08.08.2025

«Поэтом поэтому потом пли!»

Наш читатель, пожалуй, и не знаком с Дмитрием Пименовым. Между тем современных прозаиков/поэтов знать всё-таки следует, как сложна бы и изменчива ни была их судьба в идейной плоскости.

Вам не попадутся его книги в ближайшем супермаркете, и это — лучшая аттестация. В магазинах продаются только мёртвые книги, безразличные к вам (но не к вашим деньгам). Проза Пименова — другая, не по вашему желанию и законам ценников возникающая. Как накинется — так и не отпустит, преследовать будет даже в общественном транспорте (особенно в транспорте)… Например, рассказик «Китаянка» (с отсылкой к фильму Годара и рефреном «гвоздь длинною в жизнь» — там двойной агент прибивает руку собеседника-революционера гвоздём к полу и уходит, дальнейшее и предыдущее, вообще всё в рассказе — внутренний монолог прибитого).

Дома Пименов тоже не держит своих книг, истинный сапожник выходит к гостям босиком…

В 2001-м, когда мы познакомились, я просил «что-нибудь почитать» взамен своего второго сборника стихов «Револ материал поэмы Дом». «Всё в интернете», — ответил он уже тогда, небрежно. И был прав! Прав поныне — ЛивЛиб, Литрес (которых тогда и в проекте не было)… Маленькую, белую, с проклеенным корешком книжку его малой прозы «Вело» из анархической серии (чтобы ощутить страницы ощупью, а буквы созерцать в общественном транспорте) можно сыскать разве что в «Фаланстере», в самой дальней комнате.

Книг нет, а писатель — есть. В этом его феномен.

Не даром и Википедия первое, что говорит о нём — «художник-акционист». Но это, скорее, потому что дружил с Александром Бренером, был соавтором текстов-манифестов и некоторых акций. Однако взвесим парадокс: оба в 90-х творили на улицах Москвы чёрте-что, оба писали и пишут поныне, но Пименов — писатель, а Бренер — художник. Самая известная акция Пименова, но уже с Анатолием Осмоловским, «Баррикада» — когда они в ознаменование 30-летия Парижской весны перекрыли в мае 1998-го улицу Герцена у Романова переулка/улицы Грановского, разбрасывали листовки «Запрещать запрещено», «Вся власть — воображению», привлекли на свою сторону немало студентов МГУ и РГГУ…

Вот он на фото на той баррикаде, с микрофоном мегафона. В те годы язык его прозы сам по себе был сильнейшим раскрепостителем — и я не избежал его влияния в вопросах пунктуации и «поточного метода», хотя позже обнаружил аналоги такого письма у Буковски в рассказах… Но Пименов был сильнее Хэнка в хаотизации письменной речи, освобождении мысли в ней от оков традиций и страхов быть не понятой, не прочитанной.

В прозе он был такой же революционер, как на улице. Из-за взятия на себя ответственности за взрыв в 1999-м в торговом центре под Манежной площадью и пристального внимания ФСБ, Пименову пришлось скрываться в Чехии около года… Писать он не переставал и там.

Путь от ультра-революционности анархического толка (а потом и маоизма) к консерватизму и православию занял у писателя примерно двадцать лет — но это для нас с вами внешняя канва. Интересно это всё в связи с тем, что он «продолжает продолжать» уже… в форме сонета, что и заслуживает внимания-удивления.

Помнится, Дмитрий Александрович Пригов утверждал, что душа автора живёт в любом, даже самом малом его произведении — акции, самоактуализации… Попробуем же всё, что я наговорил выше, отыскать в этом новом для поэта опыте.

Д.Ч.

***
Задумчивая песня старика,
Что в небе облако трепещет,
Как белая на голубом река,
Рисует рыбок и ими плещет.

Ноша мелодии так нелегка,
На суд приводит голос вещий,
Где прокурорами встают века
И адвокатам надо быть порезче.

Но велика награда в телесах
Тех, что трястись в такт буквам будут,
Нырнут купаться в смехе и слезах,

А вынырнут навстречу жизни чуду:
Заносчивой кричалке молодых
Туман поэзии даёт под дых.


***
А я щас шершень в летнем домике,
Тут книги, мёда нету, нет совсем,
И в искристом радужном ромбике
Здесь в углу горит огонь Мэриэм.

Мэриэм - это счастье в кролике,
Который гордо крикнул: "Вот вас съем!" 
Не спешите проснуться в тортике.
Азъ есьм, на мне нападающий шлем! 

Авторской волей гну вольную пешки
Судьбу без сласти, жизнь в буквах мифа,
Злую как тариф смерти от тифа.

Смысл в личностях густо першит...
Легковую слоняя ритма прозу,
Мы учудим мозговую розу.


***
Зизи-зизи это не гром и не молния,
Как могло показаться. 
Зизи-зизи, что-то чудесное помню я,
Она, оно, он - такая цаца!

Образец чего-то совсем покорного,
Эталон; за него не браться! 
Зизи-зизи дитя совсем неполного 
Клавиш неба пустых клацаний... 

Кто объяснил Зизи-зизи угарный чад, 
Тут же не печка, не любовь и не ад. 
Лепетом лис умудряется лень леса. 

Иксом искомым скомкает кость кекса, 
Ищущий щепку щупает ткань бревна, 
Зизи-зизи, Зизи-зизи себе не равна.


***
Дорога в рай долгий, сладкий,
Выстлана слонами зла. 
Они липкие, гадкие,
Их сложность пути привезла.
 
Но есть повороты гладкие,
В них таинственность числа,
В них решения краткие,
Как по воде удар весла.
 
Там, где всё будет тем, что бытиё,
Невозможно свернуть в не-логику,
Мыслям заказать бритьё.
 
Главное не спрятаться в символику.
Лепестками тысячи глаз квадратика
Получается адова математика.


***
Питие встретит закуску в лучах,
В огурцах освящением соли
Будет стоять чеснок, как страж, 
Скроются в ад на время боли. 
 
На дне бутылки – день тоскливый, страх,
А еда полна весёлой воли.
От темени, шатанию уча,
Спускается до пяток раздолье.
 
Поэтом поэтому потом пли!
Либо Божью более бульбульбуль
Огонёк на губах и корабли.
 
Греют волосы мозг – в камине стул.
Тёплой водичкой, внутри холодна
Водка в чашке, водка в рюмке без дна.


***
Тот, кто ригоризм поставил в угол, 
Не понимая смысла слова до конца, 
Тому не съесть морали леденца
И не связать верёвки разума туго.
 
Вовсю бес будет тараторить ругань.
Вавилонская блудница – дочь слепца, 
Сестра разнообразия, плоть чтеца 
Расставит шахматы шагом-испугом. 
 
Ведь если не расклеивать страниц, 
То не узнаешь то, что не узнаешь, 
Не пропадёшь в значениях глазниц, 
 
Но всё собой ты говоришь, как лаешь, 
Ты этику с эстетикой пригласил в игру.
Ад и рай превратил в котлеты на пару.


***
Покуда рыба плавает как дух, 
Разгрызая глупый скелет моря, 
Садятся умные очки на неба пух, 
Задыхаясь, быстро тараторя. 

Но вечности огонь в воде протух... 
И, все мудрости весны оспоря, 
Времени ток стоит, к пространству глух, 
На плеши Бога щель мечты позоря. 

А как же редкие провалы бытия? 
Куда им прыгать по волнам игры? 
Не поздно ль лить вулканы пития? 

Всё точно-точно, ночь - царь горы, 
Рептилия смеётся в уши океану, 
Нашла поместье своему стакану.


***
Тогда, когда свирепая заря 
Идёт под небом, семеня листву, 
Её в пластмассу превращая зря,
Зрит метаморфозу красок ноября. 

Вот в то время солнца луч, горя,
Мяукает по минимуму частоту, 
Для связи применяя грозный ряв, 
А песенный слог врубает бряк. 

Но медленный полог бытия
По логике там, где Тот и я
В месте невинного пития. 

В желе жёсткого опьянения 
Властвуют злые сомнения
Химией той, что ни он, ни я.


***
Тут солнце. Солнце! Солнце-паучок.
Зелёным соком сломан иероглиф, 
В алфавите буквы взмокли ффф... 
Играет небосвод в чёт-нечёт.

Луна затянет в ночь воротничок,
А месяц всем покажет роглик,
Ах, если бы мы немножко могли б
Унять тоску, которая как воск течёт. 

Но пусть вытекает вся она в бокал
Шумней, чем шум разопрёт бока, 
Вовсю лепечет плеск пустой воды.

Отсель грозить мы будем елью, 
Нам лиловость будет поводырь, 
Бесцельность покрывая целью...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...