Завершающая весенне-летний цикл подборка стихов Ольги Дьяковой. Ставшая с 22-го года нашей верной стихоколумнисткой, Ольга отозвалась на отпускные зовы, направила своё воображение туда, куда устремлялись те немногие из наших сограждан, что могли себе финансово и «геополитически» позволить зарубежный отдых — южнее и восточнее мест постоянного обитания. Грузия, Армения, Хакасия, Китай, КНДР, Египет, даже Африка — вот какие пространства в этот раз населяются образами и смыслами московской поэтессы.
Бывает пора зрелости в природе — в нашей полосе она только начинается, для некоторых сортов яблок приходится на октябрь, а вот поюжнее, в Турции, например, это уже декабрь: для мандаринов и плодов кактусов. Но бывает и пора зрелости художественного слова — у Ольги она в самом разгаре. Жизненная женская эмпирия, недюжинная читательская и писательская эрудиция, отточенность собственного стиля, летнее дачное вдохновение, — всё это вместе увлекает нас во всё новые мини-путешествия, в полёты воображения…
Когда новые авторы присылают в редакцию «ЛР» свои стихи, я теперь не задумываясь даю им гиперссылки на подборки Ольги. Вот такого уровня должна быть у нас поэзия!
Д.Ч.
*** Зыбкость озёрная, сосен иголки, – Роспись по шёлку, роспись по шёлку: Ветер в картине качает негромко Вишню, и лошади чёрную чёлку… Время – клубок не размотанный шёлка. Когти веков процарапали кромку… В свитках и ширмах, мерцаниях ломких, Нота тревоги звучит очень тонко. *** То не любовь была, а так – Одни слова. Украсят книжный ряд – Кучак*, Саят-Нова**. Теперь ты прошлая глава, Запретный знак. Развеют мрак Саят-Нова, Напет Кучак. И жизнь не дело, а табак, Идёт едва. Но не дадут скучать – Кучак, Саят-Нова. Да не иссякнут: мой очаг, В саду – айва. Согреют в холода – Кучак, Саят-Нова. ______________________ * армянские поэты *** Ветрами с востока Призывы доносятся. Армянки далёко Танцуют с подносами, Держа их с дарами Над чёрными косами. Плывёт меж горами Видение осени С Ширакскими* снами, Лорийскими лозами, Где плавно армянки Танцуют с подносами… __________________________ * Ширак – область в Армении. *** Если б я стала водою, Пела бы Нарекаци*. Жизнь назвала я тобою, Как нарекают отцы. Сердце в ночи уязвимо. Мысль переходит в мольбу. В речке звезда отразима, – Птица склевала звезду. Слышу дыхание счастья… Что, если смерть далеко? Отблеск мучительно-красный В небе сверкнул высоко. Робкой рассветной зарёю, Там, где кончается даль, Нежно расцвёл над землёю Розовый дикий миндаль. _____________________________________ * классик армянской литературы, богослов *** Никого не проводила, Никого не повстречала. В горы ты давно вернулся, Не прельстившись лёгкой славой. Мог шесть тысяч звёзд увидеть – Межпланетных жизней раны, Воспевая пирамиды Или камни Абакана*. На восточном амулете – Знак, исполненный искусно. Волны внутреннего света Обгоняют волны грусти. Нет, не чувственная близость Пролегла по нашим лицам. Безоглядно ты влюбился В пролетающую птицу. ___________________ * Республика Хакасия. *** Летучие мыши По кругу висели В китайском рисунке Значеньем везенья. Бамбуковый прутик По струнам из шёлка Шанхайскою песней Прошёлся негромко. Плавучий путь неба Придвинулся ближе. Кто там на мосту Слышит музыку хижин? А сны – по нефриту Созвездий стекают… И явственно вижу Предгорье Китая. *** Опасности в мире таятся везде, Из шума в покой проникая. Но если поверишь взошедшей звезде – Сыграешь на флейте Китая. И сила и слабость – как выдох и вдох Вольются в биенье вселенной. И в лунном дымленье клубится любовь, Представившись взгляду неверной. «Прославь своё дело» – Конфуций изрёк. И путь Поднебесной – открылся. Идеи, которым намечен свой срок, Прорвутся к сегодняшней мысли. СОЛИДАРНОСТЬ Ветер Кореи, Ветер Кореи, Тучи развеял Людских разобщений, Влился в дыхание Русских селений Север Кореи, Север Кореи. Встал в полный рост Мост связующих рвений Как солидарность Былых поколений, Знающих правду Разоблачений И неизбежность Победных сражений. Сокол Кореи, Сокол Кореи, В небо взлетает Как символ свершений. *** Стопка столетий лежала на полке. День за окном поседел от мороза. Ветры завыли – матёрые волки, Только Тифлисская Чёрная роза* Глядя с портрета меня согревала… Помнила я – не стареют нисколько Дивные ангелы скорбной печали. _________________________________________________ * Так называли Нину Чавчавадзе, жену А.С. Грибоедова. ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ Неразрывная горная цепь Дагестана Пробуждала в изгнаннике вихри видений, И клубились в разрывах густого тумана Дерзновенные образы новой поэмы. Скалы мрачно глядели на зелень долины. Гнал бесстрашный коня – в самый ужас сраженья. Облаков угнетающих сдвинулись льдины, Говоря, что в смятенье – есть доля везенья. Гром в душе прокатился эпическим чувством. В небе стыли просветы – прорывы пространства, Вдохновляя поэта стихийным безумством, Ощущеньем надземных, бесчисленных странствий… *** Зачем, почему и откуда, Не спросят тебя возле скал. Лиловые губы верблюда Лениво жуют астрагал. А реки текут под песками Длиною почти в континент. Везут люди воду с тюками, Забыв сколько кануло лет. Сокрытая в кожаных вёдрах, Хранит странный привкус вода, Питая томительный отдых Идущих узреть берега. *** Ступаю будто по Сахаре: Ночь чёрного песка в разгаре. А в деревнях – Истарь, Итларе, Большие птицы спят на ветках. В ночь – птиц подбитых не бывает. Какого цвета воздух станет, Когда рассвет придёт по краю Будить всех спящих незаметно? Ступаю будто по Сахаре, Твердя себе, что ночь – не траур. И ходят рукава крылами Под лёгким дуновеньем ветра. *** Не называйте Красное море Сонным покоем В медленном зное, Высохшем горем В пене историй, Слишком солёным, Слишком мудрёным. Красное море С солнцем не спорит - С небом, похожим На дикий цикорий. ЛЮБЯЩАЯ МОЛЧАНИЕ В просторе пустынном – Змеиный узор. А царственным Нилом Владеет Хатхор*. Гранитные овны, Составивши ряд, Совсем не покорно На север глядят. Дом вечности будет Стоять с этих пор. Уснувших разбудит Богиня Хатхор. Откроются храмы Семи Клеопатр. Блеснёт словно мрамор Египетский натр. Опутана жрица Сетями Хатхор, Чтоб мог насладиться Тоскующий взор, И бисер сандалий С замком стебелька Красу Нефертари Несёт сквозь века. Хатхор сотрясает Прибрежный тростник, Заблудших спасая В решающий миг. _________________________________________________ * В египетской мифологии – богиня плодородия и любви *** Краток покой, что казался великим. Слёзы Марии – стали дикой гвоздикой. Неодолимость полусна Течёт сквозь зной Александрии. Любовь, тобой окружена Была ещё вчера. К Марии Молитву обращала я, Чтоб обрела душа моя Напутствие в миру и в Мире. Тогда привиделся трикирий*, Свеченье чуткого огня… В библейской Книге Бытия – Любви единой ищем властность. В житейском вихре – ты и я – Нас не накроет безучастность. ____________________________________ * В православном богослужении подсвечник для трёх перекрещенных свечей. ИШТАР Бегут облака в предзакатный пожар, Как рыжие львы на воротах Иштар*, Сквозь синюю вечность** несущие пыл Великих знамений манящих светил. Вступает в борьбу угасающий день, Стремясь отодвинуть ползущую тень, Но тщетны усилья текучих минут, На новом пиру опоздавших не ждут. И лунный, божественный, дымчатый рог На Млечном пространстве ладьёю пролёг. И время хранит человеческий дар – Не выцвели львы на воротах Иштар. В безбрежности льётся рассеянный свет, Где звук подчинил себе скорость планет. И бык пятиногий простёр два крыла, Нацеленных в небо с полётом орла. Идёт излученье воинственных чар – Сулит изобилье соблазном Иштар. Доносится звон золотых колесниц Благим покровительством древних цариц. _____________________________________________ * В месопотамском пантеоне – главное женское божество, олицетворяющее плодородие и любовь. ** На синих вратах Иштар – изображение золотых звёзд и идущих золотых львов.
Рисунок Елены Есиной