30.09.2025

Счастье на букву «А»

Если меня спросят, какая главная буква в имени нашей дорогой столицы, не задумываясь отвечу – «А»! «А-А-А-А-А» — поёт от счастья душа столичного жителя! «А-А-А-А-А» — эхом вторят и аукают душевные и милые каждому Арбат, Сивцев ВрАжек, ТверскАя, КитАй-город и сотни других названий переулков и улиц.

Авангардный дух города отражается в многоголосой речи миллионов столичных жителей. «А-А-А-А-А», – шумят роскошные рестораны, великолепные торговые центры, украшенные иллюминацией площади, улицы, дворы и переулки. В одном из них (по адресу Староконюшенный, д. 39) в галерее «А3» видных представителей московского авангарда и творческой интеллигенции собрала на День Города поэтесса, журналист, член Союза писателей Москвы, член и корреспондент Московского Литфонда — Ольга Артемьева.

Марк Артемьев, фото автора

За длинным столом у Ольги делились своими историями московского счастья и ещё немного говорили о жизни, духе времён известный продюсер и промоутер Олег Цодиков, фронтмен московского андеграунда, художник Александр Петлюра, архитектор Анастасия Бабич, журналистка Анна Круглова, художница, председатель секции галерейного дела ТСХР, куратор выставочных проектов Василиса Литвинова и поэт Николай Суховой. Музыкальный вклад в перформанс длинного стола сделали молодые музыканты: саксофонист Марк Артемьев, поэт и исполнитель песен Константин Фёдоров.

Формат мероприятия задал молодой Артемьев. Джазовые композиции из Чарли Паркера и Кола Портера в его исполнении стали камертоном встречи, настроив аудиторию на открытый и продуктивный полилог. На правах модератора, автора и вдохновителя перформанса Ольга Артемьева предложила поговорить о Москве как городе, в котором живёт счастье.

Авангардность, широта души, свобода и лёгкость бытия – непреходящие и вдохновляющие традиции московской жизни, привлекающие в хлебосольный город талантливых людей со всего мира во все эпохи. Дух эпохи и городскую романтику, выразил гениальный Геннадий Шпаликов, создатель сценария фильма «Я шагаю по Москве». Промокшая, простоволосая, босая абсолютно счастливая девушка в лёгком платье шла по городу под дождём, а зонт над ней держал молодой человек (Олег Видов, будущий эмигрант и голливудский актёр второго плана, — прим. ред.), ехавший следом на велосипеде – эта сцена из жизни вдохновила авторов на воплощение шедевра.

1997-й, Саша Петлюра и Оля Артемьева. Фото из личного архива О.Артемьевой

Александр Петлюра — человек-явление и перформанс, как он есть, украсил в компании с Пани Броней не одну вечеринку и модный показ. Вольный художник приехал в Москву для учёбы в «Строгановке» в середине 1980-х. В нашем городе выросшему в Луганской области Александру очень понравилось, и он решил остаться. Преодолеть булгаковское проклятье квартирного вопроса Петлюре помогла Пани Броня, никак не хотевшая покидать к тому времени почти полностью пустой многоквартирный дом расселяемых коммуналок на Петровском бульваре.

– Здравствуйте, я режиссёр «Мосфильма», – представился ей Александр.

— Здравствуйте, я актриса «Мосфильма»…, – тотчас ответила Пани Броня.

«И тут я понял, что вот мы и дома…», — рассказывает основатель знаменитого «Заповедника искусств на Петровском бульваре», просуществовавшего с 1991 по 1995 гг. Пани Броня стала звездой модных показов, перформансов Петлюры. Одним из них стал «17 мгновений до весны» на презентации первой книги Ольги Артемьевой «Пять минут до конца зимы» в клубе Cabana в 1997 году.

К слову, предисловие для творческого дебюта Ольги написал знаменитый Ю. В. Мамлеев — писатель, драматург, поэт, философ. В «святые годы», в 90-е «Заповедник» Петлюры «крышевали» «Ореховские», причём на безвозмездной основе. Крепкие ребята в спортивных костюмах отличались сентиментальностью, сами не беспокоили и другим не давали в обиду людей не от мира сего, нашедших пристанище в петлюровской обители.

«17 мгновений до весны», Пани Броня в центре, клуб Cabana, 1997-й. Фото из личного архива О.Артемьевой

 «Заповедник искусств» и Александр Петлюра станут героями книги журналистки Анны Кругловой, посвящённой великому московскому ресторатору Люсьену Оливье, чьё имя носит знаменитейший салат. Она поделилась секретом, что её историческое исследование раскрывает немало подробностей об Оливье – безукоризненном мастере высокой кухни Великолепной Эпохи второй половины XIX века. Ей удалось найти даже номер его телефона.

«В нашей профессии говорят так: плох тот журналист, который с двух звонков не узнает телефон президента. А мне удалось найти номер самого Оливье. Недолго я боролась с искушением ему позвонить, но к счастью, мне никто не ответил», – поделилась Анна историей своего расследования.

Пани Броня с фанатом, 1997-й. Фото из личного архива Ольги Артемьевой

Помимо номера в распоряжении г-жи Кругловой оказались уникальные документы, связанные с жизнью и деятельностью Люсьена. Великий ресторатор ушёл из жизни внезапно, несколько часов спустя после публикации о начале деятельности его детища – Товарищества гостиницы «Эрмитаж Оливье» (располагался на территории сада «Эрмитаж», тогда принадлежавшего Якову Щукину). Подробности этой детективной истории читатели смогут узнать в книге Анны Кругловой, которая в данный момент готовится к изданию.

Москва – город больших возможностей, считает архитектор Анастасия Бабич. Десять лет назад она оставила Северную Пальмиру и обрела еще одно место по любви — сударыню Первопрестольную.  До сих пор Анастасия поражается невероятно пестрым разнообразием разных уголков города. Любимым местом для петербурженки стал Китай-город, в чём-то напоминающий своей динамикой Питер. По словам Анастасии, Москва хоть и всем хороша, но современному городу не хватает мест для совместного досуга, особенно для творческих людей.

— Я люблю живопись, люблю рисовать и не одинока в своем увлечении, таким местом для меня и друзей мог бы стать Дом Художников, – сказала Анастасия.

С Анастасией согласна председатель секции галерейного дела ТСХР Василиса Литвинова, напомнившая, что Центральный Дом Художника на Крымском Валу был построен на средства художников, собранных Союзом Художников СССР. Москвичи ещё не забыли постоянные культурные мероприятия, проходившие в здании: великолепные концерты, модные показы, вернисажи. Культурная жизнь бурлила как в самом здании, так и на прилегающих территориях, в парке Музеон.  Василиса надеется, что эти традиции вернутся вместе с возрождением Дома Художников в столице.

Москва, 1997 год, вид от входа в клуб «Cabana”, вечер презентации книги «Пять минут до конца зимы». Фото из личного архива О.Артемьевой

По канону на творческой встрече должны звучать хорошие стихи. Ни на шаг не отступил от канона московский поэт Николай Суховой. Сначала Николай перенёс слушателей из арбатского переулка на площадь Курского вокзала, откуда, как джин, переместил на улицы знойной Касабланки.

Поэт Суховой родом из Перми, профессионально пишет лирику больше пяти лет. Ценитель красоты во всех её проявлениях, Николай известен не только как сентиментальный лирик, но и как автор остросоциальной непечатной поэзии. На такие темы он пишет под псевдонимом «Батя политрук».

На длинный стол к Ольге Артемьевой Николай пришёл в свой 46-й день рождения со стихами: «Крыша Курского вокзала», «От Курского до Касабланки», «Галина Бланка», «46» и другими. Финальный аккорд встречи за длинным столом прозвучал в исполнении Константина Фёдорова, выступающего под творческим именем Космонавт. Под собственный аккомпанемент на электроакустической гитаре он исполнил песню «Гиперсон». Гиперсон — явление, пришедшее из научной фантастики. Гиперсон представляет из себя искусственный анабиоз, в который вводят космонавтов при путешествиях к отдалённым звёздным системам.                                                                               

Максим ШАХОВ

Фото Анастасии Черномырдиной

От редакции: Читатель может подумать, что исконно советский, патриотический ресурс занимается «реабилитацией» лихих 90-х. То есть противоречит самому себе в суждениях о тогдашней политике и общественных процессах…

Занимается! В целях обучения читателя диалектическому взгляду на прошлое. Величайшую слабость интеллигенции мы видим в «выплёскивании ребёнка вместе с водой» — в попытке закрыть глаза вообще на всё, что тогда происходило. А ведь мы, нынешние наследники громадных толщ страниц «ЛР», родом из 90-х. Все наши светлейшие и первейшие чувства — там имели место быть, так уж совпало. И подлые экономические регрессные процессы не омрачали нашей юности — что поделаешь, не всё мы тогда понимали… В чём-то даже участвовали по дурости (в «приватизации» колхозного шифера — я лично, в Себежском районе было дело). Однако главное — не в этом. В любви главное и в творчестве.

Неужели ничего стоящего не происходило тогда, не писалось, не читалось — в тех литературных салонах и в клубах? Не могло такого быть — и тот же свердловчанин Борис Рыжий доказал, что из этой противоречивой действительности ещё как здорово можно делать стихи, что её шершавую эстетику можно превращать в искусство, в слово.

Точно так же и галереи тех лет. Да, там имели место весьма шокирующие иногда выставки — но кто не был в радикальном искусстве тогда, в 90-х, не пришёл бы потом, в нулевых и в радикальную политику (о себе). Так что лично я смотрю на фото из архива Ольги Артемьевой с удовольствием, вижу не только кадр, но и закадровое, zeitgeist. Как автор в День Города актуального романа «Поэма столицы», главные, стартовые события которого разворачиваются в столице летом 1998-го года, вижу, ощущаю ту атмосферную теплоту, «пространство возможностей» в личном измерении — да, пока кто-то завладевал фабриками и нефтью, мы… овладевали друг другом на крышах этого благословенного города. Нам этого было избыточно, достаточно. Из этого личного рая, конечно, надо было потом себя самостоятельно изгонять, догоняя многотысячные демонстрации оппозиции конца 90-х — в этом и был подлинный для нас рубеж веков…

Уверен, что участие Ольги Артемьевой в разных арт-проектах, в том числе в съёмках клипа советской звезды Эдуарда Хиля вместе с модной тогда группой «Препинаки» — те самые «Золотые страницы» (помните такой справочник 90-х? бесплатно раздавали у станций метро) лихих девяностых, что будут нам всё дороже в будущем. Потому что и из этой переломной эпохи мы вынесли красоту, не проронили! Кто не сумел этого сделать, не отделил в памяти агнцев от козлищ — просто поленился умственно.

Д.Ч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...