Мэриэм. Мэриэм - это счастье в кролике, Который гордо крикнул: "Вот вас съем!" Не спешите проснуться в тортике. Азъ есьм, на мне нападающий шлем! Авторской волей гну вольную пешки Судьбу без сласти, жизнь в буквах мифа, Злую как тариф смерти от тифа. Смысл в личностях густо першит... Легковую слоняя ритма прозу, Мы учудим мозговую розу. *** Зизи-зизи это не гром и не молния, Как могло показаться. Зизи-зизи, что-то чудесное помню я, Она, оно, он - такая цаца! Образец чего-то совсем покорного, Эталон; за него не браться! Зизи-зизи дитя совсем неполного Клавиш неба пустых клацаний... Кто объяснил Зизи-зизи угарный чад, Тут же не печка, не любовь и не ад. Лепетом лис умудряется лень леса. Иксом искомым скомкает кость кекса, Ищущий щепку щупает ткань бревна, Зизи-зизи, Зизи-зизи себе не равна. *** Дорога в рай долгий, сладкий, Выстлана слонами зла. Они липкие, гадкие, Их сложность пути привезла. Но есть повороты гладкие, В них таинственность числа, В них решения краткие, Как по воде удар весла. Там, где всё будет тем, что бытиё, Невозможно свернуть в не-логику, Мыслям заказать бритьё. Главное не спрятаться в символику. Лепестками тысячи глаз квадратика Получается адова математика. *** Питие встретит закуску в лучах, В огурцах освящением соли Будет стоять чеснок, как страж, Скроются в ад на время боли. На дне бутылки – день тоскливый, страх, А еда полна весёлой воли. От темени, шатанию уча, Спускается до пяток раздолье. Поэтом поэтому потом пли! Либо Божью более бульбульбуль Огонёк на губах и корабли. Греют волосы мозг – в камине стул. Тёплой водичкой, внутри холодна Водка в чашке, водка в рюмке без дна. *** Тот, кто ригоризм поставил в угол, Не понимая смысла слова до конца, Тому не съесть морали леденца И не связать верёвки разума туго. Вовсю бес будет тараторить ругань. Вавилонская блудница – дочь слепца, Сестра разнообразия, плоть чтеца Расставит шахматы шагом-испугом. Ведь если не расклеивать страниц, То не узнаешь то, что не узнаешь, Не пропадёшь в значениях глазниц, Но всё собой ты говоришь, как лаешь, Ты этику с эстетикой пригласил в игру. Ад и рай превратил в котлеты на пару. *** Покуда рыба плавает как дух, Разгрызая глупый скелет моря, Садятся умные очки на неба пух, Задыхаясь, быстро тараторя. Но вечности огонь в воде протух... И, все мудрости весны оспоря, Времени ток стоит, к пространству глух, На плеши Бога щель мечты позоря. А как же редкие провалы бытия? Куда им прыгать по волнам игры? Не поздно ль лить вулканы пития? Всё точно-точно, ночь - царь горы, Рептилия смеётся в уши океану, Нашла поместье своему стакану. *** Тогда, когда свирепая заря Идёт под небом, семеня листву, Её в пластмассу превращая зря, Зрит метаморфозу красок ноября. Вот в то время солнца луч, горя, Мяукает по минимуму частоту, Для связи применяя грозный ряв, А песенный слог врубает бряк. Но медленный полог бытия По логике там, где Тот и я В месте невинного пития. В желе жёсткого опьянения Властвуют злые сомнения Химией той, что ни он, ни я. *** Тут солнце. Солнце! Солнце-паучок. Зелёным соком сломан иероглиф, В алфавите буквы взмокли ффф... Играет небосвод в чёт-нечёт. Луна затянет в ночь воротничок, А месяц всем покажет роглик, Ах, если бы мы немножко могли б Унять тоску, которая как воск течёт. Но пусть вытекает вся она в бокал Шумней, чем шум разопрёт бока, Вовсю лепечет плеск пустой воды. Отсель грозить мы будем елью, Нам лиловость будет поводырь, Бесцельность покрывая целью...
***
По трезвому, по пьяни,
Думаю навеселе,
Может, инопланетяне
Нас помирят на земле.
Если только гуманоиды
Залетят из преисподней,
На бесшумном астероиде,
Как по милости господней,
В смысле с того света,
Словно беспилотники
И к тому ж бесплотные,
Дух инопланетный.
Но, боюсь, не будут рады,
Если свяжутся пришельцы
С нашими дегенератами,
Как известно, запредельными.
Среди нас уродов тьма
Я их лично знаю,
Тут легко сойти с ума…
Замшева напоминают,
Дорошенка, Клюзова…
Ещё Ольгу Бузову…
СТРАННОПРИИМНЫЙ ДОМ
От политики подташнивает. Россия — страна для экстремалов и терминаторов.
После всего куда ткнуться?.. — в ЦДЛ.
Махнул водовки, воздухом закусил, гляжу: окончательно подсевший на Нижнем буфете знакомый коллЭга уже притаранил бухло. По его мнению, единственной движущей силой под солнцем являются инстинкты, и любое общественное устройство представляет собой пирамиду из стаи павианов, на вершине которой – главный павиан. Мысль не новая. На моё замечание, что человек, как минимум, существо двухмерное – не отреагировал.
Под пивком я готов, как дурак, со всеми целоваться-обниматься. В клубном общении понижаются все котировки.
Чё делать?..
Наш ЦДЛ – странноприимный дом,
он как стоял, так и стоит на том,
откуда я порой не выползал;
с утра, бывало, спустишься в подвал,
где водовки хватает за глаза,
а это всё – пропал.
Но я сильнее водки был всегда,
поскольку водка для меня – вода.
Здесь ничего (ха-ха) не светит никому,
но каждый – верьте иль не верьте —
надеется (хо-хо), что именно ему
уж памятник поставят после смерти.
Вон памятники, как грибы, растут
то тут, то там в Москве… то там, то тут…
Я отщепенец, откололся от среды,
и это без булды.
В себя я ухожу и ухожу,
и там сижу… сижусижусижу…
того гляди, кого-то приложу…
И не с кем в Доме побухтеть,
бывает,
и всё вокруг не те, не те, не те…
не то, не то вещают.
Ещё не всё…
Но, слава богу, в Клубе нашем,
как прежде, есть Познанская Наташа,
бог мой,
непознанная мной,
а значит — всё мазё.
Всё.
Я бездарный, но все остальные ещё бездарнее… это утешает.
Ах, Коля, представляю, если тебя ничто не утешало бы, как ты разбушевался бы!
Однако утешение удел верующих, а вера — не бог весть какое достоинство, по науке. Вот знание — сила!
Ты всё постишь здесь, что мироздание — тайна, не постижимая нашему уму и сердцу… А знаешь — почему? Потому что не выдерживаешь напряжённость противоречия (это я толкую тебе всё терминами материалистической диалектики) между знанием и незнанием, душа твоя слаба: ты слишком мало знаешь — ну, как ребёнок; ты очень плохо учился (не в школе, в школе — не знаю, а — по жизни, по жизненному опыту, — не сподобился пройти и «Крым и Рым», как, ну, скажем, к примеру, С. Есенин).
Ну, тайна и тайна, и чёрт с ней! Ещё Державин художнически прозрел: «Я царь — я раб — я червь — я бог!» — то есть хрен знает, кто, и ничего в этом страшного нет.
Ну, что с того, что тайна мироздания, мабуть, никогда и не будет раскрыта человечеством… СтОит ли из-за этого вкапывать столб в землю, рисовать на нём глаза, нос, рот и уши, падать перед ним на колени, умоляя послать дождь на засыхающие поля? История показала, что лучше при помощи знания — исследования и открытий — изобрести мелиорацию, работать над усовершенствованием её — ведь идеал не имеет предела.
Короче, почитай, хоть спьяну: https://proza.ru/2023/03/28/108 (давно я себя тут не пиарил; смотрю, как ты это делаешь, и завидки берут) — я тут даже замечательного Алексея Фёдоровича Лосева оспариваю, так-то, брат.
охота тебе тратить на меня время… я знаю, что ничего не знаю…
в школе я был отличником, а что толку… в дальнейшем и по сей день (тут ты прав) остаюсь двоечником.
Респект!
Я же не на тебя трачу, ясно сказал: давно не пиарился тут…
Я, как и ты, не считаю зазорным тот факт, что от скромности мы не умрём.